Кикос

Kikos

1979, СССР, комедия, короткометражка, мультфильм, семейный

Убитая горем семья оплакивает смерть сына, племянника и внука Кикоса. Комичность ситуации в том, что бедный Кикос еще не родился на свет...

HD
  8м КиноПоиск  7.2 IMDb  6.8
Фильм Кикос online на emblix
Актеры 1
Съемочная группа 3
Рекомендуем 7
Фильм Рокки 4 online на emblix
1985, США, драма, спорт
Фильм Возвращение Розовой пантеры online на emblix
1975, США, детектив, комедия, криминал
Фильм Земля до начала времен 4: Путешествие в Землю Туманов online на emblix
1996, США, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный
Аниме Детектив Конан 4 онлайн на emblix
2000, Япония, аниме, мультфильм, драма, криминал, детектив, приключения
Фильм Гонка online на emblix
2002, Франция, боевик, комедия, драма, семейный
Фильм Брестская крепость online на emblix
2010, Россия, драма, военный
Фильм Скумон: Приносящий беду online на emblix
1972, Италия, драма, криминал

Отзывы к фильму 3

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

А был ли мальчик?
Ровно сто лет назад появилась на свет сказка Ованеса Туманяна «Смерть Кикоса». Была она вариацией на тему старорусского «Лутонюшки» и рассказывала щемящую сердце историю о гибели мальчика, который ещё не родился. И дело там вовсе не в бесовских кознях, не во временной петле и даже не в пренатальных факторах риска, а в аутентично сказочном идиотизме персонажей, которые оплакивают выдуманного потомка. Собственно, вполне обычная — да простят меня армяне — небылица, коих сотни в фольклоре любой страны и кои прозябают в полубезвестности сборников типа «Сказки народов мира». Вот только именно на неё положил глаз Роберт Саакянц, впервые обратившись к творчеству Туманяна. И получился восьмиминутный «Кикос» — абсурдно-сюрреалистическое эссе, уверенно разорвавшее шаблоны жанра, идеологическое самосознание советских чиновников и зрительский мозг.

Да и вряд ли стоило ожидать чего-то иного. В 75-ом Саакянц, внезапно получивший зелёный свет для своей фатально-беспардонной мульт-рок-оперы «Лисья книга», осознал, что ему фактически дали право творить революцию. А что ещё нужно прирождённому бунтарю? Чуть более внятно похулиганив в «Лисе, который ничего не умел» и залихватски взлохматив эстетическое чувство Союза кинематографистов своими «Охотниками», Роб — именно такое обращение к себе он считал наиболее уважительным — открыл серию психоделических экранизаций классических армянских сказок (в основном туманяновских), прославившую его не только на всю страну, но и на весь мир. И бал там правил виртуозный постмодерновый беспредел. Однако только в 81-ом закавказский самородок получил выход на широкого зрителя, поэтому далеко не каждый любитель «В синем море, в белой пене…» и «Ишь ты, Масленицы» знает, что было нечто и до «Трёх синих-синих озёр».

А «Кикос» — это действительно нечто. Каркас исходной сказки остался почти нетронутым: несколько раз повторяется история о пареньке, который якобы родится у одной из героинь, а потом почему-то неизбежно убьётся. Но если у Туманяна «трагедия» в своих повторах идентична, то у Саакянца каждый последующий пересказ в разы невероятнее предыдущего. И — детали. Именно в них сильнее всего проявляется режиссёрское неуёмное воображение и недюжинное чувство юмора. Пусть концентрация гэгов и разных занятных финтифлюшек на квадратный сантиметр кадра здесь не столь высока, как в последующих короткометражках Роба, но их оригинальность и смелость подкупают мгновенно. Причём если кулон из сыра у вороны — это просто смешно, а лук, хитро уподобленный мужскому половому органу, — это смешно и остро, то крылатая голова Отелло, женатая на птице Алконост и в порывах ревности превращающаяся в пушку, — это уже гомерический хохот вперемежку с бульканьем мозгов.

Саакянц отчаянно проказничает и не скрывает этого. И дело даже не в подколках в адрес «совкового» мировоззрения или религии… Сам он называл это «болтать со зрителем». На экране — поток сознания, со всеми присущими ему фрейдистскими мотивами, бессодержательной околесицей и отсутствием рамок стандартного нарратива, предметы и детали сюжета перетекают друг в друга или изменяются до неузнаваемости по малейшей прихоти постановщика. Фоном — смесь из великих классических мелодий и авангардных экзерсисов композитора Арутюняна. При этом техника рисунка здесь вполне обычная — нет даже ещё фирменных саакянцевских морщин, угловатых носов и нарочито квадратных фигур. В первую минуту прямо-таки кажется, будто смотришь стандартный короткий метр с этническим уклоном, которые десятками штамповались в СССР. К счастью, когда визуализация «рассказа внутри рассказа» приводит к буквальному появлению мультфильма внутри мультфильма, под аккомпанемент раскатов грома и марша Мендельсона, сомнения в режиссёрском амплуа мгновенно улетучиваются.

Своего крещендо авторская фантазия достигает в эпизоде, который условно можно окрестить «в сундуке». И именно в нем с внезапной отчётливостью становится видно будущее отечественной мультипликации. То, которое наступит через два года, когда Александр Татарский слепит свою «Пластилиновую ворону», и которое утвердится в 1983-ем, когда он же идентичной сценой «в избушке» довершит торжество анимационного метаморфического хаоса. Сам Татарский нисколько не отрицал, что новоявленный флагман «Арменфильма» был его главным идейным вдохновителем. Саакянц своей новаторской смелостью и несгибаемым трудолюбием пробил себе дорогу в корифеи советской анимации нового образца, заложенного Норштейном, Черкасским, Хржановским… Годы спустя он поностальгирует о своей бурной молодости в сборнике «Таверна» — где третьим выпуском будет почти покадровый ремейк «Кикоса», дополненный лишь парой забавных находок, — тем самым лишний раз признавая: истинный его гений так и остался там, в гремящей юностью эпохе перемен.

А-а-ай, Кикос! Ва-ай, сынок!..
Народный сюжет об искреннем горе по выдуманному сыну довольно распространен. В русском варианте сказка известна как 'Лутонюшка'. Но мультфильм блистательного Саакянца, как и его поздние творения, сказку использует просто как фон для сюрреалистического веселья.

Видеоряд довольно условен, но в восемь минут создатели умудрились вложить столько иронии, гэгов и фантазии, что диву даешься. За эти минуты нам успеют рассказать целых четыре истории, причем одну - довольно фривольную.

Мультфильм чем-то напоминает наши пластилиновые шедевры абсурдистского юмора, вроде 'Падал прошлогодний снег'. Вернее, это они напоминают арменфильмовские, если вспомнить о хронологии.

В общем, хорошая вещь.

'Кикос' не так известен, как пять последующих, снятых с 1981 по 1985 год, короткометражек Саакянца. Что довольно странно. Фильм отлично озвучен на русском языке, но по телевидению его я ни разу не видел. Возможно, из-за наличия сцены, которую можно трактовать как эротическую. А скорее всего, из-за бездеятельности тогдашних армянских киночиновников, которые не продвигали собственный продукт и не видели потенциала в возрождённой мультипликационной мастерской «Арменфильма». По последней причине в широких кругах вообще мало кто знает о ранних фильмах автора.

Сюжет, как и у остальных работ по заказу Центрального телевидения, основан на сказке. Исполнено действительно сказочно. Во всём узнаётся 'классический Саакянц', если позволите так выразиться. Тут абсолютно тот же красочный рисунок и абсолютно та же манера постановки. За восемь минут в кадре успевает произойти столько, что иные сценаристы и в полтора часа уложить не смогут. Добрейшая ирония, невообразимые полёты фантазии, некий волшебный драйв образов на картинке.

Композитор, правда, не Амирханян. Но и та музыка, что есть, вписывается довольно органично, фильм нисколько не портит и всячески следует безобразию видеоряда. Мелодия разнообразна, живо но без заметных перепадов меняется под происходящее, много цитирований. В русском дубляже использована музыкальная тема, местами отличающаяся от оригинальной, и, к сожалению, инструменты в ней звучат гулко.

Ну и что я могу сказать в итоге. Довольно простую сказку Туманяна превратили в феерию. Короткометражка из разряда 'надо видеть, стыдно не знать'.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кикос 1979 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Убитая горем семья оплакивает смерть сына, племянника и внука Кикоса. Комичность ситуации в том, что бедный Кикос еще не родился на свет...

Кикос / Kikos 1979, СССР, комедия, короткометражка, мультфильм, семейный