Галерея
Интересные факты 4
Актеры 20
Съемочная группа 1
Похожие 18
Отзывы к
фильму
5
Премьера фильма, снятого специально к столетию кино, состоялась на Берлинском МКФ, а затем в течение года он демонстрировался на всех крупнейших форумах мира. Юбиляр персонифицировался здесь в образ месье Синема, которого навещают в уединённом загородном доме многочисленные дети, ставшие олицетворением кинематографа, — звёзды мирового (в основном — французского) кино, исполняющие преимущественно самих себя. Месье Синема, то впадая в забывчивость, то, наоборот, поражая ясностью ума, предаётся воспоминаниям о своих любимых фильмах, режиссёрах и актёрах.
А порой играющий его Пикколи, разрушая условность, уже от своего имени вспоминает о том, как ему лично доводилось умирать в кино. Мемуары месье Синема иллюстрируют соответствующими кадрами, и дружеские посиделки со стариком, прикованным к постели, превращаются в путешествие по фильмам. Француженка Аньес Варда решила не ограничивать себя созданием юбилейного фильма-коллажа из встреч с любимыми исполнителями и переплела это забавное зрелище сюжетом о девушке-киноведе.
Именно ей поручено навещать юбиляра и читать ему на протяжении ста и одной ночи курс по истории его самого, чтобы таким вот образом привести в порядок путающиеся воспоминания старика. Благодаря начинающему киноведу мы знакомимся с новым поколением кинематографистов, озабоченных поиском денег для дебютного фильма, так как творческий процесс, по мнению Варда, прерываться не может: внуки не должны дать умереть дедушке Синема.
Режиссер-интеллектуал становится тут немножко Феллини: не превращает юбилейную ленту в занудное теоретизирование и не стремится подводить итоги, чтобы охватить как можно больше дат, вех, картин… А приглашенные звёзды и отобранные ленты — это, прежде всего, личные любимцы и пристрастия Варда, но синефилы даже при таком — весьма избирательном — раскладе найдут немало поводов для воспоминаний.
- Я вижу, слышу, и мне уже почти сто лет.
Если у вас есть дедушки и бабушки, вы наверняка знаете, что старики очень любят вспоминать былое. У них есть любимые истории, которые они могут рассказывать по несколько раз; порой память их подводит, и они не в силах вспомнить что-то грандиозное, зато прекрасно помнят какую-нибудь несущественную мелочь. И конечно же, им безмерно приятно, когда рядом есть благодарный слушатель, с чьей помощью можно ненадолго окунуться в прошлое.
Старичок Симон Синема — само олицетворение кинематографа. За свою столетнюю жизнь он повидал столько всего, что в голове не укладывается. Это поразительно и чем-то похоже на магию, но Аньес удалось создать «универсальный костюм» — образ ценителя кино, который может на себя примерить любой киноман, и он непременно подойдет. Возможно, кому-то костюм покажется местами великоват, кому-то — узковат, кому-то — старомоден, но процесс примерки не может не доставить удовольствия.
Постеры на стенах, звездные гости Симона, украшения и бюсты в его доме, музыка, кадры из фильмов — всё это вехи в истории кино. В самом деле, если бы вас попросили за десять минут вспомнить самое главное, что когда-либо было в кино, разве в вашем списке не оказались бы Марчелло Мастроянни и Мишель Пикколи, Луиза Брукс, Бастер Китон, Мэрилин Монро, Чарли Чаплин, Ава Гарднер, Ален Делон, Федерико Феллини, Луис Бунюэль?.. Неужели вы бы не вспомнили сцену с разрезанием глаза из «Андалузского пса» или Человека-Луну Жоржа Мельеса? Может быть, мы с Вардой на одной волне, но я вспомнила именно то, что вспомнила она, и это оказалось неимоверно приятно.
Вообще, оргазм испытываешь уже в начальных титрах, при перечислении актерского состава. Пусть многие присутствуют лишь эпизодически, проходя по красной ковровой дорожке, зато как ярко выглядят Анук Эме, Катрин Денёв, Роберт Де Ниро, Жанна Моро, Ханна Шигула! Я уже не говорю о Марчелло, который не потерял ни грамма обаяния и красоты в свои семьдесят с лишним (увы — его не стало через год после выхода «Симона», но какое счастье, что он успел в нем сняться!). А когда слышишь музыку из «Амаркорда» или видишь, как пятеро героев — Анук, Мишель, Марчелло, Жюли и Эммануэль — пристально смотрят в объектив, замерев, словно для фотографирования, по телу пробегает дрожь. Многое в этом фильме пробирает до костей, хотя, казалось бы, сценарий далек от эпичности — простая история, немного плутовская, капельку иносказательная, но так, чтобы все поняли.
Если у вас есть дедушки и бабушки, это, конечно, не значит, что вам непременно нравится слушать их рассказы. Может, вам кажется глупой эта их зацикленность на воспоминаниях, ведь реальная жизнь — она здесь и сейчас. Но всё-таки не отказывайтесь порой взглянуть на прошлое глазами влюбленного в него человека — вам откроется много нового и сокровенного, умейте только оценить.
Фильм — эксперимент, собравший под куполом начального титра столь обширное количество известных имён в киноиндустрии разных эпох и поколений, обязан остаться в истории величайшего из искусств. Собственно, к этапному историческому юбилею он и был создан. На исторических экскурсах зиждется и к истории обращается. Кинематографу 100 лет. За все годы столько было сделано, что пора бы уже начать многое забывать, а забывать не хочется. Для того и киноведам зарплату выплачивают, чтобы как можно меньше молекул памяти уходило в сор. А память господина Симона Синема ни к чёрту. Персонифицированный «Его Величество Кинематограф» на каталке, в парике и с лицом Мишеля Пикколи нанимает такого вот киноведа на 101 день для ежедневных визитов, во время которых желает получать легендарные мифы про фильмы, актёров, режиссёров, про всё и вся, имеющее отношение к «великой иллюзии». Новоявленной Шахерезадой выступает рыжая бестия Камилла. С озорством циничного знатока она травит байки, картинно удивляясь бесконечным визитёрам, среди которых сплошь священные чудовища экрана. Каждый из них за честь почитает получить аудиенцию месье Синема хоть бы и на несколько минут. И зритель также вынужден умиляться коротким вспышкам кумиров в ролях самих себя — важных и грандиозных. Среди постоянных гостей — бессловесная парочка братьев Люмьер, увешанная гирляндами и «итальянский друг» Марчелло Мастроянни, в излюбленном образе ленивого ловеласа.
Ярко выраженного сюжета нет, но узнаваемые типажи активно плетут интриги. Все старика обожают, но непременно, хотят его обдурить, заполучив права на культурное наследие или завладеть наследством материальным. И главная среди энтузиастов — Камилла, задумавшая аферу с утерянным сыном работодателя. Маразматичный Симон будто и не замечает козней друзей и предаётся ветхим воспоминаниям, когда и кино было лучше, и женщины красивее, и не приходилось прикрывать париком плешь. Метафора ясна: кино — абсолютный неприкрытый обман, но истинный синефил рад поддаваться такой обманке по 101 раз за день. И гори всё, золото мира, синим пламенем, лишь бы иллюзия длилась вечно. До тех пределов, когда необязательно видеть перед глазами родного сына и настоящую Элизабет Тейлор, чтобы уверовать в истинную суть вещей.
Аньес Варда поиграла в художественность методом документалиста, кривила лицо в усмешке там, где требовалось, и не забыла о серьёзном философском обобщении. Кино тут не только в повсеместных знакомых лицах. Оно в диалогах в виде законсервированных крылатых фраз и упоминаемых названиях фильмов, фрагменты которых, то и дело, врываются иллюстрациями к сказанному. Оно на стенах декораций в виде постеров, аппликаций и прочих живописных подмигиваний. Оно в мизансценах и неожиданных явлениях «богов из машин». Если нет живой указуемой фактуры, её заменяют картонки и муляжи. Действо разбито на части, а части хлопушками разбивают дети. Любовь к кино культивирует инфантильность. И вот уже склероз Симона Синема видится не физическим недугом, а триумфальным возвращением к истокам.
Кино европейское и подавляющее большинство занятых актёров, в основном, европейского выпуска. Но без Голливуда никуда. Пусть пунктирно, с флегматичным рукопожатием Харрисона Форда, но в стороне холмов, откуда всё и начиналось. Ярчайшим эпизодом фильма можно считать маленькую сценку в лодке на двоих с участием Катрин Денёв и Роберта Де Ниро. Традиции Нового и Старого Света в лицах своих представительнейших послов демонстрируют органичное единство исполнительского стиля.
Густой кинематографический бульон от мадам Варда может застрять в глотке переваренной жижей. Быстрое чувство пресыщения гарантировано почти на 101%. Поэтому потреблять помпезную эксперементалку лучше небольшими порциями, отдельными эпизодами, один их которых, уж точно, воплотит личное восприятие чествуемого искусства.
8 из 10
Однажды я совершенно случайно наткнулся на эту картину. Я просто лазил по просторам интернета и, вдруг нарвался на информацию об этом фильме Аньес Варда. Прежде всего, конечно же, эта работа меня привлекла актерским составом, ведь здесь сплошные звезды всего мирового кинематографа задействованы. Спустя только какое-то время я узнал, что лента «Сто и одна ночь Симона Синема» была снята к 100-летнему юбилею кино. Естественно, это творение меня заинтересовало и я спустя какое-то время, все-таки, смог его оценить. И какое у меня первое впечатление после просмотра? О, знаете, это даже не фильм, это возможность звездам повидаться и сыграть в одной ленте, некий сбор такой.
Сюжет картины очень даже незатейливый. Да и, как видно через какое-то время, упор здесь делался ни на сценарий, ни на режиссерскую и операторскую работу, даже ни на саундтрек. В этой ленте все сосредоточено на звездах мирового кино, на их появлении в кадре. Знаете, у меня даже душа радовалась, когда на экране появлялась та или иная известная личность. Я мгновенно расплывался в улыбке и внимательно смотрел, как звезды разговаривают, шутят, вспоминают свои работы, грустят вместе. Мне было интересно, а что же будет теперь, кто появится следующим? Еще, конечно, важнейшее место в действе занимают воспоминания о тех или иных фильмах. Известные фигуры, например, разговаривают между собой, а тут неожиданно появляется вставка из какого-либо творения. Любому киноману это будет очень приятно видеть, а заодно из этого действа можно многое для себя почерпнуть, например, факты или секреты производства некоторых фильмов, сюжеты, биографии известных личностей и т. д. Это все очень и очень радует.
Перед нами самый настоящий удавшийся подарок на 100-летие кинематографа. Пусть эта картина и не получилась какой-то шедевральной, пусть в ней не содержатся какие-то скрытые подтексты, водные камни, самое главное, что она очень искренняя, живая, реалистичная. При просмотре возникает чувство, что все сделано с желанием, от самого сердца и это, естественно, радует. Забавно наблюдать, как состарившиеся звезды кино спорят между собой, разговаривают. А вообще, все снято таким образом, что автоматически делается вывод, будто находишься в бреду, но тебе не хочется от него пробуждаться. Да, этот бред приятный, сказочный, волшебный какой-то, который таит в себе множество сюрпризов. Вот такая у фильма атмосфера.
Конечно, надо признать, что ляпы и некоторые минусы в картине присутствуют. Местами все выглядит как-то нелепо, анекдотично, но в то же время весело. Иногда поражаешься, как такое может прийти в голову (хотя, до Родригеса Варде далеко). Случается, что сюжет ленты провисает. Да и, как я выше уже отмечал, сюжета, как такового, в картине вы не найдете, его здесь нет практически. А еще временами становится скучно от некоторых диалогов. Но, если вы настоящий киноман, то вы должны понимать, что этот фильм, это некоторая завершающая черта, которая подводит итоги целой 100-летней эпохи в мире кино. Эта лента очень значимая, поэтому на все недочеты можно смело закрывать глаза.
Нам показана небольшая история человека по имени Симон Синема. Мужчине уже почти 100 лет. Симон большой эксперт в области кино, он настоящий киноман, Синема живет кинематографом, без него ему будет очень плохо, это совершенно точно. Самое удивительное, что в его дворце нет ни единого телевизора, нет и радио, живет он только лишь воспоминаниями о фильмах. В последнее время пожилому человеку все больше нездоровится, поэтому его приходят навещать друзья. А как вы думаете, кто его друзья? А друзья у него — обладатели самых громких имен в кинематографе, звезды кино. Такая вот история.
Согласитесь, ведь приятно в одной ленте увидеть следующих людей — Мишеля Пикколи, Марчелло Мастроянни, Жан-Поля Бельмондо, Алена Делона, Катрин Денёв, Роберта Де Ниро, Жерара Депардье, Харрисона Форда, Джину Лоллобриджиду, Стивена Дорффа, Клинта Иствуда. Еще указано, что в фильме участвует Леонардо ДиКаприо, но его в кадре, к сожалению, я так и не заметил. Раньше я и представить себе не мог, что возможно в одной картине собрать такое количество звезд, но Аньес Варда доказала, что такое очень даже реально сделать. Пусть вышеуказанные личности и не показали чего-то сверхъестественного своей игрой, зато у нас есть возможность увидеть их всех сразу. В общем, неплохое юбилейное кино получилось, надо признать.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сто и одна ночь Симона Синема 1995 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Юбилейный фильм к 1OO-летию кинематографа, где патриарх французского кино Аньес Варда собрала современных звезд из разных стран мира и дает им возможность проявить себя во всем блеске их замечательного таланта.
Сто и одна ночь Симона Синема / Les cent et une nuits de Simon Cinéma 1995, Великобритания, исторический, комедия, мелодрама