Интересные факты 4
Актеры 1
Съемочная группа 7
Рекомендуем 4
Похожие 20
Отзывы к
фильму
5
У этого замечательного фильма, которому пошёл уже седьмой десяток лет, есть, на мой взгляд, две важные составляющие. И первая из них сейчас нас может даже шокировать. Это то, что в фильме показана без цензуры реальная работа людей с диким миром животных, и то, что в середине прошлого века отношение к животным было немного иным. И самое забавное, что за нашу такую реакцию возмущения на некоторые сцены из фильма мы должны благодарить, в том числе и… Кусто!
В современных документальных фильмах о диких животных остаются за кадром «неоднозначные сцены», как, например, охота на животных с целью их исследования. Зритель думает, что учёные изучают животных только с помощью наблюдения, а сами даже никогда и пальцем их не трогают.
Этот старый фильм позволяет более реально взглянуть на этот процесс. Но, увы, для современного человека теряется изрядная доля контекста, который был ясен для зрителя полувековой давности.
Например, в фильме есть эпизод, когда команда Кусто высаживается на остров, на котором пасутся гигантские черепахи. Моряки весело садятся верхом на этих огромных существ, пытаются прокатиться, а затем завтракают, используя черепах, как стулья. В наш 21 век это выглядит жестоко, варварством. Но нужно понимать, что для 1956 года именно такое отношение к черепахам — было картиной гуманизма, доверия, дружбы. Ведь ещё совсем незадолго до того было обычным делом, когда трюмы кораблей наполняли сотнями живых морских черепах, чтобы в пути всегда была свежая живая «черепашина» на обед. Уважительное уважение в комичном варианте «прокати-ка меня!» — это уже совсем другое. А для нас, в наше время, уже и это выглядит издевательством, мучением животных.
Или ещё в фильме есть трагичная история, когда «Калипсо» плывёт неподалёку от стаи кашалотов, и в один неудачный момент небольшого кашалота затягивает под винты корабля. Бедняга обречён, он болтыхается в алом облаке крови. Моряки ловят его, привязывая канатами, и стреляют из ружья в голову, чтобы прекратить мучения бедного животного. Всё это показано подробно и крупными планами, так что впечатлительным лучше осторожно подойти к вопросу просмотра фильма.
Далее в том эпизоде непонятно, что делать с кашалотом, потому что вряд ли его можно легко поднять на борт: сам корабль не сильно больше самого животного. Тем временем на облака крови слетаются акулы и начинают поедать кашалота. Моряками овладевает безумие, и они начинают баграми отлавливать акул.
Современного зрителя такие сцены вполне могут шокировать. Кровь, гарпуны, акулы, бессмысленные убийства. Но давайте вспомним, что команда ныряльщиков Кусто — одни из первопроходцев мира подводных исследований с аквалангами. В те времена для них акула — это злейший враг, вызывающий намного больше страха, чем у обычного моряка. Даже привычная для нашего времени специальная клетка, которую команда Кусто использует в фильме для ныряния возле акул — она как раз именно той командой и была изобретена; это были первые шаги наладить контакт с акулами под водой. Увы, через полвека этот контекст ускользает от зрителя.
Поэтому, сделав скидку на более простое отношение к животным в те далёкие времена, мы можем увидеть, как начиналось исследование подводного мира. А на самих себе, на своём отношении — понять, к чему привело развитие этих исследований. Большинство шокируют такие сцены? Наверное, да. И спасибо команде Кусто, их многочисленным экспедициям, фильмам, что они открывали подводный мир для всего человечества и меняли к нему отношение с безразлично-потребительского, на внимательный и заботливый. Да, пусть ещё в самом начале подводной одиссеи команда Кусто могла пожестить на камеру, но мы должны оценить, как за последующие десятилетия менялось отношение к животным, в том числе стараниями Кусто.
И вторая составляющая фильма — это само появление подводного мира на киноплёнке. Очень интересно было смотреть фильм и представлять, как его видели зрители пятидесятых годов. Ведь, фактически, они впервые видели так подробно и в цвете потрясающий подводный мир. Коралловые рифы, затонувшие корабли, стаи акул, общение с подводными обитателями. Наверняка в те времена это произвело сильнейшее впечатление на зрителей.
Сейчас это выглядит немного забавно, как аквалангист показывает на камеру, как он может маневрировать среди подводных скал, заплывать в пещеру, кормить рыбок заранее приготовленным кормом в мешочке и т. п. В наше время почти любой может поехать в любую точку света и погрузиться на коралловый риф. Или просто в любой момент включить посмотреть современные подводные съёмки в супер-качестве, включая 3D. Никого особо-то сейчас этим и не удивить. А вот для зрителей 1956 года фильм Кусто был, наверняка, настоящим открытием. И смотреть этот фильм, помня об этом, очень интересно.
Добавлю ещё, что данная картина не является экранизацией одноимённой книги Кусто «В мире безмолвия» («В мире тишины»), хотя в ней и есть некоторые моменты и ситуации, упоминаемые в книге.
Начиная смотреть этот известный документальный фильм (который на протяжении двух лет снимали Жак Ив Кусто и Луи Маль), я приготовился увидеть волнующую и чарующую историю тайны глубин морей и ее обитателей. Фильм же получился совершенно иным. Складывалось такое впечатление, что его создателям было главное снять материал и показать миру, нежели стать частью мира тишины под водой и без вмешательства его снять.
Все было просто ужасно. Жак Кусто со своей командой на борту научно-исследовательского судна «Калипсо» путешествуют по морям и океанам и зверски творят все, что хотят. Своим мотором от судна они убивают огромных млекопитающих, ловят рыбу везде где можно. Их фильм называется «Мир тишины», и по названию думается, что они будут изучать его, а создатели картины ведут себя буквально как варвары…
Большинство сцен были крайне неприятные. Красота и таинственность подводного мира были показаны очень мало, весь акцент ставился на судно и его команду. Почти все сцены на судне были до крайности наигранны, и это нельзя не заметить. Хотелось увидеть что-то действительно документальное, но все диалоги команды и действия были спланированы и по сценарию. Смотрелось все не очень.
Должно было все окупиться подводными съемками, но шок от безразличия и варварства членов команды настолько сильный, что больше ни о чем другом не думаешь. Мне этот фильм совершенно не понравился. Более того остался неприятный осадок. В нем была показана невероятная жестокость и безразличие людей на природу и подводный мир. Хотелось какой-то гуманности и ума от людей, но этот фильм, как кровоточащая рана.
«Одиссея Жака Кусто: Мир тишины» — документальный фильм далекого 1956 года. Это кино нам показало насколько человек жесток и любопытен до крайности во всем неизведанном, и ради просто интереса он может пойти на безжалостное убийство. Итог, фильм далеко не гуманный, а больше варварский. Он оставляет после себя пустоту и мысли, что человеку далеко до гармонии с природой.
Полноценное творчество в качестве у Луи Маля открыла картина «Одиссея Жака Кусто: Мир тишины». Сюжет которой рассказывает нам о путешествии начинающего режиссера на корабле в открытом море. Мир тишины — вот главная идея фильма, которая должна быть описана в этой киноленте, но не все так просто. Надеюсь, каждый понимает, что должно быть в фильме с таким названием и тематикой океана, ожидания показа безмолвной природы, находящейся на бескрайних просторах голубой бездны, описания красот и восхищения перед колоссальным величием другого мира, совершенно себя не оправдывают.
При просмотре фильма возникают мысли о трудном взаимодействии человека с природой, в то время как голос за кадром описывает красивыми словами безмолвную красоту, действия же на кадре происходят очень трагичные, безрассудные, если не сказать ужасающие. Больше поражение вызывает не агрессия моряков, а то насколько она безрассудна, беспочвенна. Животные такие, какие они есть, они — плоды эволюции, и вины их в этом нет. Убивают они друг друга — это верно, но ведь они при этом преследуют конечную цель — утолить голод, ведь они не могут жить на капельке росы и солнечной энергии, правильно? Так чем же провинились акулы, перед моряками, тем что они хищники? Они в этом виноваты? Зачем моряки им мстят, как говорит закадровый голос, а самое главное за что? По-моему, тут причина только одна, показать это на камеру.
Можно долго рассуждать на тему бесчеловечности человека, но из этой киноленты ясно одно, что человек, который должен, как высшее создание, быть гуманным к своим меньшим братьям, демонстрирует свою безграничную власть, своё безрассудство, которое превращается в жестокость, и хотя показано, убийства китов произошли якобы случайно и детеныш заигрался, попав при этом под винт, так нехрен так близко подплывать ради того что бы поближе увидеть китов, эти кадры стоили жизни молодого детеныша кита, большинство которых уже живут в Красных книгах. Поэтому после просмотра этой кровавой мясорубки у меня, как у человека любящего, ценящего все величие природы, этот фильм вызвал омерзительные чувства, которые подтверждают, что человеку дарован колоссальный дар разума, которого нет больше ни у кого из животных, а он вместо того что бы жить с природой в гармонии и пользоваться всеми ее дарами, убивает ее всеми возможными способами, и верно сказано «обезьяна с гранатой».
1 из 10
Наверное со мной многие не согласятся. Имя Кусто стало уже легендарным и возможно в сознании многих это такой же неоспоримый авторитет, как к примеру для некоторых Декарт или Лейбниц. Шутка ли, но единственный победитель Каннского фестиваля — режиссер, имя которого увековечено в названии одной из санкт-петербургских школ. Даже в мрачной бывшей столице России был признан. Что и говорить. Однако, обо всем по порядку.
Сам фильм совсем не показался мне прорывным или особо занимательным. Мы встретились с фактурой, очень напоминающей оскароносную картину Тура Хейердала. Опять мы получаем документальный отчет о группе путешественников в открытом море. Занимательно было наблюдать за спящей собакой, переваливающейся от качки на кровати и рыбой прилипалой, прилипшей к спине одного из мужчин. Запомнилось и напряженное дыхание подводников — как точно потом оно будет повторено в «Голубой бездне» Бессона.
Однако, главные впечатления были еще впереди. Ключевой точкой фильма оказывается сцена с китами. Вместе с командой Кусто зритель наблюдает за китами. Идиллическая картина прерывается вполне реалистичной сценой — шестимесячный детеныш кита попадает под киль. После недолгих раздумий команда решает облегчить страдания животного и добивает его, полагая что так он избежит мучений. Однако уверенные мужчины даже не смогли как следует сделать понятное действие, лишь увеличив мучения животного. Когда же на запах крови приплыли акулы, то процесс поедания останков млекопитающего был снят более чем четко.
Казалось бы вполне банальная ситуация, но на ее фоне закадровый голос о тяжких переживаниях мужчин кажется верхом цинизма. Не сложно догадаться, что в мучительной смерти повинно вовсе не заигравшееся животное, а амбиции Кусто, не позволившие притормозить корабль. При этом случайная смерть млекопитающего транслируется нам в прямом эфире, едва ли не в качестве снаффа.
Получается, что изысканно снятая сцена пира акул, сделанная в типичной для Маля нервно-напряженной манере (прекрасная музыка помогла), оказывается совершенно лицемерной по своей сути. Кусто даже не особо задумывается о том, что так бесцеремонно вторгаясь в природу он демонстрирует самые худшие стороны «Венца природы».
Не менее лицемерной показалась мне и сцена с черепахами. Гигантские черепахи, которые были найдены на земле членами команды Кусто оказываются очень киногеничны. Как романтичны размышления Кусто о том, что он верит в то, что «черепахи искренне плачут». Трогательно. Но за несколько секунд до этого мы видим как улыбающиеся члены команды весело устраивают привал садясь на черепах. Животные пытаются убежать, но веселая компания их удерживает.
Лично для меня после двух таких эпизодов вся поэтическая линия фильма оказывается полностью нивелированной. Все дело в том, что герои фильма ведут себя также неуважительно к природе как и те ребята, которые оказались в фильме «Холокост каннибалов». Тот фильм ведь запрещали неоднократно как раз из-за сцен убийств животных. Получается, что нам расписываются в двойных стандартах.
Вот Вам и достопочтенная элита. Добро пожаловать в холокост каннибалов от Кусто и Луи Маля.
На этом можно было бы и завершить сию филиппику, однако спорящий читатель может на все мои слова просто указать на Гран-При в Каннах, выигранный фильмом. И тут все не так однозначно. В тот год, за главный приз соревновались помимо мейнстримных лент Хичкока и Наннэлли Джонсона еще и несколько документальных фильмов. Двое из них получили призы — картина Кусто и фильм Клузо «Загадка Пикассо». Однако, была и еще одна картина, которая показалась мне куда более интересной — «Семь лет в Тибете» Ханса Нитера. Это фильм в котором Генрих Харрер расскажет нам подробно о своем путешествии в Тибет. Лично. Брэд Питт тогда еще даже не родился. И поверьте, фильм снят более чем достойно — не хуже ленты Кусто во много подражающей стилистике шедевра Хейердала.
Так что, даже и не учитывая этические вопросы, победа «Мира тишины» в Каннах не представляется бесспорной. Французский фестиваль отдал предпочтение французской картине. Ничего удивительно тут нет.
1 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Одиссея Жака Кусто: Мир тишины 1956 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
На борту научно-исследовательского судна «Калипсо» капитан Кусто и его команда бороздят бескрайние водные просторы Индийского океана, путешествуют по Средиземному и Красному морям, снимая на пленку многочисленных и разнообразных обитателей морских глубин. Создатели акваланга - уникального оборудования для подводных погружений - исследуют затонувшие корабли и рассказывают об удивительных открытиях в таинственном мире безмолвия...
Одиссея Жака Кусто: Мир тишины / Le monde du silence 1956, Италия, документальный