Звезда пленительного счастья

1975, СССР, драма, мелодрама, история

После подавления восстания на Сенатской площади события развивались трагически: пятеро декабристов казнены, большинство отправлены в Сибирь. И вслед за ними, сквозь мороз и лишения, поехали их жёны.

Режиссёр
Владимир Мотыль
Актеры
Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук, Олег Стриженов, Эва Шикульска, Игорь Костолевский, Раиса Куркина, Татьяна Панкова, Олег Янковский, Татьяна Федорова
HD
16+   2ч 47м КиноПоиск  8.0 IMDb  7.2
Сериал Звезда пленительного счастья онлайн на Эмбликс

Галерея

Интересные факты 3

Василий Ливанов не столь высокого роста, как был император Николай I (2 метра 4 сантиметра).
Кроме истории любви Ивана Анненкова и Полины Гёбль была также аналогичная судьба декабриста Василия Ивашова и Камиллы Ле Дантю.
В качестве названия фильма взята строка из стихотворения Александра Пушкина «К Чаадаеву».

Отзывы к сериалу 21

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Начну с прелюдии и впечатлений.

Посмотрела недавно «Союз спасения» — это новое кино, 2019 года, которое, якобы, повествует о восстании декабристов. Я осталась очень недовольна фильмом.

Пробежалась по комментариям к нему, и люди посоветовали посмотреть «Звезда пленительного счастья». Да, посмотрите этот фильм! Это, конечно, мощно. И теперь у меня сложилось впечатление, что авторы неудачного ремейка фильма о декабристах «вдохновлялись» «Звездой..».

Но в звезде есть огромное количество достоинств, ради которых стоит его посмотреть или пересмотреть еще раз: хороший сценарий, грамотный оператор и монтажер, актеры, которые прекрасно играют. В «Звезде» музыка, которая дополняет повествование и доводит эмоции до предела. Здесь есть идея и посыл. И в конце «Звезда» прошибла на слезу. Потому что это сильно.

Неужели, 50 лет назад фильмы снимали лучше? Может технология была лучше? Или страна лучше? Нам тут рассказывают, какое все раньше было отсталое и плохое. И меряют все бюджетами, которые, якобы, нынче вкладывают в искусство. В «новое русское кино 2019 года» вложили аж целый миллиард рублей. Но толку?

Я представитель более позднего поколения, которое уже почти не помнит Союз. Но я уверена, что раньше качество фильма не меряли количеством ноликов, которые на нем отмыли. И знаменитые актеры не стали бы раньше марать свою репутацию, снимаясь в барахле. Потому что честью дорожили. Впрочем, как и герои фильма о декабристах.

В том «новом российском фильме» все было ужасно: актеры, которые не умели играть, музыка невпопад, сюжет отвратительный. И это так контрастирует с тем, что я увидела в «стареньком» кино, выпущенном в стране, которой больше нет. Стало быть, 50 лет назад, могли позволить себе нормального оператора, съемку в реальных интерьерах, и могли позволить себе набрать именитых актеров, например, Баталова, Смоктуновского, Янковского, Ливанова. Напомню, что это звезды первой величины на тот момент. Все сыграли отменно. А император каков!

Как жаль, что настоящее кино заменили дешевой китайской подделкой, которую заказали на алиэкспресс.

Это были впечатления, а теперь немного по сюжету.

Кино показывает «изнанку» восстания Декабристов, о которой практически никто не говорил. Оно повествует не сколько о революционерах, сколько об их женах, которые решились ехать за мужьями на каторгу в Сибирь. Они готовы были терпеть любые лишения, отказаться от титулов и почестей, даже пожертвовать будущим своих неродившихся детей.

Кино показывает то, что было непосредственно после восстания, немного воспоминаний ДО восстания, и во второй половине фильма — историю Жен.

Я слышала о «женах декабристов», но знала очень мало. Но после этого фильма, где актеры блистательно передали всю тяжесть выбора, сделанного ими, я буду совсем по-другому относиться к этому периоду.

Хочу отметить игру актеров. Это потрясающе. Как же прекрасно играли советские актеры. Просто «мед для ушей», «услада для глаз». И, что особо сильно бросается в глаза после «недоремейка» — актеры не сливаются в общую массу. Ты быстро понимаешь, кто есть кто, начинаешь их отличать, потому что грамотно подобраны разные типажи.

И также герои объясняют свои мотивы действий. Ты им начинаешь сопереживать.

Музыка, костюмы, массовка, декорации — все на уровне, все настоящее. Сюжет хоть и рваный, где постоянно пересекаются судьбы разных героев, но при этом он очень понятный.

В общем, порадовала советская классика. И, конечно, на контрасте с тем, что сняли 45 лет спустя за миллиард рублей, это просто шедевр, которому должны дать 10 оскаров!

Смотреть всем, кто интересуется тем историческим периодом. И просто хочет посмотреть качественное кино с прекрасными актерами.

Фильм, как и обещано в самом начале, посвящен именно женщинам, а точнее, женам декабристов. Поэтому и нет долгих разговоров о судьбе отечества, которые вряд ли были бы интересны кому-либо, кроме историков и документалистов. Но фильм, конечно, о более важном и более вечном — о самопожертвовании.

Если кажется, что все сундуки добра вместе со слугами, которых жены декабристов брали с собой в Сибирь, уменьшают их страдание на фоне животных условий, в которых оказались их мужья, — как будто бы самое важное, как много ты страдаешь — следует понимать, что «много» не означает «глубоко». Весь фильм — это ода решительности русских женщин. Волконская бросает сына ради мужа не потому, что она хочет что-то кому-то доказать, — хотя так думает ее отец, боясь ее отпустить, — а потому что по-другому жить нельзя. И это необходимое спасение всех «несчастных», ради которого придется бросить всю семью, забыть собственных детей, всю оставшуюся жизнь провести в кандалах на ледяном морозе, — встречается не слезами горя, а слезами радости, «потому что теперь она [жена] будет ему нужна».

В определенном смысле, это идея «Преступления и наказания», только с Соней Мармеладовой в главной роли. Никаких заблудших душ в фильме нет. Все отрицательные персонажи вместе с главной «свиньей» Николаем I — неисправимые губители России, которые сначала повесят, а потом перекрестятся. Но то, что они верят в свой порядок, установленный богом, так же непоколебимо, как и сами декабристы и декабристки, особо не раскрыто. Да и вообще мало что действительно раскрыто — с полярностями относительно добра и зла в фильме все абсолютно. Кажется, что фильм снят человеком все это пережившим (отца автора арестовали в 30е) и субъективно передающим ощущения от того времени (кстати, в фильме абсолютно все мелочи исторически достоверны).

Конечно, фильм не столько объясняет, сколько показывает вековую тему русской литературы — житие святых. Конечно, многими это будет воспринято слишком поверхностно. Но тут смешались и достоверность истории, и личные переживания, вызванные уже советским временем, так что вышло слишком искренне, чтобы не смотреть.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Итак, декабристы. Кто они? Герои? Так ли? Вообще события восстания, или, скажем так, попытки восстания переданы в фильме скомкано и сумбурно, нарушена хронологическая последовательность, здесь коллаж отдельных образов, сцен, персонажей. Имея слабую подготовку по истории, разобраться в деталях невозможно. Но, видимо, это и не было целью фильма.

Т. к. он снимался во времена СССР, трактовка могла быть только в одну сторону. Все декабристы — герои, а Николай I — сам Гитлер во плоти. Василий Ливанов в этой роли устрашающе неприятный тип: нервный, суетливый, крикливый — карикатурный персонаж, недостойный уважения.

Вернемся к декабристам. Их мотивы и стремления переданы тоже весьма поверхностно: абстрактное желание общей свободы и личная неприязнь к Николаю I — это то, что мне запомнилось. Изначально неумелое планирование и плохая организация бунта также была оставлена за скобками, их раскрыли, и на этом все.

В роли декабристов актеры-красавцы того времени, но если по героям Абдулова и Янковского сразу видно, что это просто мальчишки, не до конца осознавшие, во что ввязались, то герои Баталова и Стриженова уже вызывают вопросы. Будучи уже участником заговора посвататься к 18-летней девушке, жениться и зачать ребенка — это поступок мужчины — настоящего героя? Большая любовь? Да они были даже не знакомы до свадьбы!

В общем, мое мнение — никто из мужчин-декабристов даже не задумывался о судьбе своих родных и близких. Позор, потеря состояния, сиротство детей — ни о чем. Ребячество, инфантильность? Без сомнения.

Тем не менее они и их судьба тоже не являются целью фильма, ибо главное тут — концентрированная плаксивая эмоция в чистом виде, очень женская. Не зря в начальных титрах промелькнуло «Посвящается женщинам России». Они здесь героини, эти влюбленные жены, бросившие все (некоторые — даже детей) ради того, чтобы отправиться в ссылку к мужьям в глухую Сибирь. Вот это все показано как раз очень качественно и достоверно (хотя местами до оскомины слащаво), и актерские работы прекрасные. «Он страдает. Значит, я ему нужна» — другое время, другие нравы, возможно, сейчас это в принципе трудно понять — такое упрямое самопожертвование со стороны этих женщин, антифеминизм в абсолюте.

Не хватает в конце хотя бы краткого описания их дальнейшей судьбы, ведь многие выжили и даже дождались амнистии. Но это уже на усмотрение зрителя, стоит ли залезать в Википедию. Еще интересный факт про декабристов, их этапирование в Сибирь началось с печально известного Владимирского тракта, который впоследствии большевики переименовали в «Шоссе энтузиастов», даже не знаю, ирония это или уже сарказм?

Кинолента «Звезда пленительного счастья» создавалась в условиях симпатии к декабристам, их идеалам и стремлениям. Фильм получился романтизированным, если не сказать, карамелизированным. Но дело было не в искажении основных событий, а в их излишний мелодраматизации, и замалчивании наиболее напряженных вопросов.

Ставка в фильме делалась не на политические убеждения членов Северного и Южного общества. От этого в данной киноленте остался лишь один эпизод с несколькими фразами, поясняющими основное расхождение идей «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева. Первая ратовала за установление республики, вторая за монархию, ограниченную законом. Кстати, как в «Звезде пленительного счастья», так и в «Союзе Спасения» опущена значимая фигура одного из создателей «Северного тайного общества» Никиты Муравьева. Так вот, расчет делался на женские персонажи и идею семьи. Собственно, титры и открываются текстом «Женщинам России посвящается». Любопытно, что не «Русским женщинам» по названию некрасовской поэмы. И это справедливо, так как среди двенадцати декабристок было две француженки, Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, одна полька, Мария Юшневская, и все остальные — русские.

И вот от двух больших политических программ остается лишь несколько небольших фраз, но красной нитью тянется мысль Волконского о том, что почти все холосты и только Рылеев женат. Идея семьи превалирует, как, дескать, можно пускаться в такого рода «авантюру», когда под боком жена и маленький ребёнок. Но о первостепенности семьи забываешь мгновенно, когда смотришь на вдохновленного идеей Щепина-Ростовского, называющего Николая Павловича в лицо «свиньей», что вряд ли имело место быть в реальности, а было выдумано для большей драматизации событий.

Ответная реакция Николая «Мерзавец! Свинья! Дрянь!», конечно, была бы больше в духе его брата Константина, как ни странно русским народом любимым. Видимо, сказалось десятилетнее отсутствие наследника, образ которого мог обрасти сказками о царе-батюшке, возвратившимся из земель заморских, и спасущим землю русскую. О том, что представлял из себя Константин на самом деле, можно почерпнуть из различных воспоминаний о нём, скажем только, что это было второе воплощение императора Павла.

И вот, яростно скалящийся на декабриста Ливанов в образе Николая кажется актёрским перебором. Но напомним о том, что Николай I пережил самый настоящий ужас во время этих событий. Потребуется немалая фантазия, чтобы представить, что такое, когда бунт поднимают дворяне, на лояльности которых и держится трон. Скажем так, события носили настолько ещё и непредсказуемый характер, что был подготовлен план эвакуации всей императорской семьи в Царское село. Поэтому мечущийся испуганный Николай в «Звезде пленительного счастья» это реальность, отдающая приказание стрелять боевыми по своим.

Три центральных женских персонажа фильма — Мария Волконская, Екатерина Трубецкая и Полина Гебль. Последними двумя двигала исключительная любовь к своим мужу и жениху. А вот Волконскую вело совсем иное чувство. Об этом в фильме говорится лишь намёками, да и довольно-таки посредственная игра Натальи Бондарчук, разве что внешне схожей со своим историческим прототипом, вкупе не отобразили истинного положения дел в семье Волконских. А вот Полина Гебль в исполнении Эвы Шикульской получилась настоящей и живой. И замечательно было бы изобразить два разных чувства долг и любовь. Но с долгом не вышло, а жаль.

Безусловным выигрышем фильма стала написанная к нему музыка Исаака Шварца. Шварц один из гигантов советского саундтрека. Прекрасно чувствующий литературный и сценарный текст, он умел находить мелодию, отражающую мысль, не находящую слов. Культура саундтрека в наше время значительно снизилась, и «Союз Спасения» как нельзя лучше это продемонстрировал.

8 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Звезда пленительного счастья 1975 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

После подавления восстания на Сенатской площади события развивались трагически: пятеро декабристов казнены, большинство отправлены в Сибирь. И вслед за ними, сквозь мороз и лишения, поехали их жёны.

Звезда пленительного счастья / Звезда пленительного счастья 1975, СССР, драма, мелодрама, история