Галерея
Интересные факты 1
Актеры 8
Съемочная группа 2
Рекомендуем 10
Отзывы к
фильму
1
Правильной дорогой идёте, товарищи!
« - Я пришёл бить бояр, да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться!» ( с )
Сегодня мало кто, даже из киноведов и критиков смотрит старое советское, сталинской эпохи кино. Причина не только в том, что оно давно технически устарело – ведь появившиеся в то же время картины, такие как «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна – до сих пор вызывают живой интерес; но в том, что они в большинстве своём сильно заскорузли в угодничестве большевистской идеологии – которая современному зрителю чужда. Но, если снятые про современность картины вроде «Трактористов», «Волги – Волги», «Большая Жизнь», «Свинарки и Пастуха» и прочих – ещё можно спокойно принять как продукт своего времени, то созданные на историческом и классическом литературном материале полотна – уже воспринимаются не столь благосклонно. Достаточно прочесть пушкинского «Дубровского» и посмотреть экранизацию ( снятую, к слову к «столетию со дня смерти» великого поэта ) – превращение отчаявшегося дворянина ушедшего в разбойники, в этакого «пролетарского» Робин Гуда – заставляет поморщиться. Но раз уж самого Ивана Васильевича превратили в талантливого стратега и справедливого карателя неугодных государству фамилий, то воспеть подвиги поднявшего в середине 17 –ого века народное восстание, казачьего атамана донского Степана Афанасьевича Разина – правящему режиму, как говориться сам Бог велел!
Поэтому, всем тем зрителям, которые решаться приобщиться к истории отечества и захотят посмотреть этот старый отечественный фильм ( посчитав, что раньше плохо не снимали ) – стоит заранее знать – кино это действительно неплохое, но весьма специфическое. Авторы ленты – Иван Правов и Ольга Преображенская – не ставили себе цели рассмотреть причины и итоги народного бунта, увидеть главного героя разносторонним и неоднозначным, проследить хронику его неудавшегося похода на Москву. Вместо создания исторической фрески о жизни народа и разных сословий на Руси – фильм показывает бунтаря, который в поисках «холопьей правды» возмутил мужиков и возглавил народное войско. Больше упор делается не на жизнь Разина, а на его удалой казацкий характер, показан его горячий нрав и удаль. Он принимает величественные позы и глаголет практически большевистско – пролетарские истины относительно отъёма богатств и земель у помещиков – бояр ( ей Богу – сидишь и ждёшь, что вот сейчас артист оговориться и выпалит вместо «Боярин» слово «буржуй»! ) и раздачи их батракам – крестьянам. Нечего не говорится о том разгроме, что учинили его казаки во время «разгула» на Дону и на Волге, сколько было убито и предано насилию из имущего сословия ( не одних только бояр – купцов, богатых лавочников, воевод ) – слова Пушкина о «русском бунте – бессмысленном и беспощадном» - отнести можно с тем же успехом, что к Пугачёву, что к его предшественнику Разину. Не в коей мере не стремлюсь выставить его злодеем, но назвать добрым и славным мужиком – борцом за правду – так же язык не повернётся. Если бы авторы не старались во что бы то ни стало угодить сталинскому режиму, рисуя на экране минувшую эпоху как предтече к Великого Октября – то можно было надеяться на беспристрастное изображение тяжёлой ( с тем никто не спорит ) для простого русского люда жизни, какой она была в 15 – 17 веках. За примером далеко ходить не надо, многие уверен видели один из последних качественны, ещё советских ( поскольку начали его снимать во время перестройки ) сериалов Ускова и Краснопольского – «Ермак». Рассказ в нём вёлся не просто о жизни и смерти знаменитого казачьего полководца Ермака Тимофеевича, а повествовал о жизни народа в эпоху правления Ивана Грозного и причин, из – за которых донские и волжские казаки собрались идти военным походом на завоевание земель Сибирских. И там атаман Ермак – представал отнюдь не добрым ангелом – показана и удаль его и отвага в бою, но вместе с тем и грозный мужицкий нрав, жестокость к пленным татарам и суровое следование донским законам – своих казаков он мог не только награждать и хвалить, но провинившихся подвергать суровым наказаниям – вплоть до смертной казни! Однако это не делало сам образ отрицательным, поскольку зрители видели в каком жестоком и сложном мире жил этот воин, сколь трудностей и несправедливых тягот выпало на его долю – а потому представал он разносторонним, неоднозначным и живым. В отличии от плакатно – картинного образа Степана Разина, который воссоздали на экране Правов и Преображенская.
Но, если попытаться насколько можно абстрагироваться от политики и идеологии ленты, попытаться оценить фильм чисто как кино, то стоит признать – оно получилось не идеальное, с шероховатостями. Если сравнивать с «Петром Первым» и теми же историческими полотнами Сергея Эйзенштейна – «Степан Разин» им во многом проигрывает. Операторская работа не столь шикарна и продумана, нет ощущения большого размаха и их масштабности. Мало запоминающихся актёрских работ – из всего двухчасового фильма, в памяти оседают только «звёздный» ( и всегда одинаково плутоватый ) Михаил Жаров - играющий роль разинского сподвижника - Лазуньки, карикатурно злобный боярин Киврин ( в исполнении Владимира Гардина ), да жена Разина – Алёнка ( Елена Кандратьева ). Самого же Стеньку играет ранее снимавшийся у этих постановщиков в их экранизации «Тихого Дона» в роли Григория Мелехова - Андрей Абрикосов. Которому, стоит признать – роль Разина к лицу. Он хорошо сложён, могуч и крепок – да и гримёры изрядно постарались – окладистая борода, суровые брови – вылитый донской казак. Вот только как следует сыграть свою роль ему не дали – заставив быть марионеткой в руках «певцов режима». Даже знаменитую публичную казнь Разина, в которой тот претерпевал физические муки – как следует не показали – он просто взошёл на приготовленный палачами помост и произнёс пафосную речь во славу русского народа…
Зато отрадно отметить совсем другое, вроде не имеющее к фильму отношение. Насколько известно, самым первым художественным фильмом России была «Понизовая Вольница» - «немая», практически любительская короткометражка Владимира Ромашова, снятая в 1908 –ом году. Она тоже рассказывала историю народного восстания, правда точно так же не стремясь рассказать о самом Разине, как и снятая тридцать лет спустя, уже в другую эпоху – картина Правова и Преображенской. Вот только если благодаря своему первородству, этот семиминутный, неказистый и древний фильм останется в истории отечественного кино, то снятый в 1939-ом «Степан Разин» - уже давно канул в лету, став для потомков неинтересной советской архаикой.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Степан Разин 1939 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Донской казак Степан Разин поклялся отомстить боярам за своих замученных пытками друзей. Возглавив восставших крестьян, он становится предводителем целого войска. Со всей земли русской стекаются к нему униженные и оскорбленные. Царь Алексей обеспокоен растущей силой атамана. Церковь предает анафеме Степана, собравшегося в поход на Москву. Регулярным царским войскам удается остановить отряды повстанцев у стен Симбирска. Сподвижники гибнут, а сам атаман схвачен. Тяжелые пытки не сломили волю Разина.
Степан Разин / Степан Разин 1939, СССР, биография, драма, история