Интересные факты 4
Съемочная группа 1
Отзывы к
фильму
4
…издавна мы, греки, называем богатырей сих — россичами или русами
Сразу оговорю, это очень качественный и хороший мультфильм, лучше которого на подобную тематику (из серии изначальной Руси), наверное, и видеть не давилось, где бы так ёмко удалось уложить тот отцовский авторитет и материнскую любовь. И если не особо вдаваться в недетскую канву, очевидно, как добротно просто и дельно проработан сюжет и быт общинной патронимии с трудами мирными, добрососедства с живою природой и верованием старцев, совместною трапезой, колыбельной песенью и грозными сценами неурядиц меж всегда враждующими племенами. Думается, именно такими образами и подводят к истоку, уже где-то по взрослому закладывая другой вопрос: а было ли..? ну например, нашествие ордынцев на Русь, и своим ли мы обращаемся Богам…
Советская мультипликация, как и киноиндустрия в целом, так много понаделавшая для попытки выхода из под иудейской матрицы, здесь, пусть и в самой наименьшей степени, но она продолжила ту исторически сомнительную параллель, прослеживаемую и дальше в цикле фильмов повествующих о жизни восточных славян и русов, ссылаясь всезачастую на тех, кто всегда хотел народ сей видеть вассалами и рабами (см. эпиграф к мультику). И почему тогда советская Россия, разобравшая господский дом Романовых (с его трёх сотней лет крепостного права и вольности дворянской), не была победно и художественно отбита здесь, и не присоединена назад, к некоему более чёткому прообразу утраченного единства..? в этногенезе, по сути, закрепляя обратный момент распада родового строя, территориальной общины, вечевой системы и копного права, как планомерного итога крестовых походов, вдохновляемых католическим западом, методично заносящего по прежнему чужую идею (как вместо иван-чая бергамот, а вместо гвардейской ленты почему-то вдруг георгиевскую) как заразу, руша и изничтожая всякую сердечность наших связей, затирая в пыль великое прошлое. Вот так, с малых лет и растут сварожьи внуки, вбирая неверное мнение о своем коренном родовом начале, издавно разобщённые и порабощённые манкурты, готовые слепо принять общепринятые концепции, не зная ни веры, ни буквицы, ни той правды, от которой терпит поражение настоящий враг.
… соки идут от корней до самой верхней веточки
В 1973 году, после завершения многолетнего анимационного проекта «Маугли» по книге Р. Киплинга, режиссёр-мультипликатор Роман Давыдов впервые взялся за мультфильм на историческую тематику. В качестве литературной основы новой картины был взят роман Валентина Иванова «Русь изначальная», повествующий о жизни славян в VI веке. При этом нужно сразу оговориться, сюжет мультфильма «Детство Ратибора» лишь косвенно опирался на книгу Иванова и не являлся её экранизацией, как таковой.
«Детство Ратибора» — это не только история о мальчике, который на протяжении всего времени растёт и постигает окружающий мир через общение с людьми. Это ещё и зарисовка жизни славян, которых называют в мультфильме россами, россичами. За те 20 минут, пока длится фильм, мы узнаём чем занимались наши далёкие предки, как жили и о чём думали.
Что касается графики, то здесь следует отметить символизм в прорисовке персонажей. Поскольку в мультфильме славянским воинам (одетым, в основном, в белые одежды) противостоят кочевники-хазары, то и показаны были враги, не как люди, а как некие мифические человекоподобные существа (притом одетые в чёрные одежды). Удачной находкой режиссёра, мне показалось чёрное облако войны (увидев который, отец Ратибора вместе с товарищами отправился на подмогу своим).
Вообще «Детство Ратибора» получился несколько грустным мультфильмом (учитывая то, сколько людей на экране погибло). Честно говоря, мне с детства врезалась в память сцена гибели мальчика от пущенной стрелы. Однако сам тон картины, задаваемый авторами, наполненный героическим пафосом, не даёт повода грустить столь юному зрителю. Ведь не даром красной нитью через весь мультфильм проносится фраза «Смерть не страшна, страшна жизнь в неволе». А так, в целом, получилось неплохо. Может быть мультфильм и не тянет на то, чтобы считаться историческим, но как мифологизированный пафосный очерк о жизни древних славян-язычников, вполне сойдёт.
8 из 10
Сложно сказать, почему именно, но в 70-е и особенно в 80-е и в кино и в мультипликацию вошла мода на Средневековье — и русское, и зарубежное. Валом посыпались плачущие Ярославны из Франции, Даниилы заплечных боевых дел мастера из Галича, Русь Изначальная, Айвенго и Квентины с Дорвардами и т. п. Невольно думаешь, что нас как будто готовили к новой форме феодальной раздробленности.
Этот мультфильм создан на мотив «Руси изначальной». Именно на мотив — осмысленной, и уж тем более захватывающей, история мальчика Ратибора не стала. В ней больше обрывков, цитат, ощущения иллюзорности и почти полное отсутствие дидактичности. Забавно, что ассоциации навеялись с Винни-Пухом Хитрука, потому что и тот, и другой мульты абсурдистские. Только абсурд Хитрука из области сюра, а в Детстве Ратибора — совсем уж редкий для нашей мультипликации экзистенциальный абсурд.
Вот только одна маленькая проблема: непонятно, сознательная ли это линия авторов или недоделки в части сценария? Пожалуй, не то и не другое. В детском (!) мультике вылечившиеся женщиной-врачом мальчики умирают от стрелы врага, а богатыри, имея силушку и патриотизм в виде замечательной мысли о свободе для русского, не способны противостоять тёмной толпе хазар (?)… И противоречие здесь не в слове, а в визуальном ряде. Прорисованные и индивидуальные славянские фигурки резко контрастируют с тёмной и безликой восточной массой…
Если бы произведение было на тему монгольского нашествия, то было бы ещё показательнее. Возникает чувство мёртвой фрустрации и мерзкого трагизма русской истории. Возникавшая как цивилизация культуры Русь под влиянием Востока стала явно другой. Что с этим делать, решительно неясно. Остаётся смириться…
Возвращаясь собственно к фильму, то он хорош уже тем, что провоцирует подобные рассуждения. Даже если эти мысли там напрочь не заложены.
Чем жили, во что верили, кому молились наши предки до принятия христианства — принятия насильственного и неохотного — известно мало. Из имеющихся фактов кроят картины той или иной степени достоверности. Но людям хочется помнить, а если вспомнить нельзя — хотя бы вообразить свое прошлое. Сегодня, когда понятия вроде «вечной истины» и «всемогущества» дают все больше трещин, когда безальтернативная мораль монотеистических религий перестает отвечать реалиям жизни, взгляды людей нередко обращаются к язычеству.
Которое в своем настоящем виде, конечно, тоже глубоко не соответствует современной культуре. Но можно взять лучшее. Осознание своей свободы и любовь к живому миру вокруг, возможность говорить с богами без страха и не бояться ни смерти, ни посмертия. Старые мифы забылись, но можно сотворить новый. Почти что сорок лет назад, еще во времена СССР, каким-то образом появился мультфильм «Детство Ратибора». Добылинные времена. Что-то Рериховское в стиле рисовки, неторопливая манера повествования — и крайняя поэтизация славянского язычества. Мужчины — храбрые воины, умелые охотники и мирные пахари; женщины — нежные матери и мудрые целительницы; боги — далекие предки, сострадающие своим внукам. Это очень красивый мультфильм, не сказочной, а мифической красотой. Единственное, что лично меня смущает — захватчики тут уж слишком «темная вражья сила», а «смерть не страшна» — слова, которые легко сказать, но трудно сказать их правдиво. Конечно, страшна, особенно смерть молодых. И поэтому хочется надеяться, что смерть — не конец.
И мудрый волхв, провожая в посмертие падших в бою с захватчиками, говорит совершенно потрясающую вещь. Тому, что остается надежда на жизнь после смерти, мы обязаны не безликой карме и не всемогущему божеству — а тем чувствам и привязанностям, что успеваем испытать и создать в земной жизни. По-моему, это очень хорошая мысль.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Детство Ратибора 1973 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
По мотивам исторического романа В.Иванова «Русь изначальная».
Детство Ратибора / Detstvo Ratibora 1973, СССР, короткометражка, мультфильм