Галерея
Интересные факты 4
Актеры 16
Съемочная группа 8
Рекомендуем 2
Похожие 13
Отзывы к
фильму
15
Немагическое, но чудо
В наши дни «Алые паруса» едва ли не самый известный фильм Александра Птушко, но на заре 1960-х гг казалось очень странно, что режиссёр-сказочник, создавший такие грандиозные ленты как «Садко» и «Илья Муромец», внезапно взялся за мелодраму. Правда, мелодрама эта не совсем обычная и свои элементы сказок имеются и здесь.
Никаких сражений (разве что совсем невинных, детских) и никаких чудовищ тут нет. Если, конечно, не брать в расчёт человеческих чудовищ, наглых и не знающих чести. И тем не менее, в фильме есть чудо. Одно большое чудо, которое можно охарактеризовать двумя словами: сбывающаяся мечта. Далеко не каждая актриса может похвастаться таким великолепным дебютом как Анастасия Вертинская. Унаследовав красоту своей матери, она сразу же сыграла образную принцессу, кроткую, неизбалованную и потому очень добрую. Так же как Ассоль, Вертинская шла к мечте. Мечте быть в большом кино. И она там оказалась. Да, алые паруса как символ солнца и больших надежд, не могут не нравиться. Тем более что… море.
Василий Лановой потрясающе дополняет по-детски мечтательную Ассоль. Грей в его исполнении – самый достойный принц, который и мечтает, и создаёт мечты. А ещё умеет удивлять, особенно своих родных. Тематика классового неравенства является единственным признаком, который позволяет определить страну-производителя. Хоть и началась Оттепель, но идеология коммунизма в СССР ещё не умерла. Удивительно, что у Сергея Мартинсона, который уже не первый раз снимается у Птушко, здесь положительная роль. А вот Евгений Моргунов в своём репертуаре: простоватый и даже грубый, но зато эффектный образ.
Как бы Птушко ни сдерживался, он всё-таки оставил в фильме некоторые намёки на его любовь к зрелищным сценам, а также на то, что он помнит про своего конкурента – тёзку Роу. В небольшой роли здесь засветился Александр Хвыля, которого в том же году Роу окончательно переманил в свои фильмы. Интересно, что в фильмах Птушко, так же как и у Роу, особое место отводится водной стихии. Тонущий корабль в «Новом Гулливере», ныряния в пруд в «Золотом ключике», целебная вода в «Илье Муромце», дальнее плавание в «Садко» и «Сампо», романтика моря в «Алых парусах», а позднее режиссёр снимет ещё и «Сказку о царе Салтане», где мы тоже не раз услышим плеск волн. Вода у Птушко – это нечто великое, целый космос, который способен не только разрушать, но и радовать. И почти в каждой ленте режиссёра есть сцены, которые позволяют расслабиться так же, как покачивание на большой воде.
Конечно, любители активных действий вряд ли будут пересматривать «Алые паруса» слишком часто, но всё-таки хочется пожелать, чтобы в жизни каждого человека обязательно появились свои алые паруса. Тем более что о невозможном мечтают, как ни странно, настоящие реалисты.
7 из 10
О струнах и фанфарах
Сказка-феерия и гриновская драматургия приходят к нам из книги, но фильм, как метко заметили критики, гриновский «скрипичный» язык переводит в птушковский звон фанфар. Это к лучшему или промах?
Идеи, ставшие основой повести, пришли к Грину ещё до революции, все основные строки были написаны к 1922 году, последний шлиф текст пережил к появлению книги — в 1923 году.
В книге было возмужание Грея, появление у мальчика жизненного опыта, укрепившего идеалы. В фильме этот аспект потерялся. А уникальность Ассоль, вероятно, вообще невозможно перенести на экран. Но попытаться стоило.
Птушко, уже прославивший своё имя гик-киносказками, наверняка понимал, что попал в творческий тупик. Для него экранизировать гриновский волшебный символизм было выходом на другой творческий уровень.
Обуздывать темперамент Птушко приходилось ещё на стадии подбора актёров, этим же самые авторитетные члены съёмочной группы занимались до самого финального монтажа.
Сработало! Если бы не справились, из лёгкой воздушной нежной прозы Грина Птушко мог бы отгрохать чугунную бригантину с ярко раскрашенными парусами…
Такой вариант феерии в прокате феерично утоп бы с позорным бульканьем. Но судьба к произведению оказалась благосклонна.
Сюжет в кино тот же, что и в повести: судьба отобрала у дочки моряка половину семьи, отец отплатил за уродское поведение человеку, из-за подлости и мелочного корыстолюбия которого Ассоль потеряла маму, а Лингрен жену.
В фильме почти карикатурно показана обывательская чёрствость. И есть тот же намёк, что и в повести: соседи вдруг ощутили, что воздаяние за тупость и бездушие может явиться ещё при жизни, а не в посмертии. И грехи, отпущенные священником, не простит мститель. И испугались. И мстили за свой страх малышке Ассоль, поскольку она сдачи не даст.
Эта тема воздаяния руками людей ещё много раз привлечёт читателя и зрителя, но учтём, что повесть была написана сразу после революции, а фильм снят в 1961 году — публика ощутила послесталинскую «оттепель», но ещё не вляпалась в брежневский застой.
Сказался эффект сочетания надежд на социализм и процветание, влияло оптимистичное ощущение ещё не скомпрометированного коллективизма и были причины для насмешек над странностями «гуманизма» конкурирующей капиталистической системы.
И не смущало, что дарением добра и употреблением сказки на свои нужды в повести и фильме занимался аристократ Артур Грей. У него были не только обретённые личные таланты и собственные заслуги. Он, если понадобилось бы, имел возможность опереться на родовые привилегии и предстать натуральным принцем, явившимся к бедной девушке, как и было предсказано.
В итоге зрителю, если захочется оценить фильм, лучше бы отвлечься от прозы Грина. При всём уважении к актёрам и всей киногруппе, на высшие баллы экранизация не тянет.
Пусть не чугун сотворил Птушко, а медь фанфар, но в фильме почти не слышно пения тонких нежных струн, как в прозе Грина. Позы и речи есть, а струн нет. Увы…
6 из 10
А она мечтала и ждала Алые паруса.
Помню как я зачитывалась этим потрясающим произведением в 12 лет. Для меня это была самая романтичная, самая красивая, самая трогательная, самая волшебная и самая искренняя история любви. Это было Божественно, необыкновенно, непередаваемо. Мне казалось в тот момент, что не может быть ничего чище, искренней и возвышеннее этой любви.
Считаю, что такие произведения как 'Алые паруса' - это первый шаг в большую литературу. Абсолютно чистое и светлое произведение о мечте, о романтике, о любви. Фильм замечательный, такой настоящий, светлый и кристально чистый. Вот такие фильмы должны смотреть дети. Да и взрослым не помешает. Как говрится через тернии к звёздам... Нужно хранить внутреннюю чистоту ибо придёт момент когда она даст всходы и сбудется самая заветная мечта. После современных фильмов с убогим падением нравов и внутренней чистоты подобные фильмы как бальзам на сердце. Так уже не снимают. Это не просто фильм, это как глоток родниковой воды, как глоток горного воздуха стискивающего грудь, как маленький лучик солнца во мраке.
А какие прекрасные актёры воплотили на экране образы главных персонажей.
Василий Лановой ослепительный красавец, настоящий аристократ, только он мог так проникновенно и точно исполнить роль Артура Грея. В него влюблялись все, о нём грезили, мечтали, его боготворили.
И только Анастасия Вертинская могла настолько романтично и с любовью исполнить роль юной Ассоль. Боже, имя то какое мелодичное, прекрасное, одухотворённое, Ассоль. Так и льются мелодии тепла и нежности. Браво!
Одна из самых прелестных и очаровательных картин современности. Фильм воплощение самых тонких и воздушных мечтаний миллионов девочек всех времён. Ставший классическим примером любовных отношений, этот фильм, всегда будет олицетворять надежду и верность своим идеалам и своим словам. Лучшее лекарство от плохого настроения 'Алые паруса'. Фильм завораживает своей чистотой, дуэт Вертинской и Ланового до сих пор считаю идеальным.
Окружающая природа как огранка кинокартины, настолько вдохновляет зрителя, что появляется желание что-то творить, петь, говорить нежные добрые слова, дарить позитив совсем незнакомым людям! Будто сам Господь вложил дыхание автору фильма, водил его руками, управлял голосом, чтобы создать это шедевр! Я до сих пор с упоением смотрю эту совместную работу киногруппы режиссёра, операторов, сценаристов, художников и актёров, получая истинное наслаждение Искусством с большой буквы! Ведь фильм 'Алые паруса' - уникальное произведение искусства! Фильм-романтика, фильм-очарование, фильм-чистота, фильм-любовь, рассказывающий о том, как девочка по имени Ассоль с детства верила, что за ней когда-нибудь приедет принц на корабле с алыми парусами... Интересный, почти сказочный сюжет, прекрасные актёры, красивая история любви, романтика, музыка! Фильм действительно очень красивый, романтичный, просто чудесный! Он настраивает на позитив, на веру в светлое будущее, учит тому, что если ты действительно веришь в свою мечту, то она обязательно сбудется! После этого фильма верится в существование настоящей любви, в то, что чудеса случаются.
Подойдёт для просмотра любой аудитории, в том числе детской.
Советую обязательно посмотреть абсолютно всем без исключения! И бесспорно
10 из 10
В комнате пахнет морем
Романтизм и реализм в кино сменяют друг, словно лунные фазы: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. И снова новолуние. Перемещающийся терминатор диска каждый раз пугает вопросом «А вдруг тоненькому серпу легкоструйных иллюзий больше не суждено заменить обыденность и рационализм?». На смену Эжену Делакруа не придёт Люсия Сарто, после лорда Байрона не родится Эдуард Асадов. Что, если этот рассвет последний? Отечественное кино первой половины двадцатого века было насквозь патриотически-производственным, некогда вдыхать аромат ландышей, когда с неба не сходят свинцовые тучи. Некая отдушина отыскивалась в сказках и детских фильмах, но и здесь проводились четкие параллели: Кащей Бессмертный олицетворял нацизм, а Иван Крестьянский Сын – славный трудовой народ. И беззаветно любить можно было, в первую очередь, Партию. Оттепель наступила в конце пятидесятых – «Дом, в котором я живу», «Дорогой мой человек», «Сверстницы». И, как гимн романтизму, «Алые паруса».
Картина, заново открывшая самой читающей нации рыцаря мечты Александра Грина, на котором, казалось, уже поставили несмываемое клеймо буржуазного декадента и космополита, разумеется, была отшлифована под требования времени. Капитан Грей вызывающе бьёт урядника (ба, Евгений Моргунов, не узнаю Вас в гриме) и прикрывает беглых бунтовщиков. С родителями – богатыми аристократами – юноша решительно порывает. Да и время действия сдвинуто подальше от греха в прошлое. Но тем не менее, феерия смогла остаться феерией. Ключевые слова – Зурбаган, паруса из алого шёлка, чудо, мечта, любовь. Там, где писатель Александр Грин смешивает краски художественных образов, режиссер Александр Птушко насыщает колером каждый дюйм пленки (кстати, съёмка велась двумя параллельными камерами – для разных форматов). И в невиданный доселе советским зрителем мир он смело вводит двух персонажей диковинной в наших широтах внешности – с интеллектуальной красотой Анастасии Вертинской (по Константину Райкину) и мягкой аристократичностью Василия Ланового. Такой же двойной удар ждал впоследствии поклонников кино в следующей картине Вертинской «Человек-амфибия».
И у него получается. Всё на своих местах – вычурность загримированных и костюмированных жителей рыбацкой деревушки, айвазовская лазурь моря, людское неприятие мечтаний и задор физического труда. Подчеркнуто театрализованные мизансцены – прорицание странствующего сказочника, сон в летнем лесу и кульминация – явление на глазах посрамлённых односельчан Грея, увозящего на баркентине с режущими глаз алыми парусами верящую в чудо девушку – гармонично занимают место в уставшем от будничности сознании. Конечно, непривычный к яркому разум потом задаст неизбежные вопросы – сойдутся ли столь непохожие характеры людей, принявших решение соединить души вслепую (капитан знает о девушке лишь то, что она со странностями, правда, местный пьяница уверял, что это не так, а девушка вообще бросилась навстречу незнакомцу). И, главное, чему верить в жизни – журавлю в небе или синице в руках. Ведь, очевидно, не одна женская судьба поломалась после просмотра картины в ожидании принца, которых в жизни мало и на всех их не хватает. Но это будет, и будет ли, потом, а пока стар и млад завороженно смотрит на незабываемую картину – алую стройность парусника в обрамлении волн ласкового моря. Недаром этот образ рассыпался во времени и пространстве спектаклями и балетом, песнями и скульптурами, и даже перформансом для выпускников.
Два полюса бытия человеческого: холодный рационализм действительности и яркие, часто несбыточные мечтания, всегда будут рядом, сменяя и иногда переплетаясь друг с другом. Такая уж наша дуалистическая натура – отрываться от поверхности земли и подспудно нащупывать её для подстраховки. Фильм Птушко стал ярким мазком по монохрому соцреализма. И не одна тысяча людей, марширующая в ногу на митингах, начала с этой ноги сбиваться. Так в чем же сила, брат? В монолите правильных идей или наивной жажде чуда? Кто-то поверит Манифесту, а кто-то багряному отражению в воде. Инициация может и не состояться, но в сны иногда будет заглядывать теплый луч неосознанной грёзы. И уже только это ставит картину на особую полку.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Алые паруса 1961 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом Лонгрена, считая его нелюдимым и злым человеком. Между тем отец с дочерью просто не были похожи на окружающих, но понять это смог лишь один человек. Им оказался отважный моряк Грей, осуществивший заветную мечту Ассоль: с детских лет она ждала человека, который приедет за ней на корабле под алыми парусами…
Алые паруса / Alye parusa 1961, СССР, драма, мелодрама, фэнтези