Стеклянная гармоника

Steklyannaya garmonika

1968, СССР, короткометражка, мультфильм

О том, как власть и алчность растлевают людей и о духовном возрождении, которое приносит Искусство.

HD
  21м КиноПоиск  7.6 IMDb  7.4
Фильм Стеклянная гармоника online на emblix

Интересные факты 1

Сюжет мультфильма «Стеклянная гармоника» во многом схож с сюжетом мультфильма «The Beatles: Желтая подводная лодка» (1968). Что примечательно, оба мультфильма снимались одновременно, поэтому авторы не могли видеть работы друг друга ранее.
Съемочная группа 8
Похожие 13
Фильм Путешествие на Луну online на emblix
1902, Франция, короткометражка, фантастика, фэнтези, боевик, комедия, приключения
Фильм Трио из Бельвилля online на emblix
2003, Бельгия, драма, комедия, мультфильм
Фильм Харви Милк online на emblix
2008, США, биография, драма, исторический
Фильм Кунг-фу Панда: Секреты неистовой пятерки online на emblix
2008, США, боевик, комедия, короткометражный, мультфильм, семейный
Фильм Дикая планета online на emblix
1973, Франция, мультфильм, фантастика
Фильм Девочки есть девочки online на emblix
2003, США, комедия, мелодрама
Фильм Сделай Рождество голубым online на emblix
2009, США, драма, комедия, мелодрама
Фильм Парень мечты online на emblix
2008, США, драма, мелодрама
Фильм Уик-энд online на emblix
2011, Великобритания, драма, мелодрама
Фильм Холодное торжество online на emblix
2015, США, короткометражка, мультфильм, мюзикл
Фильм Королевская кобра online на emblix
2016, США, драма, криминал
Фильм Рокетмен online на emblix
2019, США, биография, драма, мюзикл
Фильм Алекс Стрейнджлав online на emblix
2018, США, комедия

Отзывы к фильму 2

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

«Стеклянная гармоника» — шедевр советской анимации, созданный А. Хржановским в 1968 году, который представляет собой пример емкого и лаконичного авторского высказывания, прославляющего все лучшее в человеке и непримиримо отвергающее всю мерзость его страстей. Эпиграф и некоторые другие структурные элементы использованы режиссером в качестве предохранителей от социалистической цензуры, однако, притчевая форма повествования открыто намекает зрителю на его общечеловеческий характер.

Смыслообразующим компонентом картины становится противопоставление взаимоисключающего воздействия на людей искусства и денег: если первое — эстетически возвышает, дает проявиться потенциально скрытому за слоями лжи богоподобному лику человека (визуальным выражением этой драгоценной сути становится совершенство классического живописного портрета), то вторые — оскотинивают, превращают в уродливые гибриды деформированных звериных тел (манифестируют эту регрессивную метаморфозу авангард и босхиански-брейгелевские кошмары, бесстрашно заявляющие об отравленности человеческой природы грехом).

Хржановский воспринимает классику и авангард не как эстетических антагонистов, а как способы выражения разных жизненных моделей: того, кто совершенствуется, духовно обновляется на пути самоотвержения и служения людям, неизбежно тянет подлинно прекрасное (не слащавое, а именно прекрасное, то есть духовно здоровое, цельное, одухотворяющее даже внешний облик его носителя), того же, кто движется инерционным путем, рабски следуя за своим эгоизмом, неминуемо привлекает все уродливое и девиантное (этим и объясняется популярность деструктивных авангардистских стратегий в наше развращенное время).

«Стеклянная гармоника» — гимн человеческому в человеке и гневное проклятие в адрес всего того, что искажает его сокровенную, часто скрытую от него самого красоту, и вместе с тем настойчивый протест против бездуховности советского режима, столь же хитро паразитирующего на людских страстях, как и капитализм. Ведь, когда в одной из сцен фильма музыканта уводят, русский зритель не может не провести горьких и так знакомых ему аналогий с Мандельштамом, Булгаковым, Пастернаком, Даниэлем и всеми, кого коммунизм травил без угрызений совести.

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
В этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
При содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
Это чувство забыл я.

Советская цензура «Стеклянную гармонику» талантливого аниматора Андрея Хржановского восприняла в штыки; и, что особенно иронично, подозрительно-провокационным «верхам» показался именно образ человека в котелке, который держал город в страхе и терроре, не позволяя вольнодумства. А тем временем режиссер вовсе и не ставил перед собой задачу критиковать власть, его работа — это претензия к человечеству всуе, а не к отдельной его касте.

Над Землями Желтого Дьявола небеса являют из себя плотную ультрамариновую дымку, в которой погрязла кособокая луна. Перекошенные здания нелепо торчат из земли омерзительными бетонными монстрами. В местных каменных джунглях царит абсолютная тишина, что неудивительно: кому захочется говорить, если всегда есть вероятность, что после первого же писка, тебя арестуют и утащат прочь, по длинному коридору. Достопримечательностей тут всего две: миловидная часовня и памятник Желтой Монете (да, одной монете, тут и её почтут за богатство). Все бы так и продолжалось, не приди из дальних земель музыкант с дивным дивом — стеклянной гармоникой, переливающейся всеми цветами радугами. Путник понадеялся, что его искусство искоренит зло и уродство городка, однако уже через пару минут гармоника была разбита негодующими властями, а народ сам, весьма охотливо указал пальчиком на нарушителей режима — чего не сделаешь за долгожданную монетку! Так музыкальное волшебство улетучивается, и наступает очередная долгая, тоскливая ночь.

Уродливая фантасмагория Хржановского — явление цикличное. Не одна стеклянная гармоника будет разбита, прежде чем хотя бы один луч света пробьется в это темное царство. Впрочем, и образ самого музыканта-путника, проповедующего красоту, добро и любовь и стойко выдерживающего предательство, — пусть и неоднозначная, но все же отсылка к библейским легендам. Только если в оригинальной версии человечество спасет Слово Божье, то здесь в борьбу со злом вступает Искусство. Пускай и не сразу, но гармоника покоряет сердца горожан, и дело здесь совсем не в волшебстве; это все равно что остановиться в переходе, услышав, как уличный музыкант наигрывает вроде бы простую мелодию, и почувствовать странно-пьяняющую эйфорию. Изначальный гротеск перетекает утопично-счастливую концовку: искаженные, устрашающие физиономии сменяются утонченными, идеалистически-красивыми лицами, в городок мягкой поступью входит романтика, благоухающие розы становятся символом перемен. В версии Хржановского Искусство не просто пробуждает в человеческой душе светлые начала, но и побеждает режим диктатуры, становясь символом новой, счастливой эпохи.

Более же всего привлекает короткометражка не своей идейностью (истины стары, как мир), а сюрреалистично-сумасшедшеми картинками. «Стеклянная гармоника» похожа на калейдоскоп — разноцветные осколки хаотично передвигаются, открывая зрителю удивительные сочетания. Навязчивое движение и раздражающая статичность, яркое и блеклое — в одном кадре Хржевский временами сочетает даже принципиально разные стили прорисовки персонажей. Здесь у людей есть клювы, вместе с цирком выступает огромный мохнатый монстр, у высокопоставленной особы лицо бегемота… Гиперболичность уродства, достигнув своего апогея, оказывает отталкивающий эффект. Тем более подобный подход к мультипликации никак не ассоциируется у простого обывателя с привычными, советскими работами жанра, где простота линий удачно сочетается с мягкими, приятными цветами. В «Стеклянной гармонике» же картинка часто оказывается перегруженной, в глазах рябит от обилия персонажей или от постоянного их мельтешения, что, впрочем, восприятию нисколько не мешает. Лента с легкостью зарекомендовывает себя в качестве интересного, специфического киноэксперимента, неизменно привлекательного и очаровывающего своей неповторимой атмосферой.

Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
Но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
Да зеленого лавра.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Стеклянная гармоника 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

О том, как власть и алчность растлевают людей и о духовном возрождении, которое приносит Искусство.

Стеклянная гармоника / Steklyannaya garmonika 1968, СССР, короткометражка, мультфильм