Чародеи

1982, СССР, мюзикл, фантастика, мелодрама

Новогодняя сказка о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели...

Режиссёр
Константин Бромберг
Актеры
Александра Яковлева, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Валентин Гафт, Семен Фарада, Валерий Золотухин, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Роман Филиппов, Анна Ашимова
HD
  2ч 27м КиноПоиск  8.0 IMDb  7.1
Сериал Чародеи онлайн на Эмбликс

Галерея

Интересные факты 13

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (главное, чтобы костюмчик сидел), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме, в таком же костюме щеголял главный герой, в исполнении Джона Траволты.
Э. Виторган, М. Светин и А. Абдулов свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..», которую исполнил за кадром певец Л.Ф. Серебренников). А вот за Яковлеву (Алёна) и Ашимову (девочка Нина) пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.
Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже почти вся роль кота была вырезана, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен.
Внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Внешний вид здания НУИНУ — московская гостиница «Союз». Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино.

Отзывы к сериалу 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Несмотря на притягательность некоторых моментов «Чародеев», мой вердикт — негативный. И вот почему.

Стругацкие хоть и талантливые чертяки, но, конечно, те ещё сексисты («Улитка на склоне» — вообще фурор). Но в «Понедельнике…» этого практически не ощущается. И почему бы было не поставить фильм именно в духе «Понедельника…»? С пусть несколько наивным культом, но всё-таки с культом научного познания, а не абы чего. В «Чародеях» присутствует сатира на совковую бюрократию. Это можно считать первым «вином» фильма. Правда, сатира не такая лютая, как в той же «Сказке о Тройке». Второй успех — музыкальное сопровождение, благодаря которому и удалось добиться фэнтезийной атмосферы (про спецэффекты здесь лучше не упоминать, но это «ахиллесова пята» всего советского кинематографа). Центральная же сюжетная линия с соответствующими персонажами — глубинный провал.

Алёнушка — ТП в обоих ипостасиях. Только в первой это идеальная с точки зрения патриархата жёнушка (борщ, носки постирай, всегда будь в приподнятом настроении, ублажай взор и не только взор), а во второй — эгоистичная, истеричная и настолько же тупая как бы карьеристка, которая в силу отсутствия мозгов свои шкурные интересы реализует с помощью «главного женского оружия, что между ног». Яковлева, кстати, переигрывает — во многих моментах взвизги Алёнушки вызывают только кривую усмешку и желание у виска покрутить.

Шемаханская — типичное мужское высмеивание женщины-босса. Вроде, одарённый маг и крутая начальница, а как школьница повелась на басню Сатанеева, устроила истерику и промыла мозги подчинённой, подобно девочке-подростку не задумываясь обо всех возможных последствиях. Сатанеев — обычный, спермотоксикозный плешивый начальничек-бюрократ, рассматривающий своё место только как способ ублажаться привилегиями и бабами. Смешно смотреть на его кобелиную суету, ибо на самом деле для крупного начальничка вообще не стало бы проблемой перетрахать весь женский коллектив: от практикантки до собственного зама. Но подобного совковая цензура не пропустила бы.

Из второстепенных персонажей особенно запомнились Ковров в исполнении Виторгана и Гость с Юга в исполнении Фарады. Но если Южный гость запомнился своими лабиринтными блужданиями в философском и прямом смысле, то Ковров совсем другим запомнился. Такое впечатление, что Виторган на момент съёмок так и не вышел из многолетнего запоя.

5 из 10

Новогоднее настроение состоит из праздника ожидания праздника, резки салатов, мигания гирлянды — и все это на фоне любимого кино. Кажется, именно оно объединяет и нашу большую страну, и ту, что раньше была огромной страной. Заученные с детства интонации, фразы, уже живущие своей жизнью, песни и любимые артисты, ставшие знаком своего времени.

В новогодней классике отечественного кинематографа, конечно, ничто не сравнится с постепенно трезвеющим Лукашиным, но не им одним жива новогодняя телепрограмма. Есть ведь еще стервозная Алена Дмитриевна и дьявольский Сатанеев из «Чародеев». Сказка от братьев Стругацких, хоть и изрядно перелицованная, все же остается обязательным атрибутом праздника. Как минимум без песни про трех белых коней представить себе зиму уже невозможно.

Актерский состав «Чародеев» — это какая-то мини-энциклопедия советского кино: здесь собрано много известных разноплановых актеров из разных поколений и театров. Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Александр Абдулов, Михаил Светин, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Александра Яковлева, Семен Фарада, Евгений Вестник, Леонид Харитонов, Николай Парфенов — как вообще их всех возможно было собрать воедино? Но режиссер Константин Бромберг не только собрал, но сумел настроить весть этот механизм так, чтобы он работал слажено и гармонично. Наверное, здесь не обошлось без какого-то профессионального секрета, и почему-то мне кажется, что секрет этот — Аня Ашимова, сыгравшая роль Нины, младшей сестры Иванушки. Она объединяет все эти очень разнородные части — фантастику, реальность, сказку и Новый год, придает особую теплоту повествованию и наделяет историю какой-то детскостью — благодаря ей игра в сказку остается не просто интерпретацией, а становится основным мотивом картины.

Фильм про Научный универсальный институт необыкновенных услуг «НУИНУ», конечно, о волшебной палочке и эликсире молодости, но, прежде всего, о любви. Именно здесь я узнала главный секрет всех жизненных побед: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий. Он, может, и не универсальный, но разбирая на составляющие любую из своих побед, понимаешь, что сознательно или интуитивно именно так к ней и пришел.

Но «Чародеи» не только о той любви, что преодолевает колдовство и любые стены, но и о той, в которой ревность застит глаза самым умным и проницательным. Неуют института по изучению чудес и его главных обителей (Шемаханской и Сатанеева) находится в диссонансе с теплотой человеческих отношений брата и сестры, возлюбленных, двух друзей, помогающих исправить несправедливость.

«Чародеи» представляют собой некую лайт-версию прозы Стругацких, но воспринимать фильм как экранизацию повести «Понедельник начинается в субботу» было бы неправильно, поскольку работа над сценарием шла долгая, в результате которой братья Стругацкие совместно с режиссером картины Бромбергом полностью переработали сюжет. Можно было бы упрекнуть их всех за опрощение интеллектуальной фантастики, но поскольку результатом стал такой блистательный фильм, наполненные аллюзиями, иронией, сказочностью и понятной правдой жизни, то критика в данном случае неуместна. «Чародеи» стали самостоятельным произведением по сценарию Стругацких.

Стругацкие при разном к ним отношении — писатели все равно культовые. Одни из немногих, кто позволял себе не только философское прочтение фантастики, но и злое социальное. Но особенность культа в том и состоит, что массовым он не становится. Другое дело — кино. Тем более телевизионное. Любую аудиторию оно увеличивает в 10ки раз. Кстати, именно телевидение в середине 70-х перехватило инициативу в пропаганде окончательно — кино ушло в жанры, книги теперь стали читать меньше и стало «одно сплошное телевидение». А при всем уважении к советскому зрителю, на 100 или даже 50 процентов интеллектуалом он не был. И держу пари, что фамилия Стругацкие в титрах и замечена то особо не была. А те, кто заметил и надеялся на шедевр, жестоко разочаровались. Слова типа «кастрация оригинала» в комментариях пришлось слышать не раз. Тем более что только часть героев сохранилась, а сюжет стал и вовсе лишь ответвлением от линий повести.

Вопросы: почему? Зачем? Почему стоило брать Стругацких и начисто их переписывать? Очевидный напрашивающийся ответ — идеология и цензура. Сатира, завязанная на фантастике — вообще жанр, не слишком жалуемый в СССРе. Допускались лишь детские вариации на этот счёт типа большого космического путешествия или Гостьи из будущего. Взрослую фантастику можно пересчитать по пальцам. То ли это считалось идолопоклонством перед западом, то ли возможности кино и ТВ не позволяли хоть как-то экранизировать фантазии даже отечественных фантастов. Так что братьям С. доставались лишь «ренегаты» типа Тарковского, да и тот искорежил их Пикник на обочине в угоду собственным идеям. Да и вообще социальные язвы советская культура лечила через производственные драмы. Видимо, та же цензура посчитала, что высмеивать советское общество негоже, а то с водой смеха выплеснешь и ребенка — наш замечательный советский строй.

Наверное, поэтому настрой с высмеивающего бюрократизм и псевдонауку превратился в забавно-сказочный. Сатира сменилась на лёгкий юмор с некоторыми сатирвставками про дефицит и административщину, из которых можно было бы вывести… много чего. Но получилось то, что получилось — очередной новогодний опус про чудеса советского розлива типа Иронии судьбы, где тоже было место для нетяжелых издевательств над грустным бытом наших людей, но новогоднее чудо любви и неожиданного счастья все заслонило. В Чародеях счастье оказалось ожидаемым, зато чудес на порядок больше. И замечательные песни Крылатова и Энтина стали значительно веселее, позитивнее и… проще.

И тут возникает вторая версия ответов на почему. Советы в начале 80-х стремительно шагали одновременно в двух направлениях — приблизиться к массам, во-первых. Новый год всё-таки. А зачем в праздник портить людям настроение проблемами? В своё время Рязанов после выхода «О бедном гусаре…» сетовал, что Лапин (глава Гостелерадио) даже приказывал порезать его фильм, чтобы не расстраивать телезрителей в Новый год тяжёлым финалом. И соображения идеологии здесь косвенные. А во-вторых должен был работать терапевтический эффект. Проблемы на работе? Не хочется думать? — включай телевизор, чтобы отключить мозг. Нынешнее телевидение этот рецепт усвоило в абсолюте. И Чародеи этот эффект обеспечивают до сих пор. А про Стругацких, увы, знает все меньше людей.

Да и правильно где-то, тем более что терапия не так уж плоха и совсем не глупа, пусть и не интеллектуальна. Как ни крути, а советское кино, хоть и на излёте, но по-прежнему талантливо пропагандировало свою мораль — фильм то о победе советского добра над советским злом. По уму тоже ведь недурно — продернутый дефицит, скатерть-самобранка, живущая за счёт плодово-ягодных и хамящая в соответствии с «правилами» советской торговли, госномера Гну, Пну и т. п. и сатира на бюрократию, захватившую даже чародейство с волшебством.

Но всё-таки веселье, особенно в виде песен, захлёстывает эту условную сложность. Три белых коня, Снежинка, Мир, в котором…, как говорится, давно живут своей жизнью и накануне НГ поются на застольях и вполне официозных концертах. Не говоря уже об актёрах, которые блещут весёлыми красотой (Абдулов и Яковлева) и обаянием, причем и положительным (Виторган, Светин, Фарада) и отрицательным (Гафт).

Тем и завершим — если до сих пор это смотрят, то это уже хорошо.

… Это в городе тепло и сыро,

А за городом зима…

«Чародеи» (1982). Новогодняя музыкальная киносказка. Постановка по произведению братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Фильм, ставший одной из примет Нового года. Подобно «Иронии судьбы …» или «Карнавальной ночи». Хотя, быть может, что «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» более искупана вниманием… Не суть. Новогодняя тематика присутствует и там, и здесь. А фэнтезийное наполнение (называя всё же это более подходящим по жанру словом) делает картину Константина Бромберга более волшебной и лёгкой.

Герои этой экранизации находятся в НУИНУ — Научном Универсальном Институте Необыкновенных Услуг. И занимаются, впрочем, волшебством в сфере услуг. Для сферы услуг вот-вот должна завершиться разработка волшебной палочки. А Алёна вдруг захотела ехать в Москву к своему жениху Ивану. События происходят в Китежграде — городе-легенде, находившемся, по преданиям, в Нижегородской области.

Директор НУИНУ Кира Анатольевна Шемаханская пригласила комиссию из центра, которая как раз и должна дать добро на выпуск палочки. Так сказать, презентация палочки должна пройти в виде новогоднего банкета. И поэтому уезд Алёны никак не входит в планы, прежде всего, замдиректора Аполлона Митрофановича Сатанеева. Тот строит козни, умело подтасовав факты против Алёны и, также умело изложив их перед Шемаханской.

Долго утомлять рассказом о завязке сюжета нет смысла. Хотя, к слову, завязка идёт долговато. Но тут надлежало было поставить всё так, чтобы совпали все факты и все факторы сошлись воедино. Короче говоря, Сатанеев сказал, что у Алёны и ухажёра Шемаханской — Киврина — шуры-муры. Та, соответственно, в гневе насылает чародейством в сердце Алёны зиму. А дальше — как в старой сказке, расколдовать «принцессу» сможет только… (ну, почти)… поцелуй самой Алёны, адресованный своему возлюбленному…

Фух, непросто это… Описывать вроде как очевидные вещи… Но не стоит думать, что мои россказни, раздутые мною на два абзаца, как-то сложным образом влияют на само восприятие ленты. Фильм воспринимается, равно как и смотрится, на одном дыхании. Основа сюжета лежит в исправлении содеянного. Для чего двумя небезразличными и отважными чародеями — господином Брылем и господином Ковровым, было — не без чародейства же, — доставлено в Москву сообщение с «сигналом SOS». И, вот когда Иван его получает, происходит две вещи: подходит к концу первая серия и начинается настолько интересно, что этот фильм становится любо-дорого смотреть!..

Лично для меня, ещё в первый просмотр, откровением явилась младшая сестра Ивана — Нина. Сначала она покорила меня песней «Три белых коня» (и ещё я тогда не знал, что эта песня именно из этого фильма). А после, уже когда был знаком с этим фильмом, я целиком и полностью оказался поглощён этой Ниной. Это была на ту пору восьмилетняя Анна Ашимова. Ныне же я смотрю на неё в этом фильме и понимаю, что воспринимаю Нину исключительно как Снегурочку. Ещё Ниной (но не её голосом в реальности) была исполнена песня про Снежинку.

Не хочется углубляться в детали производства ленты. Но спецэффекты для советского кино тогда были недюжие!.. (я всё знаю про это слово и всё равно захотел его употребить). Хотя, когда после взмаха волшебной палочкой поднимался вверх Сатанеев, моей супруге удалось увидеть верёвки захвата, поднимающие Валентина Гафта. Значит, здесь спецэффекты не такие всё-таки и дюжие (говорю же, я всё знаю про это слово)…

Ну, вот так незаметно я перешёл на «Актёры и роли». Главную роль можно отнести всё же не Александре Яковлевой, а Александру Абдулову. Уже не будем про то, что Александра Гавриловича не должно было быть в картине. Говорю же, производство было сложное. Вон, даже инопланетяне прилетали посмотреть процесс съёмок…

Куда больше меня занимает тот факт, что Екатерина Васильева с неким даже отчуждением говорит о своей роли в этом фильме. О роли Киры Анатольевны. Что поделать, человек вдарился в религию… С головой ушла туда… Что ж, Бог ей судья, что я могу сказать… Для нас же она оставила потрясающую колдунью Шемаханскую!..

Про Валерия Золотухина — экранного Киврина — сказать много нечего. Кроме того, что он там есть и что он хорош. Так… получается, набор банальностей… Зато потрясающе вышел Михаил Светин. Фома Остапович Брыль. Вот как он стал таким заметным, находясь на вторых ролях?! … Ну и его соратника — Коврова — исполнил Эммануил Виторган. Вроде и менее значимая величина в картине, но устами Коврова звучит очень важная жизненная философия!!!

Отдельного эпитета заслуживает Гость с Юга — Семён Фарада. Это же феномен!!! Артист умудрился из скромной роли сделать хит!.. Его персонаж просто заблудился в НУИНУ и искал выход. Всё. Но каков мастер Семён Львович!..

Я рекомендую этот фильм-сказку смотреть без исключения каждому. В любом возрасте. Любому поколению. Она легка и даже изящна!

Спасибо за внимание и приятного просмотра!

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Чародеи 1982 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Новогодняя сказка о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели...

Чародеи / Чародеи 1982, СССР, мюзикл, фантастика, мелодрама