Галерея
Интересные факты 1
Актеры 18
Съемочная группа 7
Рекомендуем 1
Похожие 15
Отзывы к
фильму
7
С выходом этого фильма в международный прокат был связан скандал по политическим мотивам. Атом Эгоян, этнический армянин с канадским паспортом, не обошёл вниманием геноцид народа своих корней в Турции. И именно власти Блистательной Порты всячески блокировали показ драмы «Арарат» на Каннском кинофестивале, поэтому руководители форума решили показывать её во внеконкурсной программе. С этим частично связано и то, что «Арарат» не нашёл широкой аудитории и в прокате совершенно себя не оправдал. Для справки скажу, что гора Арарат, территориально находящаяся в Турции, является священным символом этноса и государственности всех армян, предметом их гордости, а споры по поводу признания геноцида этого народа турками до сих пор не утихают. Но, переформулировав известную поговорку, можно сказать, что плох тот армянин, кто не воздаст памяти той трагедии. Атом Эгоян не исключение.
Сам режиссёр и написал сценарий к своему фильму. В нём идёт речь не о фундаментальном рассказе о периоде турецких гонений на армян, Атом Эгоян пытается в образах своих героев выразить как те события повлияли на современных потомков униженных и оскорблённых, ничего не ведающих и погибавших. Один режиссёр, которого зовут Эдвард Сароян, снимает собственный фильм о тех страшных событиях. Он старается несильно вдаваться в свои воспоминания на словах, но душевную боль и горечь выкладывает на плёнку. У него работает шофёром и помощником Раффи, который отправляется в Турцию, чтобы доснять натурные сцены. На таможне в аэропорту его встречает сотрудник, который тщательно расспрашивает Раффи о цели поездки. Раффи рассказывает не только о снимаемом фильме, но и о жизни со своей матерью Ани, писательницей и художником, на основе книги которой и снимает фильм Сароян, а она присутствует на съёмках в качестве консультанта.
Множество сюжетных линий с разными героями переплетаются в «Арарате» и чтобы полностью осознать, что хотел своим фильмом донести Атом Эгоян его надо смотреть внимательно, иначе может ускользнуть главная мысль повествования. А она раскрывается в том, что каждый по-своему смотрит на геноцид армян, каждый по-своему судит об этом, но не остаётся равнодушных людей; разные поколения связывают те события, разных людей по социальному статусу, но своим долгом многие считают увековечить память тех, кто пал под турецкими штыками. Картина сложная по постановке, разбросана образами и персонажами будто мозаика, необходимо погрузиться в него, предварительно желательно ознакомиться с исторической подоплёкой, на которую опирается «Арарат». Он минует сцены крови жестокости, они показаны в постановочном виде в фильме, который якобы снимает Сароян, но от этого он легче не становится в эмоциональном плане.
Роль Эдварда Сарояна исполнил знаменитый певец Шарль Азнавур, который имеет армянские корни. В его глазах можно прочитать всю ту боль и тоску, которая тяжким камнем легла на историю его народа. Он — мыслитель, он мудр, он сдержан, но его искренне жаль. Воистину говорят, что талантливый человек талантлив во всём, вот и Шарль Азнавур наглядно демонстрирует, что и как актёр он очень хорош, но к этому ещё добавлю, что он не так, как играет, а как живёт ролью Эдварда Сарояна. Роль таможенника сыграл Кристофер Пламмер, который затем ещё раз снимется у Эгояна в картине «Помнить» в 2015-ом году. Проницательный и опытный таможенник не только проникается рассказом Раффи, но и понимает множество других вещей, но самое важное он понял о том, что для молодого Раффи побывать в местах, где была устроена резня, — дань памяти и он должен там оказаться. Самого же Раффи сыграл Дэвид Алпэй, которого премировали национальной канадской кинопремией, а ведь это был его дебют в кино. И запоминается Ани в исполнении Арсинэ Ханджян, жены Атома Эгояна.
Тяжёлый в эмоциональном плане плане фильм, в котором его режиссёр аккуратно обходит сцены жестокости и насилия, он экзистенциально пытается показать в персонажах фильма каким образом события вековой давности легли тяжким бременем на плечи отдельно взятого народа. Как нам тяжело смотреть фильмы о Второй Мировой войне, так и армянам тяжело видеть картины о геноциде в Турции. Пусть некоторые не признают случившегося, пусть некоторые готовы спорить о целесообразности требований армянского этноса, но то, что фильм хорошо поставлен и хорошо сыгран актёрами — этого не отнять.
8 из 10
Когда этнический армянин Атом Эгоян взялся за фильм под названием «Арарат», в синопсисе появилось слово «геноцид», а в титрах фамилии Шарля Азнавура и Симона Абкаряна, то у многих вероятно сложилось заведомо ложное впечатление — быть второму «Списку Шиндлера». Только с использованием армянской темы.
Однако Эгоян оказался не так прост. В своем рассказе он объединил три реальности — историю главного героя — впечатлительного канадского паренька осознающего свою идентичность, режиссера снимающего фильм о геноциде и сам снимаемый фильм, восстанавливающий хронологию событий. Реальности эти постоянно смешивались, создавая определенный синергетический эффект исключающий какие-либо намеки в пропаганде — ведь у всех персонажей ленты свое представление о тех трагических событиях.
Мне очень понравилась линия персонажа Элиаса Котеаса. Элиас тут играл канадца, являющегося наполовину турком, который сожалеет о своем участии в фильме. Он опасается последующих пересудов и считает допустимым корректно и уважительно сообщить режиссеру о своем отношении к произошедшим событиям. Немного путаясь он сообщает, что была война и в самих убийствах с обеих сторон нет ничего удивительного. Покровительственное молчание Азнавура тут совсем не кажется излишним — он уважает чужую точку зрения, но совершенно не согласен с ней. Ну а всякие споры он считает совершенно бессмысленными. И, кстати, почти сразу же наш главный герой стремительно спешит нокаутировать своему оппоненту фактами и доводами. Однако, ничего путного из данной беседы не выходит.
Однако дальше все перемешивается. Визуальные картины трагедии, от которых вроде бы с самого начала отказались — материализуются, и мы все же увидим несколько печальных зарисовок. Режиссер раскроет нам секрет своего почитания зернышек граната, но на этом фактически раскланяется и распрощается. А нас главный герой окончательно увязнет в своих собственных противоречиях. Очевидно, что именно на его примере Эгоян рисует миниатюру дней сегодняшних «виновного по подозрению» просто в силу своего происхождения. И тут мы опять увязнем в череде противоречий. Ведь поднимаются вопросы национальной идентичности и смирения с трагедией. Кстати, Курт Воннегут эти вопросы просто потрясающе раскрыл в «Синей бороде». А вот Эгояну, увы, совсем не удалось.
Об этом свидетельствует и финальное режиссерское указание, напоминающее нам об отношении Турции к геноциду, и по сути, сводящее все повествование к забавной иллюстрации статьи из Википедии. Вам по вкусу такая трактовка? По мне, так вместо навязываемой режиссером притчи мы вкушаем просто разноголосицу мнений. И даже тут, вместо того чтобы постараться устами героев изложить положение вещей, разные точки зрения, мы упираемся в заурядные штампы.
И вот потом получается, что многие умники позволяют себе писать совершенно неуважительные вещи о событиях. Так что, ни в художественной, ни в информативной, ни в смысловой линиях фильм не вышел откровением. Отсюда и низкая оценка. Вопрос — горячий, и если уж браться за тему, то нужно снимать так, чтобы ни у кого вопросов не возникало.
3 из 10
Фильм «Арарат» известного армянского режиссера А. Эгояна, проживающего и работающего в Канаде, показывает геноцид армян в Турции. Армяне и теперь, по прошествии уже почти 100 лет, не могут простить туркам эту резню. Тем более, что и сейчас Турция не нашла слов извинения за этот геноцид.
Режиссер фильма использует известный в кинематографии подход «фильм в фильме», в результате чего есть возможность просматривать события в 2 плоскостях — в современном мире и реконструированном далеком 1915 году. При этом героем фильма становится простой юноша-армянин, работающий на съемке фильма и постепенно начинающий постигать страшную трагедию геноцида и исхода миллионов армян со своей родной земли на чужбину.
А. Эгоян снял грандиозное эпическое полотно гибели миллиона своих соотечественников, еще раз пытаясь показать всему миру виновность Турции в геноциде. Успех фильма подтверждается тем, что он в 2002 году получил несколько национальных премий.
Известный режиссёр Эдуард Сароян (Азнавур) снимает в Канаде картину о геноциде армян в Османской империи в 1915-м году, когда турками были истреблены более миллиона человек. Самый титулованный канадский постановщик Атом Эгоян использует тут приём «фильма в фильме», благодаря чему события развиваются параллельно — в сегодняшнем времени и в реконструируемом.
Однако центральным персонажем этого многофигурного повествования с множеством самостоятельных линий становится не режиссёр-классик, а 20-летний юноша Раффи, который устраивается на работу в группу Сарояна простым шофёром. В процессе съёмок он глубоко проникается тревожащими мудрого постановщика вопросами и по собственной воле отправляется в Турцию — на родину своих предков.
Сказать, что Атом Эгоян, лидер интеллектуального кино Нового Света, изысканный структуралист и певец отчуждения, прозванный «канадским Вендерсом», снял социально озабоченное кино — ничего не сказать. Очевидно, что с течением лет вопросы самоидентификации и национального самосознания стали волновать этнического армянина Эгояна всё больше. Фильм конъюнктурен только в том смысле, что режиссер задался целью доказать неоспоримый для его народа факт геноцида, который Турция упорно отказывается признавать.
Во имя этой благородной цели Эгоян пожертвовал собственными художественными пристрастиями, во имя этого отозвал Ararat из конкурса самого престижного — Каннского фестиваля, где под него уже было забронировано место. Эволюция многих режиссёров выражается в том, что они берутся за всё более амбициозные по масштабам и денежным затратам проекты.
Заполучив рекордно большой для себя бюджет ($20 млн.) Эгоян впервые снял не камерную драму, а эпическое полотно, в котором попытался обратиться к своей «генетической памяти». У многих этнических армян эта самая память до сих пор категорически не желает мириться с трагедией, «пережитой» их предками почти сто лет назад. Таким образом, «Арарат» стал для Эгояна чем-то вроде «Списка Шиндлера»: ужасы массовой резни и великого исхода переплетены здесь с глубоко личными авторскими переживаниями.
К началу нового века вокруг Эгояна сформировалась обширная творческая диаспора, состоящая из его соплеменников. С некоторых пор эта группа начала оказывать всё более заметное влияние, и даже диктовать моду, в национальном кино, являясь уже не маргиналией, а мейнстримом канадской кинематографии. Супруга Эгояна, красавица Арсине Ханджян (которая по части внешних данных вполне может дать фору самой знаменитой армянской диве — Шер), с подачи мужа стала международной звездой и давно уже снимается у многих других режиссёров во всех частях света.
Что же касается «Арарата», то по итогам 2002-го года он получил 5 главных национальных премий «Джени», обойдя в очном соперничестве своего главного конкурента — фильм «Паук» Дэвида Кроненберга.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Арарат 2002 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм повествует о съемках исторического фильма о геноциде армян 1915 года. Впечатления о событиях почти вековой давности, меняют жизнь восемнадцатилетнего юноши, работающего шофером на съемках этой картины. Параллельно эпическому сюжету, в фильме развивается история личных взаимоотношений Ани — искусствоведа, приглашенного в качестве консультанта на «Арарат», ее мужа, заключенного в тюрьму после покушения на турецкого дипломата и их детей. Ее приемная дочь Клара не верит, что ее отец покончил самоубийством и обвиняет в его смерти Ани.
Арарат / Ararat 2002, Канада, военный, драма