Галерея
Интересные факты 5
Актеры 43
Съемочная группа 23
Рекомендуем 21
Похожие 19
Отзывы к
фильму
14
К 1981 году спорт стал мировым, почитаемым и массовым явлением, объединяющим весь мир, и уже тогда ему было посвящено немало кинолент. Однако поздние периоды режиссёрами-современниками затрагивались редко, чему и не удивляешься: в начале века спорт только приобретал современный облик и оставался любительским, уподобленным как к развлечению, не воспринимался до предела серьёзно. Чего стоит, например, факт о том, что несколько ранних олимпийских чемпионов были подобраны с улицы, ибо национальная команда не добиралась участников. И снять кино о таких людях, которые остались неизвестными — самоубийственно сложно. Но ведь соревновались и другие, те, про кого рассказано достаточно всеми источниками. Рано или поздно картина про спортсменов ранней эпохи должна была выйти, это оказалось лишь вопросом времени.
Фильмы о раннем спорте выходили, конечно, и в незапамятные годы, однако по сути представляли собой документальные ленты, что-то в духе немецкой «Олимпии», вышедшей в 1938. Средствами художественного киноязыка долго не удавалось сделать байопик про чемпионов. На то было множество трудностей. «Огненные колесницы» исключением отнюдь не стали, в плане воссоздания Игр в Париже 1924 года съёмочная группа проделала кропотливую работу: проводилось до кучи исследований, поисков малейших воспоминаний, участников тех событий, обрывков газет, кинохроники. В итоге фильм снимали аж с 1978 года, пока автор сценария Колид Уэлланд не перероет все возможные источники информации. Сама задумка, кстати, снимать именно про Парижскую Олимпиаду и про британских легкоатлетов принадлежит Уэлланду, причём произошедшая по чистой случайности. Как оказалось, обычная идея, взятая на вооружение из справочника, стала ключевой в карьере большинства участников и для жанра вообще.
Выбор снять драму о тех самых людях вовсе не случаен. Гарольд Абрахамс и Эрик Лидделл — это воины, столпы своего поколения, люди, на которых равнялись нации и будущие легенды мирового спорта. Сейчас кажется, невозможно было найти хотя бы одного спортсмена послевоенных лет, у которого бы оказалась такая послужная в драматическом плане биография. Оба они — выходцы из старых порядков, безусловно чтящие традиции предшественников и отцов. Они уважали обычаи, по которым жило тогдашнее общество. Но они же и сломали порядок, более похожий теперь на нелепость. Арбахамс и Лидделл — два диаметрально противоположных человека, — с разных сторон подошли к увековечиванию своих имён. Первый, будучи евреем из зажиточной семьи, одним из лучших учеников Кембриджского университета, испытывал антисемитские настроения к себе в адрес, что в фильме проявилось в виде ограниченного доступа к различным публичным кружкам для его национальности. Но позже становится понятно: данные тезисы слабы ввиду больших способностей Гарольда (пока что даже не в спорте, а вообще) и установлены как раз руководством элитного учебного заведения. По мере раскрытия героя традиции оказываются ненужными и унижающими, для чего хватило небольших фрагментов в сценах. Дальше Абрахамсу предъявляют претензии за нанятого им тренера по лёгкой атлетике, происходит ментальный переход студента на профессиональный уровень, а это позорит джентльменскую честь. Безусловно, странное мнение, учитывая исторический фактор — недавнюю Первую мировую войну и гибель сотен учеников, имена которых должны были прославлять будущие поколения. Но умный и напористый Абрахамс теперь уж точно не стремится отказаться от намеченной цели, которая изначально сводится не к победе на Олимпийских играх, а к победе над своим принципиальнейшим соперником, Эриком Лидделлом.
Шотландец Лидделл был феноменом времени: человек с молниеносной скоростью и удивительной манерой финиша, он отличался и пронзительной набожностью. Во время любых соревнований он нередко вспоминал Библию, цитируя стихи пророков. Ему мотивацией служила вера в Бога, за которую он и выступал. Его цель — прославить Господа через спорт и только потом уехать на миссионерскую миссию в Китай, к чему настойчиво призывала родная сестра. В фильме он порой словно восполняется силой, зачерпанной свыше, и совершает невозможное. Его победа над Абрахамсом на государственных соревнованиях даже представляется вырванной с меньшими усилиями, а дальше это закрепляется ввиду соотношения сцен подготовки к соревнованиям обоих бегунов. Слова пророка Исайи из его Книги (глава 40, стих 31) будто бы становятся былью в теле Летучего шотландца. Пока Абрахамс представлял со слов тренера Сэма Муссабини раскалённые камни под ногами, Лидделл «поднимался на крыльях, как орел». Интересно и то, что Лидделл остаётся верным религии до конца, не принимая участия в воскресном забеге на 100 метров, по сути лишая себя золотой медали и ограничиваясь единственным шансом всё-таки стать олимпийским чемпионом в круговом забеге, где цепь роковых совпадений благоволит ему с ещё большей силой. Он чуть не дискредитировал родную страну, а в итоге его гибель во Второй мировой долго оплакивала вся Шотландия.
Так и получается, что Абрахамс хотел победить одного конкретного соперника, а Лидделл бежал во имя Господа, но оба они действовали, как оказалось, во имя спорта. Они непросто хотели или бежали — они стремились, рвались только к победе, поражение или неучастие вгоняло их в состояние стресса. Спорт стал истиной в их истории. Причём по мере продвижения событий росли и упрочнялись мотивация, уважение друг к другу. Метафорически крепла связь между Шотландией и Англией, историческими врагами, которым выступать под единым флагом, и немалую роль здесь сыграли остальные участники истории. В частности, лорд Эндрю Линдсей (в жизни Дэвид Бёргли; он не дал согласия на использование своего имени в фильме), уступивший Лидделлу место в забеге на 400 метров. И, что самое главное, ни эти ли принципы завуалировано отражают Олимпийскую хартию, суть Олимпийского движения? Если из-за не слишком глубокого сюжета прописанные принципы могут не очень-то отражаться, в душах и сердцах спортсменов были как минимум свои истины, суть которых сводится к честной и уважительной борьбе друг против друга, где победит сильнейший. Простейшие начала, но какие важные. В картине Хью Хадсона показана непросто эпоха, а целая веха спорта, где ему не мешали ни допинг, ни политика, и бились настоящие, чистые совестью спортсмены, которым и традиции с религией не преграда. Это настраивает, вдохновляет и мотивирует самого зрителя.
В 2012 году фильм «Огненные колесницы» был представлен на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, где потрясающая заглавная композиция «Chariots of Fire», написанная греческим композитором Вангелисом, исполнялась симфоническим оркестром и Роуэном Аткинсоном в образе мистера Бина. Пускай в шуточной манере, этот перфоманс вместе с музыкой и кадрами из фильма бегущих по набережной героев стал откровением. Факт в том, что та церемония была представлена главными достижениями британской культуры, и номер с «Огненными колесницами» здесь выглядел исключительно живительно, морально настраивая на будущий праздник спорта. Кажется, для фильма это гораздо приятная награда, нежели многочисленные «Оскары», другие премии и огромные кассовые сборы.
8,5 из 10
Данная лента британского режиссера Хью Хадсона стала настоящим триумфатором 1981 года в мировом кинематографе. Она завоевала большое количество премий, среди которых четыре премии «Оскар», включая главную награду за лучший фильм года. Картина получила благоприятные отзывы критиков и со временем получила культовый статус у себя на родине. Однако несмотря на такие блестящие результаты фильм практически неизвестен отечественному зрителю. Возможно главной причиной является специфический для спортивного жанра сюжет.
Картина основана на реальной истории и повествует нам о двух британских легкоатлетов Гарольда Абрахамса и Эрика Лидделла, которые участвовали в летних Олимпийских играх 1924 года в Париже. Первый будучи евреем по происхождению сталкивается с антисемитскими настроениями и вынужден бороться с предрассудками. Второй является христианским миссионером, что входит в разрез с его занятиями спортом. Перед нами спортивная биографическая драма, но выходящая за рамки спортивного жанра и в большей степени направленная на личностях главных героев и их внутреннем мире. Здесь присутствуют также элементы политической и социальной направленности.
Главной темой фильма является противостояние двух принципиально разных характеров, принципов и мировоззрений. Это не только борьба на спортивной арене за титулы и славу, а борьба с самим собой. Гарольд Абрахамс одержим победой в соревнованиях по бегу, но вынужден бороться с враждебным окружением у себя на родине. Это хорошо показывает дух сильного человека, который идёт вперед несмотря на проблемы. Эрик Лидделл сталкивается с проблемой совершенного иного характера. Он народный любимец, его уважают и поддерживают на всех уровнях. Однако он сталкивается с семейными проблемами, ведь его занятия спортом мешают всё внимание сосредоточить на миссионерской деятельности, это очень не нравится его сестре.
Фильм очень интересный, но имеет несколько недостатков. Спортивная линия в сюжете играет ключевую роль, но самому спорту времени отведено мало, да и соревнования по бегу показаны без особой изобретательности и в сухой манере. Нет чувства драйва и вдохновения. Тема религии затронута слишком сильно, временами действие совершенно не двигается вперед. Это один из редких случаев когда не помешал бы качественный ремейк. Думаю талантливый автор смог бы вдохнуть в историю новую жизнь.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Музыку греческого композитора Вангелиса, а именно главную тему, композицию «Chariots of Fire» слышал практически каждый, даже далекий от кинематографа человек. Это лучшее, что есть в фильме. При каждом прослушивании испытываешь небывалый эмоциональный подъём.
Главные роли исполнили Бен Кросс и Иэн Чарлсон, а на втором плане засветился известный Иэн Холм. К сожалению я не увидел сильной драматургии и полного погружения в роль. Актеры играют на уровне, но без особого надрыва. Это не портит общего впечатления, но и выглядит весьма сухо.
Огненные колесницы это с одной стороны реальная история спортивного противостояния и пути к успеху, а с другой это история духовного подъёма людей, вынужденных бороться за свои убеждения и принципы. Это нетипичная драма с глубоким смыслом, который к сожалению идёт в ущерб зрелищности и увлекательности. Это интересный, но своеобразный фильм.
6 из 10
История двух британских бегунов Гарольда Абрахамса и Эрика Лидделла, участвовавших в Олимпийских играх в Париже 1924 года.
Этот спортивный байопик завоевал 4 «Оскара» в 1982 году, в том числе за лучший фильм. Картина стала кинодебютом для режиссёра Хью Хадсона. Такая неспешная двухчасовая история типа соперничества еврея Абрахамса и набожного шотландца Лидделла, мечтающего стать миссионером и уехать проповедовать в Китай. Собственно противостояния особо и нет. Сюжет не заостряет на этом внимания, больше интересуясь душевными самокопаниями персонажей и воспроизведением исторической эпохи между двумя Мировыми войнами. Снято все неплохо, саундтрек Вангелиса, конечно, решает и хороша культовая сцена бега по берегу в начале и финале. Но, боже мой, как скучно все остальное.
Режиссёр сделал ставку на малоизвестных актёров Бена Кросса и Иена Чарльсона. На втором плане есть Джон Гилгуд и Иен Холм. Последний даже получил оскаровскую номинацию за роль тренера Абрахамса. Все играют неплохо, но не более того.
С «Оскарами» за костюмы и выдающийся саундтрек Вангелиса я соглашусь. Но лучший фильм года, когда в конкурсе были «Искатели потерянного ковчега», «Атлантик-Сити», «На золотом пруду» и «Красные»? Победа любого из них вызвала бы меньше вопросов (я за первого Индиану Джонса, если что).
В общем, вроде неплохое кино, мне не понравилось. После него в памяти остаются только та самая сцена бега и музыка Вангелиса, которую я и раньше слышал. Все остальное стирается из памяти моментально.
5,5 из 10
Великолепная, вдохновляющая спортивная драма, рассказывающая о людях, так или иначе побуждающих друг друга стать лучше, и о временах, когда мечты были настолько сильными, что наделяли своих обладателей «крылатыми сандалиями».
Гарольд Абрахамс (Бен Кросс) — студент престижнейшего университета не только в Старом Свете, но и во всем мире — Кембриджа, молодой, полный жизненной силы и энтузиазма мужчина, практически не имеющий вредных привычек и изъянов, кроме, как он сам считает, своего еврейского происхождения. Впрочем, эта деталь является существенной исключительно для самого Абрахамса. Эрик Лидделл (Иэн Чарльсон) — миссионер, человек, для которого религия — это не просто слово из 7 букв, добрый, открытый, милосердный, герой и любимец своей родины (Шотландия), и, пожалуй основная деталь всей истории, спортсмен от Бога (в отличие от того же Абрахамса).
Имея за плечами увесистый багаж неиссякаемой энергии, Абрахамс пытается найти себя в жизни, реализовать свой потенциал, который у него безусловно имеется. Будучи физически достаточно крепким молодым человеком, он обнаруживает у себя способность к быстрому бегу, иначе говоря к спринту, и начинает уделять ему абсолютно все свое свободное время, в стремлении добиться таких высот, благодаря которым, люди вокруг забудут о том, что он еврей. Попросту говоря, молодой Гарольд нацелился на главные соревнования в жизни любого спортсмена — Олимпийские игры. Кардинально противоположна история его главного оппонента. Лидделл не стремится стать чемпионом, к тому же занимается он не бегом, а регби, и, в отличие от Абрахамса, не изучает спринт профессионально, но стоит ему начать бежать, как весь мир остается у него за спиной, и невидимая сила несет его к финишной черте. После одного такого забега, Эрику тоже открывается дверь в Олимпийскую сборную Великобритании по легкой атлетике.
Это не просто фильм о спорте, это не просто драма, это жизнь как она есть, со своими переживаниями, победами, поражениями, радостями и печалями. Это история о том, как горстка энтузиастов с потрясающей силой воли добиваются высот, о которых и не мечтали, когда просто забавы ради бегали в университетском дворе на перегонки. Это история о том, что неизвестно откуда ждать чуда, и с какой стороны она придет, ведь сидя за праздничным столом в родной деревне в Шотландии, Эрик не мог и подумать, что к концу дня его пригласят на Олимпиаду 1924 года. Это история о непоколебимости духа, которая выражалась у героев по-разному: Абрахамс готов был оставить все на свете, ради достижения своей цели, Лидделл же готов был отказаться от мечты, если бы это пошло наперерез его моральным устоям и ценностям, которые соответствовали законам Божьим. К слову, эта история вполне поучительна для молодых людей нашего времени, которые крестик на шее носят исключительно как украшение. Молодой шотландец поручил себя Богу, Всевышний же отблагодарил его за преданность.
Квинтэссенция данной истории — противостояние физической силы и силы духовной. Это не единичный случай, и даже в наше время сплошь и рядом (любители спорта со мной согласятся) бывают случаи, что в состязаниях выигрывают далеко не самые физически мощные спортсмены. Выигрывают те, кто с упоением отдается моменту, кто в этот самый миг свершения действия, забывает обо всем остальном в этом бренном мире. В этом разница между Абрахамсом, выжимавшим все до последней капли из своего организма, и Лидделлом, который просто порхал в «крылатых сандалиях»…
P.S. Вангелис просто бесподобен. Chariots of fire — бессмертное произведение.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Огненные колесницы 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм поставлен по реальным событиям и рассказывает о соперничестве двух атлетов-бегунов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже: студента Кембриджа, еврея Гарольда Абрахамса и шотландского миссионера Эрика Лиддела. В центре внимания авторов картины - противостояние двух характеров и двух противоположных мировоззрений.
Огненные колесницы / Chariots of Fire 1981, Великобритания, биография, драма, спорт