Галерея
Интересные факты 1
Актеры 18
Съемочная группа 21
Рекомендуем 6
Отзывы к
фильму
9
Сорокаминутный «Чиполлино» — полнометражный рисованный мультфильм, который с 1961 года остаётся любимчиком малышей.
Он создавался режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по сказке итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино» в годы, которые были для Италии поворотными, а для СССР тоже стали особыми — кончалась хрущёвская эпоха, в первый год проката мультика стрясся Карибский кризис, а в Италии писатель-коммунист Родари мог стать жертвой операции «Гладио», поскольку и в Италии, и во всей Европе включился большой антикоммунистический сценарий.
История персонажа и появления мультфильма тоже почти сказочная. Книга Родари появилась всего за 10 лет до прекрасного советского мультика, а понятия о справедливости и чести настолько тогда совпадали, что итальянские истории для советских детей казались своими. Все книги Родари издавались огромными тиражами, в книжных магазинах расхватывались мгновенно и ходили по рукам.
В чём секрет «Чиполлино»? В деталях. Мультфильм пришёл к нашим дедушкам-бабушкам в пору политической оттепели, разочарования в хрущёвстве, во время страха перед мировой ядерной войной, которую можно было блокировать только всем миром — всепланетным объединением того сообщества, которое тогда называлось «люди доброй воли».
В те годы в мире ещё существовали активные профсоюзы, Советский Союз настойчиво сколачивал международные антивоенные общества, а репутация победителя фашизма ещё не была подмочена ни нами, ни нашими оппонентами.
И компания мальчика-луковки, начинавшаяся с подпольной борьбы за свободу, после сражения за домик Тыквы совершившая социальную революцию — это идеальное общество честных трудяг, которым никто не мешает быть счастливыми. Дети — идеалисты. Даже взрослые, если не растеряли в себе ребёнка, воспринимали сказку и мультик, как витамин счастья.
А если смотреть на фильм, как на достижение мультискусства, то увидим достоинства: яркие образы, качественная работа художников, прекрасное музыкальное оформление — музыка Хачатуряна спустя десяток лет стала основой для балета, правда, поставленного только в 1974 году.
А как в Италии? Увы… Десятилетие после появления Чипполино ознаменовалось наступлением эры организованной преступности и политического экстремизма. Как теперь выясняется, это были побочные проекты и эффекты операции «Гладио», а в итоге победили принцы лимоны и синьоры помидоры.
Мультфильм не постарел и смотрится прекрасно и в наши дни. А история персонажа и его родины может пригодиться школьникам в старших классах. По шкале искусства мультфильм зарабатывает высокую оценку:
8 из 10
Так же, как сказки пишутся не только для детей, так и мультфильм снимаются и для взрослых. И не только для того, чтобы погрузить в ностальгические воспоминания о детстве, но и это не последнее дело.
В 1961 году вышел фильм «Чиполлино» по сказке Джанни Родари — детской литературной классике, и фильм стал в свою очередь классикой мультипликационной. И без преувеличения можно сказать, что он был очень влиятельным высказыванием: ведь даже если оставить в стороне политический подтекст сказки, то не сказать о том, что многие годы существования железного занавеса, Италия для нас была именно такой, какая показана в «Чиполлино» — знойной, белой, озорной и непримиримой с несправедливостью.
Мультфильм (уж гораздо род нее это слово, чем «анимационный фильм») этот выбрал для себя идеальный момент, чтобы явиться миру: мягкое тепло оттепели, ощущение творческого высвобождения, прекрасная плеяда великих артистов — и кажется, что до скепсиса и сатирических подтекстов мультипликации эпохи «застоя» еще так далеко. Может, именно поэтому «Чиполлино» и сегодня, спустя 57 лет, смотрится таким свежим, таким своевременным высказыванием, несмотря на наивную мультипликацию, хотя и наивная она только отчасти — в плане технических возможностей.
В остальных же аспектах — это работа высокого уровня, до которой современной анимации порой не дотянуться. Сегодня мультипликаторы доверили весь творческий процесс компьютерным программам, которые идеально воспроизводят солнечные блики под водой или струящиеся волосы сказочных принцесс. И кажется, что вся энергия создателей уходит на создание программы, а не образа — над ним трудится компьютер. Классическая рисованная мультипликация — это не только более кропотливый и продолжительный труд, но и более долгий совместный путь мультипликатора и его героя — они успевают лучше узнать друг друга и полюбить. Из этой любви проистекает, наверное, и та особая энергетика фильма, которая притягивает к экрану зрителей вновь и вновь — и тех, кто смотрит сказку впервые, и тех, кто знаком с ней с детства.
Несправедливость мультипликации состоит в том, что все лавры и народное обожание достаются не художникам, а озвучивающим артистам. Но с другой стороны, ведь именно они дарят героям свои голоса и в какой-то степени свой характер, в определенный момент неразрывно соединяясь в народном сознании с ними (стоит вспомнить хотя бы то, что Евгения Леонова много лет называли Винни Пухом). Режиссер Борис Дежкин собрал в «Чиполлино» актерский состав, которому позавидовал бы хороший столичный театр: Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Григорий Шпиглер, Георгий Милляр, Георгий Вицин и многие другие, кто составил славу советского театра и на много лет вперед задал его высокую планку. За кадром мультфильма о приключениях в фруктово-овощном мире, они не менее блистательны, чем на академических сценах.
И все же не только яркая работа съемочной группы и актерского состава обеспечила «Чиполлино» долгую экранную судьбу (его и сейчас активно смотрят в интернете). Ведь в искусстве важно не только, КАК сказано, но и ЧТО сказано. И в сказке Джанни Родари, и в мультфильме Бориса Дежкина сказано то, что нам так знакомо. И, может, обоим названным авторам казалось, что они рассказывают о временах и реалиях давно миновавших, но, скорее, они говорили о том, что словно бы неизлечимо для человеческого общества — о социальной несправедливости. Стоит только чуть внимательнее присмотреться к «Чиполлино», чуть сильнее вслушаться, и нехитрая метафора раскрывается: словно бы именно благодаря ей еще ярче, еще очевиднее становится все то, что писатель и режиссер как бы старались зашифровать. И вот этот подтекст уже вроде бы и не для детей вовсе…
«Чиполлино» — по моему мнению прекрасен почти во всех отношениях, и я считаю его одним из любимых советских мультфильмов.
Даже несмотря на то, что это Дёжкинская картина, здесь заметно преобладают акценты разделения на быстрые и спокойные сцены движений, действий персонажей. И да, кстати, про анимацию, она «тёплая» и отдаёт чем-то от середины 50-х годов вместе с «Необыкновенным матчем» и со «Старыми знакомыми». На проекте были и выпускники художники-мультипликаторы, некоторые из них стали мастерами на студии. Это иммигрант из Франции армянин Рене Овивян, или Рене Овив, лучший продолжатель дел Дёжкина и «нупогодист» — Виктор Арсентьев, постановщик мультсериала про поросёнка Фунтика — Анатолий Солин, выигрышный в своих сценах в анимационных мюзиклах («Бременские музыканты», «Летучий корабль») — Виталий Бобров, сын режиссёра Сергей, который умер рано, успев прожить всего 60 лет и 10 дней. Главным художником-постановщиком по версии титров является график Перч Саркисян, хотя это не так: как мы помним по рецензии про серию «красно-кнопчатых», Дёжкин после смерти двух своих сотоварищей-режиссёров начал программу по отстранению других художников-постановщиков от создания облика героев; Саркисян выполнил фирменную отрисовку фонов, а наш Борис Петрович создавал всех персонажей и анимировал их.
С юмором в фильме всё в порядке. В основном он исходит от отрицательных персонажей и от ситуаций, например многоногая гусеница, которая пришла чистить к Чиполлино свои многочисленные ботинки, или забавный сыщик Моркоу с псом Пылесосиком. А предложение ввести налог на осадки из уст Принца Лимона удивительно актуально, и будет очень долго забавлять. Интересно, что все злодеи в мультфильме произносят восклицание «Молчать!», особенно фирменно «затыкать» свой народ закономерно получается у Принца Лимона.
Музыка от композитора Карэна Хачатуряна шикарна. Прослушивая её, хочется начать плясать. По этой музыке в 1974 году даже поставили балет. Особенно мне нравится композиция, сыгранная друзьями Чиполлино для его вызволения из тюрьмы. В озвучке приняли участие, по моим расчётам, как минимум 15 артистов. Среди них Эраст Гарин в роли дядюшки Винограда, Сергей Мартинсон в роли Принца Лимона, Георгий Вицин в роли Кактуса, Георгий Милляр в роли сыщика Моркоу и Григорий Шпигель в роли Синьора Помидора. К минусам я могу отнести лишь внезапный переход от одного события к другому. Не знаю, как, но лечение Графа Вишенки можно было и показать.
В итоге, резюмируя, можно с уверенностью сказать, что это шедевральный советский анимационный образчик из начала 60-х, украшенный яркими красками, юмором, музыкой и забавными моментами, случающимися с персонажами.
10 из 10
Думаю, вряд ли найдутся те, кто не видел этот мультфильм и у кого не осталось в памяти и сердцах этот шедевр «Союзмультфильма». И как думаете почему?
Мультсказка Бориса Дёжкина наполнена яркими и сочными цветами, тёплыми и радостными красками. Кроме того стоит упомянуть тут фоны — здесь изображается тёплый и уютный итальянский городок в окружении моря. И это, скорее всего, не случайно.
Советский кинематограф не мог не экранизировать историю о революции, так хорошо адаптированную для детей. Как известно, придумал и написал «Чиполлино» небезызвестный у нас сказочник Джанни Родари. В этой повести писателю удаётся весьма удачно подчеркнуть высмеивание над буржуазией и с помощью своей фантазии сделать героями не людей, а овощи. А на экране это выглядит ещё более живо и аппетитно.
Если вы не читали книгу, то данная полнометражная, сорокаминутная экранизация является сокращённой версией оригинала со своими шутками и идеями. Но главный посыл всё же остаётся. Больше всего мне запомнилось выступление принца Лимона с его фразой о налогах.
А теперь насчёт самой ленты: анимация подвижная и очень запоминаемая, да и, притом, добротная для 60-х годов. Герои выполнены в приятном мультяшном стиле, а стилистика оживлённых овощей выдержана на все сто. Движения персонажей, как и во всех работах Б. Дёжкина, хорошо продуманы. Ведь не зря многие фильмы режиссёра посвящены этому, в том числе и спорту!
Что касается озвучки, то она вышла просто выдающейся, что и характерно для анимации СССР. Эти голоса Орловой, Кольцова, Названова, Георгиевской и Куприяновой… Настоящий шик и блеск! Музыка Хачатуряна также получилась приятной на слух.
Что же самое главное в этом мультфильме: не давайте себя преклонениям тем, кому вы якобы должны служить, так как вы личность и знайте, что победа всегда в ваших руках.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Чиполлино 1961 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Знакомая каждому с детства сказка Джанни Родари рассказывает о мальчике-луковке и его друзьях из «фруктово-овощного» сказочного мира, которые борются за справедливость и мечтают о добре.
Чиполлино / Чиполлино 1961, СССР, детский, короткометражка, мультфильм