Галерея
Интересные факты 1
Актеры 18
Съемочная группа 14
Похожие 8
Отзывы к
фильму
10
Самая мудрая из всех сказок
У каждого из нас есть свой темный спутник - Тень. Она следует за нами, не отставая от нас ни на шаг. А вы верите, что Тень может от нас отделиться? Вот в сказке это проще простого! Как же так? Сейчас объясню. Добрый, слегка наивный, но честный до конца молодой ученый Христиан-Теодор (Олег Даль) приехал в сказочный город. В него, судя по всему, влюбилась красавица Аннунциата (Марина Неелова) - дочка жадного и агрессивного Трактирщика (Владимир Этуш). А молодой человек любит принцессу (Анастасия Вертинская) - и отправил он за нею свою Тень (ее тоже играет Олег Даль). Тень сразу же влюбила в себя Принцессу и толкнула Ученого на малодушный поступок - подписать отказ от принцессы. Но нашёлся мудрый и осторожный Доктор (Георгий Вицин), посоветовавший Ученому магическую фразу «Тень, знай своё место»... Но заклинание останавливает зло только на минуту! Это первая в советском кино юнгианская сказка с примесью темы двойничества, используемой в литературе романтизма.
Если кто-то читал мудрую книгу Джонсона «Как овладеть своей тенью. Глубинные аспекты темной стороны психики», то там в предисловии рассказывалась любимая легенда Юнга о живой воде, источник которой забил из-под земли и люди стали пить из него. Но его захотели заиметь жадные люди, огородили источник... но тот исчез и появился в другом месте. Вот в «Тени» с «живой углекислой водой» было так же. Пока воду не использует в добрых целях добрый человек и не исцелит/воскресит такого же доброго человека, которого сам любит, то она исчезнет навсегда. А доктор не мог оживить казнённого Христиана - он его предал! Только Аннунциата смогла. Принцесса стала просить у Христиана прощения, но тот ее не слушал - ушёл с верной ему Аннунциатой. Только сказала Юлия Джули (Людмила Гурченко): «И все-таки он... победил!» А сейчас...
Приходит пора. Раз, два...
Приходит пора. Раз, два...
Приходит пора неизбежной развязки,
И сказочник к новой дороге готов.
И стало быть нам до конца нашей сказки
Осталось не больше, чем десять шагов.
Нам десять шагов до конца нашей сказки,
Нам девять шагов до конца нашей сказки,
Нам восемь шагов до конца...
Семь...
Шесть...
Пять...-
Четыре...
Три...
Два...
Один! (Песня из фильма)
Итак, ставлю этой сказке все десять баллов -
10 из 10
Ловушка времени.
Вполне резонно предположить, что приступая к работе над « Тенью» Надежда Кошеверова надеялась повторить, а то и превзойти успех «Старой, старой сказки». Ей удалось собрать поистине звездный состав актеров, опыт экранизации Шварца, знаменитая «Золушка», тоже вселял надежду на очередную творческую победу. Но не получилось, - главным образом из- за оптимистического финала, который кажется совершенно чужеродным духу и букве всей остальной пьесы. Горька и безотрадна сказка Андерсона, но там трагедия в том, что Ученый предает себя сам, новый смысл, который вкладывает Шварц в старую сказку– почти все предают Ученого и склоняются ниц перед силой, только Ученый предпочитает погибнуть в неравной схватке со злом, чем подчинится ему – и этот трагический, но и одновременно героический финал вдруг сменяется цирковой буффонадой. Кажется, что Шварц написал пародию на свою еще не написанную вещь – « Обыкновенное чудо», где герои чудом избежали действия волшебного заклятья, но там они буквально выстрадали свое право на счастье, здесь же механизм победы добра над злом никак не прояснен ( как отличается от этой невнятицы финал «Старой, старой сказки» - там Солдат попал в такое же пиковое положение, что и Ученный, но вышел из него совершенно понятным для зрителя образом).
Проблема финала волновала и создателей очередной попытке экранизации « Тень, или Может все обойдётся», но их решение её тоже спорно. Они проявили такт – и у них в финале не спускается, например, ангел с небес и останавливает зарвавшиеся зло, но они предпослали пьесе музыкальный пролог, которая и проясняет их трактовку происходящего – «…если Иисус улыбнется, может быть всё обойдётся…» - зло побеждено в финале исключительно по милости небес…
Парадокс, - когда пьеса была поставлена в 1940, она имела шумный успех, ее активно ставили многие театры страны – стало быть зрители отлично понимали, что идет на сцене. Больше, формально это пьеса для детской аудитории, но и для них не возникало загадок, которые теперь возникают у взрослых. Может быть это дает предположить загадку финала в своеобразной ловушки времени, не такой уж редкой в истории – когда последующие поколение полностью утрачивает знание- веру, которое было в свое время очень влиятельным и даже претендовало на почти непререкаемую истину(ключевым словом здесь является « утрачивает» - нет, о нем помнят, но в свете исторического опыта оно кажется таким смехотворным, что при попытке представить умонастроение тогдашнего народонаселения его невольно не принимают всерьез…).
Тут надо вспомнить, что «Тень» входит в так называемую антифашистскую трилогию, из которой выделяется в этом качестве « Дракон», в котором неприятие тоталитаризма любого разлива был настолько явственно, что привело к запрещению его на сцене.
В « Тени» антифашистская подоплека более тщательно скрыта, но, редчайший случай, не из опасений перед цензурой. 1939 – 40, когда была написана и поставлена пьеса, было время пакта Молотова – Риббентропа, почти двухлетний период « дружбы» идеологически непримиримых режимов, когда мощная антифашистская кампания в СССР была мгновенно свернута. Но в искренность этого договора ни кто не то чтоб не верил, - нет, и власть, и народ знали, что это тактическое перемирие перед неизбежной войной. Идеологический порох надо было держать сухим, - и поэтому цензура пресекавшая открытую критику нацистского режима, всячески приветствовала и поощряла всякого рода « фиги в кармане» в этом направлении. Конечно это спорная трактовка о том, что Шварц в аллегорическом ключе изобразил события прихода к власти нацистов в Германии, но она имеет право на существование. Принцесса, которая должна выйти замуж по завещанию покойного короля за человека любого сословия, лишь бы он был безупречно честным, - это Германия периода Веймарской республики (самая демократическая конституция того времени которая почти ни кого не удовлетворяла и безумно раздражала, и элита, и народ ждали нового повелителя взамен утраченного кайзера). Поначалу шансы в борьбе за августейшую руку явно были выше у Ученого (разумеется его коммунистическая сущность замаскирована, на нее явственно указывает только реплика министра, - не вошедшая в фильм, - что вероятность брака Ученого с Принцессой заставила того срочно перевести свои сбережения за границу…), но тут в дело вступил лакей буржуазии (почти официальный титул Гитлера в СССР до договора с ним; впрочем, нацистская пропаганда отвечала зеркально: коммунисты – лакеи и прислужники еврейской буржуазии…) Тень, который хитростью, коварством, подкупом склонил принцессу на брак с собой, а над головой Ученого, не желающего пасть на колени перед тираном, сверкнула секира…
И вот здесь именно вступает в действие ловушка времени, очень влиятельный в то время идеологический штамп, в который одни верили, другие – очень старательно делали вид, что верят,- хотя Гитлеру временно удалось обмануть и запугать пролетариат Германии, но если он сделает самоубийственную ошибку и нападет на социалистическое отчество всех рабочих мира, то пелена обмана и страха падет с глаз немецких трудящихся, которые немедленно подымут в тылу всеобщее восстание, смертоносное для кровавой диктатуры…
Конечно произведенье Е. Шварца гораздо шире и глубже идеологической схемы, которую в качестве правил игры, он не мог игнорировать, но целью этой заметки и не является интерпретация в том или ином ключе фильма, снятого по пьесе, нет задача ставилась гораздо скромней – дать версию смыслового разрыва в финале фильма…
Страшная, до мурашек в голове, сказка Шварца о писателе, потерявшем тень, отправившуюся вместо него к принцессе, в которую он влюбился, и взявшем власть.
Надежда Кошеверова - один из главных советских киносказочников, на счету которой Старая, старая сказка и, конечно, Золушка. Театральная декоративность, условность окружения, словно из брехтовского картонного театра, компенсировалась яркими, на грани гротеска и почти библейской святости характерами... Чего только стоят Мачеха и Золушка или солдат и принцесса.
Тень - произведение более сложное... Кто-то найдёт в делении человека и тени добро и зло, человека и совесть... Но, думается, это больше о прагматике и лирике человеческой натуры. Ну или о рациональности и чувственности как сторонах одной медали. И Шварц, и Кошеверова явно отдают предпочтение второй, составляющей фундамент личности... Раздвоение стало бенефисом для Олега Даля, который и непластичность и холодность тени, и доброту и мягкость писателя делает одинаково убедительными.
Слабых ролей нет - Миронов неожиданнен в роли Борджиа (!), Этуш обаятелен даже в маленьких и отрицательных ролях, Неелова стала романтичной Вертинской, а Вертинская капризной Нееловой, и вечно бурчащий антигерой-конформист Гердт...
И как вообще Шварц появился в 30-40-е гг. с такими философскими и неплакатными пьесами-шедеврами. Тень пугает и рефлексирует в чем-то сильнее даже Дракона.
Он поправился. Слышите вы все: он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая, он был казнен — и вот он жив, жив, как никто из вас.
29 сентября 2017 года я посетил ПККИК и посмотрел спектакль по пьесе Е. Шварца “Тень”, в котором рассказывается о молодом учёном по имени Христиан-Теодор, который приехал в маленькую южную страну, чтобы изучить ее историю. Как мы поймём позже, он попал не в сказку, а в мир людских пороков, где в роли оценщиков в ломбарде выступают людоеды, медицина бессильна, искусство “близоруко”, а уличные торговцы предлагают яды и ножи. Эта пьеса о предательстве равнодушии и цинизме которые собраны в одном образе Тени. Если хоть один раз поступить не по совести, отвернуться от преданного и любящего тебя человека, то Тень сразу же возьмёт над тобой верх. Добро победило, но главному герою пришлось дорого за это заплатить: он потерял веру в людей, наивность и любовь “Он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая, он был казнён – и вот он жив, жив, как никто из вас”. Меня поразила игра актёров: Христиан – Теодор (Евгений Абашев), Тень (Василий Швецов). Они идеально подходили под эти роли, создавалось ощущение что они проживали все эпизоды происходившие с ними. Говоря о световой атмосфере во время спектакля, мне очень понравилась задумка включать красный свет когда показывались людские пороки: насилие, жадность, власть и так далее. Музыкальное сопровождение идеально вписывалось в эту атмосферу. В целом постановка мне очень приглянулась, она была поучительная и целесообразна. Я бы посоветовал всем прочитать пьесу – сказку “ Тень” Е. Шварца и сходить на этот спектакль.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тень 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Учёный по имени Христиан-Теодор приезжает в незнакомую волшебную страну, где встречает принцессу и влюбляется в неё. Он просит свою тень отыскать девушку. Тень, покинув своего умного и доброго хозяина, превращается в лживое, изворотливое и жестокое существо по имени Теодор-Христиан. Тем временем, ученый заболевает. А Теодор-Христиан решает жениться на принцессе и стать правителем этой сказочной страны. Но для этого нужно рассорить своего бывшего хозяина с принцессой.
Тень / Ten 1971, СССР, драма, комедия, мелодрама, фэнтези