Галерея
Интересные факты 1
Актеры 1
Съемочная группа 93
Рекомендуем 13
Похожие 3
Отзывы к
фильму
11
Жизнь как чудо
В 1996 году в Каннах прошла премьера документального фильма Клода Нуридзани и Мари Перену - два французских биолога представили на удивление высокохудожественное нон-фикшн-кино (основанное не на вымысле, а на фактах) про обитающих во Франции насекомых. “Микрокосмосу” суждено было стать современной классикой.
Кому смотреть: тем, кто не упускает детали
Фильм начинается с пейзажей затянутого облаками неба - умиротворённого, но абсолютно безжизненного. Продлится это недолго, и уже очень скоро камера Тьерри Машадо, словно некое божество, начинает своё снисхождение в удивительный микроскопический мир на радостном южно-французском лугу, где песчинка становится валуном, а небольшой дождик - настоящим стихийным бедствием. Нам, зрителям, в этом сокровенном путешествии повезло стать попутчиками.
Итак, на некоем живописном лугу начинается новый день. Насекомые старательно занимаются утренним туалетом, коллективно завтракают, пьют из капельки росы на ближайшей травинке. Но приближается время работы, и вот местные обитатели, словно жители мегаполиса, уже спешат по своим делам. Нас следом за ними понесёт по калейдоскопу сюжетов - непродолжительных, но, несмотря на малый размер - истинно кинематографичных. Скучать не придётся.
Первое, что стоит сказать о “Микрокосмосе” - это совсем не рядовой научпоп от “Дискавери”. Кардинальное различие состоит и в глубокой художественности произведения и в его техническом совершенстве - фильм стал результатом пятнадцатилетних научных разработок, двух лет технической подготовки, трёх лет съёмок и полугода монтажа.
Труд оказался признан - кроме культового статуса (по версии британской The Guardian фильм вошёл в список обязательных к просмотру), в том же 1996 году “Микрокосмос” получил в Каннах Технический Гран-При, а на престижной премии “Сезар” - аж четыре технические статуэтки за работу оператора, звук, монтаж и саундтрек.
За звук стоит поблагодарить отдельно - саунд-дизайнеры провели огромную и по-настоящему творческую работу для звукового оформления эпизодов, которые физически не может записать даже самый чувствительный микрофон.
По мере погружения во вселенную фильма, быстро осознаёшь - пусть пространство в нём и с приставкой “микро-”, оно всё равно остаётся именно Космосом. В этом маленьком мире найдётся место для тропических лесов, суровых пустынь, глубоких морей и страшных ураганов, а пейзаж трескающейся от засухи земли так и вообще вызывает ассоциации с доисторическим расколом сверх-континента Пангеи.
Образу разнообразия изучаемого мира служит ещё и совершенно невероятный разброс жанров - “Микрокосмос” это вам и фильм-катастрофа про поедающего несчастных муравьёв фазана, и семейная драма про спасение мошкарой своего потомства от красивой, но прожорливой божьей коровки, и триллер о притягательности зла, и притча о трудолюбии, и даже малокологическое порно с двумя похотливыми улитками.
Путешествуя по этим ярким историям, вменить авторам в вину можно лишь небольшую затянутость. Впрочем, весьма условную. “Микрокосмос” остаётся удивительным и бесконечно красивым именно настолько, насколько удивительна и красива сама жизнь.
Интересен вопрос главного героя фильма, его стержневой линии. И если кто-то скажет, что им тут становится сама жизнь, то, на мой взгляд, это всё-таки зритель - буря переживаний и внутренних метаморфоз в нём настолько сильна, что в течение фильма смотрящий проходит сквозь коренное эмоциональное изменение, подобное которому в классической драме должен пережить её главный герой.
А может, протагонистом тут становится условный Бог, спустившийся понаблюдать за собственным творением - переживающий и сочувствующий, но всё так же не вмешивающийся в естественный ход вещей? Ведь необратимое движение и развитие природы, каким бы красивым, но жестоким и беспощадным оно ни было, остаётся её основополагающим законом.
Как-никак, любой, даже человеческий, мир весьма относителен в своих размерах. Поэтому вывод у работы Нуридзани и Перену прост, предельно логичен и страшен одновременно - это МЫ насекомые, и это МЫ живём в своём Микрокосмосе.
9 из 10
Часто ли, ступая по земле, выходя из транспорта, мы задумываемся о том самом Микрокосмосе под нашими ногами. Давайте называть вещи своими именами – какими бы просветительскими не были документальные фильмы, очень немногие из нас меняют свое отношение к окружающему миру. Впрочем, это не мешает миллионам людей наслаждаться подобными шедеврами и, хотя бы на полтора часа, расширять свое мировосприятие в новые интересные и непривычные для себя направления.
Фантасты от литературы, кино, игр десятилетиями создают яркие образы дивных существ, пугающих и завораживающих, в то время как насекомые, при ближайшем рассмотрении, так отличаются от нас с вами и нашей повседневной обыденности. Пускай эти маленькие существа движимы голыми инстинктами, под нашими ногами и в воздухе живет целый мир, невообразимо огромный, непостижимый умом человека и даже целых поколений. Все эти мысли лезут в голову уже спустя десять минут, после начала просмотра. Сегодня подобная макросъемка не является прерогативой французского фильма 1996 года, но грань времени вообще стирается.
Более пяти лет подготовки, съемок и монтажа позволили не просто снять с близкого расстояния мух, пауков и стрекоз. Создатели фильма погружают нас в мир насекомых, создавая ощущение, что мы стали его участниками, без вмешательства в происходящее и разрушения хрупкого мира. Оказаться внутри колонии муравьев, самоотверженно запасающих провизию. На одном мокром от росы листке с богомолом. Зависнуть рядом с пчелой, собирающей пыльцу с цветков. Во-вторых, техническое совершенство позволяет рассмотреть мельчайших представителей фауны с поразительным уровнем качества и деталей. Интересно наблюдать, как работают, умываются, отдыхают насекомые, о которых мы вообще не думаем. После просмотра ты преисполняешься интересом окунуться в, для многих ненавистные, еще со школьной скамьи, темы.
9 из 10
Нечто
Видимо я безумно далек от понимания мира насекомых и прочих тварей, так как большую часть фильма я воспринимал как плод больной фантазии какого-нибудь мастера ужасов: и был в двойне восхищен тем, что фантазия у людей не настолько больная, насколько уникален и многогранен окружающий мир.
Без сюжета, без слов, без актерских гонораров - этот фильм намного сильнее, эмоциональней, интересней и затягивающей большинства снятых картин. А решение оказалось простым - показать то, что действительно происходит вне нашего поля зрения.
Саундтрек великолепен. И как и все в этом фильме - он написан шорохом листьев и дуновением ветра. Фронтменом же в этой супергруппе выступает гигантская, размером с Кинг-Конга, птица, нет не птица - пернатое чудовище! Поедая муравьев она создает бит в духе современного трип-хипа, как будто-бы просто съесть их недостаточно - их нужно еще и унизить. А муравьи, даже под вражескими атаками, не перестают заниматься своими делами, и помогают создавать музыку ценой своей жизни.
Сразу заметно, что творцы Микрокосмоса смогли втереться в доверие к актерам, так что они раскрыли перед ними свою душу и вели себя абсолютно естественно, так, как-будто за ними никто и не следит, даже раскрывая свои самые большие секреты.
До меня с трудом доходит понимание того, как создателям удалось это снять, сколько времени и сил потрачено на слежение за миром у нас под ногами, но огромная им за это благодарность.
10 из 10
Относительность наших представлений о пространстве
Потрясающая документальная полуторачасовая кинолента о микрокосмосе — том миниатюрном неизведанном мире, к которому привыкли относится с неприязнью. Множество перебирающихся лапок и ножек, сотни мельчайших усиков и крылышек, настораживающий гудящий, жужжащий и звенящий звук… При большом воображении — человеческий мир, спроецированный в миниатюру.
Композиционно кинолента кольцевая, то есть представляет собой динамичное рассмотрение жизни микрокосмоса от раннего утра к поздней ночи, от зарождения к гибели, от эроса к танатосу — и вновь по кругу. Все эти действия сопровождаются подходящей классической музыкой с долей таинственности и мистики, которая была успешно подобрана к каждому из эпизодов: она позволила усилить кульминационные моменты и распространить вокруг зрителя нужную атмосферу.
При просмотре закрадывалась мысль, что несмотря на истинную документальность представленного фильма, в нём много символизма и именно эмоциональной направленности. Это позволяет предположить, что для кого-то наш человеческий мир — тоже микрокосмос, ведь живём мы по единым физическим законам, и раз некоторые формы людской жизни нашли своё отражение в мире миниатюрном, так почему же и наш макромир не может являться неким отражением более сложно систематизированного, высокоразвитого и глубоко наполненного пространства? Почему мы останавливаем эволюционное развитие на себе?
Техническая оснащённость операторов, умелое использование композиции кадра, яркая и сочная цветопередача позволили перенести теоретические знания из курса биологии в динамическую образность на экран. Планетарные масштабы, принятые микрокосмосом в данной киноленте, превращают летний нескончаемый проливной дождь в воздушную атаку сотни тяжелых бомбардировщиков, от которой не скрыться ни одному из жителей «маленького» мира, а среднего по размерам фазана — в гигантское чудовище, разрушающего муравьиные тропы и поедающего невинных «божьих тварей».
Структурированный показ обыденной жизни микросозданий в переплетении, во взаимном проникновении друг в друга представляется не только как биологическая цепочка питания или краткий экскурс о малых формах жизни на планете, но как собственная цивилизация, члены которой взаимодействует не только друг с другом в рамках своего вида и другими разнообразными представителями, но и с окружающей их природой и её погодными условиями; кинолента представляется лирическим повествованием о жизни в уменьшенном формате.
Столько восхищения от некоторых эпизодов! Чувственное соитие улиток под классическую оркестровую музыку, упорный сизифов труд жука-скарабея, наткнувшегося на препятствия (яркое и наглядное подтверждение народной мудрости), трудолюбивая и слаженная коллективная работа муравьёв, рыцарские сражения жуков-оленей (они даже поклонились друг другу перед началом!). Зрителю представляется уникальная возможность провести неисчислимые параллели микромира, находящегося под нашими ногами, с жизнью более сложно систематизированной — человеческой. Наглядно, познавательно, интересно.
8 из 10
Мы переносимся в другое планетарное измерение, на которое редко обращаем особое внимание, в другое пространство. Мы чувствуем новый мир, мы пытаемся понять его взаимодействие и проникнуть в суть его жизни. И в этом помогают нам Клод Нуридзани и Мари Перену своим проникновенным взглядом на этот удивительный и вовсе не пугающий мир под ногами. Прекрасная работа.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Микрокосмос 1996 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Полтора часа, проведенные на неизвестной планете, где все расстояния измеряются миллиметрами. Ее обитатели: фантастические создания, насекомые, улитки и прочие обитатели травы и воды. Ее пейзажи: непроходимые дебри травяных кущ, капли росы, огромные, как воздушные шары.Зритель открывает для себя прекрасный, сияющий всеми красками радуги параллельный мир, где работают иные физические законы. Мир, залитый ирреальным светом, полный неведомых звуков. Страна, где животные умеют ходить по воде или разгуливать вниз головой.Фазан, разгуливающий по муравьиной тропе производит на вас не меньшее впечатление, чем Годзилла из знаменитого триллера, а обычная летняя гроза заставляет вспомнить о воздушной атаке сотни тяжелых бомбардировщиков. Постоянные переходы из одного мира в другой дают ошеломленным зрителям почувствовать относительность наших представлений о пространстве.Зритель ощущает себя крохотным десантником, заброшенным в самый эпицентр действия. Он слышит грохот муравьиных войн и рев пчелиных крыльев у себя за спиной.
Микрокосмос / Microcosmos: Le peuple de l'herbe 1996, Франция, документальный