Галерея
Актеры 18
Съемочная группа 6
Похожие 18
Отзывы к
фильму
11
Однажды чешская режиссёр Вера Хитилова, по молодости снявшая авангардный и достаточно смелый фильм «Маргаритки» (который навсегда и заслуженно, на мой взгляд, останется шедевром сюрреализма 60-х), решила создать молодёжный триллер, причём со всеми особенностями фильмов социалистического блока (потому про хорошее качество пленки, бюджетность и зрелищность забудьте). Но несмотря на чисто технические недостатки, чешская «Турбаза «Волчья»» мне с VHSовского детства всегда казалась таким тяжелым и до сих пор психологически неприятным, хоть и очень хорошим и атмосферным фильмом, вроде советского «Чучела», что никакие спецэффекты переплюнуть это не могут. Ведь люди и их демоны гораздо страшнее всех выдуманных и нарисованных с помощью CGI чудовищ вместе взятых.
Действие происходит в Чехии конца 80-х годов, когда грядущий перестроечный развал уже чувствовался в воздухе, но никто пока не мог его толком сформулировать. Одиннадцать подростков-старшеклассников (все незнакомы друг с другом, кроме двух сестёр-близнецов) отправляются в лыжный поход на загадочную турбазу «Волчья». По замыслу родителей, погрязших в бытовых проблемах и равнодушных к детям настолько, что никто не удосужился проверить инструкторов группы и положить своим чадам в дорогу еду, совершается этот путь для укрепления командного духа и физической подготовки.
Но на турбазе обнаруживается немало странностей, и поход грозится превратиться в пропавшую экспедицию Дятлова. А потом инструкторы и вовсе сообщают, что вместо одиннадцати человек их должно быть десять. А значит, одного человека нужно выбрать и… убить. Тут-то и выясняется, что в сплоченном социалистическом коллективе у каждого есть свои тёмные секреты, подавленные поводы для ненависти к себе и друг к другу и даже попытки убийства за спиной, за которыми сюрреалистически страшные взрослые инструкторы с холодной злой улыбкой наблюдают, ожидая, когда слова «я тебя убью, тварь» превратятся в планомерное уничтожение «лишнего» по совместному голосованию.
Ужас этого фильма в том, что он пугающе реален, и для того, чтобы превратить одиннадцать совсем молодых людей в зверей требуется не так много. Они ещё не взрослые и не контролируют себя настолько, чтобы не вываливать свои проблемы и конфликты на всеобщее обозрение, но отвратительные черты характера и социальная иерархия уже сложились. Они уже знают, что нужно скрывать во избежание общественного порицания (это может быть как тяжёлый развод родителей, так и физический недостаток — тогда ещё не было никаких «детей с особенностями»). Тут уже есть мучители-садисты и безвольные парии. Тут уже есть стукачи и циничные манипуляторы. Тут уже есть активисты и пассивные наблюдатели. Тут уже даже есть потенциальный суицидник на успокоительных и неформальный лидер-отщепенец («Повелитель мух» отдыхает, ситуация ведь не настолько экстремальная, а мерзости чисто как в лукьяненковских сатирических «Рыцарях сорока островов», хотя до японской омерзительно-некрофильской «Королевской битвы», слава Богу, очень далеко). И хотя откровенного насилия пока ещё нет и свою судьбу ребята ещё могут изменить, определенное неверие со стороны старшего поколения в их хорошие качества и в их умение сплотиться перед лицом общего врага уже придаёт финалу долю мрачного сарказма.
И совершенно непонятно, что это. Просто ли школьная драма и конфликт отцов и детей? Или даже циничное ожидание инопланетян из капиталистического блока развала и поедания соцблока себя изнутри? (политические аллюзии тут тоже при желании можно заметить). Подростки не понимают, что происходит, их стравливают друг с другом как в зоопарке при попустительстве взрослых, и финал смотрится пугающе фальшивым. Ведь мы знаем, чем по-настоящему кончилась эта история, с весёлым коллективизмом.
Отдельное спасибо режиссёру и сценаристу следует сказать и за белоснежный холодный минимализм происходящего а ля Хичкок (страшно от банальности), и за удивительно яркие, постепенно раскрывающиеся одиннадцать образов. Каждый даже на таком маленьком хронометраже получился узнаваемым без гротеска, каждый — несмотря на «коллективность» — очень индивидуален, и этому, кстати, современным киноделам, погрязшим в комиксах, поучиться бы. Особенно яркими на мой вкус и, если так можно выразиться, условно-положительными персонажами получились, безусловно, белобрысый меланхоличный Янек («можно выбрать себя?»), сообразительный индивидуалист Петр с темным мрачным прошлым и измученная чужими проблемами на своих плечах вечная дежурная Габа с ее набором на экстренный случай. А среди условно-отрицательных персонажей особенно хороша юная цыганка — порой ее просто хотелось прибить и тем самым окончить нравственные мучения остальных персонажей. Быть может, кое-кто даже увидит карикатуру на своё отрочество, это очень полезно и сродни психотерапии.
«Турбаза «Волчья»» — очень холодный и злой фильм, который вряд ли захочется часто пересматривать, но в нем есть то, о чем сейчас часто забывают в угоду зрелищности и политической конъюнктуре/будущим кассовым сборам: хороший сценарий с внятно прописанными персонажами, хорошая актёрская игра (учитывая, что подростков играют действительно подростки), атмосфера и профессиональная талантливая режиссура со своим собственным стилем. Поэтому он заслуживает высокой оценки, и очень жаль, что такие реально сатирические фильмы без скатывания либо в пошлость и беспросветную чернуху, либо в комиксы, либо в очередную пропаганду для жюри фестивалей практически перестали снимать.
10 из 10
Я так понимаю, высокие оценки ставят этому фильму исключительно из ностальгических соображений. Если вы не смотрели этот фильм в детстве и уже из него вышли — не стоит тратить время. Это даже не категория С.
Причем трудно понять, почему фильм получился настолько плох. Совершенно очевидно, что был хороший сценарий, причем интересный, с полным набором персонажей, не картонных, у каждого яркий характер, предыстория. Дети живые, играть способны. Заметно, что режиссер хотел что-то хорошее сказать о землянах. Идея связи инопланетян со снегом — просто бомба.
Но на выходе — ноль. Превратить все это в фильм не удалось. Это школьный спектакль, где всем раздали листочки, ученики худо-бедно заучили текст и изображают эмоции так, как их представляют себе двенадцатилетние дети, а дядя (тетя) с камерой ходит за ними и снимает, причем не всегда удачно. Сюжет не складывается: дети не взаимодействуют друг с другом, не образуют коалиций, не секретничают, не сговариваются, не пугаются, то есть не ведут себя как нормальные дети, каждый просто зачитывает свою роль и на время исчезает, конфликты повисают в воздухе, ни одно действие ничем не заканчивается, а инопланетяне все чего-то ждут, подглядывают, валяются в снегу и потом внезапно проигрывают. Как они рассчитывали захватить мир, если просто ждут, когда земляне сами друг друга поубивают?
Никаких эмоций кроме «Что это было?», фильм не вызвал. А какие заманчивые рецензии…
2 из 10
Нарочито-небрежный, иногда доходящий почти до уровня гротеска псевдо-триллер Веры Хитиловой повествует о группе подростков, отправленных «любящими» родителями на странную турбазу с говорящим названием, с целью «набираться ума и взрослеть в коллективе». Получилось, правда, не так чтобы очень. Инфернальные инструкторы с карикатурно-зловещими улыбками и туманно-загадочными фразами отнеслись к своим обязанностям весьма своеобразно, учинив в лагере настоящий психологический террор, тогда как воспитуемые сами оказались отнюдь не подарком, и в свою очередь начали с удовольствием поедать друг друга в бессмысленных разборках.
Хитилова снова ставит диагноз обществу, и, как обычно, делает это безо всяких сантиментов и жалости. Атмосфера чешского общества середины 80-х, как видно по этому фильму, не вызывает у нее большого восторга. Старшее поколение не умеет, да и не желает уметь разговаривать со своими детьми на равных, предпочитая взаимодействовать с ними при помощи грязных психологических манипуляций и насилия. Как сообщает руководитель турбазы своим юным подопечным,«мы существа гораздо более развитые и умные», но на самом деле ничего, что доказывало бы эти слова, он, вместе со своими «набирающимися опыта» помощниками продемонстрировать не в состоянии, вызывая лишь отторжение и страх у подростков, которые не понимают, чего же в конце концов хотят от них эти странные и нервные взрослые-инопланетяне, с которыми не получается никакого позитивного контакта.
Впрочем,«поколение некст» тоже не приводит режиссера в восторг. Молодежь, по ее наблюдениям, инфантильна и жестока, легко поддается на провокации и никому не верит. Однако Хитилова, судя по финалу, не желает выносить окончательного решения.«Это странное время» — говорит она, меланхолично глядя на снежную метель, сквозь которую пытается прорваться группа подростков — «это время перемен, и остается лишь надеется, что кто-то из них все-таки сможет понять что-то важное и поменять правила игры. Хотя бы просто для того чтобы выжить, и не превратиться в волков.»
Я смотрела этот фильм еще в 80-х, и он произвел на меня сильное впечатление своей атмосферой холода, странных людей (оказавшихся инопланетянами) и постепенным озверением людей (детей). Посмотрела его в 2017 году, уже другими глазами. Очень интересная обыграна тема снега, изморози, и облаков, которые все больше и больше заполоняют пространство и создают атмосферу безысходности и надвигающегося несчастья. Конец кажется оптимистическим. Но только кажется. Потому что если посмотреть внимательно конец, то все-таки это не торжество доброты. А даже наоборот. Мне кажется, мы сейчас, в 2017 году, несколько иначе относимся к доброте.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Турбаза «Волчья» 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
11 школьников отбирают для прохождения специального тренировочного курса на лыжной базе «Волчья» высоко в горах. По прибытии детей на базу суровый тренер по кличке Папа начинает планомерно стравливать своих подопечных друг с другом. Однако некоторые ребята замечают, что с их наставниками что-то не так.
Турбаза «Волчья» / Vlci bouda 1988, Чехословакия, драма, приключения, триллер, фантастика