Галерея
Актеры 24
Съемочная группа 7
Рекомендуем 7
Похожие 19
Отзывы к
фильму
13
Фильм британского режиссера Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962) про социальный протест молодого «рассерженного» поколения британцев против несправедливого общественного устройства, одновременно это и философское высказывание о достоинстве, свободе и праве личности выбирать свой путь.
Колин Смит, парень из рабочей среды, после очередной проделки попадает в исправительное учреждение. Главные методы перевоспитания: труд и спорт. Во время пробежки у Колина раскрывается талант — в нем есть все задатки хорошего бегуна. Между тем, приближается состязание с привилегированной школой; для директора исправительного интерната это шанс показать значимость своей системы обучения трудных подростков. И Колина начинают активно готовить к забегу. Ему предоставляется уникальная возможность покидать закрытое учреждение — совершать по утрам одинокие длительные пробежки в лесу. Он бегает и вспоминает свою жизнь: смерть отца-чернорабочего от тяжелой болезни; мать, сразу пригласившую в дом другого мужчину; девушку, которую Колин полюбил и поверял ей свои мысли о том, что он хочет жить иначе, не как его семья и окружение, не зависеть от денег и не надрываться на тяжелой работе. Однако, когда в семье заканчиваются деньги, которые его мать получила в качестве компенсации за смерть отца и которые тут же потратили на телевизор и другие безделушки, забыв купить пальто Колину, он идет на воровство, т. е. снова пытается деньгами — чужими! — заткнуть душевный сквозняк.
Во время этих утренних пробежек что-то меняется в сознании Колина, он вспоминает, как рассказал своей девушке, что в детстве мечтал потеряться, но скоро понял, что потеряться совсем невозможно; и вот он стал убегать (он и объясняет свое попадание в интернат тем, что недостаточно быстро бежал от полиции). Но теперь его бегство становится бегом. Во время состязания где-то на половине дистанции Колина охватывает странное состояние то ли злости, то ли отчаяния — словно он уже бежит не по лесу, а сквозь свою жизнь, пытаясь обогнать ее, выбежать за границы начертанных ему условий. И он вырывается вперед, оставив соперников далеко позади себя. Но что впереди? Впереди финишная лента, слава победителя и удовлетворенные за счет Колина амбиции директора интерната. О да, Колина Смита ждет карьера успешного спортсмена, ему будут аплодировать трибуны, на него — как на скаковую лошадь — будут делать ставки богачи и авантюристы, в 32 его ждет богатая пенсия и легкие, превратившиеся в «ажурные кружева». Заманчивая перспектива для паренька из рабочего поселка. Ведь если скучающее общество, равнодушное ко всему, кроме блестящих безделушек, решает кому-то оказать милость, разве найдется человек, который откажется от его данайских даров — денег, славы и слепого ему повиновения? Колин Смит отдает свой приз другому. Он выбежал — почти вылетел — за границы рабочего поселка, но он не влетит в другую клетку. Он сам себе выберет маршрут — это будет длинная и сложная дистанция, и он пробежит ее в одиночестве, если достоинство и свободу можно сохранить только так.
В картине, как и во многих других фильмах рубежа 50—60-х гг., блестящая операторская работа. Черно-белая пленка фактурно выделяет лица, выражения, глаза героев, документируя до мельчайших подробностей человеческие эмоции и взаимоотношения. Пейзаж минималистичен, не отвлекает своей красотой — как было бы в цвете — он гармонично встраивается в переживания и воспоминания героя, создавая единое пространство жизни Колина Смита, за пределы которой он пытается выбежать. Том Кортни привнес в образ главного героя индивидуальность и глубину. Если в книге Алана Силлитоу, по которой снят фильм, Колин кажется чрезмерно болтлив (книга представляет собой поток сознания героя-подростка в духе Холдена Колфилда), то в кино он молчалив, порой язвителен и хитер, резкими чертами лица он напоминает дикого волчонка: сосредоточен и свободолюбив, раним и горд, жесток и беззащитен.
Фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» имеет, прежде всего, философский и социальный смысл. Но в картине при желании можно разглядеть и предысторию массового увлечения бегом, которое началось в 70-е и продолжается до сих пор. Ведь если пафос сопротивления обществу сейчас может быть и непонятен, то позиция Колина Смита вполне соответствует современной идее бега как образа жизни. В то же время нельзя не отметить, как наивно и неправдоподобно выглядят и тренировки Колина (он совсем не прокачивает мышцы, только бегает кроссы по утрам), и само состязание. Дистанция, которую пробегают участники, совсем не длинная — всего 5 миль (8 км), хотя и сложная (пересеченная местность с болотами и холмами), но у Колина шансы победить с самого начала забега гораздо выше: и потому что он легче соперника, и потому что хорошо знает местность, тренировался здесь каждое утро, следовательно, понимает, как правильно разложить силы по дистанции, что, собственно, и делает: соперник рванул с первых метров вперед и, естественно, к середине пути уже выдохся, а Колин сберег силы на трудных участках и выбежал вперед уже на дороге. Т. е. Колин не совершил чего-то сверхъестественного, а победил тактически. Но, конечно, такая высокомерно-спортивная оценка фильма не выдерживает никакой критики, хотя тоже имеет место быть.
Где границы собственной свободы и осознанного подчинения общим правилам? Главный герой не понимает даже зачем бегает, да и не стремится понимать. Жизнь рабочих окраин не слишком привлекательна, семейного благополучия нет, как нет и понимания в семье. Работать как отец за пять фунтов в неделю молодого человека не вдохновляет. А что делать? Что-нибудь.
В обществе насыщенном правилами, регламентами, традициями, ожиданием подчинения и лояльности выход за границы, противопоставление себя системе может быть подвигом. Маленьким, внутренним, но ясным посланием — я не винтик, я человек, у меня своя воля, я играю по своим правилам. Но для этого нужно иметь хотя бы концепцию себя как человека — зачем, для чего, что ценно, что важно, где принципы. Главному герою сложно это осознать, взглянуть на себя со стороны, определить свои ценности. Его протест — ради самого протеста. Бунтарство без плана, без понимания последствий и целей. Есть то, что не нравится. Есть план притвориться, а потом показать в конце, что оказался притворщиком. Но когда маски сброшены, а в судьбе ничего не поменялось, и остался тем же человеком и в той же обстановке — считать ли такой протест успешным? Сделать себе хуже только ради того, чтобы показать, что не желаешь себе добра? Интересный выбор. Но бесцельный. К чему придет герой с таким еще незрелым пониманием протеста — назло маме пролью на себя компот? Представляется, у героя не очень радужные перспективы — сгореть по глупости или выгореть внутренне, погрузившись в болото повседневности. Как почти все вокруг.
Визуально фильм хорош. Черно-белый кинематограф к концу своей активной жизни достиг максимума. Картины жизни без прикрас рубежа 50—60 годов отрезвляют — восторженно-модное романтическое представление о «свингующих шестидесятых» тускнеет. Фильм достоин просмотра, но какого-то прорыва или исходящего от него импульса зрителю ждать не стоит.
7 из 10
Режиссер Тони Ричардсон родился в маленьком английском городке Шипли графства Йоркшир. Литератор Алан Силлитоу — в бедняцком квартале Ноттингема. Ричардсон и Силлитоу — одногодки. Дожив до 33 лет, эти джентльмены объединили идеалы Новой волны английского кино и «рассерженных молодых людей», чтобы рассказать историю внутреннего бунта юноши Колина Смита.
Смит — бегает. Не столько на соревнованиях, сколько от полиции. Как он оказался в исправительной школе? «Бежал недостаточно быстро», — отвечает сам Колин. Директор школы уверен, что юных нарушителей закона на путь добропорядочности может вернуть только спорт. А его идея Фикс — победить в соревнованиях по кроссу представителей частной школы, где учатся детишки британских сливок общества. В один из дней, главной надеждой в беге становится именно Колин Смит. Но юноша понимает, что его победа станет победой не мальчишек, а администрации.
Ричардсон и Силлитоу создали очень яркую и бескомпромиссную историю. Естественно, она не только о нравах исправительных учреждений. Она — о цене свободы и месте каждого из нас в этом мире. О компромиссе, лицемерии, растерянности и нонконформизме. Это история — о настоящем!
«- Это тяжело объяснить, но я всегда понимал, что нужно бежать. Бежать без особой цели, через поля и леса. И финиша на самом деле не существует, даже если по крикам толпы кажется, что он уже совсем близко. Это и есть одиночество бегуна на длинную дистанцию».
10 из 10
Ноябрьская британская программа уже дважды огорчила меня своими фильмами, поэтому я перестал питать иллюзии, что она сможет меня приятно удивить чем-то. Собрав остатки своей воли, я взялся за фильм, который получил самый низкий балл от автора этой подборки. Меня удивляет его высокий рейтинг. Я знаю, что есть любители классического кинематографа. Но неужели их так много? Это же один из самых нуднейших фильмов, которые мне довелось посмотреть в рамках SFF. Соперничать с ним в этом может разве что польский «Пепел и алмаз» и иранско-таджикистанский «Секс и философия», которые я тоже кое-как высидел до конца.
Если бы меня попросили выбрать название этому фильму, то я бы выбрал «Одиночество бегуна против ветра», поскольку это принципиальная жизненная позиция главного героя. Колин Смит попал в исправительное учреждение по обвинению в краже. Там готовятся провести соревнования среди бегунов. Способности молодого парня к легкой атлетике не остаются незамеченными, что делает его фаворитом в глазах директора. В виде флэшбэков нас возвращают к старту, откуда мы проследим весь путь главного героя, который привел его к такому финишу.
Главный герой совершенно не понравился. Ну, это в стиле «все люди, как люди, а я д`Артаньян». Он сам создает вокруг себя это одиночество, потому что делает всё наоборот. Когда вся семья весело тратит денежное пособие после смерти кормильца, он сжигает купюры. Когда все собираются смотреть телевизор, он уходит. Когда благоразумные люди пытаются найти работу, он ворует и спускает деньги на всякую ерунду. Даже когда в исправительном учреждении все стараются получить привилегии от начальства, он специально лезет на рожон. Так зачем его жалеть? Это же его собственный выбор. Да и поводов для гордости в том, что ты писаешь постоянно против ветра, лично я не вижу. Если ты поступаешь благоразумно, то это не делает тебя частью стада.
Лично у меня погружения в атмосферу фильма не случилось. Сначала я смотрел его в горизонтальном положении, но почувствовал, что от такого «увлекательного» сюжета меня клонит в сон. Потом я решил встать и заварить себе крепкий чай, но и это не помогло мне заинтересоваться происходящим на экране. Последние 20 минут я поглядывал на часы в ожидании концовки. Я ее дождался. Финал вполне предсказуемый. Что ж, я тоже попробую пойти против масс, поэтому ставлю фильму заслуженную единицу, ибо я в упор не вижу, чем тут можно восторгаться. Скучнейшее кино, которое никому никогда не стану советовать.
1 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Одиночество бегуна на длинную дистанцию 1962 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Картина рассказывает о Колине Смите, юноше, приговоренном после ограбления булочной к пребыванию в исправительной школе. Директор школы верит в реабилитационные возможности спорта и, узнав, что Колин — прирожденный бегун, уговаривает его тренироваться, чтобы иметь возможность участвовать в местных состязаниях, что обеспечит ему особые привилегии в случае победы. Большая часть фильма занята тренировками Колина, во время которых он и вспоминает о событиях, людях и взаимоотношениях с ними, которые привели его к такому итогу. Наступает день соревнований, Колин легко побеждает соперников, но у самого финиша выкидывает совершенно неожиданный финт…
Одиночество бегуна на длинную дистанцию / The Loneliness of the Long Distance Runner 1962, Великобритания, драма, спорт