Галерея
Интересные факты 1
Актеры 5
Съемочная группа 10
Рекомендуем 4
Похожие 19
Отзывы к
фильму
20
«Настройщик» — на первый взгляд, кино безыскусное и вполне зрительское (в смысле, что не совсем авторское): линейный нарратив, не тонущий ни минуты в своих ответвлениях, сбалансированный колорит каждой сцены, ни разу не переходящий в фирменную муратовскую чрезмерность, общая элегичность настроения, заставляющая вспомнить «Короткие встречи» и «Познавая белый свет», щадящая героев грусть, ни разу не оборачивающаяся критикой в их адрес и многое другое, что как и в «Чеховских мотивах» возвращает постановщицу к истокам ее кинематографа, — все это ложится на душу зрителя приятным послевкусием и хорошим настроением, провоцирующим его на повторный пересмотр.
Лично я знал одного синефила, работавшего в кинопрокате в эпоху, когда почти ни у кого не было высокоскоростного интернета, потому все, интересующиеся киноклассикой, ходили в прокат, так вот он советовал «Настройщика» буквально каждому второму клиенту, хотевшему «чего-нибудь легкого и светлого». И это не удивительно, ведь несмотря на некоторую печальность рассказанной истории, Муратовой удается за счет неоспоримых визуальных и монтажных достоинств своей картины сделать ее невероятно киногеничной, будто органически льющейся на зрителя неостановимым потоком образов и характеров. Состыковка эпизодов почти незаметна, один сменяет другой столь естественно, что «Настройщик» кажется высеченным из единого куска драгоценной породы, столь монолитна его повествовательная ткань.
Аскетизм черно-белого изображения, сдержанность метафорических акцентов (как например, ставший знаменитым план Литвиновой с косой), выстраивание сюжета, диалогов и видеоряда в единстве с музыкальной составляющей (саундтрек хоть и не Каравайчука, но изящно подражает его лучшим работам в фильмах самой Муратовой). Выстраивая даже на уровне нарратива музыкальную композицию с лейтмотивом, темами и вариациями, постановщица изящно дублирует мотив обмана одними персонажами других (в случае с героиней Руслановой и ее злосчастными деньгами он повторяется как минимум трижды), делая его планетарным обобщением об участи людей.
Само заглавие «Настройщика» намекает на то, что герой Делиева из-за корыстных побуждений играет на инструментах душ, настраивая их для своих целей. К слову сказать, решившись дать Георгию Делиеву, центральному комику «Масок-шоу» почти драматическую роль, Муратова не прогадала: пройдоха в его исполнении поучился одновременно обаятельным и опасным. Так же и Литвинова, вроде бы всегда работающая у Муратовой на ниве своей эротизированной харизмы, здесь — почти антигероиня, в которой куда больше зловещего, чем в нелепом персонаже Делиева. Дуэт же Демидовой и Руслановой принадлежит к числу одного из самых эффектных в киновселенной Муратовой: лапидарная интеллигентность Демидовой и хамовато-агрессивный типаж Руслановой (спародированный ею же самой в «Мелодии для шарманки») так прекрасно сочетаются и дополняют друг друга, что делают сцены с их участием по-настоящему фееричными.
Сейчас спустя более чем полтора десятка лет, можно сказать, что «Настройщик» — одна из лучших российских картин нулевых, хотя вроде бы скромность концептуальных задач при визуальной избыточности и виртуозности диалогов и должны говорить об обратном. «Настройщик» — это прежде всего игра в кино, это бартовское «удовольствие от текста», когда то, что с наслаждением снимается, с наслаждением же и смотрится: буквально в каждом кадре сквозит та радость, с которой Муратова и ее съемочная группа работали над «Настройщиком». Казалось бы, ну до чего банальная история: одни персонажи обманывают других! Все это вроде бы уже было в «Афере» Джорджа Роя Хилла и миллионе поделок не тему мошенничества, которые, в отличие от «Аферы», уже безвозвратно забыты.
Однако, для Муратовой важно вновь высказаться о человечестве пусть и в тривиальном сюжете, мастерски развернутом, ей нужно совместить разочарование в людях и любовь к ним, видение их насквозь — с печалью о том, кем они стали. Все это было уже в «Чеховских мотивах», скажете Вы и будете правы. Но, быть может, нигде больше, кроме как в «Долгих проводах» и «Астеническом синдроме», Муратова не подбиралась так близко к чисто кинематографическому совершенству, к чисто художественному результату, когда фильм смотрят и восхищаются им тысячи простых зрителей, а не только синефилы (вспомним, что «Настройщика» в свое время показали в прайм-тайм по федеральному каналу).
«Настройщик» совершенен как бриллиант именно потому, что постановщица смогла рассказать простое сложным языком, но при этом так, что была понята всеми. Годами работая в авторском гетто, Муратова не разучилась снимать кино так, чтобы ее понимала не только горстка интеллектуалов, то есть в той же манере, в которой были сделаны, допустим, «Короткие встречи». Ей просто нужно было время для самопознания и самоуглубления, период чистого модернизма, чтобы впоследствии, работая в постмодернистской манере, сблизить массовое и элитарное (к чему всегда постмодерн и призывал) и, смешивая жанры, понравится решительно всем.
Признаюсь, фильм «Настройщик» (2004г, реж. Кира Муратова) я посмотрел благодаря восторженным рецензиям на «Кинопоиске».
Увы! Общепринятого восторга после просмотра фильма я не разделяю.
Общее впечатление: жвачка. Не та, жвачка, что подается в бесчисленных бездарных сериалах, появившихся на экранах в последнее время, но что-то такое липкое и тянущееся, причем, бесконечно и безнадежно, и весь фильм ты в ожидании действия, а там не то, что действие, там противодействие — Рената Литвинова с ее умением произносить слова и фразы, так, что кажется, она специально тянет время, чтобы помучить зрителя своей заторможенной речью.
Впрочем, я никогда не любил Ренату Литвинову, как артистку и это, пожалуй, лишь усугубило мое негативное отношение к фильму, который, кстати, снят почему-то в черно-белых тонах, что тоже наложило некий нехороший отпечаток на восприятие мной этого фильма.
Что касается остальных актеров — сыграно хорошо. Сыграно добротно, местами весело, грустно, но в целом, несомненно, профессионально. Однако, замечательная игра актеров — ничто по сравнению с бездарным сюжетом.
Развитие его идет медленными шажками в течение всей картины. Если коротко, этот фильм о любви бедного настройщика к взбаломошной дуре, ради которой он готов совершить подлость. Развязка — в последние десять минут. Вот их можно посмотреть, а все остальное можно с легкостью пропустить.
Мы смотрели этот фильм всей семьей в один из выдавшихся свободных вечеров, и после просмотра пришли к единому мнению: «Убили время…» Именно убили, а не провели. Чувство было примерно такое же как, когда приносишь домой здоровенный арбуз, вся семья собирается в ожидании вкусного, а арбуз оказывается несладким.
Увы! Фильм разочаровал!
Единственное, чем я был приятно удивлен, это музыка, которую играл на фортепиано главный герой. Пожалуй, это самое удачное в фильме.
Только за это и оценка фильма.
2 из 10
Когда садилась смотреть данную картину, ну никак не ожидала, что она может быть настолько прекрасной!
Несмотря на то, что фильм 2004 г. выпуска, режиссер смог передать атмосферу совершенно другого времени, эта одежда, манеры, антураж комнат, мебель, ну все-все-все! Вентилятор с кусочками ткани, которые пробираются в кадр, лестница на крышу, где жил главный герой, курлыканье голубей, море со скалистым берегом. А поцелуй влюбленных…
Съемка в черно-белых тонах, музыка, которая сопровождает нас на протяжении всего фильма, диалоги главных героев. Он настолько атмосферный, как «Кофе и сигареты», Джима Джармуша, только на русский манер.
Все герои фильма сыграли настолько правдиво, что им безусловно веришь.
Рената Литвинова — богиня, без нее все действие смотрелось бы, априори, хуже, ее голос, ее манерное поведение, ее образы, мимика…
А каков настройщик? Георгий Делиев — прекрасно сумел показать и раскрыть главного героя: c хитрецой в глазах, с историями, сказанными невпопад, с кривляньями во время исполнения на рояле.
2,5 часа пролетели совершенно не заметно, а когда пошли титры, то стало очень грустно, потому что на такую игру актеров хотелось смотреть еще и еще.
Советую смотреть данный фильм всем, кто не поклонник бездушных боевиков, а любитель красивой съемки, удачно выбранных ракурсов, диалогов, и конечно же ради честной и правдивой игры актеров!
9 из 10
Криминальная мелодрама Киры Муратовой «Настройщик» легка, изящна и немного камерна. Каждый персонаж — это тонко выстроенный психологический портрет с уникальными речевыми и поведенческими особенностями. Тихий невзрачный, но неуловимо обаятельный простак Андрюша со старомодными оборотами речи и растягиванием последних слогов в словах, словно нараспев. Интеллигентная вдова Анна Сергеевна, как будто преодолевающая заикание в минуты эмоционального возбуждения, сопровождает фразы непременным закатыванием глаз и потрясанием указательным пальцем или поцелуем в темечко любимой собачонки Микки, что всё время у неё на руках. Её подруга-компаньонка Люба — музыкально образованная бывшая медсестра, ищущая любви и понимания у мужчин, что постоянно обманывается на их счёт и терпит денежные потери из-за этого. Лина — изнеженная возлюбленная Андрюши, в которой под личиной холодной грациозной блондинки кипят африканские страсти: она алчна и не привыкла к отказам. Продавцы в магазинах со слегка скандированной речью. Престарелая компания музыкантов и любителей вокального искусства, что заполняет дом Анны Сергеевны по воскресеньям. Все они создают невероятно фактурный портрет различных слоёв общества, объединённых уверенной рукой режиссёра в единую композицию. Персонажи не только уникальны сами по себе, они живы, узнаваемы и индивидуальны.
Андрюша, аферист с тонкой душой, случайно подслушивает в магазине разговор пожилой интеллигентной дамы с продавцом о том, что даме требуется настройщик для пианино. Он приходит к этой даме в дом, представившись настройщиком, и благодаря лёгкому нраву, шуткам-прибауткам и заботой о двух неразлучных компаньонках становится любимцем и желанным гостем в доме ничего не подозревающих женщин. Тонкая душевная организация Андрюши не позволяет просто взять и обчистить их. Он разрабатывает ловкий и изящный план и периодически сдерживает кровожадность своей возлюбленной подруги. Воображение Киры Георгиевны, её мужа Евгения Голубенко и сценариста фильма Сергея Четверткова перенесло действие из царской России в современность благодаря вольной трактовке сюжетов знаменитого сыщика Аркадия Кошко. Но центральные персонажи настолько колоритны, что порой кажется, будто они существуют в двух мирах одновременно, словно границы пространства раздвигаются, создавая совершено новое измерение, где время замедляет ход, не отставая при этом от современности ни на минуту. Это и атмосфера приморского городка с ощущением лёгкого бриза в пропитанном солнцем воздухе, нежные музыкальные аккорды, сопровождающие героев в различных жизненных ситуациях, монохромный видеоряд, позволяющий заглянуть глубоко в души и в то же время фиксирующий внимание на деталях. Это волшебница-камера Карюка, что умеет быть и тихим наблюдателем за поцелуем влюблённых (впервые появившимся в фильме Муратовой), и подчеркнуть невероятность происходящего, деликатно подставляя объектив под каблучки Ренаты Литвиновой, спускающейся по пожарной лестнице из их с Андрюшей обиталища на чердаке, когда многочисленные оборки и рюши юбки не позволяют увидеть ничего лишнего. Только невесомость, чистота и неизменная эмоция эстетики кадра. Где каждый персонаж любим без исключений.
Интересно и то, что по ходу фильма разыгрывается не только основная криминальная линия, но и ещё несколько параллельных. По этому поводу Кира Муратова говорила: «Люди хотят отдаться, хотят быть ограбленными, использованными и быть полезными кому-то таким образом. Они готовы отдать душу, тело, деньги. Это трогательное свойство, свойственное очень многим нашим соотечественникам». Это подтверждает и её героиня Люба своими многочисленными неудачными любовными попытками, и Анна Сергеевна, обвиняющая в итоге не Андрюшу, а саму себя. И как же удивительно меняется интонация и речь героев. Она звучит убеждённо, искренне, так, что куда-то пропадает так часто раньше повторяемое эхо собственных фраз. Вообще у Муратовой случается, что герои неоднократно повторяют одну и ту же фразу, словно собственное эхо. Так, например, разговаривала героиня Зинаиды Шарко в «Долгих проводах». Такой приём был и в «Настройщике», но обыгранный иначе и несколькими персонажами. Финальный эпизод в трамвае это квинтэссенция основной мысли Муратовой о глубине и неподдельности человеческой души, что ещё острее подчёркивает вскользь прозвучавшую фразу Анны Сергеевны в начале фильма: «Всем нам нужен настройщик. Даже Микки. Правда, Микки?» Это и ответ, и код фильма, ведь любовь, доброту и человеческое тепло невозможно получить ни за какие деньги.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Настройщик 2004 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Бедный настройщик роялей Андрюша честно трудится в Одессе, он страстно и взаимно любит красавицу Лину. Для счастья им не хватает только денег, так как Лина привыкла к роскоши. Случай сводит Андрея с парой богатых немолодых женщин - Анной Сергеевной и Любой. Обаятельный настройщик легко втирается к ним в доверие и становится близким другом. Чтобы угодить Лине, но не прибегать к насилию, он придумывает изощренный план ограбления состоятельных подруг.
Настройщик / Nastroyshchik 2004, Россия, драма, комедия, криминал