Галерея
Актеры 18
Съемочная группа 5
Похожие 11
Отзывы к
фильму
9
Почему всё не так? Вроде — всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только — он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.
Что отличает этот фильм в бесчисленной череде лент о Великой Отечественной войне так это год выпуска. 1989 год. Горбачёвская «оттепель», перестроечный апофеоз в самом разгаре. Железный занавес страны Советов распахнулся. 9 ноября пала Берлинская стена — символ «их ничтожества» и «нашего величия», разделявшая два мира, тот и этот. И «паровоз» переосмысления набирает обороты. Цензуры нет. Почти нет. Говорят все. Говорят обо всём. Вместе, разом. Страницы истории шапками газетных разоблачений. Печатный бум. «Империя солнца», просуществовавшая 70 лет, спустила «штаны» и щеголяет оголёнными телесами. Удивление, осмеяние, порицание миллионными тиражами. Всеобщее просвещение. Идеология плюрализма от кухарки до министра, от Бреста до Владивостока.
Не избежал веяний времени и кинематограф. На поверку, для зрительской услады, самые щепетильные темы. Художественное обрамление может хромать, но нерв зрелища, звоном сорвавшейся струны. Таков основной посыл отцов-режиссёров. Гласность, правит бал.
Война 41-го года широтой людских судеб с экрана. Молодость, нарядной лейтенантской формой войск НКВД в нас. Горячностью веры в идеалы партии Ленина-Сталина. Волевым импульсом с рукоятью нагана. Искажённым гневом лицом. Готовая к скрой расправе, по законам военного времени. В расход, в распыл. Пуля, к последней черте, к зачёркиванию жизни, жизней. Преступник — значит тот же враг. Он тоже русский? Он свой? Какой он свой? Тамбовский волк ему товарищ… И Евгений Миронов на суд многомиллионной публики, свою вторую роль в кино предлагает. Первую, полновесную.
А на мальчишеский азарт «тёртый калач» взирает беспристрастно. И он был также горяч когда-то, и он также рвал глотку в нетерпении лет своей глупости. Воронье крыло волос ныне посеребрила седина, скуп на слова стал теперь. 45 годков за плечами, а на плечах телогреечная спецовка на все случаи жизни — и подушкой она при необходимости, и одеялом, и простынью. «Политический контрик» он. Где-то что-то не доглядел в своё время, опрометчиво высказал неудовольствие, не согласился с генеральной линией, поставил под сомнение авторитет «товарища» и как говорится — «получите и распишитесь»: враг народа. Высоких постов лишён, из кабинетов выгнан, судим по 58-ой статье (а у неё между прочим, аж 14 пунктов было и плюс ещё 4 подпункта). Шаг вправо, шаг влево — расстрел! Это он хорошо знает. Конвой объяснил. Валерий Рыжаков (для меня он вечный партийный деятель из «Вкуса хлеба»).
К серьёзности необходим и юмор. А то уж больно суровы молодость и зрелость в лицах. И третьим, нет не в собутыльники (на троих же обычно «соображают»), режиссёр добавляет урку-уголовника. Характер, что та «склизкая» зимняя горка, «прокатит» любого, с ветерком. И бодрости духа не теряет никогда. В каких передрягах только не был. Вся жизнь игрой в бега и догонялки. «Лови меня, гражданин начальник!» Кепчонка, пиджачок, сапожки и… усы как у кота. Александр Панкратов-Черный. Прошу любить и жаловать.
Троица готова к подвигу. Чего прикажите?
Сюжет прост. Эшелон. Железная дорога. Бомбёжка. И вот уже по лесам, прячась, пробираются «к своим» эти перепоясанные судьбой соотечественники. Что их ждёт? У каждого своя правда в душе. Какие враги для них истинные, а какие мнимые? Немцы или коммунисты? Троица не имеющая ничего общего меж собой. Насколько долог может быть путь? Приключенческий экшн увязывается с психологизмом размышления.
Весьма интересны «встречи» с персонажами «второго плана». И не просто встречи, а диалоги-брызги друг в друга. А ведь всё это на фоне войны. Всё это на фоне общего горя. И мир им только «снится»… Вот ведь, суть человеческая. Блуждание в заблуждении.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал,
он с восходом вставал, —
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Да, в «интересной» стране жили люди. ЭсЭсЭсЭрИЯ. Молились одному созданному Богу. А Бог давил повзрослевших, да заматеревших. И новых рекрутов на кровавое дело набирал (это я о лейтенанте, вдруг, прозревшем). Уж лучше, как тот урка, украл-выпил-в тюрьму, украл-выпил-в тюрьму. Ни так обидно. И обиды тоже ни на кого нет.
Мыслей перестроечный фильм рождает массу. И с годами актуальности темы не теряет.
8 из 10
Ещё один хороший фильм о войне, снятый на закате советского кинематографа. Я бы отнесла это кино к жанру детектива. Ведь здесь расследуется настоящее дело, в котором задействованы многие официальные лица, которые стоят у власти. Шикарный и логический фильм, нравится, что всё лаконично и чётко показано. Очень хорошие актёры подобраны. Жаль, что сейчас мало таких фильмов. Подражание Америке уже достало. Что не фильм, то бандиты, убийство… неумелое, безграмотное использование компьютерной графики. Название очень хорошо отражает суть фильма, Рассвет — это Победа, Перед рассветом — самое тёмное время, в смысле тяжёлое, перед победой. Фильм про настоящих героев, мужчин. Таких немного — и фильмов, и людей. Покажите «Перед рассветом» своим детям, пусть посмотрят, что не те герои, которые мутузят друг друга в клетках в боях без правил, а те, которые не жалея себя, своей молодости и своей жизни защищали свою Родину от порабощения (как бы банально это не звучало). Миронов не только хороший актёр, он ещё и умный офицер (как и в фильме «В августе 44-го»). Евгений Миронов, душевный актёр, всё у него всегда складно получается, образы всегда правильно и точно раскрыты. Потрясающий актёр (особенно мне полюбился его образ в фильме «Апостол», там у Евгения двойная роль, но исполнено всё великолепно). Совсем ещё молодой Миронов — и сразу взять такую высоту! Браво!
И кто бы что ни говорил… а Панкратов — Чёрный с годами стал играть ещё лучше, раньше ведь только в комедиях, придурковатых героев, а здесь целый веер образов. И у Александра здесь очень сильная и трагическая роль. Испытываешь потрясение — какие у нас люди! не хочется говорить — были… «Да, я вор. Но я русский вор!», произносит Вася. То есть человек, даже будучи по сути преступником, всё же имеет сознательность и по своему любит свою страну, и тоже готов пожертвовать жизнью, чтобы не пустить врага на родную землю. Это достойно уважения.
Валерий Рыжаков — глыба. И герой, и актёр. Мог сняться всего в одной этой роли и этого было бы достаточно чтобы считать что он «сделал очень хорошее дело, может быть главное в жизни». Когда его герой нёс за спиной детей, это самый тяжёлый момент в фильме. Надо видеть в этот момент его глаза, столько в них трагедии и боли, и в тоже время столько любви и уважения к этим малышам и вообще ко всему, что его окружает.
Сопоставление сильных личностей в экстремальной ситуации представляет собой великолепную основу, для насыщенного событиями повествования. Начало войны представляло собой всеобщий хаос, когда каждый гражданин страны решал для себя, кем он будет в это трудное время, союзником или противником. И уголовные элементы вполне могли стать фундаментом для подрывной деятельности в нашем тылу, могли пойти прислуживать немцам (некоторые так и поступали, становясь полицаями), но не все уголовники, были предателями. Были и такие, как персонаж Панкратова-Чёрного. На острие психологического конфликта оказываются потрясающие актёры, которые изображают фантастические по своей глубине эмоции, передавая до мельчайших деталей дух эпохи. История, характеры, актёрская игра — всё очень достоверно отображено. Хочется просто смотреть, вникать, думать и размышлять. Нет там никаких спецэффектов и прочей мишуры, всё рассказано просто, спокойно. Молодой Евгений Миронов, Валерий Рыжаков очень убедительны. Панкратов-Черный шикарно играет, именно так и нужно было, наверняка, сыграть вора.
Умели в СССР снимать фильмы о войне. Они настолько проникновенные, что кажется будто ты сам принимал участие в тех страшных боях. Замечательный фильм о самых разных людях, неизвестных героях, которые ценой своей жизни защитили от врага свою Родину. Именно так я его и воспринимаю. Ну да, либеральный налёт присутствует — время тогда такое было. Страну с остервенением и злобой яростно разрушали, и ненависть к прошлому играла в этом ведущую роль. Но Ярополк Лапшин сосредоточился именно на подвиге, а не на ненависти. Честь ему и хвала за это. В фильме нет отрицательных героев. Как нет и супер-положительных. Там самые простые люди, живущие в непростое время. Все они совершают духовный подвиг — каждый на своём уровне. Фильм сильный. Объёмный и пронизывающий. Честный, лаконичный. Тяжёлый. Такова правда. Подумалось — сколько людей совершили вот так свои личные подвиги и растворились в безвестности. Поклон поколению наших ветеранов. Всем, кто пережил то страшное время. Актёры отыграли блестяще. В фильмах, снятых Ярополком Лапшиным, всегда собирался отличный актёрский ансамбль. Это видно и в других его картинах — «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы». Спасибо режиссёру и всем создателям фильма. Нет, не спасибо — поклон, как от той старушки из толпы заложников.
Фильм смотрится на одном дыхании. Жаль только, что столько лет зажимают его. Это один из лучших фильмов о войне, о Родине, о человеке. Воспитательный, сильный фильм, снятый в годы развала: НЕ утрачена ЕЩЁ была настоящая школа кино. Спасибо, что когда-то БЫЛ в России кинематограф. Сколько горя принесла война людям. Как жаль, что много подвигов советских солдат так и остались неизвестными и мало сняли таких фильмов. Говорят, что во время начала войны была полная неразбериха. Фашисты реально лютовали, но и у наших много было чего не справедливого, хотя может так в то время и надо было так жёстко поступать.
10 из 10
Для начала надо сказать, что я довольно много читаю и смотрю на тему как ВОВ, так и довоенного и послевоенного периодов. И прекрасно знаю, что репрессии были не такими массовыми, как нам пытались это представить. Читал и на тему зверств фашистов на оккупированных территориях, такое, что в голове не укладывается. В общем более-менее представляю объективную картину того периода.
Так вот. Фильм довелось посмотреть лишь сейчас, раньше я про него просто не знал. Увидел случайно по телевизору 9 мая. И фильм действительно хороший, за душу берёт. И он вовсе не о том, что воры на самом деле хорошие люди, а все репрессированные сплошь и рядом были невиновны.
Персонаж Панкратова-Чёрного — Васька-усатый по фильму это как раз исключение из правил, кроме него ведь никто из заключённых не взялся за оружие (кроме политического Николая). Если верить книгам и воспоминаниям, из некоторых уголовников получались прекрасные солдаты, вот например — Владимир Николаевич Подгорбунский. В википедии про него хорошо написано.
Евгений Миронов в роли молодого лейтенанта НКВД убедителен. По сути это тот же Николай (Валерий Рыжаков) в молодости. И так же верит, что это перед ним враг народа и предатель, т. е. судит чёрно-белыми категориями. И лишь по ходу фильма он понимает, что всё далеко не так просто.
Ну и главный герой — политзаключённый Николай (актёр Валерий Рыжаков). Выше в рецензиях его почему-то называют генералом. Хотя как по мне, так он больше тянет на бывшего майора или подполковника НКВД. И то, что он расставляет портреты репрессированных маршалов не говорит о том, что он с ними водил дружбу. Возможно просто служил и воевал под их руководством. И сам он во многом пересмотрел свою прежнюю деятельность, что видно из разговора с раскулаченным Ефимом. И ведь не говорится в фильме, что всех ни за что раскулачивали, а как раз наоборот — было очень по разному. К сожалению, как и по раскулачиванию, так и по репрессиям достаточно много реальных примеров, когда одних по делу, а других безвинно. Вот, опять же, пример, на который недавно наткнулся — Халепский Иннокентий Андреевич. А пример человека, не сломавшегося под репрессиями — Константин Константинович Рокоссовский, ставший впоследствии Маршалом Советского Союза. А если б сломался, подписал обвинения? Расстреляли бы и всё. И бывший товарищ, который хотел расстрелять Николая, разве плохой персонаж? Он просто так же искренне верит, что перед ним предатель и враг народа. А если б пришлось им вместе ещё повоевать, скажем в партизанском отряде. Думается мне, что и он изменил бы своё мнение.
В общем, что хорошо показанно в фильме — это человеческие эмоции, характеры. Нет картонности и шаблонности, присущей многим более поздним фильмам. Хорошо раскрыта тема непростых отношений в то сложное время. Хотя, может быть, для того, чтобы это увидеть надо знать историю более глубоко, чем показывают по телевизору и пишут в учебниках.
Невероятно наивный фильм, который сегодня интересен исключительно как своеобразный памятник определенной эпохи (88—89 годы). Людоеды уже поняли, что в «этой стране» что-то устроено «не так», и приступили к частичной ревизии своих обычаев: теперь они считают, что есть можно только совсем плохих людей. Только тех, которые родину не любят и служить ей не хотят, ведь она хоть и советско-людоедская, но все ж таки своя, даже у людоеда должно быть что-то святое.
Итак, беднейшие из раскулаченных крестьян и расстрелянные в 30-е офицеры-«патриоты» прощены, более того, перед ними извиняются за перегибы, а портреты Якира, Блюхера и Тухачевского даже обращаются в иконы новоявленных большевистских мучеников. Да и ссученные воры оказываются не такими уж и плохими ребятами, если помнят, что они, прежде всего, русские воры, и немецкий вор — им не брат. Но все это, разумеется, не касается более зажиточных кулаков, которых «правильно раскулачили», и тем более настоящих врагов народа, например, белогвардейцев. Не говоря уже о чем похуже, о тех «мразях», которые спокойно дожидаются прихода «освободителей» в немецкой форме.
Над композицией и сюжетом фильма довлеет прозрачная схема, все ключевые авторские мысли прямым текстом излагает главный герой, сбежавший из заключения ветеран Гражданской войны и коллективизации, а ныне «репрессированный генерал». Во время очередного резонерского обострения он объясняет утратившему «веру» лейтенанту НКВД, что вера и фанатизм — это не одно и то же. Слепые и жестокие фанатики — враги настоящих честных большевиков, они вредят своей стране, это из-за них немцы прошли так глубоко вглубь страны. Чем принципиально «фанатики» отличаются от «истинно верующих», остается непонятно. По фильму единственное отличие в том, что «истинно верующие» уже репрессированы, а фанатики еще нет. Но перед лицом самого лютого врага советской веры и советского народа те и другие должны объединиться, забыть старые распри и дать решительный бой.
2 из 10.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Перед рассветом 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Жаркое лето 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Молодой лейтенант НКВД сопровождает в тыл группу политзаключенных, а вместе с ними и просто уголовников. По пути эшелон попадает под обстрел. В живых остаются трое: лейтенант, уголовник Усатый и политзаключённый...
Перед рассветом / Pered rassvetom 1989, СССР, боевик, военный