Галерея
Интересные факты 1
Актеры 14
Съемочная группа 9
Рекомендуем 12
Отзывы к
фильму
6
Кровавое Домодедово
На берегу Баренцева моря, посреди кедровой чащи коммунистическая общественность строит город Аэроград – что-то типа гипер-Домодедово.
В процессе строительства бдительные граждане разоблачают более 5000 врагов народа, расстреливают 16700 саботажников, топят в реке 2950 бывших белогвардейцев, сжигают 8100 православных активистов и четвертуют одного японского шпиона (который, как можно понять по косвенным признакам, не японский шпион, а неудачно заблудившийся в тайге казах-турист).
Характерно, что вся эта бурная деятельность настолько поглощает строителей, что к концу фильма они так и не успевают возвести ни одного здания. Уже пошли финальные титры, а на строительной площадке вместо аэродрома, домов и инфраструктуры – горы трупов и больше ничего.
Спаси нас Господь от повторения таких трудовых подвигов.
Аэроградная
Стандартное агитационно-пропагандистское кино. На этот раз = о борьбе доблестных пограничников с подлецами-самураями, которые покушаются на целостность Великих советских границ и природные богатства необъятной страны. Простые жители тайги бьются с врагами изо всех сил за мир, и покой Дальнего Востока и народившейся Советской Республики!
Помимо военной тематики рассматриваются и иные темы:
1.Экология: О целинных землях и промышленном строительстве.
2. Расовое кровосмешение и дружба народов: у славянского лётчика родился сын от чукотской девушки.
3. Строительство аэрограда и техническая модернизация промышленности.
4. Религиозная тема: столкновение интересов староверов и 'дьявольских' коммунистов. Но все они объединяются ради общей цели - борьба с новыми внешними врагами: японцы, которые так и норовят отхватить кусок родного таёжного края. Браконьеры, диверсанты кишат, как вороны и стервятники, вокруг молодого государства! К тому же японцы вербуют и используют верующих людей, обиженных советской властью, в своих корыстных захватнических целях...
Техническая сторона фильма для 1935 го года сделана неплохо, в виде парашютного десанта, летящих самолётов и плещущихся волн в движении. Наряду с маршево-патриотической музыкой смотрится героически.
Хорошее патриотическое кино!
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
Фильм «Аэроград» сделан, как сказка о борьбе добра со злом, результатом которой становится победа над тьмой и возведение на отвоёванном участке земли светлого небесного города «Аэроград».
С самого начала фильм впечатляет воздушными съёмками: как одинокий самолёт летит высоко в небе над облаками. При этом под мерный гул мотора самолёта льётся красивая песня написанная композитором Кабалевским на слова Гусева. Необычайный эффект присутствия в этой сцене достигается тем, что когда самолёт близко – песня звучит громче, когда отдаляется – всё тише и тише.
Как и во всех фильмах, Довженко вначале разворачивает перед зрителем место действия, его природу. Под величественную музыку Кабалевского демонстрируется богатая природа Дальнего Востока с его горами, тайгой и океаном. Также впечатляют съёмки с самолёта, когда природа предстаёт перед тобой во всей красе и необъятности.
Природа в фильмах Довженко играет важную роль, и здесь Степан Глушак по прозвищу «тигриная смерть» рассказывает, о том, что хоть природа и сильна, но человек стал сильнее. Так например, тигр, – могучий и храбрый зверь перед тем как напасть на человека останавливается на мгновение, потому что взгляд у человека такой силы, что даже тигр не может перед ним не оробеть.
На этом заканчивается предисловие и начинается основной сюжет фильма-сказки. Он рассказывает нам о том, что живут в дремучем лесу среди зверей тёмные люди (староверы, сектанты и кулаки), которые противятся всему новому и поэтому прячутся. К ним приходят откровенные враги исторического прогресса – сначала их родич, Шабанов, который долго жил в Манчжурии Манчжоу-го, а затем один самурай и подговаривают этих староверов выступить против строителей нового мира.
Очень интересно обращение Шабанова к соплеменникам – оно полно образов и отсутствием логической стройности. Он описывает советскую власть, как пришедшего антихриста:
«В Хабаровске читал я правду на заборе… поплыл и забор перед глазами и толпа. Тогда купил её за пять советских, за копеек, и правда выпала из моих рук. Она была о нас. Её кричало радио, хрипело мне в голову, в затылок, в грудь!...Смотрю, и в вагонах наших родичей везут на запад, и на запад, как класс… с детьми и стариками…»
Слова действуют на самых впечатлительных и тут начинают кричать женщины в полубезумии с совершенно непонимающими глазами. В них прямо читаешь – ничего не понятно, что происходит, но сказано, что антихрист что-то делает с детьми и стариками, и судя по подаче оратора делает что-то нехорошее, поэтому стоить завопить. Но их быстро затыкают…
В то же время в советском посёлке старый тигрятник-партизан Степан «тигриная смерть» со своим сыном лётчиком поднимают старых бойцов революции на зачистку леса от чужих людей - диверсантов, которых недавно встретил Степан.
После того, как Степан с сыном немного пожурил бывших бойцов-революционеров за то, что они стали стареть и богатеть, они отправились в лес с песней таёжных партизан. Очень интересен путь, которым они идут, – тут он явно ассоциируется со сказочным сюжетом, когда герои тоже отправляются в дремучий лес: они выходят за край селения, переходят реку и исчезают во тьме леса будто переходят в другой мир.
В этом другом мире, где природа всё ещё властвует над человеком староверы уже готовы выступить против человека, который подчиняет себе природу, но тут приходит отряд Глушака и разгоняет мятежников. Владимир, пролетая над дремучими людьми на самолёте приводит их в ужас рёвом мотора и самим видом летящей машины.
В ходе схватки Степан теряет двух друзей, молодого партизана Ван-Лина и старого друга Василя Худякова – предателя, который спас самурая и убил Ван-Лина. Друга, ставшего предателем Родины он уводит в лес и убивает. При этом опять врывается тема природы, когда Василь перед расстрелом начинает звать природу в свидетели, – видно так и не смог от неё оторваться и поэтому присягнул врагам нового человека.
Ещё один момент хочется отметить, что всех убитых врагов Степан оставляет в лесу, - то есть тому миру, которому они принадлежат. Но Ван-Лина он выносит из лесу и его уносят в небо на самолёте. Теперь уже человек выполняет функции Бога.
В финале показывают торжество победы света над тьмой. Как человек покоряет воздух и море: из теперь уже очищенного от скверны леса, как сказочные богатыри из пучины моря, выходят десантники и моряки.
И как раз в этот момент приходит чукотский юноша, весь фильм стремившийся в этот, ещё даже не построенный город, чтобы учиться и строить новый мир.
В заключение нужно сказать, что Довженко в фильме пытается раскрыть смысл человеческого труда, как сути борьбы света с тьмой, отвоёвывая у тёмного дремучего леса клочок земли, на котором будет воздвигнут новый храм во имя Человека. Именно об этом взывает Степан «тигриная смерть», как главный борец с тьмой, которую в этом фильме олицетворяет тигр: «Сыны моей Родины, бейте его в глаз, если нападёт! Бейте его в сердце!».
«И вечный бой! Покой нам только снится…».
Мне было как-то страшновато включать этот фильм, учитывая год выхода и мощь фамилии режиссёра, несколько дней морально готовилась, опасалась, что чего-то не пойму. Напрасно опасалась, всё вполне ясно.
Качество картинки так себе (не поняла, было ли восстановление плёнки, если было, то давно), и текст иногда трудно расслышать, но, в целом, смотреть вполне можно, впечатляет. Рейтинг невысок, видимо, некоторым на первый взгляд кажется, что это агитка. Да нет же! Александр Довженко проявил в этом фильме какой-то особый талант и умение высказаться в те годы, не уехав после в те самые места, в места отделённые. Жёстко показано страшное время, эта жёсткость ловко прикрыта странностями поведения героев и громкими речами. В буквальном смысле - отойти подальше и громовым голосом вещать. И эффект обращения к зрителю впечатляет.
Думаю, что некоторых потенциальных зрителей отпугивает упоминание о новом городе - возникает впечатление чего-то типа комсомольских строек, но тут нет никакой стройки. Тут именно борьба, борьба старого и нового - укладов жизни, веры. Рождение и смерть, верность долгу, предательство, и, конечно, победа над врагом - всё есть. Самолёт как символ приходящей новой жизни, от которой не скрыться даже в глухих лесах. Он летит высоко, ему всё видно.
Противостояние 'свой против своего' есть, оно сглаживается присутствием иноземных врагов, но всё-таки оно есть. Никакого дружного 'ура!' новой жизни нет, и это вызывает уважение к режиссёру. В фильме такой суровый реализм тех лет и событий, много пафоса, и лица, каких сейчас в кино увидеть вряд ли удастся. На разрыв говорят, смотрят, живут и умирают. И те, и эти.
Полёт на Тихий океан в самом начале выглядит несколько затянутым, но зато какие облака! Местами пафос и сила 'наших' превосходят все пределы, даже смешно, а в общем - сурово. Этот фильм смотреть трудно, но нужно. Тем, кто хочет больше знать об истории страны. Да и об истории кинематографа тоже.
До смешного доходит, когда шестеро врагов, выстроившись у ручейка в ряд для более прицельной стрельбы по ним, позволяют убить нескольких (это ещё можно объяснить эффектом неожиданности), а потом двое оставшихся в живых долго удирают через лес, по пути бросая винтовки. И это не какие-то дремучие мужики, это японские самураи. Да, и от кого убегают? От одного советского охотника! Вот она - мощь! И позже похожую силу демонстрирует его сын - летчик. А как жена главного героя Степана провожает на бой! 'Иди, старая лесная собака... Иди, бродяга!', а он в ответ: 'Господи, зачем я на этой тигре женился?'. Живенько, в общем.
Сурово показано, как вернулся к староверам человек, побывавший 'там' - в Хабаровске, и видевший трупы своих по дороге: 'В Хабаровске читал 'Правду' на заборе, поплыл забор перед глазами... Наткнулся на тела случайно, бредя 2 месяца в тайге (бабы по очереди падают без чувств, услышав свою фамилию)...Земля кругла и вертится, слышь, вертится! Бога нет, бабы в штанах, ляжки голые. Музыка в тайге, таёжный лес бежит, дороги, лес рубят справа - слева...'.
В конце я напряжённо вглядывалась в парашютистов - здесь прочитала, что видны люди, запутавшиеся в стропах. Да, две весьма похожих чёрточки мелькнули слишком быстро. Видимо, кто-то разбился при съёмках. Действительно, странно, что эти куски цензоры не вырезали, пропустили. На фоне всеобщего ликования вот такие 'нюансы'.
И в последних кадрах никакой лёгкости нет. Есть пафос, но одновременно привкус безнадежности а правильно ли всё это? Такими средствами? По живому-то? Дальше-то как пойдёт? Вот какие мысли появились у меня на завершающих кадрах. Теперь мы знаем, как дальше пошло, но как режиссер это всё предвидел тогда?
Этот фильм - историческая реликвия, высчитывать доли оценки не вижу возможности. Длительность всего-то 01:22, а встряску даёт основательную. Кому интересна история нашей страны и кинематографа, советую посмотреть.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Аэроград 1935 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Начало 30-х годов. Дальний Восток. В центре фильма - борьба сибиряков против диверсантов-самураев, пытающихся сорвать строительство форпоста обороны у восточных границ СССР.
Аэроград / Aerograd 1935, СССР, драма