Галерея
Интересные факты 2
Актеры 21
Съемочная группа 17
Рекомендуем 4
Похожие 7
Отзывы к
фильму
13
«Sjecas li se, Doli Bel?»
'Помнишь ли ты, Долли Белл?': формально не совсем дебют Кустурицы, - но его первый полный метр.
Сараево-63, снятое в 1981-м. Мальчик, летние каникулы, обычные и необычные пацанские дела. Музыка, курево, любовь.
Песни из Италии, проститутки в Италию - за Адриатическим морем была другая - казавшаяся лучшей - жизнь. И кино из Италии, возможно, было для Кустурицы тем же, чем работы мастеров эпохи Возрождения для современных художников. Позднее его назовут балканским Феллини. А пока только цветовая гамма 'Долли Белл' выдает любовь к 'Амаркорду'. Живая и привлекательная смесь ретро-драмы взросления с усвоенными уроками неореализма произвела впечатление на членов жюри и принесла режиссеру приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции.
Здесь жизнь в столице Боснии, может, и как чудо, но без чудес, жизнь как она есть: с текущей крышей и такси, которое надо самому подтолкнуть, чтобы оно завелось. Девушка, которую любишь, и которую местный урка сделал проституткой. Отец-марксист, которого любит семья и успевает полюбить зритель. Нет ни пафоса, ни сентиментального умиления, - и 'Интернационал' играет из музыкальной шкатулки, ассоциируясь не с классовой борьбой, а с 'милым Августином' - домом и семьей. Кустурица смотрит в прошлое как будто вспоминает что-то глубоко личное. (Вспомним и мы, что 'Амаркорд' означает 'Я помню'.) Здесь еще нет фантазий, фантасмагорий, почти фольклорных персонажей и горячих балканских мотивов, покоривших позже Европу, - ничего того, что позже станет фирменным стилем режиссера. Только мальчик Дино увлечен гипнозом, и это как первая ниточка, связывающая наш, реальный мир с будущим, совершенно нереальным, но необыкновенно притягательным 'миром художника Кустурицы'.
Выросшего, но не сильно изменившегося 'Дино' (Славко Штимац) мы еще увидим в 'Андеграунде', где его герой Иван - как мятущаяся душа народа Югославии (в чем-то единого, при всей многонациональности СФРЮ) - пятьдесят лет будет скитаться и до смерти искать родную душу. А в 2004-м Кустурица снова отдаст ему главную роль в 'Жизни как чудо'.
'Помнишь ли ты, Долли Белл?' - вроде и простой фильм, но производящий сильное впечатление: некоторые сцены, некоторые кадры сразу кажутся классикой. Конечно, каждый художник начинает с того, что старается сделать не хуже, чем предшественники. Но именно наличие 'лица необщего выраженья' и делает автора настоящим и самобытным. 'С каждым днем, с каждым взглядом у меня получается лучше' - 'аффирмация' Дино звучит как девиз самого режиссера. Дебют стал триумфом. А впереди у Кустурицы были мировая слава и две каннские пальмовые ветви.
Любовь и Голуби
« - Женщина как соль – можно и без неё обойтись, но тогда не вкусно!» ( с )
Закончив пражскую киношколу Эмир Кустурица прежде чем приступить к своему первому полнометражному, большому фильму – поставил несколько короткометражек и парочку картин для сараевского телевидения. Набравшись опыта, молодой режиссёр взялся снимать дебютную киноленту, уже выработав свой собственный, без труда узнаваемый стиль. Немаловажным является то, что со многими своими коллегами, Кустурица в разные годы встретится позже на съёмках других своих лент. Например замечательный оператор Вилко Филач – с которым они впоследствии снимут несколько картин. На съёмках этого фильма произошла первая встреча режиссёра с талантливым и харизматичным артистом Славко Штимацем – который ещё не раз сыграет в его картинах. Здесь же он впервые появится на экране, да к тому же в главной роли! Не знаю даже с чего начать собственно разговор об этом чудесном фильме, в котором автор рассказал о своей юности и первых уроках жизни, о первой любви…
Наверное с того, что этот во многом автобиографический фильм очень ладно построен. Действе происходит в середине 1960 – ых годов в Сараево, зритель погружается в атмосферу нищего города, попадает в семью главного героя – простого парнишки – подростка, который учится играть на гитаре, осваивает азы гипноза что бы приблизить наступление эпохи коммунизма и проводит много времени с друзьями. Как и все в этом возрасте – хулиганит, выпивает в компании и курит тайком от родителей. А так же впервые влюбляется – в как он думал девушку местного «крутого» парня, которая на самом деле оказалась вовсе не его девушкой – а простой проституткой. Что стало для героя сперва большим потрясением, но потом он как любой парень адекватно воспринял ситуацию. И даже разок подрался из за своей «зазнобы» с её сутенёром, когда тот застукал его в её номере… Есть в фильме и грустные моменты, прежде всего связанные с жизнью простых рабочих Югославии, которые проживали в таких ужасных бытовых условиях, что даже похуже чем в СССР. По прежнему продолжая верить обещаниям партийных чиновников, ожидая переезда в новую квартиру – что само по себе было для них столь же желанно, как и наступление коммунизма. Люди были открытые – как и советские граждане – выпивали, обсуждали политические новости, ходили друг другу в гости… На экране воссоздана атмосфера 60 –ых, которая для режиссёра является ностальгической. Впоследствии его не раз упрекали в нелюбви к коммунистам, а здесь нашли подтверждения его слова о том, что он не ненавидел их раньше. Его отец был прообразом отца главного героя – простой рабочий, партиец живущий большой многодетной семьёй в тесной квартирке на окраине города. Приходя с работы он и дома выстраивал отношения с супругой и многочисленными детьми на основах советского правления – устраивая плановые и внеплановые собрания, когда вся семья садилась за стол, и отец обычно говорил младшему сыну записывать речь. После разбирались кто что натворил и какому подлежит наказанию. А потом отец разрешал обедать и после все отправлялись спать. Царивший в семье порядок, уважение к родителям и почитание отца – это нельзя не увидеть. И над образом мыслей простого рабочего вовсе нет насмешки, хотя и поданы все эти разговоры о коммунизме – марксизме и прочем с изрядной долей юмора. Но это юмор добрый и им режиссёр вовсе не собрался обижать старшее поколение, к которому принадлежали его родители.
Достаточно хорошо воссоздан быт эпохи. Много предметов минувшего – одежда, ездящие по городу автомобили, интерьеры квартиры и молодёжного клуба – в котором Дино с товарищами занимается игрой на музыкальных инструментов. Звучит популярная в те годы музыка, в особенности ставшая основной мелодией картины песня Адриано Челентано… Да и над подобранными исполнителями хорошо поработали. Очень одарённые ребята, особенно играющий Дино Славко Штимац. Он сам бренчит на гитаре, поёт песни, немного танцует и очень хорошо играет в сложных драматических сценах. Выбор именно этого паренька на главную роль – стал большой удачей для фильма. Невероятная энергия притяжения показана между ним и играющей роль «Долли Белл» Лильяны Благоевич – думаю сцены на чердаке голубятни, когда Дино смущаясь посмотреть на полуобнажённую девушку, поливает ей на руки водой из кувшина, её гадание по линиям его руки, а так же их интимная близость в номере гостиницы – одни из лучших в картине! Но много умного и содержательного есть в беседах отца и сына, в особенности после известия о его болезни. Замечательно справился с этой ролью Слободан Алигрудич – так же в последствии работавший с Кустурицей. Яркая роль у Миры Баняц сыгравшей заботливую мать семейства. Запоминающиеся образы и у других артистов. Например у Павле Вуйсча ( радушный дядя героя ), а так же у Боро Степановича ( интеллигентный директор клуба – «Очкарик» ) и других, совсем юных исполнителей, сыгравших друзей героя. Взять хотя бы того долговязого, что вечно сочинял небылицы о своих любовных похождениях, или мальчишку с повязкой на ухе…
Большим событием для Югославии стала победа «Помнишь ли Долли Белл?» на Венецианском кинофестивале, где картине присудили главный приз – «Золотого Льва» за лучший фильм. Проходившего тогда воинскую службу Эмира Кустурицу даже отпустили на день из части, что бы он смог слетать за своей наградой. Это стало началом большого творческого пути великого и самобытного режиссёра, у которого впереди будут не только громкие успехи и овации, но тяжёлые жизненные испытания. Но что бы не происходило с ним самим и со странной, он навсегда сохранит в себе способность радоваться самой жизни, любовь к природе и животным а так же к музыке. Которая всегда будет играть одну из главных ролей в его произведениях.
Я всегда предвзято-положительно относился к поэтизации всего не поэтичного, грязного, поломанного и в какой-то степени даже глупого. Наверное, поэтому я всегда любил фильмы Кустурицы: с его ветхими, но живыми декорациями, множеством домашних животных, жизнерадостной цыганской музыкой и такими же жизнерадостными и забавными героями. Красоту в грязи находили ещё французские 'Проклятые поэты', но их мироощущение было мрачным, меланхоличным и скорее депрессивным, а у Кустурицы любое человеческое горе похоже на мажорную песенку про 40 000 поцелуев. Его веселый, непринужденный стиль повествования, его беспристрастное изображение героев и их поступков роднит режиссера, по моему мнению, с латиноамериканскими магическими реалистами вроде Габриэль Гарсиа Маркеса.
Стоит отметить, что этот фильм - первый серьезный кинематографический опыт Кустурицы. И Кустурица показал себя в нем как вундеркинд от режиссуры. Ведь на момент выпуска фильма Эмиру Кустурице было всего 26 лет, а для режиссера 26 лет - это детство. Мало какие мастера мирового кинематографа могут похвастать, что у них в таком возрасте были картины подобной художественной силы. И что же такого сильного в этом кино?
Во-первых, это детство. Фильм показывает нам жизнь подростков и зрители узнают в этих сараевских мальчиках себя, свои влюбленности, свои увлечения, возможно, даже своих детей. В кино Дино увлекается гипнозом, играет на гитаре. Все мы в детстве увлекались гипнозом и гитарами. Ну... может не именно гипнозом и именно гитарами, но похожими милыми глупостями мы в детстве обязательно увлекались.
Во-вторых, это любовь. Конечно, в 16 лет влюбится в стриптизершу, которую притащил к тебе её братец-гангстер - редкая честь, но тем красивее и интереснее кино.
В-третьих, это жизнь, она у Кустурицы повсюду. У Гоголя были 'Мертвые души', а у Кустурицы в картинах души живые. Жизни очень много, жизнь это то, за что следует любить фильмы Кустурицы. Жизнь, музыка, танцы, любовь и совсем чуть чуть смерти... Как бы банально это не звучало, но Кусторица говорит нам о том, что жизнь не покидает человека до самой смерти, ведь папаша Дино был жив и за несколько секунд до того как встретился с богом, жив не с биологической точки зрения, а просто был жив, был самим собой - тем же простоватым чудиком, верившим в то, что Индийский океан можно осушить на благо всего человечества.
В свои 26 лет Эмир Кустурица уже выработал свой неповторимый режиссерский стиль и снял сильное, хорошее кино. Браво!
Сараево образца 1950-х
Город-призрак, запечатленный и оставшийся в сердцах его граждан таким, каким показал его гений Эмира Кустурицы... Самое примечательное, что эту картину не в полной мере можно отнести к тем самым проникнутым тоскливым 'ностальгическим' настроением шедеврам работы этого величайшего режиссера. Здесь не тоска, здесь иное - здесь живой город Сараево образца 1950-х, здесь проблемы подростка, смены поколений и мировоззрения, здесь, может быть даже и наивное, но неукротимое стремление к будущему не только жителей, но и самого города. Эта простая и естественная красота захудалого, но счастливого домашнего быта, эти простые аллейки с зелеными деревцами, эти ненавязчивые государственные учреждения вроде местного Дома культуры и больницы.
Как же приятно было поглядеть на юного Славко Штимаца, прекрасно справившегося с ролью эдакого наивного идеалиста, которого мы все успешно в себе уже похоронили. Его герой мотивирует на безрассудные поступки, на героические свершения, на безумные идеи наконец! Отец его словно тоже играет в какую-то коммунистическую игру, неизменным атрибутом которой являются партийные сборы. Гениальны и детали: тот кувшин с водой, шахматы, девять томов Маркса, двадцать четыре тысячи челентановских поцелуев, лимон.
Но все это бледнеет и тусклеет на фоне главного героя ленты - города. Именно его атмосфера порождает все случившееся. Город запечатлен в его естественном состоянии - в состоянии мира, где мусульманские обычаи не нарушаются коммунизмом, а сосуществуют. Город в мирное время и город во время войны - это не один и тот же город, и это просто как щит Ахилла. Сейчас нет представленного нам Кустурицей города Сараево. А ведь дорогого стоит - это одна из бесценных кинокартин, потому что состоит она не из декораций и искусственного восстановления с помощью всевозможных технологий, потому что живая, потому что настоящая 'с каждым днем, с каждым взглядом'!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Помнишь ли, Долли Белл? 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Лирическая драма о проблемах боснийской молодежи, жившей в его родном городе Сараево в 50-х годах, первом знакомстве с зарождающейся тогда поп-культурой, первой любви. Мальчишка из Сараево пытается гипнозом приблизить царствие коммунизма, покорить актрису Долли Белл или хотя бы воздействовать своим биополем на кролика.
Помнишь ли, Долли Белл? / Sjecas li se, Dolly Bell 1981, Югославия, комедия, драма, мелодрама