Галерея
Актеры 8
Съемочная группа 5
Рекомендуем 22
Отзывы к
фильму
3
Кинобиография знаменитого в России изобретателя радио.
Немногие задумываются, но байопик, несмотря на импортный и ныне весьма расхожий термин, родился вообще-то в СССР (не считая всяких наполеонов, но это мелочи), причем ещё до войны. И, что показательно, первыми объектами жанра стали полководцы во главе с мифологическим Александром Невским. То бишь настраивали народ на нужный лад борьбы с захватчиками. После войны тренд существенно изменился - полководцев, типа Ушакова, разбавили деятели культуры и, что важно, в контексте ее русскости. Так что в этот ряд попал, например, создатель национальной школы в музыке Глинка, академик Иван Павлов, Белинский, Лермонтов... На фоне военного и послевоенного малокартинья ощущение, что ничего кроме байопиков и не снимали... Смысл то прост - доказать, что Россия - родина слонов. В этом смысле фигура изобретателя радио архетипична - ведь мы были впереди планеты всей, а у нас украли...
И создатели фильма идеологически отрабатывают фильм очень лихо - самозабвенный исследователь (наверное, поэтому был выбран на главную роль самый экспрессивный советский актёр старой школы Николай Черкасов), бескорыстный служитель родине (в отличие от Маркони), скромный труженик (работа важнее, чем склоки об авторстве), наконец, демократ (защитник студенчества) и гуманист (актуальный в свете тогда всё ещё популярных челюскинцев сюжет про льдину)... Наверное, так и положено и даже очень хочется верить, что Попов именно таким и был. Однако соседствующие с героем Менделеев и адмирал Макаров точно такие же, разве что чуть более пылкие, демократы (несмотря на сталинизм за окном) и ещё более страстные патриоты. Так что с интригой и неожиданностями в Попове (что в фильме, что в герое) как-то не очень - да и враги, как и в прочих сталинских байопиках, карикатурны. В данном случае Маркони (штатный советский злодей Бруно Фрейндлих) - карикатура на жадный, циничный, механистичный и космополитичный капитализм, для которого люди - это инструменты... Моральный максимум, на который может рассчитывать итальянец, работающий в Англии, это обозначение спортивного изобретательского интереса в сильной компании для Попова, а значит такая мотивация есть вроде бы и у него... В остальном... безусловная редиска. И вряд ли такой взгляд объективен.
В чём же интерес сегодняшнего смотрения? А ведь есть - некоторые даже название дали соответствующее 'науч-поп'. В художественно-доступной форме объясняется, как возникало и что собой представляет с точки зрения физики и технологии это явление. Да и идея о приоритете российского и советского, хоть и не всегда правдива, но мотивирует почему-то лучше, чем нынешнее повсеместное идолопоклонство перед Западом. В конце концов, не такие уж мы лапотники, а радио Попов всё-таки изобретал, да только его не то не расслышали, не то не разглядели.
Хороший фильм, соотвествует историческим фактам
М-да, хорошую же работу проделали наши враги, если многие, подобно, г-ну TERENSS (см. предыдущую рецензию) никак не могут поверить ни в какие достижения собственного народа и с готовностью сглатывают первую попавшуюся чушь во всяких Википедиях. Обидно. Людям надо знать правду о своих героях и гениях. 80% всех главных изобретений за последние более 100 лет были сделаны славянами, в основном русскими, украинцами, белорусами. И это признаётся даже Британской Энциклопедией. Но абсолютное большинство этой инфы замалчивается, изобретения крадутся или умело 'дублируются' с подтасовкой дат. Так и получилось с радио. Классический пример.
Какой там Маркони - необразованный прохиндей из богатой семьи на пустом месте что-то изобрел? В противовес настощему физику и инженеру, практику-экспериментатору? Попов изобрёл пока служил на флоте. Сначала засекретили и запретили публикацию. Потом наоборот, взяли и напечатали всё с подробными чертежами в газете! Ну не вредительство ли? А это и в царской России процветало. И никаких патентов никто не спешил оформлять на Попова. А вот Маркони украл и поспешил. Причем интересно, что ему сначала только в Англии его дали, т. к. уже было известно о настоящем изобретатели (Попове), и они ждали его опротестования. Но ничего этого не случилось по многим и грустным причинам.
Да и то, что Попов так рано и внезапно умер вряд ли случайность.
Копайте, ребята, правду, не предавайте предков!
А фильм очень хороший, и Черкасов в главной роли - такой подарок!
'Александр Попов' - один из фильмов в линейке тех лент, что обильно снимались в конце 1940-х-начале 1950-х годов о важнейших персонах науки и, на первый взгляд выполняли функцию научно-популярную.
Да, элементы науч-попа имеют место быть. Как всегда, в подобных фильмах почти на пальцах нам объясняют, что такое способ передачи сигнала без проводов, какие опыты для этого нужны, как сконструировать приборы для этого и т.п. Научное мышление (тоже как и всегда) репрезентируется через эвристичность: пошел ученый открывать дверь, но звонок тут же подсказал ему идею механизма для передачи волн. Вот такое 'мышление', без связующих звеньев и годов неудачных опытов, которые обычно и составляют основное содержание научных поисков.
Но главным образом фильм все же пропагандистский. Во-первых, надо помнить, что 'свое' и 'чужое' для тех лет - это противопоставление советского и буржуазного. Поэтому первое правильное и этически безукоризненное, второе вторично и продажно. Пропаганда всеми силами пыталась утвердить приоритет открытий российских во всевозможных областях науки и техники, руководствуясь нехитрым тезисом 'прогрессивный строй - прогрессивная наука'. Особенно интересна эта мифологизация в данном фильме. Надо учесть, что наука не может быть своей и иностранной. Всякое деление подобно рода изначально манипулятивно, а применена эта манипуляция к истории, как известно, очень неоднозначной. Попову пытаются приписывать эксклюзив в истории изобретения беспроволочного телеграфа и радио, сводя фигуру Маркони, который как минимум параллельно пришел к тем же самым выводам, к простому лжецу и плагиатчику от науки. Нет нужды описывать этот сюжет во всех подробностях, они изложен в справочной литературе весьма подробно. Но нужен, чтобы лишний раз подчеркнуть антиисторичночть сталинского соцреализма. Даже антенна, которую до Попова применил Тесла, в фильме однозначно названа изобретением 'нашего' ученого. 'Наш' поставлен в кавычки сознательно. Пропагадистское во-вторых заключается еще в одном нехитром тождестве 'прогрессивность в науке' = 'прогрессивность в мыслях'. Ближе к концу фильма Попов становится однозначным выразителем идей социализма, предсказывая светлое в будущее в хрестоматийном приеме прямого обращения к зрителям столь уверенно, как будто он сам живет не в начале века, а в его середине.
Так и есть. Несмотря на актерскую убедительность Черкасова, который изображает психологически достоверную личность, а не чудаковатого профессора не от мира сего, как это часто бывало, его Попов - конструкт сталинского соцреализма, еще один винтик в деле сталинской пропаганды, и профессор, и пророк, предтеча того главного человека, который в 1917 году навсегда изменит страну и с цитаты которого канонически точно начинается фильм.
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Александр Попов 1949 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
О жизни и деятельности выдающегося физика-электротехника, изобретателя радиосвязи Александра Степановича Попова (1859-1905). В процессе научного поиска талант и наблюдательность Попова позволили ему совершить ряд уникальных открытий. Изобретенный им беспроволочный телеграф впервые был применен в тяжелейших условиях полярного севера, спасении людей, оказавшихся на льдине в открытом океане.
Александр Попов / Aleksandr Popov 1949, СССР, биография, драма