Через тернии к звездам

1980, СССР, фантастика

XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв. Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека - девушку Нийю, обладающую уникальными способностями - она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей, и любые предметы...

HD
6+   2ч 28м КиноПоиск  7.3 IMDb  5.9
Фильм Через тернии к звездам online на emblix

Галерея

Интересные факты 18

Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары.
В 2001 году сыном режиссёра была выпущена переработанная версия фильма. Переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма сокращена на 20 минут (по утверждениям авторов переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску).
Композитор Алексей Рыбников при написании музыки к фильму использовал мелодии, написанные им для оперы «Юнона и Авось». В новой версии по соображениям охраны авторских прав все они были заменены музыкой Д. Рыбникова, сына Алексея Львовича.
В конце фильма предполагалось поместить надпись: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля», однако в первой версии редакторы фразу вырезали, сочтя её недопустимо острой. Эти титры появились лишь в финале обновлённой версии фильма.
Актеры 15
Съемочная группа 8
Подборка фильмов с Ричард Викторов online на Emblix
Режиссёр, Сценарист
Подборка фильмов с Кир Булычёв online на Emblix
Сценарист
Подборка фильмов с Александр Рыбин online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с E. Leontev online на Emblix
Декорации
Подборка фильмов с V. Litvinov online на Emblix
Декорации
Подборка фильмов с Людмила Чекулаева online на Emblix
Художник по костюмам
Рекомендуем 10
Фильм Буш online на emblix
2008, США, биография, комедия, драма
Фильм Кошелек или жизнь online на emblix
2007, США, комедия, триллер, ужасы
Аниме Красавица-воин Сейлор Мун Эр онлайн на emblix
1993, США, аниме, драма, комедия, мелодрама, мультфильм
Аниме Холм в багряных сумерках [ТВ] онлайн на emblix
2008, Япония, аниме, комедия, мелодрама, сериал
Фильм Заключенный R online на emblix
2010, Дания, драма, криминал
Фильм Призрачный патруль online на emblix
2013, США, комедия, боевик, фантастика, фэнтези, приключения
Фильм Лицом к стене online на emblix
1990, СССР, детектив, криминал
Фильм Маугли. Возвращение к людям online на emblix
1971, СССР, приключения, мультфильм, семейный
Фильм Потапов, к доске! online на emblix
2007, Россия, приключения, семейный
Фильм В – как в слове «убийство» online на emblix
2021, Польша, драма

Отзывы к фильму 14

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Космические приключения Советского союза
Интересная советская фантастика, которая снята по сценарию Кира Булычёва, затрагивает тему спасения человечества, экологические проблемы и капиталистическое общество. Фильм в 2-х сериях очень интересно знакомит космическое путешествие и нахождение заброшенного корабля. Парни не смотрели «Чужого» Ридли Скотта, поэтому решили проверить, всё ли там хорошо. Пусть и примитивно, пусть и с советскими возможностями сьёмок, где грубо, дёшево, но так ностальгически и по-своему прекрасно открывается нам атмосфера данной картины.

Серия первая: «Нийя – искусственный человек».

Знакомство с единственным разумным существом, потерявшим память, выглядит весьма эпично. Это не «Atomic Heart», но встреча с андроидом забавляет. Режиссёры Ричард и Николай Викторовы помещают фантастику внутрь эпохи, что характерно для советской фантастики в целом. Мрачный корабль, флэшбеки с клонами, тайное прошлое Нийи – всё окутано чем-то зловещим, чем-то неизведанным, и авторы делают на этом акцент, помещая андроида в дом к учёному.

Взаимодействие людей и робота поднимают вопросы контроля, невозможности чувствовать и слабостям. Нийя в исполнении Елены Метёлкиной выглядит весьма жутко, вот что значит, подобрать образ и грим. Картина вписывает сына ученого – Степана, чтобы красиво связать человека и машину. Тайное прошлое андроида проявляется урывками, зритель узнаёт, что Нийя может представлять опасность, а методы воздействия весьма примитивны.

Лента выплёскивает возможности Нийи в безопасном обществе, чтобы показать, что это не просто андроид: перемещение в пространстве (трансгрессия если «по-хогвартски»), телекинез – всё это может и помочь, и причинить вред. Именно во взаимодействии с людьми пробуждаются скрытые инстинкты, но зритель пока только в отрывках воспоминаний видит, что стало с Нийей в прошлом. Картина постепенно подбирается ко второй части, где нашему взору представляют планету Нийи – Дессу.

Серия вторая: «Ангелы космоса».

Вот здесь и разворачивается фантастика будущего. Комический корабль землян, проецирующий себя как чистильщик (только без Сэма Джексона), открывает зрительному взору ужасную катастрофу на планете искусственного человека. Смесь кадров подобно «Сталкер» Андрея Тарковского и «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, серый, коричневый окрас – ужасающий и зловонный воздух (мы не чувствуем его, но по кадрам можно ощутить, что на Дессе совсем плохо).

Саспенс в съёмке сопровождается отравленным народом, силами монополиста, который словно в «Танкистке» Рейчела Тэлалея дарует и спасение, и гибель. Картина весьма детективно раскрывает шпиона на корабле союзников, чтобы подвести очистительную экспедицию к ключевому моменту. Отравлена планета, отравлены люди (и физически, и духовно), отчего кадры последствий ужасают. Дополнительным штрихом становится жидкая живая субстанция, снятая весьма мрачно и страшно, как покемон Граймер.

Фильм постепенно и интересно раскрывает правду корабля Нийи и доносит основную проблему финальной фразой – «Снято на планете Земля». Чувствуешь укол совести. И это будущее, экологические проблемы, к которым мы придём. Символично! В целом, как космические приключения картина довольна занимательная. Интригующая история корабля, таинственная миссия отца Нийи, его взгляд на погибающую планету и влияние человека на инопланетян, на отравленный ложью и экологией народ. Хотелось бы развитие дальше, сиквел, но, увы. Зато красивое кино!

Недоделанная классика
Советское будущее. Патрульный звездолет натыкается на заброшенный пробитый корабль, полный клонов. Выжила только одна пассажирка - владеющая телекинезом Нийя, которой предстоит миссия по спасению родной планеты Десса гибнущей из-за действий жадного олигарха...

'Через тернии к звездам' - кино вроде бы культовое на постсоветском пространстве и слегка засветившееся на пространстве мировом: его сокращенную версию крутили на американском ТВ, и оно стало одним из источников вдохновения для Люка Бессона при создании 'Пятого элемента' (идею искусственно созданной крутой инопланетянки он подсмотрел именно там - тем ироничнее, что в 'Элементе' эту героиню сыграла актриса с русскими корнями). Это кино из тех, которые принято любить. Понятно, почему так вышло: экранизация культового классика Кира Булычева (который не только детские боевички про Алису писал), серьезная тема экологического кризиса, относительно блокбастерный размах со спецэффектами. Особенно с учетом того, что фантастикой советского зрителя особо не баловали. Проблема в том, что все эти обстоятельства заслонили в глазах многих сам фильм и качество его исполнения. А качество как раз посредственное.

К сценарию, в принципе, серьезных претензий нет - все крепко, качественно, интересно, только ощущение затянутости остается. Как будто в фильме очень много по меркам блокбастера сцен, в которых мало что происходит. Перемонтаж 2001 года делу не помог. Да, это вопрос в первую очередь к ватной, вялой режиссуре, от которой клонит в сон. Плохой режиссер и даже идеальный сценарий в грязи утопит. Но все же очень уж скучно и затянуто расписаны сцены адаптации Нийи на Земле. И это именно сценарный косяк.

Не радует и актерская игра уровня перестроечного артхауса - половина героев ходит с вялым видом и реплики проговаривает, как будто отбывая повинность. Особенно неприятной получилась та же Нийя в исполнении полупрофессиональной актрисы Елены Метелкиной - ходячий покерфейс в дурацком парике. Нет у нее нормальных чувств, эмоций и какого-то адекватного мировосприятия. Пока земляне пляшут вокруг нее, пытаясь чем-то заинтересовать, она просто бродит по новому миру и с бесстрастным видом робота лениво познает его методом научного тыка. Важнейшая для сюжета героиня откровенно скучна. Остальные не лучше - только пара актеров постарше выдает хоть какие-то естественные, а не наигранные эмоции. И когда посреди этого всеобщего уныния один из персонажей начинает радостно прыгать с криками: 'У меня замечательная работа!', выглядит это неловко. В лучшем случае - как стеб над советскими агитками, характерный все для той же перестройки, до которой тогда оставалось еще несколько лет. В чем-то фильм опередил свое время - жаль, что не в том.

Герои... Ну, с Нийей разобрались. А остальные - просто функции без каких-то внятных характеров. Пионер-переросток, несколько горящих своим делом ученых, карикатурно злой инопланетный олигарх (он хотя бы смешной, ладно), сопротивляющиеся ему карикатурно героические подпольщики с дурацкими бородками. Только мама упомянутого типа пионера выглядит живой и харизматичной.

А вот с экологической темой все круто - она поднята со всей серьезностью, даже с каким-то надрывом. Кадры гибнущей Дессы, снятые рядом с заброшенным нефтезаводом, выполнены в угрюмо-коричневых тонах, жилища-пещеры аборигенов выглядят мрачно и тяжело. Длинные кадры и общая мрачность наводят на мысль о неотшлифованной версии стиля Тарковского - еще один кивок в сторону грядущей перестройки. Но здесь в отличие от перестроечного типа серьезного кино вся эта тарковщина хотя бы работает. Жаль только, что фильм эти сцены не спасают - недоработанный, вялый и изо всех сил строящий серьезную мину где надо и где не надо, этот советский блокбастер чаще раздражает, чем развлекает. Вот такая сырая классика.

4 из 10

Настоящая 'космическая опера'!
...При звуке первых аккордов музыки и при первых кадрах 'Через тернии к звёздам' мне видится наш великий композитор Рыбников, который, сидя в студии музыкальной озвучки перед экраном и синтезатором, и, нажимая всеми десятью пальцами на послушные клавиши, в 'клавесинном' тембре творит истинную 'космическую оперу'- полёт звездолёта 'Пушкин'... Я не знаю, так ли было на самом деле. Знаю лишь, что эта композиция называется 'Свет звёзд', и без неё, как, например, без 'Грозы' и других 'саундтреков' Мэтра, фильм выглядит, извините, кастратом (что, по большому счёту, представляет его версия 2001-го года). В Рунете есть полный саундтрек фильма, в отличном качестве. Просто послушайте его и насладитесь волшебной музыкой нашего замечательного земляка! Кстати, предполагаю, что в какой-то мере 'космическая опера' Рыбникова послужила неким 'творческим ответом' на композиции обретшей в конце 70-х годов прошлого века мировую популярность группы SPACE (лидер - Дидье Маруани), также обожавшей 'космическую оперу'.

Но это я, извините, всё о музыке как автор-исполнитель и композитор. А о самом фильме, одном из моих любимых (в полной версии) - опять же 'записки на манжетах', о которых не говорили коллеги, авторы предыдущих рецензий.

Надо признать, что настоящей, причём всенародной сенсацией картины стала Нийя, 'человек из пробирки'. Ни такого персонажа, ни такой роли допреж ни в советском, ни в мировом (!!!) кинематографе не было!!! Нийя тогда очаровала всех: своей женской незащищённостью (ей сопереживали!), неземной грацией и пластикой (даже наши лучшие чемпионки-гимнастки так не сыграли бы!). А чего стоят эти огромные, вечно тревожные голубые глаза и белая шапочка на голове (правильно сделали, что не стали её 'лысить'!). Замечу: в те годы мало кто знал, кто такой клон и что такое клонирование (первый земной клон, знаменитая овечка Долли появилась на свет много лет спустя после премьеры фильма). Тогда мы знали, что Нийю сыграла 'какая-то модель'. Так оно и было. Как-то раз режиссёр со сценаристом будущей картины, просматривая журнал мод, наткнулись на фото некой Елены Метёлкиной (работала манекенщицей в ГУМе, фотомоделью) и, по легенде, ткнули в неё пальцами: 'Вот наша инопланетянка!' Получается, не ошиблись. Дальнейшая судьба Елены была не проста (см. Википедию).

Визуально и технически фильм был выполнен на высочайшем уровне бескомпьютерных комбинированных съемок, разработанных в СССР, коим задолго до того удивлялись в Голливуде, и особенно их нищенскому бюджету, почему не стоит сравнивать 'тернии...' со 'Звёздными войнами'. Зато можно сравнить с куда более поздней советско-чехословацкой лентой 'Подземелье ведьм', с её уходящими вдаль мутными мамонтами и нелепо-муляжным динозавром... Здесь такой лажи нет! Но очень интересно было бы узнать, как это киношники сделали 'биомассу' такой бурлящей и живой!

А вот уж о чём мало кто из кинокритиков говорит, так это о костюмах персонажей (разумеется, исключая заведомо 'костюмную драму'). Так вот. Ежели мы вспомним, к примеру, отличный советский научно-фантастический фильм по роману И. Ефремова 'Туманность Андромеды' (1967), то заметим, что модельеры/костюмеры разработали для героев будущего большой модельный ряд, который, правда, вполне соответствовал некой 'неомодернистской' дизайнерской тенденции 60-х годов (резкие формы, контрастность, угловатость и т.п. ). В нашем же фильме его костюмеры не стали заморачиваться, а несколько видоизменили советскую моду конца 70-х годов. В результате на экране дамы-учёные расхаживают в модных, году этак в 1979-м, платьях-халатах (под которые тогда ещё надевали водолазки!). И только бородатый профессор выбивается из общего ряда своими шортами-бермудами. Ну, так на то ведь оно и будущее!

7 из 10

И кажется Вселенная сама одной лабораторией огромной
Горькая обида в адрес обманувшего будущего и оказавшегося жестоким Прекрасного Далёка - вот самая, по-видимому, модная в настоящий момент общественная эмоция в отношении позднесоветской условной Алисианы. Полдень земного человечества, упразднившего границы, деньги, личную неустроенность, победившего войны, бедность, болезни, - не только не наступил, но сам был упразднён даже в виде маячащего социально-научного идеала. Выяснилось, что чем кропотливо устранять изводящие человечество напасти, гораздо проще перевести их в разряд вариаций нормы, а для вящего приятия этой подмены - устранить будоражащую, зудящую в личных несовершенствах каждого мечту.

Если беспристрастно посмотреть сейчас 'Через тернии к звёздам' (настоящий, в отличие от 'Гостьи из будущего', флагман Алисианы), то драматически в глаза первым делом бросается чрезмерная, до жестокости доходящая требовательность человека будущего к себе - и, опосредованно, к окружающим. Его жизнь подчинена железной дисциплине труда на постоянно отодвигаемом пределе собственных возможностей и долга, стоящего над любыми соображениями личных симпатий и выгод. В следовании этому долгу - а отнюдь не в жизненных сладостях свободы, покоя, любви, да что там, самого творчества! - единственные его радость и счастье. Миром полудня правит жёсткий, навязываемый извне и самонавязываемый анти-гедонизм, принуждение к аскезе и самоотречению. Это мир сильных, закалённых, оттренированных, равно презирающих опасность и спасительные лазейки, готовых ради помощи другим выйти без скафандра под кислотный дождь, отдать на опыты дитя, остаться навсегда в зоне заражения. Такому миру мучительно трудно соответствовать. А потому велик соблазн осмеять, принизить, обрызгать грязью его величие.

Антиутопия планеты Деса с её подцензурным титром 'все кадры мёртвой цивилизации были сняты на Земле' сама просится быть истолкованной из современной перспективы. Злобный карлик-капиталист, наживающийся на экологической катастрофе, дорого продавая условно экологический лайф-стайл и прикрываясь аргументарием 'Гринписа'; злонамеренное воспроизводство и якобы гуманная, якобы инклюзивная эстетизация генетических уродств; фиксация на обнаружении центров послушания у самых сильных, самых потенциально могущественных особей и попытки употребить их во зло; наконец, бессмысленная, прожорливая, всё сметающая на своём пути биомасса - все эти символы без труда натягиваются на нынешние постиндустриальные реалии, вскрывают их нехитрую подоплёку. Погибшие планеты кричат и взывают: не спасли! не уберегли! бойтесь теперь за себя! Так почему же мы их не послушались тогда? Может быть, слишком громко кричали? слишком сильно, слишком непропорционально утомительно пугали, тогда как 'в огне и буре плавала Сибирь, Европа двигала свое большое тело, а солнце, как огромный нетопырь, сквозь желтый пар таинственно глядело'?..

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Через тернии к звездам 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв. Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека - девушку Нийю, обладающую уникальными способностями - она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей, и любые предметы...

Через тернии к звездам / Через тернии к звездам 1980, СССР, фантастика