Галерея
Интересные факты 4
Актеры 33
Съемочная группа 39
Рекомендуем 6
Похожие 7
Отзывы к
фильму
9
«Король Лир» — фильм по одноименной пьесе У. Шекспира от британского режиссера Ричарда Эйра. В главных ролях знаменитые британцы: Энтони Хопкинс (Лир), Эмма Томпсон (Гонерилья), Джим Бродбент (Глостер), Эндрю Скотт (Эдгар) и др. Любителям стоит взглянуть хотя бы ради них. Ведь этот фильм на самом деле — театральный спектакль в рамках кино. И актеры играют по законам театра, а не кинематографа, раскрываются с непривычной стороны.
Сохранив первоначальный текст пьесы, которая писалась Шекспиром только для своего театра, ни для чего больше, фильм вобрал в себя всю театральную условность — гипертрофированную актерскую игру, обращения к зрителю, декламацию, костюмированность. Поэтому «умному» зрителю перед просмотром нужно обязательно прочитать оригинал, чтобы не опешить перед этой театральностью.
Но все-таки мне этот фильм не кажется удачным. Он не похож ни на самостоятельное произведение (потому что Ричард Эйр не может переплюнуть Шекспира), ни на удачную постановку. Хотя по формату ко второму он близок больше. Из-за постоянной смены сцен (то, что в театре легко обыгрывается, но в кино с его монтажом и приближенным к реальности чувством времени, сложно воссоздается) и локаций, действие фильма прогибается, и там, где должен быть эмоциональный накал и взрыв, его нет. В основном все играется в одном ритме (выделяются сцены с громом в поле, выдавливания глаз Глостера и сцена встречи Глостера и Лира (знаменитое фото Хопкинса в костюме бездомного).
В общем, вывод: фильм стоит посмотреть всем интересующимся творчеством Хопкинса (Ричард Эйр признался, что желание снять этот фильм появилось после увиденного в образе короля Лира Энтони Хопкинса), Томпсон и Бродбента и других задействованных актеров, а также любителям Шекспира (в этом варианте стоит начать с телевизионных спектаклей, как эталона).
Да, у Шекспира многие сцены в пьесах немножко чересчур, но чтобы так…
Главное действующее лицо — неадекватный отец-король, который выдаёт себя за жертву предательства. Игра Хопкинса прекрасна, но содержание нелепо. Начнём с того, что отец-король изрыгает жестокие проклятия на младшую дочь Корнелию. За что? За то, что она просто без прикрас и лести ответила на вопрос о своей любви к отцу.
Далее. Наступает жестокое разочарование в старшей и средней дочерях. Да, королю-отцу хочется простого человеческого орать и пьянствовать с сотней рыцарей в замке, бить слуг и бедокурить. Ну что здесь такого. А старшая дочь как строгая училка: успокойтесь, папенька, не буяньте. Какая же неблагодарность с её стороны. Король в ужасе: «Меня терзали без вины». Мда. Издевательство над стариками, не иначе.
Самый главный вопрос, самая большая загадка фильма — как Граф Глостер смог упасть плашмя на траву и всерьёз подумать, что упал со скалы? Он же лишился же глаз, а не мозга. И как ботаник-звездочет смог победить в честном бою на кулаках спецназовца?
И, по моему скромному мнению, как-то не вяжутся между собою средневековые проблемы и современность. Ну, допустим, ушёл отец в ночь, в современном мире он бы нашел, где от дождя укрыться, какая-нибудь кафешка, магазин, захудалый ларёчек хотя бы, но не тряпичная палатка же на пустыре. Да и король, буйствующий в компании ребят в форме каких-то «ВДВ-шников», смотрится очень странно. Полагаю, всё-таки средневековой драме больше подошли бы костюмы и антураж, соответствующие времени изображаемых событий.
А закончилось всё кучей трупов, конечно же. Мне не понравилось, не рекомендую.
Это только кажется, что страсти за полтыщи лет измельчали («обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»). Копнёшь чуть глубже, а за семейными разборками, за дележом квартир случается порой столько боли и неблагодарности. И шекспировские страсти кипят у соседей за стенкой. И плачут по углам обиженные детьми старушки, и бомжуют изгнанные из родных домов старики. Никто из них не был королём — обычного рода-племени. Но трагедия короля Лира актуальна в наши дни, как и в прошлые времена.
Шекспировские тексты в современном антураже уже не раз выходили на кино- и телеэкраны. Дошла очередь и до «Короля Лира». Впервые он был показан на канале BBC-2 в мае этого года. В постановке принял участие прямо-таки звёздный состав. Короля Лира сыграл 80-летний сэр Энтони Хопкинс, старших дочерей — Эмма Томпсон и Эмили Уотсон, графа Кента — Джим Картер, графа Глостера — Джим Бродбент, его старшего сына Эдварда — Эндрю Скотт, Освальда — Кристофер Экклстон.
Сыграли так — что мурашки по коже. И безумно жаль нищего и полубезумного старика, упавшего с вершины социальной лестницы на самое нищее дно, поверившего словам о любви и раздарившего своё королевство неблагодарным дочерям, выставившим его за порог, что послужило в дальнейшем причиной всяким неприглядным вещам — таким, как предательство, коварство, ревность, подлость, двоежёнство, обман, заговоры, выцарапывание глаз и т. п.
Хопкинс просто поразительно в форме для своих 80 и, как всегда, гениален, передавая и сильные страсти: гнев, обиду, боль; и тонкие чувства — нежность, раскаяние. Когда его герой впадает в безумие, правый глаз у него становится совершенно сумасшедшим, в то время как левый свидетельствует о сохранившихся в нём остатках разума.
Эмма Томпсон и Эмили Уотсон в совершенно нетипичных для себя ролях сыграли достоверно и убедительно, особенно трудно, думаю, было Уотсон с её подкупающей внешностью, к которой, как кажется, не может прилипнуть никакой злой помысел. Очень удивил Эндрю Скотт, как-то мне он попадался всё больше в злодейских ролях, а тут, помимо того, что его герой тоже впал в нищету и безумие, но временами тонок, нежен, и глаза у него как не свои — такие добрые…
Есть ли необходимость осовременивать постановку? Зло остаётся злом, добро — добром в любое время. Но почувствуешь ли в игре актёров в исторических костюмах актуальность происходящего? Ведь и у злых сестёр есть какая-то своя правота, понятная любому нашему современнику: кому захочется, чтобы в его дом притащили на постой пьяную шумную и совершенно не контролируемую ораву вояк? Да и сам Лир далеко не идеальный и отец, и король; и человек, вероятно, не самый хороший. Однако, чёрная неблагодарность остаётся неблагодарностью, как её ни объясняй.
На случай, если вы вдруг не читали шекспировскую пьесу и не видели её в театре, перед просмотром желательно ознакомиться с текстом, всё-таки не самое простое зрелище.
9 из 10
Сюжет трагедии Шекспира условно перенесен в наше время. Условно, т. к. никаких особых ориентиров нет, место действия может быть любым.
У Ричарда Эйра в «Короле Лире» получилось то, что безуспешно пытался сотворить Джо Райт с «Анной Карениной» (2012), а именно — соединить театр и кино. В итоге у Райта получился водевиль, а у Эйра, как и положено, драма. И при всей моей нелюбви к подобным экспериментам, результат впечатлил.
Да, фильм схож с театральной постановкой, в нем присутствуют характерные приемы: обращение к зрителю, излишняя нарочитость и эпатаж, но они гармонично вписаны, не раздражают и позволяют расставить нужные акценты. Если продолжить аналогию, то больше всего он напоминает экранизацию другой пьесы Шекспира, «Сон в летнюю ночь» (1999).
Конечно, первая скрипка здесь сэр Энтони Хопкинс, который блестяще исполнил свою роль. Его герой, сначала сумасбродный и гордый, затем злой, отчаявшийся и опустошенный, находясь в кадре, концентрирует внимание на себе. С Эммой Томпсон, сыгравшей старшую дочь, у Хопкинса сложился отличный дуэт. Актриса открылась для меня с неожиданной стороны, все-таки в отрицательных персонажах есть своя прелесть. Эмили Уотсон и Флоренс Пью (Регана и Корделия) смотрелись ровно, не выделяясь.
Еще отмечу Эндрю Скотта, известного многим по роли Мориарти в сериале «Шерлок», но покорила меня «старая гвардия»: Карл Джонсон (шут) и Джим Бродбент (Глостер). Джонсон очень тонко сделал свои диалоги с королем, а актерская мощь Бродбента особенно проявляется во второй части ленты.
Отдельный балл я бы дала фильму за интерьеры и элегантные костюмы.
Итак, рекомендую всем поклонникам Вильяма нашего Шекспира.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Король Лир 2018 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Стареющий король Лир решает разделить власть между тремя дочерьми, если те докажут ему свою любовь. Младшая дочь не приемлет лести и за это отправляется в изгнание, а две старшие заискивают перед отцом и получают королевство. Добившись желаемого, они обнажают свои истинные намерения и выступают против Лира, который сам становится изгнанником.
Король Лир / King Lear 2018, США