Ключ без права передачи

Klyuch bez prava peredachi

1977, СССР, драма, мелодрама

Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей студентов — Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя.

720
  1ч 39м КиноПоиск  7.7 IMDb  7.5
Фильм Ключ без права передачи online на emblix

Галерея

Интересные факты 3

Фильм получил призы Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру и за актерскую работу (Алексей Петренко) в 1977 году.
Фильм был удостоен диплома «За лучший сценарий» кинофестиваля 1976 года в Польше.
На роль Марины Максимовны пробовались: Екатерина Васильева, Евгения Ханаева, Людмила Гурченко и Марина Неёлова.
Актеры 25
Съемочная группа 10
Подборка фильмов с Евгений Крылатов online на Emblix
Композитор оригинальной музыки
Подборка фильмов с Юрий Векслер online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Дмитрий Долинин online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Yuriy Gubanov online на Emblix
Production Manager
Подборка фильмов с Olga Kokovkina online на Emblix
Художник по костюмам
Подборка фильмов с T. Voronkova online на Emblix
Декорации
Похожие 6
Фильм Ярмарка тщеславия online на emblix
2004, США, драма
Фильм Красная дорога online на emblix
2006, Великобритания, триллер, драма, детектив
Фильм Крутые девчонки online на emblix
2008, Германия, комедия
Фильм Звероферма online на emblix
1954, США, драма, мультфильм
Фильм Человек эпохи Возрождения online на emblix
1994, США, драма, комедия
Фильм Лоскутное одеяло online на emblix
1995, США, драма, комедия, мелодрама

Отзывы к фильму 14

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Ключа нет
Конечно, когда тебе читает автор стихов, это интересно. Однако, профессиональные чтецы делают это куда как лучше. У Окуджавы есть хорошие стихи, но как человек он...

Я как-то на стороне старшего поколения в данном кино. Если вы превращаете свой урок в балаган, не ведёте тему, это интересно, но никуда не ведёт. Просто общение - это не преподавание. Молодые учительницы часто совершают эту ошибку -- не держат дистанцию. У нас тоже была такая. Всё преподавание быстро развалилось и её никто не слушал, совсем. Она ушла из нашей школы, и это хорошо.

По теме подростков - обычные подростки. Таких, как этот Майданов, в обычном классе, на самом деле, процентов 30-ть. Как сильно сместилось распределение нормальности за прошедшие годы, если раньше было так...

Директор понравился, но Петренко мне нравится в любой роли, эта не исключение. И роль писали, как будто прямо под него.

В целом - небольшой эпизод из школьной жизни. Немного заострили, но в целом неплохо. А ключа - нет. Есть дешевый популизм и большие проблемы в личной жизни.

7 из 10.

Пособие по кулинарии: хлеб или пирожные?
В одну из ленинградских школ приходит новый директор Кирилл Алексеевич, который пытается разобраться в отношениях учителей с учениками и между собой, а вместе с этим понять, каким должен быть педагог и человек.

Давно уж существует ностальгия по детско-юношескому кино советского производства, до которого даже прокат был организован иначе... Но не суть. Суть же в том, что Асанова нашла в этом кино свою тему - подростковый мир в столкновении со взрослыми. Впрочем, иногда она от неё отходила - в Жена ушла, например. Но в остальном - юноши и девушки. Причем самые разные - ответственные и безответственные, творческие и обычные, взрослеющие и инфантильные...

Ключ без права передачи - один из самых спорных ее фильмов и не по качеству, а потому что может и по сию пору вызывать споры. Правда, в значительной мере в нем развиваются темы любимейшего 'Доживём до понедельника' - даже типажи учителей схожи. Но и учителей со своим характером у Асановой на порядок больше (омещанившаяся и выгоревшая Светлана Михайловна в исполнении Федосеевой-Шукшиной, дослужившийся до директора Мельников в исполнении Петренко, Наташа Горелова, ставшая знающей себе цену и независимой Мариной Максимовной в исполнении Прокловой, а ещё вторая половинка Светланы Михайловны в лице безымянного завуча, обаятельный физик Гердт, подхалимный и немного вороватый завхоз-балалаечник и др.) и ребята выходят целой россыпью характеров и типажей - талантливый, но высокомерный Шаров (что-то вроде улучшенной версии Батищева), независимый 'провокатор' Майданов, эмоционально-чувственная, но инфантильная Баюшкина, 'ботаник'-моралист Смородин... И даже сталинизмом опахнуло в доносе родителей Баюшкиных, которые терпят поражение в 'покупке' дочери дорогими подарками, но не готовы правильно понять свою дочь, обвиняя в грехе учителя... Собственно, Асанова предвосхитила возникший ныне синдром жалобщика - пожаловался, значит, прав...

Но Ростоцкий утверждал новое (Горелова), сохраняя лучшее старое (Мельников). А Асанова, внешне вроде бы повторяя сюжет Полонского и Ростоцкого, помещает героев в новые обстоятельства более выраженного конфликта-сотрудничества учеников и учителей. Их не выгоняет учитель - они уходят сами, не они слушают педагога, робко претендуя на свое в сочинении, а высказываются всё прямее и требуют 'правды' и абсолютной открытости от учителей, в том числе 'правды' о коллегах... Поэтому Асанова ставит целый ряд сложных этических вопросов и не только тех, которые прямо обозначены в кино (например, можно ли обсуждать с детьми своих коллег), но и других:

Должен ли учитель оставаться в цеху коллег или перейти границу для общения с учениками? Каждый со своим ключиком или должен оставлять дверь открытой? Панибратство это или сотрудничество? Школа кормит хлебом или должна делать пирожные? Чей авторитет должен быть выше: родителя или учителя? И должен ли быть авторитет вообще? Есть и сугубо мелочные вроде вещи: идти ли по линейке программы или искать как тропинку в лесу, наощупь, в том числе в современной поэзии (в фильме засветились аж пять крупных поэтов - Окуджава, Самойлов, Ахмадулина...)? А всегда ли правильна независимость? Ведёт ли она человека к благу (Майданов вообще живёт на противоречии, Марина Максимовна уходит от мужа, Баюшкина без объяснений - от родителей). Не то что бы у Ростоцкого упрощения - просто у Асановой усложнения... вернее, углубления с поправкой на время. Поэтому и герои вместе с актёрами раскрываются иначе - вроде бы казавшийся едва ли не тютей прямой как палка директор, проявляет чуткую решительность, демократичная Марина Максимовна может показаться даже зачерствевшей, даже Эмма Павловна и та становится более раскованной антитезой синему чулку, каковым она является в классе...

Отцы и дети нового розлива? Конечно. Но и дети не Базаровы, и отцы - не Павлы Петровичи.

К 80-летию Динары Асановой (часть 2)
Если «Не болит голова у дятла» - приятная зарисовка из подростковой жизни, то «Ключ без права передачи» - уже полноценный шедевр, сравнимый по художественной силе с «Доживем до понедельника». Как всегда естественность, природная органика и раскованность исполнителей просто поражают зрителя, не знакомого с эстетическим методом Асановой. Впору говорить о стилевом родстве ее картин с фильмами Джона Кассаветеса – столь тонко вплетена импровизационность в проработанный сценарий. В «Ключе…» нет ничего лишнего, эпизоды смонтированы плотно, без лакун и провисаний, сюжет нигде не тормозит и не ускоряется, разворачиваясь максимально естественно. Композиция классическая с завязкой, кульминацией и развязкой, но не устаешь поражаться, сколько событий умещается в полуторачасовой формат. Чтение поэтами стихов на смерть Пушкина (среди них – Окуджава, Ахмадуллина, Самойлов) также не вредит общему настрою картины, концепцию которой можно определить как шестидесятнический гуманизм.

Несмотря на то, что лента снималась в 1976 году, когда идеалы шестидесятничества были попраны дальнейшим развитием страны, и в ходу было двоемыслие и лицемерие, Асанова по-прежнему верит «оттепельному» мировоззрению, строя на нем основную педагогическую концепцию картины. Подростки-десятиклассники – уже совеем взрослые люди, озабоченные вопросами бытия, их отделяет от семиклассников «Не болит голова у дятла» дистанция огромного размера. Это уже взрослые 17-летние люди, нестандартно отвечающие на самые сложные вопросы талантливого педагога-новатора Марины Максимовны, которой проще выстроить отношения со школьниками, чем с коллегами. По этой причине «Ключ без права передачи» - драма непонимания, косности самой образовательной системы, не предполагающей споров, жестко иерархической.

В этом смысле «Ключ…» - шаг вперед Асановой по сравнению с «Дятлом…» в сторону большей конфликтности, остроты поднимаемых проблем, здесь уже не дети не понимают взрослых, а педагога не понимает система, мертвая и неповоротливая. Асанова полностью на стороне Марины Максимовны, но она дает слово и ее оппонентам: в этой картине у каждого есть возможность высказаться. И новый директор школы – отставной военный, все же хороший человек, так и не дающий хода конфликту, а героиня Прокловой в своем педагогической новаторстве почти фанатична и не способна к диалогу со своим поколением, дружба с детьми для нее – возможность бегства от бытовых и мировоззренческих проблем. Фильм получился у Асановой многогранным: здесь есть место, как шаржированным, окарикатуренным образам (героиня Федосеевой-Шукшиной), так и тонким психологическим портретам педагогов и детей.

«Ключ без права передачи» - о том, как трудно завоевать внимание учеников, стать своим среди них и при этом не потерять контакта с действительностью, это кино с очень многомерными образами и характерами, кино, никого не осуждающее, но и е возвеличивающее, хотя понятно, на чьей стороне режиссер. Что касается портретов подростков, то здесь есть представлены и трудные дети, и отличники, здесь есть место и конфликту с родителями, и много чему еще. Оценивая этот фильм высоко, надо понимать, что он почти не имеет аналогов в советском кино (за исключением «Доживем до понедельника»), это всецело уникальная картина, поднимающая тему соответствия педагогов и подрастающего поколения светлым идеалам шестидесятнического гуманизма, конфликтующим с официальной идеологией.

Вторая полнометражная картина Динары Асановой в сравнении с первой – уже осознанный бунт против цензуры, привыкшей сглаживать в искусстве острые углы и против мощи кинематографического официоза: страшно себе представить, что пришлось вытерпеть постановщице, чтобы оставить в ленте, например, сцену танцев под современную музыку (учительница танцует с учениками – нонсенс!). Да и сам конфликт, хоть он и показан со всех сторон, и автор никого не бичует и не осуждает, достаточно смел для своего времени. Следующие две картины Динары Асановой «Беда» и «Жена ушла» показывают, насколько тонко постановщица могла работать во «взрослой теме», оставив на время педагогическое кино про подростков. Ну и, конечно, нельзя отметить раскованно-свободную актерскую игру в ее фильмах (в «Ключе…» блистают Петренко, Проклова, совсем еще молодые Левтова и Цыплакова, на грани самопародии работает Федосеева-Шукшина).

В то же время, как для любого настоящего мастера кино, Асановой важнее даже актерской игры собственная концепция, которую она с железной волей же и воплощает, и, если вы смотрите «Ключ без права передачи» впервые, то вас поразит отточенность и внятность авторского послания при совершенстве формальной отделки и структурной завершенности. Стоит признать, что кроме Тарковского в советском кино 1970-х были еще два имени, незаслуженно забытые сейчас, проводивших линию тончайшего, ювелирнейшего психологического кино: Илья Авербах и Динара Асанова. Будем их помнить и смотреть их кино.

Счастье - это когда тебя понимают
Георгий Полонский оказался автором, удобным для экранизации, на что наверное и рассчитывал.

В советском обществе твердо устоялся ленинский тезис: 'из всех искусств для нас важнейшим является кино'.

До сих пор явная и скрытая пропаганда (особенно неприятно нынче выделяется западная, рассчитанная на 'массового зрителя') в кинолентах является мощным инструментом воздействия на неокрепшие умы молодежи.

Ни учебники, ни учителя так не эффективны, как яркое и запоминающееся кино, где пропаганда прячется за режиссерским 'я - художник, я так вижу'.

В педагогических ВУЗах, похоже, 'доживем до понедельника' и 'ключ..' являлись прямым учебным пособием, т. к. мои учителя явно преподавали с оглядкой на эти картины.

Мы так же ходили в походы с учителями (которые организовывали их не для 'галочки' или поднятия авторитета, а им это нравилось), приходили вечером на литературные чаепития при свечах в школу (и нам это нравилось), но дистанцию по опыту 'ключа' - учителя держали: дом учителя был для его семьи.

Как повезло моему поколению, что мы воспитывались на советских фильмах, а не на 'Рэмбо-2' или 'Американский пирог', рассчитанных на ту же возрастную категорию.

Предыдущий фильм Асановой - взгляд на проблемы подростков их глазами, в этом фильме Динара раскрывает проблемы намного шире и мастерство проявилось ярче.

Интересно, что героиня предыдущей картины с сохранившемся характером проходит вторым планом, как и любовная тема других героев. Все гармонично и целостно. Единственное неудобство при просмотре вызывает взрыв эмоций завуча и Марины Максимовны на банкете. Но это на первый взгляд наиграно для динамики фильма. Постпросмотровые впечатления находят объяснение этому: и один персонаж и другой долго держали эмоции при себе.

Не устаю изумляться, насколько живые персонажи созданы режиссером, как близко подошла она к тому золотому чувству меры, необходимому в любом деле, а в первую очередь - у 'инженеров человеческих душ'.

Именно мудрость директора, его управленческий опыт и чувство меры дает уверенность при просмотре фильма, что эта школа - в надежных руках, что голова педагогического гения Марины Максимовны будет направлена в нужную сторону шеей директорского реализма.

В нашей обычной ленинградской школе физику преподавала новая учительница, ранее работавшая в физматшколе. Сам курс физики учительница знала даже не в полном объеме, как Эмма Павловна - химию. Но методические способности учительницы позволили нам изучить ее предмет намного лучше сверстников! Для этого применялись 'выездные уроки' в соседний ЛИТМО, приглашение преподавателей из ЛЭТИ - 'шоковые уроки' (когда материал дается намного интенсивнее и сложнее школьной программы, чтобы следующий 'обычный урок' воспринимался легко), новые для нас формы проведения занятий.

К чему это я: сценарий Полонского говорит о том, что задача школы - воспитание личности.

Да, конечно. Но основная задача школы в другом: учить учиться. То есть дать знания и умения направленные на то, чтобы в будущем суметь научиться решать любую поставленную задачу. Именно это донесла Динара Асанова в союзе с Алексеем Петренко и Лидией Федосеевой. Мало кто дошел в понимании методов Эммы Павловны: несмотря на слабость в химии, она много лет успешно учит детей, она реалистично расставляет акценты для каждого ученика, систематизированно оценивает их, принимая во внимание множество факторов - разве не мудрый педагог? Такие сильно умные, как Лавриков, действительно мешают вести урок, отнимают время у всех. Лечение такого зазнайства = назначить его вести следующий урок так, чтобы все усвоили данный материал.

Знание материала - не основная задача педагога, с этой точки зрения, Марина Максимовна в педагогическом коллективе - действительно 'заноза', мешающая системе образования, тянущая одеяло на себя.

Великая мысль фильма - Майданов, не поддающийся влиянию литераторши, вполне способен быть лидером и принимать самостоятельные решения, совершать 'правильные поступки' при этом он чуткий и справедливый. Именно из таких, имеющих 'стержень' и вырастают великие люди.

А философствующие зазнавшиеся типа Леши Смородина как правило, остаются невзрачными неудачниками. 'Элитный клуб' Марины Максимовны на поверку оказывается миражом, отвлекающим препятствием на пути к самостоятельной жизни.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Ключ без права передачи 1977 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей студентов — Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя.

Ключ без права передачи / Klyuch bez prava peredachi 1977, СССР, драма, мелодрама