Галерея
Интересные факты 2
Актеры 14
Съемочная группа 11
Похожие 16
Отзывы к
фильму
8
Иногда любимый фильм может сказать о человеке больше, чем вся его рабочая деятельность. Сталин не зря так ценил «Волгу-Волгу». Картина пропитана идеологией того времени и подрезана цензурой. И кадры, на котором герои плывут на пароходе «Иосиф Сталин» ничего, кроме улыбки, не вызывают.
Но причины, по которой я поставил такую низкую оценку фильму, другие. Их две.
Первая — все актеры сильно переигрывают. Кто-то говорит, что это намеренно, чтобы воссоздать атмосферу капустника и самодеятельности. Но ведь та же история наблюдается и в других лентах того времени. Думаю, все дело в том, что искусство кино на тот момент было молодым и училась тому, чего не умело, у театра — всем этим ужимкам на сцене, наигранным жестам. Но то, что органично смотрелось в камерной обстановке, выглядит дико на большом экране.
Вторая — развитие любовной линии в фильме. Это пример самых неубедительных романтических отношений в истории кино. Герой может называть героиню «дурой», совершенно не верить в ее способности и увлечения, но все равно оставаться для нее единственным и неповторимым. Между ними даже наблюдается классовое расслоение — он профессиональный артист, она — представитель простого народа. Непонятно, что их вообще можно связывать, кроме лежания на сцене и поцелуев. Ведь любой разговор чуть глубже погоды приводит их к ссорам и непримиримым противоречиям, на которых во многом и строится фильм.
2 из 10
Не лишним будет напомнить, что эпоха довоенного советского кинематографа имела значительные векторы развития не только в лентах экспериментальных и исторических, позднее переместившихся в мировое наследие кино, но и в классических романтических музыкальных комедиях. Несомненно, именно заслуга режиссёра Александрова и актрисы Орловой, создавших несколько нестареющих шедевров, обосновала возможность рассмотрения союзного государства как ещё и централизованной ветви кинопроизводства, имеющей не только рассудительную, но и развлекательную ветвь.
Как и «Весёлые ребята», «Волга-Волга» представляет из себя довольно классический, но усложнённый действительностью и фантазией создателей мюзикл, перенасыщенный операторскими приёмами крупных планов и чередования сцен, а также до сих пор поражающий такой незначительной деталью, как озвученные титры. Они даже требуют отдельной остановки — работа над фильмом была не только безумно кропотливой, нужно было показать, что советские картины могут идти в опережение картинам западным, нужно было удивлять — именно это объективное понятие творчества работало в довоенном кинематографе.
Точно такое же объективное понятие творчества сработало и в создании непосредственно сценария к фильму. По истории, завязка была рождена конкретным случаем — встречей режиссёра с девушкой, которой было запрещено отправляться на центральный смотр самодеятельности. Почувствовав наличие сатирической части, высмеивающей бюрократию, получив в качестве локации целый канал, который требовал очередного властного пиар-хода, Григорий Александров создал очередной, патриотичный и сверхмелодичный шедевр.
И об этом также нужно упомянуть отдельно — музыкальные номера здесь до сих пор на устах населения страны, пускай уже и новое поколение остаётся незнакомо с исторической лентой. Равно также остаётся в памяти и острая, едкая пародистская роль исконного комедианта Ильинского, и незатейливый и воздушный образ Любови Орловой, которая не только вновь была символом опережения, но и для внутреннего населения становилась духовной иконой, которая могла собирать вокруг себя преданных жителей бескрайней страны.
Как и всё творческое наследие советских времён, не относящееся к войне, фильм был замешан в массе историй и разбирательств, пользовался благодатью вождя и вместе с его кончиной попадал в опалу, разрывался на цитаты и этими же цитатами попадал под запрет, из любого положения обрастая мифами и легендами. До нас он дошёл уже свободным мюзиклом, полным знакомых с детства песен и мелодий.
Красавцы!
Начальника Управления мелкой кустарной промышленности маленького городка Мелководска, расположенного в 3 000 км от Москвы, вызывают в столицу для участия в Олимпиаде художественной самодеятельности. Он заявляет, что талантов в его городе нет. Тогда весь город объединяется и начинает петь песни. Приходишь в ресторан — а там все повара выплясывают, бежишь к милиционеру, а он тебе мелодию на свистке высвистывает. Бежишь от них по улице — а за тобой все с акробатическими трюками бегут и поют. В общем, попал товарищ Бывалов в дурдом. Пришлось ремонтировать пароход и отправляться в Москву.
Местную почтальоншу, 36-летнюю Любовь Орлову, мужчины проигнорировали. Тогда она пешком отправляется через леса и болота, звонко напевая песни. Потом она находит корабль и начинает гоняться с пароходом. Так, на двух суднах, большая часть населения Мелководска прибывает на Северный речной вокзал Москвы. В конце — песня.
Играют специально чересчур кривляясь, чтобы было видно, что самодеятельность. Капустник. В общем, вот где начинался КВН.
Как гласит легенда, небезызвестный Чарльз Спенсер Чаплин, наслаждаясь лодочной прогулкой в водах бухты Сан-Франциско вместе с заезжим кинематографистом из Советского Союза Григорием Александровым, услышал, как коллега напевает: «Волга-Волга, мать родная, Волга, русская река…». Слова из русской народной песни «Стенька Разин», видимо, на слух пришлись по нраву Чаплину, и он пошутил, что неплохо было бы так назвать фильм. То ли Александров сердобольно последовал совету великого комика, то ли Чаплин просто взял его «на слабо» — так или иначе, именно тогда родился заголовок фильма, которому было суждено стать самой культовой (наряду с «Веселыми ребятами» все того же Александрова) советской музыкальной комедией довоенного периода.
Река Волга как народный символ, подразумевающий широту, величие и богатство Советского Союза, идеально вписывалась в общую концепцию патриотического фильма, — а других режиссер и не снимал. В этом видится довольно ироничная двойственность натуры Александрова. Немало проработав бок о бок с Эйзенштейном, в том числе на съемках известной трилогии о революционной борьбе («Стачка», «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь»), он не понаслышке знал о премудростях большевистско-пропагандистского кино, а создание «Веселых ребят» в 1934 году началось по личному указанию Иосифа Сталина. При всем при этом после официальной трехлетней командировки в США в 1929—1932 годах, преследующей просветительские цели в сфере звукового кино, верный социалистическим идеалам Александров будто бы втихаря от партийных коршунов принял свободолюбивую религию Голливуда. «Волга-Волга», продолжая традиции «Веселых ребят», на первый взгляд так полно передающая беззаботный быт советской глубинки, в красках рисующая культурное разнообразие союзного пролетариата, буквально кишит подсмотренными на Западе художественными приемами, переливается модным бурлескным новаторством развлекательной «джаз-комедии». А главное, несмотря на тонны красных знамен, серпов, молотов, звезд и прочей знакомой атрибутики в декорациях, передает атмосферу, скорее, переливающихся неоновыми огнями Штатов, нежели подлинных страхов и бед Большого террора, прокатившегося по стране волной «ежовщины» именно в те годы, когда над Волгой звенели пробуждающие патриотический дух песни в исполнении Любови Орловой.
Но рядового зрителя не волновало, где съемочная группа позаимствовала те или иные способы постановки трюков, хитрости построения кадра и сюжетные шаблоны. Рядовой зритель получил новую порцию легкого юмора и зажигательных музыкально-танцевальных номеров. Рядовому зрителю показали кино совершенно нового уровня — динамичное, мотивирующее, веселое и яркое — именно тогда, когда успокоить, поднять настроение и возродить уверенность в завтрашнем дне было исключительно важной задачей для всего советского руководства и лично товарища Джугашвили. Рядовой зритель с открытым ртом следил за историей подаренного американцами корабля «Севрюга», который с оркестром на борту чинно рассекает воды великой русской реки, догоняемый суденышком разномастных участников самодеятельности, в едином порыве устремившихся из уездного города Мелководска покорять столичный конкурс. (В истории с пароходом потом тоже найдут политический подтекст, а Александров расскажет легенду о Рузвельте, якобы обидевшемся на слова сопутствующей песенки из фильма — «…но ужасно тихий ход», — намекающей не то на задержки в открытии второго фронта, не то на низкое качество поставок по Ленд-лизу.) Рядовой зритель с восторгом смотрел в рот такой разносторонней Любови Орловой — обаятельной актрисе, талантливой клоунессе, замечательной певице, которая еще и танцует прекрасно, от души смеялся над карикатурным Бахваловым (удачный образ самодовольного бюрократа артист Ильинский впоследствии примерит на своего Огурцова, без которого теперь не обходится телепрограмма ни одного новогоднего вечера). Рядовой зритель наслаждался музыкой Исаака Дунаевского, а догадливый рядовой зритель еще и получал возможность смекнуть, какая-такая Дуня написала ту самую песню, дабы оценить самоиронию выдающегося советского композитора.
Идеология — штука капризная и для творческой натуры может оказаться как камнем преткновения, так и мощным катализатором креативного процесса. Беспрецедентный кинематографический дар Лени Рифеншталь, например, после Второй мировой был подорван тем, что она родилась не в то время и не в том государстве. Александров тоже, в какой-то степени, ходил по лезвию ножа. И потому отрадно осознавать, что тот безграничный позитивный заряд, который закладывал режиссер в свои работы, пересилил все лицемерные, пропагандистские и политиканские подтексты, которые при желании можно в них отыскать. Фильм «Волга-Волга» прошел суровую проверку временем и сохранил статус советской классики, пережив цензорскую урезку 1950-х, когда из фильма были изъяты все упоминания Сталина, «восстановление» 1961 года с поновлением начальных титров, перестроечную антиалкогольную компанию, заставившую подсократить знаменитую песенку Водовоза, а также колоризацию 2009 года. Как и подобает классике, кино разлетелось на цитаты, а фразочка «Аллё, гараж!» вошла в повседневный обиход. Сюжет, простой, как дважды два, всегда превращается в нечто большее, если над фильмом работают люди бесспорно талантливые и самозабвенно отданные своей профессии. И неважно в этом случае, идейный коммунист ты или убежденный носитель капиталистических ценностей.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Волга-Волга 1938 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов мечтает о службе в Москве. Он получает распоряжение подготовить к всесоюзному смотру участников художественной самодеятельности. Бывалов считает, что посылать в Москву некого, несмотря на то, что в городе есть два творческих коллектива. В конце концов каждая группа отправляется по Волге в столицу своим путем.
Волга-Волга / Волга-Волга 1938, СССР, мюзикл, комедия