Нетерпимость

Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages

1916, США, драма, исторический

Фильм «Нетерпимость» - один из этапных в развитии мирового киноискусства; - это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма.

UHD
16+   2ч 43м КиноПоиск  7.8 IMDb  7.7
Фильм Нетерпимость online на emblix

Галерея

Интересные факты 17

Первоначально у Дэвида Уорка Гриффита был замысел поставить фильм в 80 частях и выпускать его сериями, но он не нашел на него денег. Ряд сцен и эпизодов «Нетерпимости» буквально повторяет фильм «Кабирия» (1914), однако сам Гриффит заявлял, что он даже не видел этого фильма.
«Нетерпимость» в первый раз появилась на экране 5 сентября 1916 года в «Либерти тиэтр» в Нью-Йорке в разгар кампании по перевыборам президента Вильсона.
Дэвид Уорк Гриффит называл свой фильм «солнечной драмой», так как он редко вел съемки при искусственном свете.
Сесиль Блаунт де Милль восстановил и использовал «вавилонские декорации» для фильма «Десять заповедей» (1956).
Актеры 104
Подборка фильмов с Лиллиан Гиш online на Emblix
The Woman Who Rocks the Cradle
Подборка фильмов с Мэй Марш online на Emblix
The Dear One (Modern История)
Подборка фильмов с Роберт Херрон online на Emblix
The Boy (Modern История)
Подборка фильмов с Ф. А. Тернер online на Emblix
The Girl's Father (Modern История)
Подборка фильмов с Сэм Де Грасс online на Emblix
Arthur Jenkins (Modern История)
Подборка фильмов с Вера Льюис online на Emblix
Mary T. Jenkins (Modern История)
Подборка фильмов с Бесси Лав online на Emblix
The Bride of Cana (Judean История)
Подборка фильмов с Марджери Уилсон online на Emblix
Brown Eyes (French История)
Подборка фильмов с Юджин Паллетт online на Emblix
Prosper Latour (French История)
Подборка фильмов с Споттисвуд Эйткен online на Emblix
Brown Eyes' Father (French История)
Подборка фильмов с Сина Оуэн online на Emblix
Princess Beloved (Attarea) (Babylonian История)
Подборка фильмов с Карл Стокдейл online на Emblix
King Nabonidus (Babylonian История)
Подборка фильмов с Мириам Купер online на Emblix
The Friendless One
Подборка фильмов с Уолтер Лонг online на Emblix
The Musketeer of the Slums / Babylonian Warrior
Подборка фильмов с Том Уилсон online на Emblix
The Kindly Policeman
Подборка фильмов с Ллойд Ингрэм online на Emblix
Judge of the Court
Подборка фильмов с Монти Блю online на Emblix
The Strike Leader
Подборка фильмов с Джордж Уолш online на Emblix
The Bridegroom of Cana
Подборка фильмов с В.С. Ван Дайк online на Emblix
Cana Wedding Guest
Подборка фильмов с Constance  Talmadge online на Emblix
Marguerite de Navarre / The Mountain Girl
Подборка фильмов с Джозеф Энабери online на Emblix
L'amiral de Coligny / Defendant
Подборка фильмов с Талли Маршалл online на Emblix
High Priest of Bel / Friend of the Musketeer
Подборка фильмов с Дор Дэвидсон online на Emblix
The Friendly Neighbor
Подборка фильмов с Оуэн Мур online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Фрэнк Борзеги online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Фрэнк Кампё online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Констанс Колльер online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Дональд Крисп online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Найджел Де Брулир online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Кларенс Гелдарт online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Делл Хендерсон online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Расселл Хикс online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Уилфред Лукас online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Фрэнсис МакДональд online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Кинг Видор online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Таммани Янг online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Sylvia Ashton online на Emblix
Woman at Jenkins Employees Dance (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джордж Беранджер online на Emblix
Second Priest of Bel (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Тод Браунинг online на Emblix
Crook (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Кейт Брюс online на Emblix
Old Babylonian Mother / The City Mother (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Ноубл Джонсон online на Emblix
Babylonian Soldier (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джордж Фосетт online на Emblix
Babylonian Judge (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джевел Кармен online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Кэрол Демпстер online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Милдред Харрис online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Кармел Майерс online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Ив Саузерн online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Полин Старк online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Натали Толмадж online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Этель Грей Терри online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Вирджиния Ли Корбин online на Emblix
Child in Эпилог (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Пегги Картрайт online на Emblix
Little Girl (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джино Коррадо online на Emblix
The Runner (в титрах не указан)
Подборка фильмов с William Courtright online на Emblix
Second Pharisee (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Эрих фон Штрогейм online на Emblix
Second Pharisee (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Макс Дэвидсон online на Emblix
Kindly Neighbor (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Douglas Fairbanks online на Emblix
Man on White Horse (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джулия Фэй online на Emblix
Bit Role (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Элмо Линкольн online на Emblix
The Mighty Man of Valor (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Уоллес Рид online на Emblix
Boy Killed in Battle (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Альма Рубенс online на Emblix
Girl at the Marriage Market (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Мадам Сул-Те-Ван online на Emblix
Girl at the Marriage Market (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Джордж Сигман online на Emblix
Cyrus (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Винифред Уэстовер online на Emblix
The Favorite of Egibi (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Дэвид Батлер online на Emblix
Babylonian Soldier (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Лиллиэн Лэнгдон online на Emblix
Mary, the Mother (Judean История)
Подборка фильмов с Ольга Грэй online на Emblix
Mary Magdalene (Judean История)
Подборка фильмов с Erich von Ritzau online на Emblix
First Pharisee (Judean История)
Подборка фильмов с Рут Хэндфорт online на Emblix
Brown Eyes' Mother (French История)
Подборка фильмов с Элмер Клифтон online на Emblix
The Rhapsode (Babylonian История)
Подборка фильмов с Ховард Гайе online на Emblix
Jesus Christ / Cardinal de Lorraine
Подборка фильмов с William H. Brown online на Emblix
Father of the Bride of Cana / Warden
Подборка фильмов с W.E. Lawrence online на Emblix
Henri de Navarre
Подборка фильмов с Alfred Paget online на Emblix
Prince Belshazzar
Подборка фильмов с Taylor N. Duncan online на Emblix
Captain of the Gateg / Bodyguard of the Princess Beloved
Подборка фильмов с Карл Браун online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с DeWolf Hopper Sr. online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Вестер Пегг online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Херберт Сатч online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Герберт Бирбом Три online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Хэл Уилсон online на Emblix
Extra (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Jennie Lee online на Emblix
Woman at Jenkins Employees Dance (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Китти Брэдбери online на Emblix
Jenkins Party Guest (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Фрэнк Браунли online на Emblix
The Mountain Girl's Brother (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Эдди Бёрнс online на Emblix
Charioteer of the Priest of Bel (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Дэйзи Джефферсон online на Emblix
Favorite of the Harem (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Francis Carpenter online на Emblix
Child in Эпилог (в титрах не указан)
Съемочная группа 50
Подборка фильмов с Дэвид Уорк Гриффит online на Emblix
Режиссёр, Монтажер, Постановщик, Художник по костюмам, Makeup Artist, Scenario Сценарист, Presenter
Подборка фильмов с Тод Браунинг online на Emblix
Сценарист, Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Аллан Дуон online на Emblix
Grip, Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Анита Лус online на Emblix
Сценарист
Подборка фильмов с Эрих фон Штрогейм online на Emblix
Assistant Production Manager
Подборка фильмов с Г.В. Битцер online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Джозеф Энабери online на Emblix
First Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Джордж Сигман online на Emblix
First Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Виктор Флеминг online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с В.С. Ван Дайк online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Джек Конуэй online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Монти Блю online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Кристи Кэбэнн online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Ллойд Ингрэм online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Эдвард Диллон online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Mary H. O'Connor online на Emblix
Title Graphics
Подборка фильмов с Hettie Grey Baker online на Emblix
Title Graphics
Подборка фильмов с Фрэнк Э. Вудс online на Emblix
Сценарист, Production Supervisor
Подборка фильмов с Уолтер Л. Холл online на Emblix
Арт-директор, Set Designer
Подборка фильмов с James Smith online на Emblix
Монтажер
Подборка фильмов с Роуз Смит online на Emblix
Монтажер
Подборка фильмов с Clare West online на Emblix
Художник по костюмам
Подборка фильмов с Элмер Клифтон online на Emblix
First Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Джордж Хилл online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Leo Nomis online на Emblix
Трюки
Подборка фильмов с George Nichols Jr. online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Халстед Салливан online на Emblix
Assistant Property Master
Подборка фильмов с Артур Бертелет online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Felix Günther online на Emblix
Музыка
Подборка фильмов с Colin Matthews online на Emblix
Orchestrator
Подборка фильмов с Майк Сиберт online на Emblix
Second Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с Martin Aguerre online на Emblix
Construction Coordinator
Подборка фильмов с Hal Sullivan online на Emblix
Special Effects
Подборка фильмов с Луис Битцер online на Emblix
First Assistant Camera
Подборка фильмов с James G. Woodbury online на Emblix
Still Photographer
Подборка фильмов с Joe Aller online на Emblix
Assistant Монтажер
Рекомендуем 6
Сериал Брэнди и Мистер Вискерс онлайн на Эмбликс
2004, США, комедия, мультфильм, семейный, сериал
Фильм Восход солнца online на emblix
1927, США, драма, мелодрама
Аниме Семь обличий Надэсико Ямато онлайн на emblix
2006, Япония, аниме, комедия, мелодрама, мультфильм, сериал
Сериал Декстер онлайн на Эмбликс
2006, США, детективы, драмы, криминал, триллеры
Фильм Иван Грозный online на emblix
1944, СССР, драма, история
Фильм Вoдопад жизни online на emblix
1920, США, драма, боевик, мелодрама
Похожие 16
Сериал Моя семья онлайн на Эмбликс
2000, Великобритания, комедия, сериал
Фильм Четыре свадьбы и одни похороны online на emblix
1994, Великобритания, драма, комедия, мелодрама
Сериал Декстер онлайн на Эмбликс
2006, США, детективы, драмы, криминал, триллеры
Фильм Лицензия на брак online на emblix
2007, США, комедия, мелодрама
Фильм Труп невесты online на emblix
2005, США, мультфильм, мюзикл, фэнтези
Фильм 5x2 online на emblix
6.7 5x2
2004, Франция, драма, мелодрама
Сериал Кентерберийские рассказы онлайн на Эмбликс
1972, Италия, драма, комедия, история
Фильм Женюсь на первой встречной online на emblix
2006, США, комедия, мелодрама
Фильм Как вода для шоколада online на emblix
1992, Мексика, драма, мелодрама
Фильм Одна неделя online на emblix
1920, США, комедия
Фильм Блаженство online на emblix
1997, США, драма, мелодрама
Фильм Большая свадьба online на emblix
2013, США, комедия, мелодрама, драма
Фильм Даю год online на emblix
2013, Великобритания, комедия, мелодрама
Фильм Реальная любовь 2 online на emblix
2008, Франция, комедия, мелодрама, мюзикл
Фильм Современная любовь online на emblix
2016, США, драма
Фильм Я иду искать online на emblix
2019, США, детективы, триллеры, ужасы

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Режиссер Дэвид Уорк Гриффит в своей масштабной кинокартине «Нетерпимость», которая потрясла меня своей философией, невообразимыми декорациями, соединил четыре эпохи: древняя Иудей, Вавилон, борьба между гугенотами (французские протестанты-кальвинисты) и их врагом в лице Екатерины Медичи, современное время (1914 г.). На протяжении трех с половиной часов, мы наблюдаем за непостижимым пониманием истории американского режиссера. Он показывает нам каждую историю как ненависть и нетерпимость через века сражались с любовью и милосердием. После просмотра картины, я пришел к выводу, что под нетерпимостью автор подразумевает невежество людей всех эпох. Особенно ярко это прослеживается в новелле современной, в которой три «гуманистки» решили «исправить» мир. Они разлучают матерей с их чадами, вносят в общество абсолютно идиотские правила. Мне очень пришлась по сердцу фраза из кинокартины, которая, как нельзя лучше характеризует таких «гуманисток»: «Поколение, не терпящее юности и смеха. Если женщины теряют привлекательность, в них часто возникает пристрастие к преобразованиям.

В новелле про древнюю Иудею, мы наблюдаем за лучшим из людей, величайшим врагом нетерпимости — Иисусом Христом. Режиссер очень грамотно продемонстрировал невежество людей в этих сценах. В кадрах, когда фарисеи проходят среди толпы и приступают к молитве, все замирают и не шевелятся до окончания «молитв». В своих молитвах фарисеи благодарят всевышнего за то, что они лучше, чем остальной люд.

В следующей эпохе, мы наблюдаем 1572 год от Р. Х. Париж, очаг нетерпимости во времена Екатерины Медичи и ее сына, Карла IX, короля Франции. Во время приема Карлом IX своего брата Герцога Анжуйского, очень хорошо прослеживается операторская работа. С общего плана Г. В. Битцер, медленно приближая камеру к королю, переходит на средний план. Так же, как и в предыдущих новеллах Дэвид У. Гриффит показывает нам невежество как правителей, так и их подданных. Наследник престола — избалованный месье. Его занятия — это игры и забавы. Из-за личной неприязни к гугенотам (французские протестанты с XVI века), королева-мать Екатерина Медичи добивается от короля истребления этих самых гугенотов. Из-за невежества людей и их правителей начинается массовая резня в ночь св. Варфоломея.

В четвертой новелле мы наблюдаем за великими вратами вавилонскими Имгур-Бел, в правление Валтасара, год 539 до Р. Х. Больше всего в этих кадрах, когда идет пиршество Валтасара с возлюбленной принцессой Желанной в честь победы над первым вторжением Кира в Вавилон, мы наслаждаемся за работой операторов, которая потрясает воображение. Съемки велись одновременно с разных углов площадки, снимая в разных ракурсах и в разном темпе. Применялся «метод привязывания воздушного шара». В этой истории также определенно прослеживается невежество владык и их подданных. Жрецы во главе с жрецом верховного вавилонского бога Мардука предают своего владыку Валтасара и прекрасный современный город Вавилон разрушается под натиском персидского царя Кира II. В последнем акте события изложены согласно раскопанным цилиндрам Набонида и Кир, свидетельствующим о предательстве Вавилона жрецами Бела. Эти цилиндры описывают величайшую в истории измену, из-за которой погибла тысячелетняя цивилизация, а всеобщая письменность (клинопись) стала мертвым языком.

Все сцены (эпохи) соединены между собой кадром, в котором мать качает в колыбели свое дитя. Так же соединяющим кадрам сопутствуют строки из поэзии Уолта Уитмана, реформатора американской поэзии: «И вечно будет колыбель качаться, Петля времен связующую нить, Воспев и радости, и горькое страдание».

Темой для сценария кинокартины послужил судебный процесс — дело Стилоу и отчет «Федерал индастриал комишн» о забастовке, в результате которой, по приказу владельца химического предприятия было расстреляно 19 рабочих. Дэвид У. Гриффит первым использовал монтаж для перехода в другие сюжеты, места действий, временные эпохи. Костюмы у актеров, как и их игра, на высоте, кроме сцен, где актеры имитируют смерть. Костюмы и декорации очень дорого обошлись создателям данной киноэпопеи. Одна мантия царицы составила 1000 дол; пиршество Валтасара — 65000 дол; строительные материалы — 3000000 долларов. Но, нужно отметить, что накладная борода у актеров была не высшего качества.

Черно-белый шедевр Дэвида Уорка Гриффита с протяженностью три часа тридцать одна минута 1916 года предоставил мне возможность более обширно понять историю. Я восполнил пробелы о падении Вавилона. Музыкальное сопровождение киноленты произведениями таких композиторов, как Карл Дэвис, Джозеф Брейл и Феликс Гюнтер, наполнила картину атмосферой былых таинственных времен, укутанных песками вечности. Эта историческая драма навсегда запечатлелась в моей памяти, как кладезь исторических фактов.

Оценка:

Вне конкуренции

Говорить о том, что концепция «Нетерпимости» и весь смысл заложенный в неё Гриффитом сложен и тяжёл для понимания обыкновенного обывателя, попросту бесполезно. Можно, конечно, опираться на мнения авторитетных экспертов и слепо следовать за их умозаключениями, но принцип от того не меняется: данная работа мастеровитого режиссера — это безумно «закрученный» механизм, с библейской и исторической основой, без знания которых понять навряд ли что-то удастся. Разве что только одну четвертую часть (на которые и разделён фильм).

Но то, что грандиозно — спору нет. По размаху и эпичности фильм превзошёл даже нашумевшую ленту «Рождение нации», чего стоят одни вавилонские декорации.

Попытка ли это, новаторским ходом в виде некого хэппи-энда, оправдать свое предыдущее творение с расистскими наклонностями, вызвавшего «бурю» критики? Возможно и да.

Людям, уставшим от бесконечных войн и притеснений нужны были такие вещи, которые заставляли верить в лучшее. Но честное слово, нужно не так «резко».

7 из 10

Понятно, что об историческом значении этой ленты можно говорить достаточно объёмно, поражать своими усвоенными и прочитанными знаниями, эксплуатировать их в сравнительной интерполяции с кинолентами современными и рассчитывать общую стратегию развития киноискусства. Перечисляя всю данность, можно останавливаться и на выходе кинематографа в глобальные верха по количеству декораций или массовок, можно останавливаться на приёмах съёмки, ранее не испытанных, или теории (искусстве) монтажа. Можно заметить параллельность действия нескольких историй в одном эквиваленте, что также было произведено в корне революционно для своего времени.

Можно поговорить о затраченном бюджете, плагиате «Кабирии» или же рождении «хэппи-энда».

С данной точки зрения, «Нетерпимость» Гриффита, спустя столетие, в течение которого синематограф постепенно развивался и развивается, на сей момент является продуктом более исторической, чем художественной важности. Обсуждение данной ленты зачастую сводится к перечислению фактов и спорах о её нетленности. Здесь также имеются графы.

С одной стороны, фильм Гриффита впервые так глубоко проникается в таинства библейской тематики, что остаётся важным эффектом, но ничуть не объясняет параллельность и разный хронометраж, разную открытость четырёх историй. Сами истории не являются оригинальными драматургическими исследованиями, а показывают односложный сценарный замысел и единство сюжета, как в случае с двумя основными действиями, и обладают просто некой сравнительной составляющей, как происходит с двумя добавочными действиями, не имеющими стандартной схемы: «завязка-кульминация-развязка» в своей конструкции.

С той же стороны можно разобрать и зрительский интерес к этой картине, который, к слову, оказался минимальным по сравнению с затратами на её производство.

Сопоставление себя с героями, желание погрузиться в атмосферу фильма и испытывать к нему родственные чувства очень незначительны в тех лентах, где события ничем не связаны и совершаются параллельно, лишь в финале раскрывая тайный замысел автора. Само раскрытие, по идее, должно поражать сидящего по ту сторону экрана, однако такое ощущение чрезвычайно мало — всплеск от того, что у разных историй всё же была общая линия значительно проигрывает тому сюжету, как если бы линия была задана с самого начала и попеременно самостоятельно развивалась.

С другой же стороны, Гриффит продемонстрировал своё мастерство под самый занавес фильма, переставая разделять эти и так мало связанные истории, так сказать, ускорив монтаж, придав движение событиям, отказавшись от интертитров и задав достаточно резкий ритм. Из этого процесса режиссёр пришёл к наличию в своём фильме самого настоящего саспенса, который и выводил его на заслуженную историческую позицию, игнорируя отношение зрителей.

В общем и целом, сия картина является в полной мере достижением технического прогресса, революцией в форме создания картины. Касательно наличия и развития сюжета, лента смотрится не столь интересно, сколь хотелось бы, однако всё это, как мы знаем, было отдано на откуп камере и плёнке, которые здесь постарались намного серьёзнее, чем сценарные наброски.

Съев порцию заслуженной критики после успешного, но больно расистского даже по стандартам своего времени «Рождении нации», Гриффит решил ответить монументальным полотном о нетерпимости. Четыре истории, происходящие в разные временные периоды, слитые воедино магией монтажа, и по задумке — пересекающиеся общей тематикой. Кино, как искусство, совершило уверенный шаг вперед с выходом «Нетерпимости», и многие приемы этого фильма вполне комфортно себя чувствуют даже в современном кинематографе.

Баснословно дорогущий, облюбованный критиками, но с треском провалившийся в прокате фильм, не даром считается одним из главных прорывов в кинематографе того времени. Одна лишь идея параллельного повествования нескольких историй, ничем не связанных между собой, кроме одной общей темы — даже в нынешнее время кажется необычной, и ее редко встретишь не в независимом кино. Да, проводимые между историями параллели часто кажутся надуманными и поверхностными, либо же, напротив — вымученными и притянутыми, но нельзя не дать «Нетерпимости» скидку за смелость и новаторство. Тем более, что все остальные элементы фильма сделаны чертовски хорошо.

Из представленных историй две занимают львиную часть экранного времени: вавилонская и современная. Две другие служат лишь идейным дополнением для главного. История Варфоломеевской ночи более коротка и менее детализирована, а библейские похождения Иисуса упоминаются лишь вскользь, дабы подчеркнуть настрой других сюжетных линий.

Вавилонская линия поражает своим визуальным рядом. Сотни статистов разыгрывают роскошные празднества и захватывающие битвы в монументальных декорациях. Вдохновляясь «Кабирией» (да что уж там, откровенно заимствуя), Гриффит все же прыгнул выше. Качество постановки, монтажа и операторской работы (в одном из кадров камера крепилась к воздушному шару) просто несравнимо. Персонаж девушки с гор в исполнении Констанс Толмадж, хоть и далек от идеалов феминизма, все же может быть интересен своей нетипичностью и непохожестью на прочие женские типажи тогдашнего кино.

Как сейчас, так и тогда, ирония кинематографа приводит к тому, что в анти-военном фильме с особым вниманием и усердием подходят к сценам битвы. Осада Вавилона персами нисколько не теряет в своей зрелищности даже спустя сотню лет с момента съемки. Настоящие осадные башни опрокидываются и горят настоящим огнем, сотни настоящих людей исполняют танец войны, пусть и понарошку, но насаживая друг-друга на мечи и отрубая друг-другу головы.

Современный сюжет менее пафосен, и более прозаичен. Пуританское движение, чьи активистки открыто сравниваются с библейскими фарисеями, в своей нетерпимости к молодому духу и к стремлении людей получать удовольствие от жизни, приносят «прелестнейшей из девушек» (Мэй Марш) одни лишь страдания. Косвенно повлияв на кровавое подавление стачки рабочих и лишив отца девушки работы, они добиваются принятия сухого закона, чем приводят к расцвету преступности, а затем и вовсе отбирают у бедной девушки единственного ребенка.

Увы, не обошлось в этой истории и без свойственного тому времени шовинизма, когда истинные причины действий пуританских активисток раскрываются в сцене с арестом проституток, венчаемой следующим титром: «Когда женщины перестают привлекать мужчин, они частенько обращаются к реформированию».

Правда, к сожалению, такого типа риторику можно услышать и сегодня.

Главная же изюминка современной истории проявляется к концу. Повествование всех сюжетных линий ближе к финалу ускоряется, и их чередование становится более динамичным. В то время, как современная девушка, в компании добродушного полицейского и раскаявшейся преступницы (моей любимой Мириам Купер), мчится за уезжающим на поезде губернатором в попытке отменить казнь несправедливо обвиненного возлюбленного, девушка с гор пытается обогнать войска Кира, предупредив своего царя о предательстве. Искусный монтаж заряжает эти сцены настоящим саспенсом, все еще напряженным, не смотря на возраст фильма.

Стоит так же отдать должное Гриффиту за нормализацию хэппи-энда в кино-драмах. Спасение юноши приходит в последний момент, за секунду до приведения приговора в исполнение. Более типичного и классического примера спасения в последнюю секунду придумать нельзя, но на тот момент, в облюбовавшем трагедии кинематографе, такой поворот был поистине революционным.

Дополнительное внимание к деталям и обдуманные визуальные приемы придают кино-языку глубины и обособленности от других видов искусства. Например, излюбленный прием Гриффита использовать животных в кадре для метафорического отражения сущности персонажей и нарративных идей: наследник престола Франции — жалкий щенок, вавилонский вельможа — умиротворенный леопард и, разумеется, не обходится без олицетворяющих стремление к миру белых голубей.

Говоря об искусстве, недальновидно и глупо называть кого-то первым. Зачатки идей, придающих величие «Нетерпимости», несомненно, появились раньше — в той же Кабирии, в более ранних фильмах Гриффита и даже раньше, вплоть до Мельеса и Портера. Но значимость фильма не в первопроходничестве, а в преодолении качественного рубежа, в формировании завершенного и самодостаточного кино-языка, способного самостоятельно развиваться и расти. Если искать самый плодородный корень современного кинематографа, то главным претендентом на это звание станет именно «Нетерпимость».

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Нетерпимость 1916 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Фильм «Нетерпимость» - один из этапных в развитии мирового киноискусства; - это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма.

Нетерпимость / Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages 1916, США, драма, исторический