Интересные факты 1
Актеры 1
Съемочная группа 4
Рекомендуем 7
Похожие 1
Отзывы к
фильму
7
Sein zum Tode
Узнал про этот шедевр, когда увлекался поэзией обэриутов, а если точнее – поэзией Александра Ивановича Введенского.
Мультфильм – поток густого экзистенциализма вперемешку с магией русского авангарда, рафинированной метафизикой и христианскими отсылками. 17-ти минутный мост над бездной, идя по которому перед лицом смотрящего открывается таинство перехода из бытия в небытие. Важную роль в этом всём, разумеется, играет время и выбор персонажей. Неотвратимо убегающее и отнимающее возможности и выборы время подводит итог их жизни. Когда мы живём – смерти нет, когда мы умираем – она уже наступила и мы не в состоянии ничего о ней сказать. Смерть – это великая иллюзия.
Мультик увидел свет в 1992-ом году, поэтому довольно серьёзно отличается от своих советских предшественников. И отличается не в худшую сторону, так как обладает серьёзным философским содержанием. Тут вообще нет стороны, так как это совсем другой мир. И это даже не мир «Ёжика в тумане», который, безусловно, тоже является прекрасным мультиком. Но очень близко. От экрана оторваться сложно, когда смотришь подобные мультипликационные опусы.
Мультик получился уникальным, потому что у него своеобразная литературная основа – текст вышеупомянутого Александра Ивановича Введенского. Текст «Потец», кстати, до момента перестройки был запрещён советской цензурой.
(смотреть без пауз)
Редкий по уровню смысловой нагрузки мультфильм явно не для детской аудитории. Точнее, детьми тут показаны люди любого возраста, не достигшие осознания и понимания неизбежности смерти. Уместить такое послание в 17 минут малобюджетной психоделической анимации авторам удалось более чем достойно.
Великовозрастному отцу недолго осталось, и сыновья достают его расспросами про потец, чтобы рассказал хотя бы перед смертью. Отец объясняет как умеет. Сыновья, не желая слушать стариковскую нудятину, галдят и препираются с отцом, а он может лишь грустно смотреть наверх и ждать, когда пробьёт час. И даже когда он пробивает, дети ещё ничего не понимают. Но они поймут, обязательно поймут, неизбежно поймут.
Чем прекрасно начало девяностых – можно было пачками снимать пронзительные драмы одна другой краше, просто черпая разлитую в воздухе обречённость и перенося её на плёнку. Короткометражка набита ею под завязку. Не припомню, чтобы режиссёры и аниматоры современности смогли создать что-то подобное.
9 из 10
Несмотря на прямой спойлер в описании Кинопоиска, возможно его прочли не все. Для них в середине фильма значение слова «потец» на миг объяснили прямым текстом, написав его на налобном платке. Нажав на паузу, прочитал и понял. Казалось бы, зачем это? Тем более что текст вдумчиво продублирован в конце. Если это подсказка нетерпеливому, то чересчур прямолинейная. …И тут я вспомнил, что в 1992м на телевизоре «паузнуть» бы не получилось. Совсем как со временем.
Если хочется почувствовать себя кроликом, который смотрит в глаза змее.
Сложно, неприятно, тревожно. Но глаз оторвать не имеешь ни единого шанса. Каждый вздох, совершаемый за просмотром отдается где-то внутри грудной клетки, сдавливая сердце. Хочется закрыть, захлопнуть ноутбук и больше никогда не возвращаться к просмотру.
Единая канитель образов, которыми изобилует лента, накладывается друг на друга, не давая шанса осмыслить увиденное до финальных титров. Понимание копится, чтобы после черной заставки захлестнуть, залить с головой.
Смерть? А что мы вообще знаем про это, казалось бы, понятное и естественное явление?
Пока мы молоды любые, даже прозрачные и понятные намеки старательно укрываются от глаз. Повязка на глазах отца - желание молодого поколения оттянуть понимание смертности собственных родителей и себя, как следствие. Тихий, растянутый, со странно расставленными звуковыми акцентами голос, работает на общую атмосферность картины, подливая масла в огонь и без того гнетущей тревоги.
Няня - возвращение в детство, новый оборот колеса жизни, переход в райское время без забот и проблем, в мир, где тебя окружает забота и любовь. Аллегория с сараем - аналогия золотым воротам, которые оказываются ничем перед светлой памятью отрочества.
Рыба, из которой сделаны стрелки часов - время, нещадно сдвигающее к последней черте сыновей, которые едва разобравшись со смертью отца, после которых их бросило в бурное море, пучину земных сует. Затем, мы видим, что это же самое время становится их пищей - необходимым для существования ресурсом. Смерть становится частью жизни.
Не хочется ставить точку, дописываться до вывода. Его тут быть не должно
10 из 10
Существует два фактора, которые отличают мультфильмы, снятые в 90-х, от классической советской мультипликации. С одной стороны - это полная отмена цензурных ограничений, которая позволила реализовывать любые сюжеты. С другой - известные экономические и политические проблемы, из-за которых упало качество анимации. Это привело к появлению большого числа 'взрослых' мультфильмов, многие из которых имеют не очень высокую культурную ценность, но некоторые - напротив, могли бы занять важное место в истории мировой мультипликации. К их числу можно отнести такие работы, как 'Притча о мыши', 'Его жена курица', а мультфильм Александра Федулова 'Потец' - один из наиболее интересных из их числа.
Это экранизация стихотворения Александра Введенского, представителя авангардизма, движения, которое отличало поиск новых видов творчества. Отличительная черта его стихов - это язык: некоторые выражения, казалось бы, не совсем грамотно построены с точки зрения лексики, однако, их смысл более ясен, чем если бы они были грамматически безукоризненны. Произведение является размышлением на тему жизни и смерти, его сюжет построен вокруг центрального вопроса, ни с того ни с сего пришедшего в голову детям: 'Что такое есть потец?'
В мультфильме сыновья нарисованы похожими на птенцов. Птица - это символ жизни. В самом начале отец раздаёт детям еду. Если присмотреться, то можно увидеть, что это грибы. В оригинальном стихотворении грибы также упоминаются, но в мультфильме им отведена более важная роль; сами дети, если обратить внимание на их форму головы, имеют сходство с грибами. Учитывая галлюциногенные свойства отдельных видов грибов, это указывает на иллюзорность детских представлений о жизни. Отец достаёт вишню, которая начинает качаться, как маятник, символизируя неумолимый ход времени. Часы и метрономы по ходу действия будут выполнять важную роль, как бы возвращая от иллюзий к реальности. Вишня падает и рассыпается в прах.
Дети ползают по отцу, превратившемуся в поляну. Они изучают мир, для них всё ново. Дети радуются, танцуют и играют, они эмоциональны, рады жизни. Однако многого не понимают. Затем, под колокольный звон, перед нами предстаёт картина, композиционно построенная, как житийная икона, которую можно было бы назвать 'Жизнь и смерть'. В центре - играющие дети, а по краям - сцены, показывающие стадии подготовки к смерти отца.
Затем исчезает потолок, открывая над ними космос. Перед этим космос был виден через красный угол, который, как окно, связывал обыденную жизнь с некой сверхреальностью, которая выше бытия. Отец вспоминает молодость. Потом - как бы превращается в подушку. Этому предшествует реплика отца 'Ох, в подушках я лежу', а после - дети обращаются к подушке, как к отцу. Подушка - аллегория души, она способна к свободному полёту, а также существует и после смерти отца. Все четверо оказываются на плоту, плывущему посреди бушующих волн. Дети до сих пор не получили ответа, они возмущены. Они столкнулись с трудностями жизни и повзрослели, поняли, что не всё так радостно, как это казалось прежде. Это проявляется и в их песне.
После этого они оказываются у скалы, на фоне камней, похожих на человеческие лица с разными эмоциями, что символизирует бессмысленность всех человеческих ценностей перед лицом смерти. Дети плавают среди этих камней, как бы постигая культуру и науки. Собственно, когда отец просил их спеть, то и призывал заниматься искусством. Вырастает гриб, похожий на поганку, который срывает старший сын - это подчёркивает иллюзорность достижений человеческой цивилизации. Реплики детей становятся возвышенными, они как бы вносят свой вклад в мировую культуру. Но их мысли проливаются, как вода, растворяются в воздухе. Отец сидит на бронзовом коне, он достиг вершины человеческой славы, но эта слава так же бессмысленна, как и камни, из которых сделана пещера. В оригинальном стихотворении кони играют более важную роль, они сравниваются с волнами и обозначают жизнь в плане устремлений человека, его места в обществе. 'Последний страх намедни, после обедни, рассыпался в прах', - говорит младший сын, наступает некоторое успокоение - все они как бы увлекаются жизнью и забывают о смерти. Странного вида птица летит вверх, символизируя стремление человека к лучшему. Вслед за ней летит яйцо, которое хочет как бы 'родиться обратно'. Но - нет, это невозможно. Птица рассыпается в прах, и остаётся метроном, обозначающий неумолимый ход времени. Каждый, кто родился - неминуемо умрёт.
Исчезает и конь. Все снова оказываются дома. Отец умирает. Выбегает крыса, проливается стакан с молоком, что, возможно, символизирует, что жизнь закончилась, как пролитое молоко, и смерть пришла, как крыса. Они замирают на месте, время как бы останавливается. Кровать отца изображена в обратной перспективе, что соответствует иконописному канону. Через красный угол (который, как я уже сказал, является чем-то наподобие окна), входит нянька и забирает душу отца. После этого течение времени возобновляется, как обычно. Дети пытаются ему противостоять, сопротивляясь стрелке в виде рыбы, но это бесполезно - неумолимый ход времени сминает детей вместе с их иллюзиями. Возможно, кто-то скажет, что стрелки часов изображены в виде рыб, поскольку в определённые времена рыба была одним из символов Христианства. Но я выдвину другую версию. Рыбы - это, в некотором роде, противоположность птицам, а значит, если птица - символ жизни, то мёртвая рыба - символ смерти. Ход времени означает неминуемое приближение смерти. В конце дети остаются со смертью один на один (рыба в тарелке). Теперь они уже больше не похожи на птиц. Они стали похожи на своего отца.
В целом, получилась хорошая экранизация. Хорошо продуманный сюжет с богатым символизмом. Интересны и некоторые из применённых аниматорами эффектов, например, наложенные поверх основного изображения узоры, похожие на естественные зрительные шумы, что добавляет мрачной реалистичности. Тусклые, мрачные тона, мрачная, иногда - заунывная, а иногда - устрашающая музыка.
Также нельзя не отметить яркий актёрский талант Евгения Стеблова. Если в кино он, в основном, известен по достаточно схожим ролям замкнутых, нерешительных и рассеянных людей, то здесь он создал четыре абсолютно разных образа.
Что касается того, стоит ли смотреть этот мультфильм, и если стоит, то кому, то я бы разделил все мультфильмы на 4 категории:
1) Предназначенные только для детей.
2) Предназначенные для детей, но могут быть интересны и взрослым.
3) Предназначенные для взрослых, но могут быть интересны и детям (например, 'взрослые' мультфильмы Хитрука).
4) Предназначенные для взрослых и не рекомендуемые для детей (например, 'взрослые' мультфильмы Саакянца).
Лично я бы отнёс 'Потец' к третьей категории. С другой стороны, некоторые со мной не согласятся и отнесут мультфильм к четвёртой категории; возможно, впечатлительным людям, подобные произведения не стоит смотреть, хотя лично я не вижу в этом мультфильме ничего плохого.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Потец 1992 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Отец пытается иносказательно объяснить детям значение слова «потец». Но сыновья требуют прямого ответа.
Потец / Potets 1992, Россия, мультфильм