Галерея
Интересные факты 4
Актеры 14
Съемочная группа 10
Рекомендуем 2
Похожие 9
Отзывы к
фильму
8
некоторое царство – некоторое государство
давным-давно
Финист /Вячеслав Воскресенский/ - пахарь-богатырь, защищающий русскую землю и народ от набегов нечисти; сильный, честный, смелый, благородный
Картаус /Марк Перцовский/ - главный злодей, задумавший покорить русскую землю и захватить русский народ, колдун
Кастрюк /Георгий Милляр/ - оборотень, слуга Картауса
Алёнушка /Светлана Орлова/ - девушка, полюбившая Финиста и отправившаяся в город, чтобы подарить тому собственноручно связанный плащ
Воевода /Михаил Пуговкин / - справедлив и прозорлив
Яшка /Михаил Кононов/ - писарь воеводы, мечтающий о воинской славе
Анфиса /Людмила Хитяева/ - деревенская баба, торгашка, женщина склочная и жадная
Агафон /Георгий Вицин/ - муж Анфисы, крестьянин, безропотный и тихий
Кто из нас /ну, по крайней мере, из людей моего поколения/ не помнит и не любит фильмы-сказки знаменитого нашего режиссёра Александра Роу? Для меня эти фильмы ассоциируются с теплым домом, беззаботными временами каникул и приятным ощущением предстоящего волшебства.
Данная картина снята учеником Роу – Геннадием Васильевым - и посвящена она памяти Александра Артуровича. Васильев старался не только сохранить роусовскую атмосферу, но и работал по записям самого режиссёра, который планировал снять эту сказку сам.
Что же я могу сказать об этом фильме? Как ни прискорбно это признавать – девочка /то бишь, я/ выросла. И этот фильм мне не понравился. Я могу теперь предположить, что, если бы я не смотрела сказки Роу в детстве, сегодня они мне показались бы не такими интересными, как тогда, и не пришлись бы по вкусу.
К фильму о Финисте у меня слишком много вопросов. Скачущий сценарий. Плоские чёрно-белые персонажи. Нелогичная любовная линия. Невнятный и необоснованно первенствующий главный герой. Но яркие и харизматичные второстепенные персонажи /что в целом характерно для советского кино/. Огромное количество песен, которые не дополняли историю, а отвлекали от неё и утомляли.
Да, да, мне сложно об этом говорить, но именно так воспринята мною лента, снятая по мотивам русских сказок. Я всё время бухчу о том, что сказки в принципе у нас снимать не умеют, что постоянно их киносоздателям приходиться понамешать неперемешиваемое и повпихать невпихуемое да ещё и современное. И вот, пожалуйста, сказка-классика советского кино, а всё туда же – мимо.
Я понимаю, что это сказка, что она для детей и всё должно быть более, чем просто. Ну, не в то время, видимо, посмотрела её впервые…
Понравились костюмы. Хороши Милляр, Хитяева, Вицин и Пуговкин. И на этом всё…
Хорошее наследие Александра Роу
Последний фильм, к созданию которого приложил руку Александр Роу, вышел уже после смерти режиссёра, под конец 1975 года. И надо сказать, что прощание с мастером киносказок получилось великолепным! Геннадий Васильев настолько бережно подошёл к манере съёмок и типажам персонажей, что сумел превзойти последние два фильма самого Роу. «Финист» однозначно лучше, чем спорная «Варвара-краса, длинная коса» и совсем уж провальные «Золотые рога».
Пересматривая эту ленту уже после марафона киносказок Роу, понимаешь, что «Финист» в лёгкой форме повторяет лучшие элементы всех фильмов признанного мастера. Отсутствие вычурно балаганных сцен сближает «Финиста» с «Василисой Прекрасной» и «Кащеем Бессмертным», а смешной испуг злодеев и присутствие оборотня-волкодлака – с такими лентами как «Морозко» и «Огонь, вода и… медные трубы». Разумеется, «Финиста» украшает своим присутствием Георгий Милляр. Оборотень Кастрюк – более коварная версия Кощея и Бабы-Яги, которые в этом фильме упоминаются открыто. Некоторые другие задействованные актёры тоже имели опыт съёмок у Роу. Это Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Мария Барабанова, Лев Потёмкин и Алексей Смирнов. Такую знакомую компанию приятно дополняют Михаил Кононов и Георгий Вицин. Должен отметить, что добрая Алёнушка, которую играет Светлана Орлова, получилась более искренней, чем её тёзка из «Огня, воды и медных труб». Сам же Финист (Вячеслав Воскресенский), если его сравнивать с Васей или Андреем, тоже выглядит более открытым и естественным. То есть, совершая реверансы в сторону Роу, Васильев не забывал что-то исправлять на свой вкус.
Наверное, главным плюсом «Финиста», за счёт которого этот фильм даже получил рейтинг 12+, является присутствие мистики. В фильме хорошо чувствуется таинственная атмосфера накануне Ивана Купалы с многочисленными танцами, хороводами и таким ненаучным явлением как цветение папоротника. Но даже это мелочи в сравнении с тем, какое колдовство создаёт Кастрюк, пытаясь заманить богатыря в ловушку. Косматый и неповоротливый клыкастый зверь, который по иронии судьбы мешает не только русскому народу, но и захватчикам, напоминает гибрид медведя и львинохвостого макака. В качестве комплимента могу сказать, что такое чудище получилось даже более свирепым, чем Вий из версии 1967 года. Когда происходит кошмарное превращение, в кадре мелькают пугающие статуи, чем-то похожие на чудовищ из карточной фэнтезийной игры «Берсерк».
Продолжая говорить о мистике, я не могу не заметить, что на протяжении всего фильма мелькает символика пауков. Если у Роу постоянной темой была рыбалка или просто вода, то в «Финисте» это пауки. Не раз и не два мы увидим огромную паутину, способную убить не только человека, но и сильного зверя. В виде паука изготовлен талисман злодеев, а сцену с призывом самих паучков я, честно говоря, до сих пор не до конца понимаю. Верхушкой этого мистического айсберга является, конечно, Картаус (Марк Перцовский) – самый необычный злодей в советских киносказках. Несмотря на то, что он повелевает восточными кочевниками, сам он явно не с востока, поскольку рыжий, как лиса. С детства меня мучил вопрос, кем же в действительности является Картаус. Самое логичное предположение – хазар, в связи с национальностью актёра. Но более вероятно, что перед нами собирательный образ с говорящим именем (хотя персонаж не так уж картавит) и характерной для фэнтезийных злодеев тягой к темноте. То же можно сказать и про смешного Фингала. Кстати, Картаус и Фингал любят коварный смех, который роднит их с более поздними злодеями мирового кино.
Разнообразная музыка и ненадоедливые песни – тоже сильный стороны «Финиста». Задорно поют кочевники у костров, подкармливая обезьянку, и так же лихо поют участники ночного карнавала. Жаль, что слова в этой ночной песне слишком трудно разобрать.
Недостатки «Финиста» заключаются главным образом в неудачном монтаже. Плохо смонтированы практически все сцены, которые снимались несколькими камерами. При смене кадра меняются позы и даже местоположение персонажей, а также не успевают раскрываться их рты. Любопытно, что все такие моменты являются как бы ещё одной отсылкой на фильмы Роу, где нередко наблюдаются те же проблемы. Кроме того, плохо озвучены животные, которые не очень горят желанием раскрывать пасти и клювы перед камерой. А ещё после просмотра остаётся небольшое разочарование от того, что сокол, ставший частью прозвища главного героя, не влияет на сюжет от слова совсем. Он появляется всего несколько раз чисто как напоминание о самом себе, и это немного грустно.
Но осталось сказать самое важное. «Финист» стал последней советско-российской киносказкой в XX веке, чей успех и слава абсолютно заслуженные. Помахав саблями, сразившись с врагами и напоследок улыбнувшись зрителям, персонажи уходят из кадра, оставляя нас с приятной, как лучи солнца, надеждой. Нет сомнений, что добрый и справедливый мир обязательно настанет, когда придёт нужный день и час. Важно лишь помнить это и всегда быть готовыми. А что касается сказочно-фэнтезийного жанра в СССР и России, то следующие сорок шесть лет он находился в нелучшем состоянии. Изменилась ситуация только в 2021 году, когда вышел «Конёк-Горбунок». Но это уже другая эпоха с другими ценностями.
9 из 10
«… Нам посчастливилось родиться на Руси…»
Ещё одна нежно любимая сказка детства. До сих пор пересматриваю её с особым трепетом в сердце. И пусть большинству современных детей, она не интересна, моей дочери наоборот. Она вместе с нами смотрит и воспринимает все наши любимые, и самые лучшие советские киносказки, на которых выросли мы, её родители. Ведь какой добрый и тёплый след оставляют на душе такие сказки! Чем чаще мы будем их пересматривать, тем лучше и легче будет восприятие нашей реальной, к сожалению, не сказочной действительности. Как приятно смотреть на воспитанных, мужественных мужчин, красивых женщин, слушать прекрасную русскую речь. Всё так естественно, бесхитростно и душевно. В общем то, что обязательно нужно показывать современным детям, как бы они этому не противились.
Фильм создан как дань памяти замечательного режиссёра-сказочника Александра Роу, чьи киносказки любимы уже не одним поколением детей и взрослых. Его работы до сих пор приводят в изумление всех зарубежных спецов от кино, особенно голливудских! Да-да! Александр Артурович написал сценарий этой сказки в соавторстве со Львом Потёмкиным, сыгравшим Фингала, утвердил актёрский состав и заметьте, как всегда блестящий, что не имя - то легенда! Но снять сам фильм он не успел. И тогда это сделал его ученик, Геннадий Васильев, он был помощником Александра Артуровича. Поэтому он и замечательные актёры создали прекрасную сказку с красивой, мелодичной речью, музыкой, песнями, искромётным юмором, так как это делал сам Александр Артурович. Не стало Александра Роу, Птушко и других великих сказочников той эпохи - и не стало добрых, чудесных сказок. Экраны заполонили криминальные сериалы и силиконовые монстрики.
Хороший фильм. Все актёры в этом фильме подобраны просто великолепно. Пуговкин бравый воевода - настоящий, русский. Михаил Кононов такой симпатичный, белокурый, голубоглазый, смекалистый парнишка! Само очарование. А Светлана Орлова красавица, очень милая. Поражает и Хитяева - красавица жена, при никудышном муже, она в доме и хозяин. Ну а сам Георгий Вицин… слов нет, одни чувства остались от его игры. А старушки-веселушки - это просто что-то потрясающее. Таких бабуль ещё поискать. Светлая память актёрам, сыгравшим в этом фильме!
Вот так вот били ворогов и будем бить! Очень актуальная для нашего времени сказка. Они к нам и с хитростью, и с колдовством, а мы их русской смекалкой, и естеством. И дубинушкой. Увесистой такой. Русской. И цепями нас не закуёшь! Шиш вам в нос. В Союзе создавали очень много светлых, добрых и мудрых мультфильмов и фильмов, многие из которых основаны на народной русской культуре. Мне повезло, что я выросла на них, а не на «Гарри Поттере» и т.п., где воспевается всё то, что всегда осуждалось в нашей культуре. Добро и зло поменяли местами нынешнему молодому поколению. То, что всегда считалось злом, теперь преподносится как пример для подражания. То же колдовство, которое всегда осуждалось в нашей культуре, сегодня возводится в культ. Нашей стране сегодня так нужны Финисты-богатыри и Яшки-писари. А чему воспитывают современных русских мальчиков? Кумиры современных мальчишек - это рэперы-наркоманы. Девчонки подражают таким, как Бузова, вернее, уже армиям Бузовых. Жесть полная, какому д...му отданы в лапы сегодня дети! Я в своё время тоже росла и впитывала всяческое д...мо, в девяностые, но основа была заложена здоровая - благодаря Советскому союзу и его культурному вектору и наследию. Моими первыми героями были такие, как богатырь Финист и писарь Яшка. Пока детская душа была чистой, она восприняла и полюбила такие светлые, здоровые, чистые образы. А сегодня что вливается в чистые детские души? Даже та гадость, которая лилось на нас в девяностые, - детский лепет по сравнению с сегодняшним - циничным, лживым, пошлым, жестоким, корыстолюбивым...
«Дети - всегда дети» - это не так. Дети тоже меняются вместе с обществом. Теперь даже дети нередко циничны. Ещё бы им не быть такими, когда на их незащищенную открытую душу осуществляется такая поганая атака каждый день! Никто их не защищает. Ведь родители теперь толерантны! Рыжий Ус (условно тут так называю, как будто по сказке) сказал им, что толерантным быть хорошо, они и поверили, и заигрались в толерантность. Толерантный человек - это тот, кто не различает добро и зло. Значит, я человек нетолерантный и никогда им не буду, как не были такими все наши богатыри и другие герои этих добрых и волшебных сказок. Может и могут снять и сейчас что-то хорошее (если захотят), но думаю цели ставят другие...
Фильм шикарный. С детства один из любимейших фильмов. Подборка актёров великолепна. К сожалению сейчас таких актёров и режиссёров почти нет. Хороших фильмов почти нет. То, что пытаются переснимать, получается жалкая пародия. Наверное потому что не чувствуют тему и материал, так, как чувствовали режиссёры и актёры того времени. Ничего не могу с собой поделать. Раз за разом слушаю эту исконную русскую речь, обороты, сравнения. Смотрю на людей, и не вижу в них актёров, вижу в них персонажей былин и сказок… Мне, как человеку, выросшему в СССР, разумеется жаль, что детство прошло, но при этом я чертовски горда тем, что у меня, обычного советского пионера (или советской пионерки), было такое прошлое. Нашим бы детям - такие сказки, и... важна ведь не суть сказки порой, а вот такое вот её исполнение, которого никогда уже не будет, потому что никто никогда не сможет повторить подобный шедевр!
Эх, где ж ты Финист, добрый молодец? Где ж ты милый Яшка? Защитите нас горемычных от ворога лютого, поганого (думаю понятно, о ком речь идёт). Напустил он на нас печенегов да сирацынов хитрых да хапуг ненасытных. А нас православных законами кабальными прижал. В этой сказке «Чудище лесное» символизирует собой опороченного, оболганного, невинного человека. Алёнушка, рискнув своей репутацией порядочной девушки, наперекор общественному мнению вступилась за Чудище и оправдала его.
Фильм смотрится на одном дыхании! Интересно и детям, и взрослым! К тому же, всё там наше, русское, родное! Сказка замечательная. Хоть Финист и богатырь, это именно сказка, а не былина. Детям нравится, и не только детям. И ещё: если уж кого и «чехвостить», так это авторов современных мультфильмов о «богатырях». Эти мультфильмы детям категорически нельзя показывать. Огромное спасибо всем создателям этого фильма!
10 из 10
Почти Александр Роу.
В создании сценария для этого фильма для молодого режиссера Геннадия Васильева принимал участие Александр Роу. В общем, чувствуется рука мастера. Правда, фильм, как всегда, завлекал меня гротескными второстепенными образами (воевода Пуговкин, писарь Кононов, старушки-веселушки и гениальнейший Гергий Вицин в маленькой роли мужика Агафона), а также классическими злодеями Картауса Рыжего Уса (Перцовский), Кастрюк (Милляр!), Фингал (Потемкин). Определенно, в наших сказках всегда самыми чудесными и запоминающимися получались герои отрицательные. Что касается классических образов богатыря и Аленушки, то сейчас у меня, как и в детстве, при виде них единственное желание - перемотать куда-нибудь, где поинтереснее.
Фильм я посмотрел благодаря передаче 'В гостях у сказки' еще весной 1983 года, будучи младшим школьником. Хорошо помню восторг, это так приятно, когда сказочные образы из русских сказок появляются на экране, бегают, прыгают, колдуют и дерутся. А еще и поют! 'Финист-ясный сокол' примечателен в первую очередь чудесными песнями. Больше всего я обожаю песню Вицина 'Сирота, я, сирота, сиротинушка'. Часто сам ее пою. Также замечательны оптимистическая песня старушек-веселушек, Кононова-писаря и банды Картауса. Есть что-то очаровательное и подлинное в них, кто-то же писал, например, от всей души стихи. Такие как 'зато не платят королю налоги...'
'Финист-Ясный сокол' интересен исключительно нам, о, великовозрастные дяди и тети, никакими увещеваниями о спасении родной земли от чудища поганого и спецэффектами, когда Вицин провалился сквозь землю, нынешних детей смотреть это не заманишь. Так выпьем же за кибернетику.
А режиссер снял еще прекрасный фильм 'Пока бьют часы' по сказкам ныне здравствующей (90 лет) Софьи Леонидовны Прокофьевой.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Финист – Ясный сокол 1975 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В стародавние времена жил на Руси пахарь, звали его Финист. Был он могучий богатырь, защищал отчизну от чужеземных захватчиков. Но однажды хитроумный прихвостень заморского царя заманил его в подземелье и заколдовал! Превратился богатырь в страшное чудище. А расколдовать его может только красна девица… Если она полюбит его в таком облике, он снова станет прежним Соколом! И тогда злым силам уж точно несдобровать!
Финист – Ясный сокол / Finist - Yasnyy sokol 1975, СССР, мелодрама, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези