Интересные факты 3
Актеры 7
Съемочная группа 4
Похожие 16
Отзывы к
фильму
6
Музыкальная комедия. Экранизация одноименной пьесы Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери, которую я разумеется не читал, и не планирую этого делать в ближайшем будущем. Итак, как я и обещал в отзыве на «Благочестивую Марту» — пишу отзыв и на данную музыкальную комедию настоящего мастера жанра Яна Фрида. До «Сильвы» доберусь еще не скоро, ну да это дело уже будущего, а пока позвольте высказать свое краткое мнение по поводу данной картины — коварные интриги мадридского двора. И, как и в большинстве картин советского производства, недостатков я не обнаружил, можно лишь придраться к наигранности, но это — каноны жанра, посему остановлюсь на безусловных достоинствах этой замечательной картины.
Итак, вот они:
1. Настроение — с самого первого кадра перед нами предстает яркая и солнечная Испания, где на фоне залитых солнцем домов, перед нами предстанет история обжигающей и искренней любви, чудовищного коварства, целой череды хитроумных интриг и лихого приключения. Сам настрой картины — крайне положительный и вызывает легкую улыбку на лице даже у самого грубого и неотесанного несмеяна. Если вы хотите поднять себе настроение — милости прошу именно сюда! Разочарованы точно не будете!
2. Песни — как я понимаю, их взяли из оригинальной пьесы. Их много, к сожалению — не шедевр, но все равно заставляют подпевать актерам с другой стороны экрана. Песни опять же, под стать настроению. Хотя порой и фривольного содержания, но переданы культурным языком и не вызывают испанский стыд за героев. Особенно мне запомнилась песня про богатство, бедность и счастье, которое актуально будет всегда. Воистину — бедные завидуют богатым, а богатые завидуют бедным!
3. Интриги — чего у картины не отнять, так это целой череды интриг, которые плетет хитроумный негодяй и мерзавец, дабы добиться своих целей. При просмотре я ловил себя на мысли, что не до конца понимаю ход той или иной интриги, некоторые из них меня откровенно удивили. А от исхода некоторых я испытывал удовольствие, поскольку сам не смог понять очевидных решений. Мой поклон сценаристам!
4. Юмор — он тут и очевидный, где герои выглядят как ходячие карикатуры, так и импровизации актеров, чего только доставляет герой Михаила Светина, который своими фразочками, кривляньями и выражениями лица заставляет искренне умиляться от происходящего на экране. Колкие фразочки Дона Сезара так же не прошли незамеченными, да и у остальных героев их хватает. Я просто выделил самые запоминающиеся.
5. Романтическая история — и вновь перед нами — история искренней любви, жаркой и страстной как испанское солнце. Я за последнее время посмотрел достаточно много романтических картин, и в этом плане меня мало что может удивить, но настоящий шедевр я нашел буквально месяц назад — романтическая история из картины «Рождество на двоих» задела меня за живое и я, повинуясь лишь зову сердца, возвел ее на вершину пьедестала романтических картин. Можете осуждать меня за это, но так я считаю. Романтическая история в «Дон Сезар де Базане» была мне по душе, особенно ее нестандартный подход. Я с интересом следил за ее развитием, а от финала — получил искренне удовольствие. Это не лучшая романтическая история — но и не худшая, а пара Боярского и Самохиной — просто сказка!
6. Костюмы и декорации — едва не забыл отметить отличную работу костюмеров и декораторов, которые превратили различные уголки Советского Союза и массовку в солнечную Испанию восемнадцатого века с ее интригами, дуэлями и прочим. При просмотре все это не вызывает ощущение фальши, несмотря на общую бюджетность как костюмов, так и декораций.
Немного о главных героях:
1. Дон Сезар де Базан в исполнении Михаила Боярского — испанский гранд с благородным сердцем и честью, волею души, скитающийся по миру, пока не оказывается втянутым в череду интриг и приключений, благодаря своему характеру. Герой Боярского — этакий образец настоящего человека чести и рыцарского благородства, который никогда не должен потерять актуальности, плюсом идет замечательная актерская игра и песни в его собственном исполнении. Браво Михаил!
2. Маритана в исполнении Анны Самохиной — цыганская танцовщица, которую сама удача выбрала своей избранницей, дабы объяснить ей что есть на самом деле счастье, богатство и бедность. Юная красавица, которая оказалась в руках матерого интригана. Анна мастерски справилась с данной ролью, да и наряды у нее — хороши! Умница!
3. Дон Хосе в исполнении Игоря Дмитриева — высокопоставленный чиновник при дворе, плетущий интриги ради достижения заветной цели. Истинный негодяй, мерзавец и гениальный притворщик, способный своими речами заболтать любого. Игорь тут просто выложился по полной программе. Это уже не тот влюбленный жених из «Собаки на сене», нет, это уже — настоящий мастер интриг, коварство которого не знает границ. Мой поклон и искренне уважение настоящему таланту Игорю! Браво! Браво! Браво!
В итоге имеем отличную музыкальную комедию мастера жанра Яна Фрида с отличной романтической историей, чередой коварных и запутанных интриг, фривольным настроением, хорошим юмором и замечательными актерами на всех планах.
9 из 10
Очень интересно этого героя сыграл М. Боярский. Это чисто его персонаж. Как сам актёр, так и его образ — это по сути один и тот же человек: жизнерадостный, неунывающий, с хорошим чувством юмора, с вечно молодой душой и с большой жаждой к качественной жизни.
Но человек проверяется и характеризуется не этими качествами, как известно, а поведением в экстремальной, роковой ситуации. И что мы видим?.. Герой Боярского поёт весёлую песню и ест свой прекрасный ужин в тот момент, когда от страха может так сдавить горло, что ни есть, ни пить не сможешь, а уж тем более петь какие бы то ни было весёлые стихи про вкусную еду, дорогое вино и красивых женщин.
А сама песня, которую он поёт, — это вообще отдельный разговор. Такие позитивные, радужные строки. Ну прям послушаешь — и сразу жить хочется. Что-то делать, куда-то бежать, чего-то добиваться, но больше всего — радоваться простым вещам. Эти строки нужно прописывать как лекарство людям во время плохого, унылого настроения, а также тем, кто страдает депрессией. Петь во время завтрака, обеда и ужина. И всё как рукой снимет.
Шутки шутками, а фильм получился добротным. А потому что советский. Актёры старой гвардии, иное кинематографическое зрение… У нас в Союзе, по правде сказать, киноленты о западных странах и об их классических выдуманных или реальных героях (как древних, так и современных) снимали лучше, чем в самих западных странах. Наши «Мушкетёры», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», например, признаны лучшими.
А вот в капиталистическом мире про Россию и про её героев снимать фильмы совсем не умеют. Получается бездарно и плоско. Поэтому мы все и видим, как в современной Москве задорно играют на гармонях моряки в тельняшках с папиросами в зубах, как по её улицам маршируют солдаты в дореволюционных шинелях, разгуливают медведи в обнимку с пьяными русскими мужиками, у которых на голове шапка-ушанка, а за пазухой бутылка водки… А если ещё на шапке-ушанке в области лба красуется красная звезда — ну это уже да, это уже доподлинно Россия.
Фильм «Дон Сезар де Базан» достоин следующей оценки:
10 из 10
Дон Сезар де Базан — бывший испанский гранд, а ныне странствующий смутьян и забияка, вляпывается в историю с цыганкой, ставшей его женой перед его неминуемой смертью, а после неё должной стать любовницей короля Испании…
Ян Фрид — один из главных специалистов по костюмным мюзиклам в советском кино. «Собака на сене», Летучая мышь», «Сильва», «Благочестивая Марта»… Оперетта и мюзикл, испанское средневековье и австровенгерское Новое время — излюбленные темы Фрида. Но то ли они поизносились, то ли сам режиссёр утомился разрабатывать эту ниву, но в середине 80-х от его фильмов веяло инерцией и легковесностью («Вольный ветер» трудно признать удачей). Творческий и народный успех «Собаки на сене» так и оставался непревзойдённым.
И вот очередной раз — Испания, снова Боярский в главной роли. Но уже не Лопе де Вега, а куда менее известные французские драматурги. И результат получается как в анекдоте — вроде то же самое, но всё-таки не то. Литературная основа, лишенная драматизма в силу своей водевильности. Хорошие, но не гениальные музыкальные стилизации Геннадия Гладкова. Обаятельный, но уже без прежнего молодого задора и романтического флёра Боярский. Прекрасный актёрский ансамбль в целом (особенно хорош, на мой вкус, Юрий Богатырёв), но большая часть увиденного в их исполнении уже где-то была…
Да и идейно все движется по нисходящей. Герои не то что бы мельчают, но явно идут вниз. В соединении испанской классики («Собака на сене») и французской беллетристики (Дюма и прочие) Фрид вместо перспективного, умного и «возвышающегося над своей долей» Теодоро являет разорившегося и опустившегося испанского гранда Дона Сезара, пусть он ныне и свободный бунтарь-художник. Вместо вертикального роста по социальной лестнице, что «дюмашного» Д`Артаньяна, что веговского Теодоро, идёт ходьба по краю смерти (казни) Сезара… А финал и вовсе отправляет главных героев в бродяжничество заместо «дома полной чащи». Довольно любопытный лейтмотив кинобегства в еще существующей, но разбегающейся на куски советской стране… В 1989 году Фрид предпочел снять хоть и историю любви (вернее, свадьбы), но не на родине, а в скитании. Фильм смотрится немного усталым прощанием с прошлым и страны, и советского кино в его экранизаторской ипостаси (одной из наиболее ярких в нем) и встречей с неопределенным будущим… Несмотря на водевильный характер, чувствуется излёт кинематографа, в котором оптимизма уже не слишком много. Правда, Фрид относится к этому с мудростью, потому финальное «Прощайте» звучит грустно и светло, но не тоскливо. Есть ещё надежда, что в далёкой Америке его герои-скитальцы найдут счастье. Может, это некая аллюзия на советского человека, когда-то возвысившегося над своей долей как Теодоро (кто был ничем, тот станет всем), а теперь пришедшего в своей нищете на новую развилку как Дон Сезар, мечтающий об Америке как Новом Иерусалиме?
Точка зрения — это такая тонкая штука, которая вообще-то формирует не только наше отношение к миру, но мир вокруг нас. Ну, это если мы буддистам поверим. Вот сидишь один на горе, скучно, одиноко. А поменяй точку зрения и ты уже не скучаешь, а ждёшь просветления вдалеке от суеты.
Сколько культов выросло по сути из пародий. Комедия о спятившем от избытка чтения дворянине стала символом рыцарского духа Испании, горстка пьянчуг из личной гвардии короля, помогающая королеве скрыть свои адюльтеры, стала примером храбрости и удали, а уж что говорить о пародии на детский приключенческий роман о подростках на необитаемом острове, которая стала образцом книг о детской жестокости.
Забавно, что в Советском Союзе любили играть с точкой зрения так, что никакое западное двоемыслие и рядом не лежало. О многих фильмах можно поговорить, но я пока коснусь костюмированных драм. Комедии в века Просвещения писали так, чтобы угодить всем — неглавная любовная линия для чувствительных и основной колоритный комический персонаж, который то ли помогает, то ли мешает влюблённым. И довольно часто экранизаторы честно следовали древней канве, к примеру, шедевральный «Труффальдино». Но иногда логика делала выверт и колоритный персонаж отходил на задний план и вперёд ставили скудно прорисованных влюблённых, вроде как в «Собаке на сене» в постановке всё того же Яна Фрида. Отсутствие логики в поведении Дианы, её зависть к Марселле, которая вроде сильнее даже её любви к Теодоро — и есть главная комическая составляющая пьесы. Но Диану превратили в фигуру трагическую, которая не может сделать выбор между долгом и любовью. Все недочёты в её поведении, которые не соответствуют образу «трагической Изольды» просто проигнорировали, а люди решили «ну, такие тогда были времена, чо». Да ничуть небывало, времена тогда были с таким же основным посылом как и сейчас — «если нельзя, но очень хочется, то втихомолку можно». И этот образ Дианы, которому не дали раскрыться как комическому, даже сатирическому, и уж тем более без любой психологической составляющей, стал внезапно любим миллионами, потому что «такая любовь трагическая, она тааак борется».
Иногда глаза стоит держать закрытыми. Потому что откроешь и вдруг поймёшь, что в сказке о Гензеле и Гретель родители выкидывают своих детей из дома на смерть, а в сказке «Огниво» солдат долго издевается над принцессой, которая ему слова худого не сказала, а потом убивает её отца, чтобы захватить трон. Паттерн «главный герой всегда прав» уже сложился и говорить нечто поперёк — это ломать систему мировоззрения собеседника, который явно этому не обрадуется и выместит свою злобу не на свою слепоту, а на того, кто попытался внести ясность.
В «Доне Сезаре» тоже поиграли «точкой зрения». Только главные герои настолько поперёк морали, что покрытая флёром великолепных (действительно великолепных) песен интрига становится столь невразумительной, что фильм при всех составляющих не стал хитом.
А сюжет ведь на самом деле прост. Королева красива и несчастна, потому что её никто не любит. Танцовщица Маритана красива и несчастна, потому что у неё нет денег. При встрече королева сочувствует, дарит танцовщице кошель с деньгами и гарантирует, что ежели чего, пришли кошель, сразу прибегу, помогу. Слабость к Маритане у королевской четы заразна, так как король тоже любит послушать цыганские напевы в исполнении черноглазой прелестницы. Лишь первый министр любит королеву. Он решает дать королю возможность развлекаться с Маританой, а сам в это время заняться королевой. Маритане он предлагает брак вслепую с неким доном Сезаром, которого по случаю должны казнить. Лиц друг друга молодые не увидят, а про предстоящее самое главное в жизни человека, которое предстоит вскорости её супругу, новобрачная и не узнает. Король приходит к молодой супруге, которая ждёт исполнения брачных обетов, и представляется: «Я — дон Сезар, дон Сезр — это я». Казнь реального Базана состоялась, но смерти при всём том дон Сезар избегает и потому решает втихомолку глянуть, кто теперь его законная. Законная ему понравилась, он решает показать самозванцу, у кого сезарестости больше. Король, который шёл к молодой вдовушке, оказывается в неприятной ситуации, когда в шкаф прятаться уже поздно. Несколько глупых придворных тоже начинают проявляться любопытство. А ещё и первый министр ведёт королеву полюбоваться на вечерние посиделки её супруга с намерением потом спросить: «Шо ж ты, дура, при этом мне отказываешь?» Дон Сезар мгновенно оценив покерный расклад, плюёт на волокиту короля, отмазывает его перед королевой и убивает первого министра. Все счастливы, танцуют и поют.
У меня много знакомых, кто является поклонником фильма. Мои попытки расспросить их мнение о сюжете всегда натыкаются на ответ: «Сюжет там не главное». И вправду. Музыка отличная. Актёры — обалденные. Попытки же режиссёра мазать героев белым приводят к тому, что есть стойкое ощущение — ты в какой-то момент пропустил половину фильма. Явный слепой брак по расчёту Маританы мажут в романтические краски любви к никогда не виденному супругу. Бедная королева, которую только министр и любил, снова не у дел, так как претендента на роль первого любовника отправили в страну предков, а наглая ложь в глаза от девушки, которой королева покровительствовала, не дала последней шанса закатить королю истерику: «Ах, ты мне изменяешь? Я поехала к маме, она пришлёт свои войска». Разлитое по всему лицу счастье королевы как-то совсем не вяжется с происходящим. Явное предательство королевы четой Базанов выставлено так, будто они действовали исключительно в её интересах.
Фильм стал бы классикой, наравне с другим советскими фильмами «заслуженного дартаньяна СССР», но Фридман не понял, что шутка повторенная дважды, второй раз может и не удастся. Сколько вы помните у упомянутых в рецензии авторов ещё таких же пародий, которые бы стали культовыми? Ни одной? То-то.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Дон Сезар де Базан 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Испания XVIII век. Обедневший граф любит уличную танцовщицу, а она — его. Но их союзу противостоит самодовольный и беспринципный испанский король! Он положил глаз на прекрасную барышню и посадил несчастного графа в тюрьму. Дни узника сочтены... Однако настоящая любовь способна преодолеть и не такие преграды!
Дон Сезар де Базан / Don Sezar de Bazan 1989, СССР, комедия, мюзикл