Галерея
Интересные факты 5
Актеры 14
Съемочная группа 2
Рекомендуем 15
Похожие 4
Отзывы к
фильму
21
Бродяга и шапито
У владельца цирка та еще проблемка – его клоуны на контракте совершенно не смешные. А в это же время у нелепого Бродяги, ошивающегося в этом же городке, проблемы совсем другого характера. Ему подвалил в кои-то веки кошелек с деньгами, а вместе с этим неожиданным счастьем и «фараоны», несущиеся по пятам. И так получилось, что во время погони, Бродягу занесло в разгар представления как раз в цирк, где зрители подумали, что погоня полицейского за дурачком – это элемент представления. После этого Бродяга просто обязан был получить контракт в цирке, к тому же, ему еще и здорово приглянулась дочурка директора заведения. Вот только у парняги была одна особенность. Смешить он умел не по разнарядке, а исключительно экспромтом, что создавало, мягко говоря, организационные трудности.
Время – оно не только лечит, но еще и убивает. В том числе и хорошее кино. А очень хорошее делает просто симпатичным. И только нетленки, коих не так уж и много, могут с гордостью именоваться вневременными. Чарльз Чаплин во второй половине 20-х очень плотно приблизился к словосочетанию «идеальная комедия». Барьер, конечно же, оставался. Это отсутствие звука, которое создавало несколько иную реальность на экране. Но снять кино, которое спустя почти век, заставляет развязно смеяться – это знак гениальности автора. Даже в художественной литературе с ее гораздо большими возможностями виртуозного иносказания, если сравнивать с зачатками кинематографа, редко можно встретить книгу, которая легко живет спустя век и больше. Чаплин с «Цирком» это сумел сделать.
Хотя именно «Цирк» я бы не называл вершиной творчества Чаплина. Особенно для такой незаурядной личности. Чаплин очень здорово показал себя и в звуковом кино, где ему масштабно развернуться не удалось больше по политическим мотивам. Что касается немого периода, то та же «Золотая лихорадка», снятая тремя годами ранее, в плане сюжетной виртуозности, как по мне, вышла даже сильней. Кроме того, в этом фильме Чаплин-режиссер несколько злоупотребляет приемом тотальной нелепости Чаплина-актера. Впрочем, мы говорим об очень условном «злоупотреблении». Чарли – мастер по-настоящему ударных мизансцен, которые имеют самодостаточный характер. Они сами по себе над сюжетом. Будь то сцена погони или акробатические пируэты на канате – это можно было продавать зрителю без привязки к основной истории.
А ведь выход этого фильма, о котором сам Чаплин потом вообще не любил вспоминать, само по себе стечение чуда и обстоятельств. Фильм снимался, когда Чаплин находился в процессе очень скверного бракоразводного процесса. Все было настолько паршиво, что ему приходилось даже прятать негативы, потому что адвокаты могли их извлечь. Но первые пленки вообще никому не достались, потому что оказались засвеченными. Потом еще сгорели все декорации. Когда построили новые – их украли. Сами съемки прерывались на девять месяцев… В общем, лично для Чаплина это был еще тот дурдом. Фильм в итоге обошелся в 900 тысяч долларов – колоссальная сумма для 20-х годов прошлого века. За такие деньги Сесил ДеМилль в те времена снимал первые протопеплумы, с той только разницей, что там наличествовала гигантская массовка, масштабные декорации и куча исторических костюмов. У Чаплина массовка ограничивалась весьма умеренной зрительской публикой в самом цирке. Впрочем, жаловаться Чарльзу по итогам не пришлось. Кино многократно окупилось и Чаплин в звуковые 30-е, которые буквально наступят массово уже через год, вошел с солидным финансовым парашютом.
И последнее. Этот фильм стал уникальным в плане оскаровской номинации. Формально он вообще в список основных номинантов самой первой церемонии не попал. Однако почетный «Оскар» получил сам Чарльз Чаплин, а в легенде награждения упомянут и данный фильм. «За многогранную деятельность и гениальность, проявленную в процессе создания сценария, актерского исполнения, режиссуры и производства фильма «Цирк».
Вердикт. Возвращение к Чаплину – это всегда прекрасно и актуально. И вневременно. Сильная работа талантливого человека на все времена.
8 из 10
Этот фильм - супер-пупер классика. Любой мало-мальски образованный человек должен его посмотреть. И не сильно образованный тоже... Потому что здесь есть все, абсолютно все, что должно быть в любом произведении искусства. Здесь есть смех, есть простой понятный сюжет, есть красавица, есть злодей и есть смешной и очень добрый бродяжка. При этом в фильме очень много боли, тоски, одиночества, чувства несправедливости к слабым и очень много любви к человеку.
Человек, который не хочет никого смешить, человек, который хочет самого простого, самого обычного для любого - поесть и поспать под крышей - попадает в невероятное количество переделок. При этом, помимо улаживания собственной жизни, он занимается восстановлением справедливости. И восстанавливает ее, пускай и ценой собственного счастья.
Последние кадры, где мимо бродяжки идут и идут повозки с лошадьми, оставляя его в вытоптанном круге, оставшемся от цирка, просто гениальны. На протяжении всего фильма зритель смеется без остановки. При чем, смеется даже спустя почти 100 лет! А потом раз! И так сжимается сердце от горького одиночества бродяжки, от своего одиночества, от одиночества каждого человека на земле! В какой-то момент жизни мы все оказываемся в этом вытоптанном круге в пустом поле без единой души вокруг. И этим, именно этой супер-чуткостью к человеческой душе, этой гениальной простотой, понятной всем без исключения, знаменит Чаплин. И именно это ставит его в один ряд с великими людьми всех времен и народов, которые очень любили человека и говорили именно о нем, какой бы он ни был.
Бродяга в Цирке или Великий Чаплин: часть первая
Трагикомедия. В ближайшие несколько месяцев мы с вами поговорим о десяти шедеврах великого актера, режиссера и просто человека с большой буквы Чарльза Спенсера Чаплина, или Чарли, как его называю я. Поясню, что все его картины я считаю шедеврами, большинство из них смотрел не один раз. Но почему выбрал только десять? Просто они, так уж получилось, самые известные и самые обсуждаемые были тогда, и актуальны по сей день. Что поделать, субъективщина чистой воды. Поначалу хотел рассказывать о картинах в хронологическом порядке, но потом решил этого не делать. Я поставил своей целью проследить трансформацию банальной комедии в трагикомедию с истинно чаплиновским подходом, с подниманием в каждой новой картине животрепещущих тем. И первым на очереди идет картина 'Цирк', и вот мое краткое мнение - забавные приключения Бродяги в цирке. О недостатках я говорить не буду, ибо таковые отсутствуют, поэтому остановимся на выразительных достоинствах сего шедевра.
Итак, вот они:
1. История - картина рассказывает о приключениях Бродяги (знаменитый образ Чаплина), который волею незатейливости и случая оказывается артистом бродячего цирка, где ему предстоит перенести сильное душевное переживание, рассмешить зрителей, как в цирке, так и по ту строну экрана и заставить подумать о многих вещах. Казалось бы, история совершенно незатейливая, но под рукой Чаплина она стала настолько гениальной, что зрители ее помнят и любят уже на протяжении девяноста лет. Картина, кстати, эпохи немого кино, но даже так я понимал, что герои говорят друг другу. Такое мог сотворить лишь истинный талант!
2. Юмор - он тут сплошь состоит из падений, импровизаций и кривляний, но как же они прекрасны. Я смеялся во весь голос от происходящего на экране. Здесь у юмора нет 'двойного дна', просто показывается то, что способно вызвать отклик у зрителя. В этой простоте и состоит ее гениальность. И заметьте - о пошлости здесь речи не идет!
3. Трагедия - вообще у Чаплина эти жанры смешиваются в каждой картине, и прекрасно уживаются друг с другом. Ведь это и есть сама наша жизнь, живи ты хоть в Америке, России, Азии или Европе. Эти две вещи следуют за нами, и никуда от этого не деться. Так и здесь смешное сливается с трагичным. Мне искренне было жалко Бродягу. Я полностью разделяю его чувства.
4. Финал - он подводит итог всего произошедшего и показывает выбор Бродяги. Он может многим не понравиться, но я принимаю его и искренне надеюсь, что его душа будет спокойна!
Немного о главных героях:
1. Бродяга в исполнении Чарли Чаплина - безработный, волею таланта попавший в цирк, где раскрыл свой талант комика, да и не только его. Цирк стал для него местом сильного душевного волнения. Знаменитый Бродяга, сыгранный самим Чаплином тут просто блистает. Слов нет, что бы выразить всю гамму чувств, поэтому скажу лишь Браво! Браво! И еще раз Браво!
2. Владелец цирка в исполнении Аллана Гарсии - который тиранит собственную дочь и выкручиваться как может в это непростое время. Злой и циничный человек, у которого иногда проявляются обычные человеческие чувства. Великолепное исполнение роли Алланом.
3. Дочь владельца в исполнении Мирны Кеннеди - юная красавица, влюбившаяся в Бродягу. Классическая 'дама в беде'. Одухотворенная, честная и наивная девушка, которая заслуживает счастья. Мирна отлично сыграла свою роль. Браво!
В итоге имеем шедевральную трагикомедию о приключениях Бродяги в цирке с интересной историей, отличным юмором и поводом задуматься о многом, в великолепной аранжировке настоящего таланта Чарли Чаплина!
10 из 10
Природа комического
«Цирк» - третий полнометражный после «Парижанки» и «Золотой лихорадки» фильм Чаплина («Малыш» все же идет меньше часа), но тоже довольно короткий – 70 минут, зато за это время великий режиссер и актер смог представить зрителю целый калейдоскоп комического: ситуаций, типажей, трюков. Гэги Чаплина еще не эволюционировали здесь, как в «Огнях большого города», до символического подтекста, они пока всецело комедийны, но уже в этой ленте они виртуозно запланированы и выполнены. Режиссер делает ставку на кажущуюся спонтанность трюков, на их якобы неподготовленность, бродяга вносит сумятицу против своей воли, нечаянно, но в этом скрыта глубинная метафорика самой жизни.
Если каждый отдельный гэг не символичен, но вся картина – безусловно, притча о мире как цирке, который владеет тиран, терроризирующий своих служащих, буржуазном мирке, в котором все поставлено с ног на голову от того, что туда попадает чужеродный элемент. Бродяга Чаплина и в «Цирке», и в «Золотой лихорадке», и в «Новых временах» гуманистически рассогласовывает бесчеловечные механизмы эксплуатации и эгоистические стремления людей, как бы распыляет человечность в бесчеловечную атмосферу. «Цирк» как всегда содержит и лирическую составляющую: интересно, что возлюбленные бродяги – это всегда его соратницы по несчастью, такие же обездоленные и унижаемые окружающим миром.
Благодаря осовремененной музыке Арсения Трофима, написанной специально для того издания, которое я смотрел, фильм получает особенное звучание: музыкальная импровизация необходима таким фильмам как воздух. Чаплин уже тогда сам писал музыку к своим фильмам, но ее трудно найти, потому зрителю стоит поискать хороший саундтрек, чтобы насладиться картиной, как это получилось у меня. «Цирк» спрессовывает множество событий, трюков и ситуаций в плотный массив, так что за час с небольшим перед публикой проходит целая жизнь. Чаплин в этой картине, быть может, как нигде делает сутью своей концепции природу комического. Директор цирка не может долго понять, что смешит зрителей в бродяге.
Сам режиссер будто спрашивает нас об этом, задает вопрос о природе комического на экране и в жизни, выводя «Цирк» на метоуровень. «Цирк» - это именно кино о кино, о природе искусства, и природе смеха в жизни и в искусстве. Как он отвечает на этот вопрос? Смешно то, что спонтанно (или искусно мимикрирует под спонтанность), случайность, незапограммированность жизни, разрывающая будничность и автоматизм заставляет нас смеяться. Одним словом, разрыв шаблонов. Искусство цирка для Чаплина становится очищенной эссенцией этой случайности: если сама жизнь в мире чистогана – это цирк, то спонтанность, врывающаяся в мир, где все субъектно-объектно, товарно детерминированно, быстро обнажает уродство отношений, принятых в этом мире и вызывает смех своей ненормальностью, потому смешное всегда предполагает этическую шкалу.
«Цирк» не так прост, как кажется, ведь буквально каждый фильм Чаплина, начиная с «Малыша» - это некая художественная задача для мастера, некий эстетический вызов (также свое кино воспринимал и Хичкок), потому для Чаплина решение этой задачи требует новых формальных решений, расширения приемов киноязыка. То, что «Цирк» не устарел, доказывает его формальное новаторство и метакинематографизм, то, что задачи, поставленные режиссером, - не просто рассмешить и растрогать, но ответить на фундаментальный для себя и зрителя вопрос: «Почему мы смеемся над бродягой? Что в нем смешного».
Смех очеловечивает не только субъекта, но и объект, потому замысел «Великого диктатора» и не удался в полной мере, «Цирк» же показывает, что смех – этот дар случая, этот разрыв автоматизма и запрограмированности бытия гуманизирует еще и окружающую среду, то есть контекст, в который попадает комический элемент. Потому бродяга Чаплина – своего рода ангел в обличие нищего, напоминающего людям о том, что они – еще люди.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Цирк 1928 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Грустная комедия о приключениях Чарли в составе гастролирующего цирка.
Цирк / The Circus 1928, США, комедия, мелодрама