Галерея
Интересные факты 8
Актеры 13
Съемочная группа 36
Рекомендуем 16
Похожие 17
Отзывы к
фильму
17
Чуть лучше иностранных мультфильмов на тему космической фантастики (наполненных войнами и катастрофами), но не более того.
В одной рецензии здесь уже отмечалась удивительная странность советского кинематографа/мультипликации. А именно, почти полное отсутствие фильмов/мультфильмов на тему космонавтики. Что удивительно, поскольку полеты в космос тогда преподносилось как главный показатель величия страны. Призванный отвлекать население от реальных проблем (вроде нехватки еды). На втором месте по этой части был профессиональный спорт, количество медалей на Олимпиаде. Но про спорт имелось не менее 70 фильмов и мультфильмов, их начали снимать еще в довоенное время. А космические программы были несравнимо более дорогостоящими, поэтому малое количество экранизаций на эту тему является необъяснимой загадкой. Этот мультфильм, фактически, был единственным полнометражным (приемлемого качества) так что про него и хотелось бы сказать.
Во-первых, стоит отметить главный плюс. Это отсутствие всевозможных монстров и всего остального, чем наполнена западная космическая фантастика. Для меня это было актуально, поскольку с детства интересовался космонавтикой. Но отечественных мультфильмов на эту тему почти не было, поэтому приходилось смотреть зарубежные. Впечатления от которых были, прямо скажем, невеселые: бесконечные «звездные войны», монстры, катастрофы. Соответственно, отсутствие всего этого в «Тайне третьей планеты» и является главным плюсом, за который и поставил нейтральную оценку. Но минусов гораздо больше.
Как известно, большинство произведений Булычева относится к жанру «детская фантастика». Я бы даже сказал, очень детская. Более того, она еще и юмористическая, пародийная. И в данном мультфильме это видно даже по стилю рисовки. Скажем, космические корабли здесь изображены в виде стереотипных ракет или не менее стереотипных летающих тарелок. Последние пришли из юмористических рассказов про инопланетян. Видимо, художники рассуждали следующим образом: «Это ведь всего лишь юмористическое, детское произведение. Зачем напрягаться, серьезно рисуя технику?». Я пытался, но так и не смог вспомнить, видел ли этот мультфильм в детстве. Возможно, видел, но впечатления он не произвел. Хотя космонавтика была у меня одним из главных интересов, и, помнится, уже в дошкольном возрасте делал модель звездолета, подобного увиденному в каком-то западном сериале. Но данный мультфильм на такое никак не мог вдохновить. Именно из-за карикатурного, пародийного изображения космических кораблей и прочей техники. Да и не только техники. Жанр космической фантастики предполагает красочное изображение всевозможных инопланетных миров. А здесь таковые показывают всего несколько минут (планета с экзотической растительностью), да и то весьма слабо.
Что же касается сюжета, то хотелось бы сравнить его с мультсериалом «Чип и Дейл», где также присутствует всевозможная фантастика. И сюжеты очень похожие – присутствуют элементы детектива, приходится раскрывать тайны, связанные с деятельностью всевозможных злодеев. Но «Чип и Дейла» смотреть интересно. Невзирая на обилие глупого юмора и прочие недостатки. А «Тайна третьей планеты» по этой части намного уступает.
Центральный персонаж мультфильма, прямо скажем, симпатий не вызывает. Таковым является девочка, внешностью и поведением более похожая на мальчика. Здесь, кстати, уже отмечалось, что если бы этого персонажа озвучили как мальчика, то никаких противоречий с визуальным рядом и сюжетом не возникло бы. Ранее, в рецензии на «Гостью из будущего» я уже подробно говорил о причинах этого. Булычев был сторонником теории бесполого будущего. Считал, что в 21 веке общество избавится от «устаревших» традиций (женственность, многодетная семья) и полетит к звездам. Что и делает его главный «фирменный» персонаж – «девочка» (более похожая на мальчика) из однодетной семьи.
Но сейчас показанная в мультфильме картина выглядит уж очень смешно. По состоянию на 2024 год уже всем понятно, что ничего этого не будет. Никуда эти люди не полетят. И вовсе не потому, что сосредоточились на земных, экологических проблемах (которые тоже абсолютно никак не решаются). А потому, что технический прогресс возможен лишь в традиционном обществе (нормы которого прямо противоположны вышеупомянутым). Именно там, в Европе конца 18 века были придуманы химические ракетные двигатели современного типа. В пороховых ракетах, существенно отличающихся от средневековых образцов с других континентов. Которые, после незначительного усовершенствования в 20 веке (замены пороха на керосин) позволили человечеству выйти в космос. Но на этом прогресс и остановился, поскольку данное общество (европейское) было разрушено. А на химических двигателях (наследии 18 века) люди не могут улететь дальше земной орбиты. И не в состоянии даже отправить автоматические беспилотные аппараты к ближайшей звезде (до которой им придется лететь тысячи лет).
То есть в мультфильме показана нелепая картина: по дальнему космосу летает цивилизация такого типа, которая ну никак не сможет придумать необходимые для этого технологии. Для современного зрителя это уже очевидно. Ведь не случайно космические корабли (на космодроме в начале мультфильма) удивительно напоминают какие-нибудь пороховые ракеты Конгрива образца 1805 года. И дело не только в несерьезном отношении художников. Они просто не знают других технологий. Поскольку придуманные около 1805 года ракеты на химическом топливе (порох, керосин, гептил) сейчас являются единственным способом доступа в космос. Поэтому в начале «Тайны третьей планеты» показали именно их. Да и корабли главных героев, насколько можно судить, оснащены чем-то подобным. Что выглядит смешно.
Короче говоря, межзвездные перелеты в реальности несовместимы с той картиной 21 века, которую рисовал Булычев. Некоторые мечты данного автора сейчас осуществились. В современном обществе очень много девочек, подобных Алисе (короткая стрижка, мужская одежда, тяга к приключениям и тд.). Но ведь звездолетов для них нет (и не предвидится, даже теоретически). Чтобы их придумать, нужно другое общество, с прямо противоположными взглядами. Кстати, создатели мультфильма тоже понимали, что технический прогресс к 1981 году полностью становился. Поэтому время действия здесь указано как 2181 год. Понимая, что раньше чем через 200 лет никаких звездолетов принципиально быть не может. А в книге Булычева это был 2074 год (какая наивность!).
Однако поставил нейтральную оценку за уже упомянутый плюс – отсутствие в мультфильме всевозможных катастроф, войн, монстров. Наличие которых в иностранных мультфильмах производило на меня столь неприятные впечатления в детстве. Хотя для взрослого зрителя вопрос довольно спорный. Коммунистические фантасты показывали светлое и благополучное будущее – с довольно специфическим обществом (где невозможно отличить девочек от мальчиков). Западные же фантасты рисовали будущее довольно мрачным. Вышеупомянутое общество у них часто погибает в глобальной катастрофе. Что выглядит как-то честнее, справедливее (туда ему и дорога). Сложно выбирать из столь плохих вариантов. Но «Тайна третьей планеты» все-таки лучше каких-нибудь японских мультфильмов (с зоофилией и прочем). К тому же, стоит отметить еще один плюс – главная героиня здесь не занимается спасением мира. В отличие от «Лилового шара» или «Дня рождения». И роль взрослых персонажей намного существеннее. За это
5,5 из 10
Изящное наследие Советской мультипликации
Мультфильм необычный и в какой то мере даже экзотичный. Фишек у этому фильму хватает.
Интерес к этому полнометражному мультфильму у меня вызвало его продолжительность. На момент выхода фильма не было 3D графики и компьютеров позволяющих эту графику генерировать, не говоря уже и о монтаже. Соответственно, все 50 минут были нарисованы и проанимированы в ручную, кадр за кадром. Чтобы понять масштабы работы, детский 'мультик' делали 4 года. И пытались выжать максимум из технических возможностей того времени.
Атмосфера.
Просмотрев мультфильм второй раз я заметил, что музыка сопровождает картинку на протяжении всего повествования. Да и в целом убрав музыку из картины, атмосфера сразу становиться никакой, пустой. Картинка буквально становится пустышкой.
Музыка имеет особое место в фильме. С начальных титров и до заветной подписи КОНЕЦ, задаётся атмосфера футурстичного будущего с уже изведанным космосом и продвинутыми технологиями. Причем музыку создавал практически один человек. Самое интересное, что в 1981 году вездесущих сегодня синтезаторов не было. Достать их было на вес золота даже для крупных государственных студий. Да и занимали эти синтезаторы добрую часть стола. К тому же были ограничения в обработке музыки. Никаких редакторов еще не существует, максимум ты мог замедлить плёнку, ускорить, или пустить в реверс. Поэтому записывать нужно было сразу идеально, выпутывались как могли и выпутались шикарно.
Саундтрек исключительно задаёт настроение на той или иной планете. Погружая в эти глубины бесконечного и загадочного космоса.
Сюжет.
Самой слабой частью фильма является его сюжет. А точнее его скомканность и отсутствие внятности в каждой сцене. Очень жаль, что не были раскрыты некоторые персонажи, особенно жаль Громозеку, о нём будто забыли на весь фильм, а затем в конце снова вспомнили и для галочки, вставили в конец, словом жаль, что его было так мало, персонаж вышел очень харизматичный.
Смотрибельность.
В процессе просмотра мультфильма повторно, обратил внимание, что в целом это можно назвать большим клипом, красивая картинка с прекрасно дополняющим её саундтреком. И я понял, что этот мультфильм нельзя ругать за его непрописанный сюжет, так как эта картина вполне метит на жанр Slice of life(кусочек жизни). А в нашем случае кусочек жизни далекого будущего от лица наших героев. И рассматривая фильм с этой стороны всё начинает играть своими красками и встаёт на свои места.
Итог.
Мультец крутой и завораживающий по сей день. Да, картинка изрядно постарела и не может соперничать с современными мультами, но его просмотр обязателен как минимум по причине экранизации интересного, футуристичного будущего и неповторимого саундтрека.
9 из 10
Приключение XXII века
Время не стоит на месте, и конец XXI века уже не так от нас далёк. Это понимали создатели мультфильма «Тайна третьей планеты» и решили перенести действие книги Кира Булычёва в конец XXII века. Алиса Селезнёва, её папа-профессор и капитан Зелёный совершают космические полёты в 2181 году, а противостоят им и двум отважным капитанам пираты Глот и Весельчак У.
Восторг, который зрители сейчас испытывают при просмотре этого мультфильма, можно объяснить ностальгией по детству, но если взглянуть правде в глаза, то он действительно великолепен. Хоть один другой фантастический советский мультфильм может похвастаться такой детальной прорисовкой локаций и движений? Цвета насыщенные, костюмы и техника выглядят футуристично, а другие планеты поражают разнообразием состава флоры и фауны. Склиссы, птицы крок, цветы-зеркала, имитатор с кристаллической планеты, тигрокрысы, многочисленные роботы и птица говорун с её знаменитым высказыванием про ум и сообразительность — все хороши по-своему, но лично меня сильнее впечатлило другое существо, появляющееся всего в паре кадров. Кургуру. Более причудливой и при этом симпатичной химеры я не видел нигде, хотя с момента первого просмотра «Тайны третьей планеты» в раннем детстве прошло уже много лет и я успел насмотреться другой фантастики.
Но важно отметить и хорошо продуманный сюжет. Пересматривая мультфильм в тысячный раз, уже заранее знаешь, где ожидать сюжетных поворотов, но при первом просмотре личность доктора Верховцева вызывает сильное ошеломление и негодование, а под конец в хорошем смысле взрывает мозг. На каждой планете персонажи сталкиваются с чем-то опасным и интересным, пропадая в итоге в нешуточную передрягу с кучей стрельбищ, а попутные рассказы профессора Селезнёва об инопланетной жизни придают происходящему ощущение правдоподобия. Алиса, которой по сюжету только 9 лет, любопытна, но и бесстрашна. Ей не страшны ни дикие хищники, ни даже вооружённые пираты, если на кону здоровье и жизни её друзей.
Есть в «Тайне третьей планеты» и некоторые недочёты. Слишком уж редко в ней появляются Громозека и капитан Буран, а Весельчаку подобрали, на мой взгляд, слишком неподходящий голос, из-за которого он воспринимается чересчур феминным. Но тут настала пора сказать о том, что у мультфильма есть как минимум две американские озвучки, и в той, что создавалась в 1990-е гг, Весельчак воспринимается более сообразительным и коварным. Кстати, там у этого персонажа какое-то длинное имя, состоящее из трёх или четырёх слов.
Это захватывающее космическое и футуристическое приключение радует сейчас так же, как и много лет назад.
10 из 10
Двести лет тому вперёд. (Алиса Селезнёва)
В 1971 году Игорь Всеволодович Можейко, больше известный как Кир Булычёв, написал книгу «Путешествие Алисы» (также под названиями «Девочка с Земли» и «Три капитана»). Её я не читал. А лишь ознакомился с некоторыми её моментами. Да и то, потому что уже неоднократно смотрел мультфильм «Тайна третьей планеты», и мне просто заинтересовали отличие мультика от оригинала. Они (отличия) были, но не сказать, что такие, которые умаляют заслуг мультипликационного фильма Романа Качанова.
Мультфильм вышел в 1981 году. Он рассказывает о событиях 2181 года. Алиса Селезнёва. Для советского зрителя это не пустое имя. Впервые на экране её образ зрители как раз и увидели здесь, у Качанова. Мультяшка, она тогда ещё не знала, что для неё, для Алисы, это не последнее появление на экране. И она выйдет за пределы рисованной анимации.
Пока же история нам ведает о том, как в XXII веке советские космические корабли уже вовсю бороздят просторы Вселенной. А девятилетняя девочка Алиса Селезнёва отправляется в космическое путешествие со своим отцом высококлассным учёным профессором Игорем Селезнёвым и капитаном космического корабля Зелёным отправляются на поиск диковинных видов инопланетных животных для Московского КосмоЗоо. На Луне их «Пегас» потребовал дозаправки. Там, в ресторане, инопланетный археолог Громозека советует посетить друзьям планету Двух Капитанов, где прославленные капитаны Ким и Буран во время своих путешествий встречали много разных животных невиданной красы.
В историю постепенно вводят доктора Верховцева – директора музея Двух Капитанов. На Луне его вроде как заприметил Громозека (мы-то точно знаем, что нам, зрителям, не показалось). А на планете Двух Капитанов тот же Верховцев скрывает от главных героев дневники капитанов, в которых Ким и Буран описывали разные виды межзвёздной фауны и места их обитания.
Картина последовательно ведёт нас дальше. И вот уже планета Блук. Из редких и в то же время полезных для истории развития расследования загадочной экспедиции животных, конечно интересен и важен – это птица Говорун. Стремительно исчезающий вид. Последний представитель, принадлежащий пропавшему капитану Киму…
Эх, не вместить всю историю в один мультфильм… Лишь только вскользь пробежав глазами, лишь бросив взгляд на рукопись Кира Булычёва, и то можно заключить: выкинуто много. Но и без того мультфильм очень вместительный. Настоящая детективная история с изобилием ходов, поворотов и разворотов сюжета. С демонстрацией планет и миров. И это ещё не всё показали. О планете Катрук – родине пирата Глота – только обмолвились. Да и система Медуза содержала больше планет. Но нас интересует та самая Третья планета!.. Как же там красиво!!! Это диво так уж диво… До чего же красочно!.. До чего маняще… Ну и… на ней произойдёт развязка всей истории.
Для меня это непростая история. И совсем недетский мультфильм. Интересно, подразумевалась ли аллюзия на советскую утопию? Или я навожу тень на плетень?..
Каждая мелочь имеет значение. При просмотре надлежит быть внимательным. Я так и вовсе порывался конспектировать: что, за чем и к чему.
… Ну, про то, что Наталья Орлова нарисовал персонажей так, что Алисе именно в этом мультике уместно было бы дать фамилию Зелёная, я уже не хочу шутить. Тут ещё много можно дискутировать. Как уже говорил, мультфильм объёмный и всего н рассказать о нём. Я вон, про Шелезяку ничего не сказал… Зато уместно ещё и мне написать про музыку. Эти футуристичные вариации дело рук Александра Зацепина. Она долго звучит в голове после просмотра. И именно музыка делает картину полной и тогда она срабатывает так, как должно.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тайна третьей планеты 1982 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Приключения девочки Алисы, ее ученого папы и меланхолика капитана Зеленого, а также добродушного чудовища Громозеки и птицы Говоруна, который, как известно, отличается умом и сообразительностью.
Тайна третьей планеты / Tayna tretey planety 1982, СССР, приключения, фантастика, фэнтези, детский, семейный, русский