Галерея
Интересные факты 5
Актеры 14
Съемочная группа 50
Рекомендуем 24
Похожие 6
Отзывы к
фильму
20
Мог бы себе представить ныне весьма успешный и востребованный, и один из самых доброжелательных актёров по обе стороны Океана Джерард Батлер, что в начале 90-х годов прошлого столетия его жизнь буквально спасёт театральная пьеса величайшего драматурга всех времён и народов Уилльяма Шекспира «Кориолан». В те года Батлер окончательно превратился в алкоголика и однажды был за шаг от конца крыши, прежде чем его окрикнул друг. Батлер наконец-то взялся за голову и устроился ассистентом по кастингу в театре, а первой постановкой стал как раз «Кориолан», куда спустя примерно двадцать лет его позовёт сыграть вторую главную роль Рэйф Файнс для собственной интерпретированной экранизации трагедии Уилльяма Шекспира, основанной на обрывках античных записей Плутарха и Тита Ливия.
Для самого же Рэйфа Файнса театр не пустой звук, он, как многие наши отечественные актёры, совмещает киноплощадки с театральными подмостками и имеет в своём активе самую престижную награду в театральном мире — статуэтку «Тони» за лучшую мужскую роль, полученную в 1995-ом, а играл он в пьесе «Гамлет» и, кто не знает, то отзовитесь, что написана она была пером Уилльяма Шекспира. Рэйф Файнс для экранизации «Кориолана» взял на себя функции не только главного идеолога при создании и режиссёра, но ещё и сыграл главную роль — того самого Гнея (Гая) Марция по прозвищу Кориолан, полководца, заслужившего славу в сражениях с народом вольски. А вообще не только актёры Батлер и Файнс, сыгравшие в «Кориолане», связаны с Шекспиром: Брайан Кокс играл герцога Бургундского в телевизионной экранизации «Король Лир» (1983), а Джессика Чэстэйн при поступлении в одну из самых престижных учебных заведений в США в области музыки и искусства читала монолог Джульетты (из какой это пьесы стоит ли напоминать?). А позвали же Чэстэйн после того, как увидели её игру в роли Дездемоны в «Отелло»…
Выше было сказано, что Рэйф Файнс по-своему интерпретировал «Кориолан» и главное отличие от классической пьесы заключается в том, что время действия перенесено из Древнего Рима в нашу современность. Некоторые диалоги добавлены, некоторые исключены как и некоторые действующие лица, но всё же главное изменение во времени происходящего. И мечи сменились автоматами, копья пистолетами, а Гней Марций, не получивший ещё прозвища Кориолан, ведёт уличные бои с вольски, предводитель у которых Тулл Авфидий (Джерард Батлер). Опытный воин, жестокий и беспощадный Гней Марций сталкивается с Туллом Авфидием, но в рукопашной схватке нет победителя. Однако Гней Марций, вернувшись в Рим, при поддержке преданного друга Менений (Брайан Кокс), получает овации в Сенате, становится Кориоланом за взятие столицы вольски Кориолов, и должен получить высокий титул, но борьба за власть не столь прозрачна и привычна Гнею Марцию…
Конечно, не сразу воспринимаешь то, как персонажи говорят шекспировским слогом в то время как вокруг бушуют древнеримские страсти. Рэйф Файнс пошёл на определённый риск — ведь зритель мог бы и не принять подобную интерпретацию. Но с другой стороны стоит похвалить Файнса за его попытку внести в кинематограф нечто новое, то, что редко увидишь на экране. И в итоге «Кориолан» по своей постановке оставляет смешанные чувства. Но надо знать, что продюсером «Кориолана» и соавтором сценария стал Джон Логан, получивший свою долю оглушительного успеха за пеплум «Гладиатор», который сюжетно непосредственно связан с Древним Римом, так что Логану было тоже интересно опробовать что-то новое в канве экранизации античных легенд.
В образе же Гнея Марция Кориолана Рэйф Файнс предстал, как уже говорилось, опытным и талантливым полководцем, мотиватором для солдат, он не жалел ни себя, ни подчинённых, он жесток и бесстрашен, не знает, что такое жалость по отношению к тем, кого считает своими врагами. Но кроме этого он чрезмерно гордый и всегда свысока смотрит на простой люд, он смеётся над ним и откровенно плюёт. Он хладнокровен, но в то же время импульсивен. Вот такой вот неоднозначный и многогранный образ был создан Рэйфом Файнсом, и им можно как и восхищаться, так и ненавидеть. И он никого не оставляет равнодушным. А их дуэль с героем Батлера должна была быть одной из центральных сюжетных линий, но ею как-то не проникаешься. Во-первых, Файнса действительно много на экране, а Батлера слишком мало, чтобы составить о его персонаж определённое мнение, а, во-вторых, фильм «Кориолан» настолько мрачен, что может вызвать плохое настроение. И возможно именно поэтому герой Брайана Кокса запоминается больше, чем Батлера, ведь Менений был единственным светлым человеком, несмотря на то, что он политик всё же оставался преданным другом, а в определённом эпизоде вызвал искренние шок и скорбь.
Что же касается Джессики Чэстэйн, то на момент съёмок в «Кориолане» она ещё не была в фаворе и не числилась как одна из самых влиятельных женщин современности, поэтому экранного времени как и реплик у неё довольно мало, но то, что Рэйф Файнс позвал её сниматься в своём кино о многом говорит. Да и более заслуженная на тот момент и известная Ванесса Редгрэйв больше вызывала эмоций со своей Волумнией — в её глазах читалась и материнская любовь и страх, которые вызывала у неё Гней Марций Кориолан. И с учётом всего вышего сказанного, остаётся только заключить, что интерпретация трагедии Шекспира от Рэйфа Файнса оставляет неоднозначные и смешанные чувства. И при всех достоинствах фильма и уважении к актёрам, и к тому как тщательно к постановке подошёл Файнс, второй раз «Кориолан» смотреть не хочется.
6 из 10
Я люблю Шекспира. Люблю его рифму, его словесную вязь и силу чувств. «Кориолан» — это переложение шекспировской трагедии на современное время: сохранение диалогов, героев, сюжета, но вместо мечей — автоматы, и все снимается и транслируется по тв.
Рэйф Файнс создал сложное и прекрасное. Объединив столь далекие времена, он сохранил сильных персонажей и передал атмосферу истории. Лента отражает конфликт властей и народа, конфликт разных идей и ценностей, помещенных в сегодняшние реалии. Большая часть фильма являет собой шекспировский слог, который, звуча из уст героев, усиливает глубину повествования и погружает в свой мир.
Главное — диалоги. Как в театре с очень правдоподобными декорациями. У неподготовленного зрителя будет диссонанс — фильм ради разговоров, а не ради картинки, да еще и в стихах. Как будто бы мало действия, но это только как будто. Картинка строится в первую очередь вокруг персонажей — много крупных кадров, чтобы скрыть ненужные детали, сконцентрировав внимание только на эмоциях и мыслях, тем самым погружая в ощущение присутствия рядом с героем.
Игра актеров восхищает. Будучи также главным героем, Рэйф Файнс безумно правдоподобен в своем благородстве, храбрости и честности, а сцена с просящей за себя и город семьей заставила прослезиться. Не могу не отметить Джерарда Батлера и Ванессу Редгрейв — неотрывно следила за их игрой.
Мой вердикт: кино крутое, однако слишком много «если» для желающих посмотреть. Если вы не любите Шекспира, если вы не любите фильмы про войну, если вы не любите долгие диалоги и хотите экшн — будьте осторожны при выборе «Кориолана» как способа провести вечер.
Файнс создал образ героя как многогранную личность — это не вечно кипящий гневом, прямолинейный солдафон, а человек, которого не слышат и которому нужно истошно кричать, грозить оружием, чтобы его приняли всерьез.
Что касается, пьесы Шекспира «Кориолан», то хорошо известен ее источник — «Жизнеописания» Плутарха, где среди прочих замечательных людей рассказывается о римском полководце Кае Марцие, прозванном за военные доблести по имени покоренного города Кориоланом. Марций был из рода римских царей и имел большие заслуги перед Римом, но с большим презрением относился к зарождающейся демократии. Поэтому, когда при избрании его консулом он высказал римскому плебсу свое к нему отношение, народ, при молчаливом согласии сенаторов, его изгнал из города. Оскорбленный Марций перешел к врагам Рима — вольскам — и возглавил их поход на свой родной город. Поход римлянина на Рим, по свидетельству того же Плутарха, в более позднее время приобретет образ инцеста, соития с собственной матерью. Рим был осажден, и ему грозило полное разграбление, но после ухода женской делегации, возглавляемой матерью Марция, Кориолан снял осаду, увел войска и был убит ими за измену. Такая трагическая судьба была следствием честности и прямолинейности героя. За солдатской грубостью скрывалась опыт и интуиция настоящего вождя. Он видел, что плебеи не способны к управлению. Римский плебс был беспринципной и безответственной толпой.
Суть конфликта Кориолана в том, что Рим он видел как виртуальную величину, воплощение чистого духовного закона справедливости и морали, святыню, а истинных жителей Рима — его защитниками, несгибаемыми и неутомимыми, как и он сам. Свое изгнание он понимает как нарушение духовного закона, позор Рима, который должен быть очищен истреблением святотатцев. Но женская делегация открывает ему глаза на то, что Рим — это не только уроды-плебеи и предатели-сенаторы, но младенцы, мальчики и девочки, подростки, юноши и девушки, женщины, старики и старухи. Эту часть Рима римлянин должен защищать в любом случае при любых обстоятельствах до последней капли крови. Видя, что он уклонился от истины, Кориолан уводит повстанцев от Рима, обрекая себя на бесславную погибель. Идея драмы в том, что ни одна политическая, или социальная, или религиозная теория не стоит гражданской войны, которая выливается в бойню невинных людей. Мы переживаем эту драму как личную, потому, что все видим глазами Кориолана, — события происходят именно так, как предсказывает герой, люди именно таковы, как определяет их герой.
Сейчас римский плебей ассоциируется у нас с иммигрантами или городскими люмпенами. Изначально плебеями называлась верховная знать тех народов, территории которых оккупировал Рим. Эти территории и народы являлись опорой благосостояния Рима, и отцам Вечного города приходилось ладить с этой знатью. Они также составляли ополчение для ведения войн. Чтобы упорядочить общение с этой разнородной толпой, патриции разрешили им избрать своих плебейских трибунов для представительства в сенате. Позже опорой Рима станет армия, и он навсегда распрощается с демократией.
Марций Кориолан заявляет, что потворство всем пожеланиям плебса губительно — их требования большей частью аморальны и несправедливы, что оскорбляет святыню Рима. Рэйф Файнс перенес действие пьесы в наши дни, чем подверг испытанию наши стереотипы — стихотворная патетическая речь с обилием метафор из уст матерых вояк, изолгавшихся политиков вместо привычных двух-трех ругательств. Но это наши стереотипы…
Еще одно изменение в современной постановке — облик города вольсков, врагов Рима. У Шекспира он — блистательный и благоухающий, у Файнса же — разрушенный и разоренный. Пустующие руины без окон, дверей, мебели, люди на улице готовят еду на кострах. Полураздетые дети, женщины в бесформенных и бесцветных робах, мужчины в камуфляже. Кучи мусора даже за городом, под ногами разноцветные куски пластика, полиэтилена, бумаги… Люди только что пережили бедствие, но не торопятся оправляться — ждут следующее. Режиссер из-за экономии средств снимал в послевоенной Сербии. В этом нет политического подтекста, говорит нам режиссер, декорациями может стать любая страна, пережившая военный конфликт. Но это изменение образов драматурга, тем не менее, работало на его идею.
Мы видим Кориолана со своим отрядом в бою — это стремительная и неустрашимая лавина, которую не могут остановить ни стены, ни ударные волны, ни пули. Вокруг сыплется штукатурка, гнется железо, крошится бетон, их орошает как штормовым прибоем кровью врагов. Это идеальная непобедимая машина войны.
Мы видим Кориолана и его отряд на отдыхе — группа молодых здоровенных парней, сбросивших кителя и открывших на своих мускулистых телах устрашающие татуировки, временами устраивающие рискованные потасовки. Никто не поет народных песен, ни пишет письма близким, не играет в лапту, не вырезает свистульки и даже не играет на губной гармошке. Немногословные, не утомленные боевыми операциями, готовые сорваться с места хищники. Так же выглядит резвящаяся орава бандитов, отряд зеков, банда скинхедов.
И вот в этом лагере появляются посланцы Рима. Впереди — мать Марция, седая Волумния и его сын-дошкольник. Оба в военной форме. За ними — молодые женщины в летних легких платьицах. Это то, что встретит армию Марция в Риме первым. Это то, что его бойцы должны будут разорвать, поломать и растоптать. Это то, от чего разлетятся в стороны только брызги и ошметки.
Плутарх и Шекспир милостивее к Кориолану, у них он меняет планы, только увидев своих близких. Расчувствовавшись, он отказывается от своего мщения. Файнс же поступает со своим героем жестче. У него герой наотрез отказался от всего личного, от интимных чувств. Он — бездушное орудие справедливости. Плебеи и патриции пошли преступным путем, и он их накажет. Но теперь под его карающий меч пришли самые невинные люди. Средоточие морали и справедливости. Трепещущее сердце Рима. Даже если они и останутся целы, им придется жить в таком же разоренном городе, как у вольсков. Это даже более несправедливо, чем предательство патрициев. Он оказался между двух взыскующих законов. Он не просто меняет планы — он делает выбор — собственная жизнь или собственная смерть, быть или не быть. Поэтому современный Кориолан погибает молча, без дискуссий и пререканий, прописанных Шекспиром. Рэйф Файнс следовал не букве Шекспира, но его духу — и, сделав образ Кориолана более жестким, он, тем не менее, увел его от низких чувств, приводящих к состоянию аффекта, выше, к благородным чувствам, рождающим крепко продуманное самопожертвование.
Замахнулся на Уильяма нашего Шекспира, и не промахнулся! А ведь все-таки не зря он годами играл бравого римского вояку Кориолана в театре, хотя Файнз, в принципе, знаток классики ещё тот! (Причём не только английской, достаточно вспомнить его Онегина). Сей факт вполне мог бы объяснить точность его актерского видения, но он не гарантирует качественности конечного кинопродукта. Это тем более заметно на фоне множества экранизаций английского классика, кои кинематограф клепает с завидной периодичностью, ведь поучаствовать в этом мероприятии затея соблазнительная для любого уважающего себя режиссёра. Но именно Рэйфу удается то, что множеству из них не под силу. Создать мощный точный образ классического шекспировского героя, со всеми его принципами и противоречиями, создать картину накал страстей, которой заворожит по полной! Спектр и уровень эмоций, хлещущих с экрана не оставит шансов на скуку и равнодушие зрителя! (Мне именно его не хватало от последнего Макбета, к примеру, хотя он по-своему хорош).
История римского полководца Гая Марция Кориолана в интерпретации Рэйфа Файнза это очень точное, близкое по духу к оригиналу воплощение классической шекспировской трагедии, и то, что действие перенесено в современное время этому абсолютно не претит. То, что вместо батальных античных сражений мы видим картину современных военных конфликтов, ничуть не коробит и выглядит естественно. Герои говорят на языке оригинала, при этом — парадокс — диалоги ясны и понятны, что тоже большая редкость для подобного рода картин) вообще Кориолан — одна из лучших экранизаций Шекспира, но, к сожалению, слишком недооцененная, как и сам Рэйф Файнз, игнорирование наградами которого, у различных киноэкспертов, кажется, уже вошло в привычку.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кориолан 2011 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Сюжет картины основан на легенде о полководце Гае Марцие Кориолане, жившем в Риме в пятом веке до нашей эры. Действие картины из Древнего Рима перенесено в наши дни, и вместо мечей главные герои «Кориолана» сжимают в руках автоматы.
Кориолан / Coriolanus 2011, Великобритания, военный, драма, триллер