Галерея
Актеры 15
Съемочная группа 10
Рекомендуем 4
Похожие 12
Отзывы к
фильму
9
Фильм Алекса ван Вармердама «Северяне».
Фильм о жителях маленького городка в Нидерландах, /только ли в Нидерландах/, о рутине жизненной, о страстях нешуточных, да о глупости человеческой.
Алекс ван Вармедердам, нидерландский режиссёр, актёр и композитор. Снял 9 полнометражных фильмов, к которым сам написал сценарии и в которых сам исполнил главные роли. Так же основал театральную группу.
Начинается фильм со сьёмок рекламного плаката, /счастливая семья, которая получит отдельную квартиру к какому-то там году/. Вот только у «моделей» никак не получается изобразить на лице счастье. Не просто это, надеяться на получение, если не очень в это веришь. Знакомая история, не правда ли?
Ну да ладно, что толку искать параллели, жизнь везде одинакова, что там, что здесь одни принципы. Счастье, оно не в отдельной квартире, но и без отдельной квартиры вряд ли будешь счастлив.
Маленький северный городок, одна улица, /а далее пыльная дорога/. Школа, мясная лавка, несколько жилых домов. Чуть далее лес, /частоколом стволов/, пруд в лесу. А живут в городке, мясник, Яков, Як Воутерсе/, помешанный на сексе, его жена, Марта, /Аннет Мальэрб/, помешанная, на религии, его сын, Томас, /Рудольф Люсиер/, считающий себя чернокожим Лумумбой. И ещё несколько колоритных личностей. Замыкает список жителей городка, почтальон, /Алекс ван Вармердам/, наблюдающий за происходящим.
И сидит почтальон на берегу лесного пруда, подкладывает дровишки в костерок и читает письма жителей городка. Ну, прямо как Господь Бог, всё обо всех, но ни во что не вмешивается. Вот вам, господа свобода выбора, получите и распишитесь, только потом спрашивайте с себя, если что.
Так вот, почтальон, он же режиссёр фильма, читает письма жителей городка. С одной стороны это, конечно же, неправильно, а с другой стороны, возможно, это говорит о том, что ему не безразлична жизнь городка. Он, то не вмешивается, но душа его болит, это и его городок, это и его боль. Он сам часть этого городка. Может, ты этого и не поймёшь, /с первого просмотра/, зато сразу поймёшь, что в городке не всё в порядке.
У каждого жителя есть свой маленький пунктик. Пунктик, идущий вразрез интересам других жителей городка. Усложняет проблему, то, что всё у всех на виду, представь себе из окна твоей квартиры видно в окно квартиры напротив, всё, что там делается. И не всегда-то ты дашь правильную оценку происходящему, /ты же не почтальон, который знает всю подоплёку/, ты просто свидетель происходящего. И твой сосед, наблюдающий за тобой с другой стороны улицы, тоже только случайный свидетель происходящего. И может твой пунктик, совсем даже не пунктик, а серьёзная жизненная драма, только никто кроме почтальона, /режиссёра/ о том не знает.
Живёт где-то на краю земли маленький городок, а со стороны такое ощущение, что все там сошли с ума. Не городок, а сумасшедший дом. Но так ли это?
Не судите, да не судимы будете.
Вполне может быть и такое, что и мы с тобою, если посмотреть на нас со стороны произведём не самое лучшее впечатление. Ничего идеального в этом мире не существует. А самое главное в том, что мои проблемы мои, а твои, твои, и только твои. Таков этот мир. Это не значит, что он плох, это значит что границы понимания Истины, и в этом случае немного размыты.
И то, что автор один из персонажей истории отнюдь не говорит о том, что он сумасшедший. Сумасшедший сам себе диагноз не поставит, а то ещё поставит, но только не одному себе, а скорее всему человечеству.
Возлюби ближнего своего.
Поставит так, что всё станет понятно, и просто, и появится смысл, и появится благодать.
Конечно, это всё процессы духовные, это даже не на уровне мысли, сколько на уровне совести, это непросто во всех отношениях. Главное только не пытайся убежать от себя, /почтальон, он же Алекс ван Вармердам, предупреждает/, упадёшь с края земли.
Этот гротесковый трагифарс был назван лучшим «молодым фильмом» года в Европе и, по сути своей, стал визиткой одного из наиболее самобытных режиссёров континента. Несмотря на то, что в предисловии оговаривается, будто бы события происходят в 1950-х годах, довольно скоро становится ясно, что мироустройство, придуманное голландский постановщиком, — это вымышленный мир, доведённый до абсурда.
Алекс ван Вармердам создает парадоксальную реальность, населённую чудаками и чудиками (если воспользоваться терминологией Василия Шукшина). Пространство этого мира — небольшой посёлок, даже одна улица, где все друг у друга будто на ладони. Режиссёр выводит в эпицентр повествования лишь десяток персонажей, на которых и концентрирует свое внимание, при этом сам берёт на себя роль почтальона.
Противоестественная геометричность леса с параллельными рядами деревьев вкупе с образцовой чистотой главной улицы лишний раз подчеркивают аутично-шизофреничную странность, характерную для всех без исключения героев, обитающих в этом замкнутом пространстве. И поскольку всё на виду, то никакие проблемы личной жизни невозможно скрыть от посторонних глаз.
Плотность, если не сказать — теснота, общения приводит к тому, что чьи-то комплексы и зависимости невольно отражаются на соседях, либо откровенно на них вымещаются. Вывихнутость угла авторского зрения становится метафорой сюрреалистического бытия. И хотя персонажи помещены в стерильную среду «утопического социума», оптимальный миропорядок вовсе не избавляет их от душевных страданий.
Этот фильм стал первым знакомством с Творчеством Алекса ван Вармердама. Позже я узнала, что священнодействовать ему помогают несколько представителей его талантливой семьи.
Браво. Надеюсь, что это сотрудничество еще не одно десятилетие будет радовать своих поклонников.
В рецензии одного талантливого человека к фильмам этого режиссёра я прочла, что скорее всего любимым станет тот фильм мастера, который удастся посмотреть первым.
Сначала я была не согласна с этим мнением.
Грустный конец фильма, неожиданные драматические события не только разочаровали меня, а повергли в шок.
Только позже я оценила эту непредсказуемость повествования.
(Надо сказать, что такие повороты являются фирменным приемом режиссёра. Будьте уверены, он всегда сможет вас удивить, перевернуть ваше мировосприятие, открыть неожиданный ракурс обычного события, сместить настроенный фокус в другую плоскость.)
По этой причине, разочаровавшись в «Северянах»,от следующего фильма — «Платье», я пришла в неописуемый восторг.
- Там из главных героев никто не пострадал, (хотя я не права, ведь главное действующее лицо- платье- нашло свою кончину), а фильм заканчивается поцелуем (ну и пусть, что он за деньги).
Согласитесь — поцелуй в конце фильма (хеппи энд)- это классика мелодрамы. Как же не восторгаться таким остроумным, наполненным многослойным смыслом, окончанием повествования.
Но вернемся к нашим «кроликам».
По прошествии трёх-четырёх дней, которые были заполнены подсознательным обдумыванием просмотренного, я пришла к выводу, что всё же фильм «Северяне» действительно стал моим любимым в творчестве этого режиссёра.
Не поменялись эти предпочтения и после просмотра фильмов «Официант`и «Новые сказки…»
Что же такого притягательного в этом фильме для меня?
Мир на краю…
Песок пустыни и лес, выросший из плановых посадок мелиораторов, что бы остановить разрастание этой пустыни.
Пограничная полоса. Петля во времени.
Междумирье. Где девушки- это лесные призраки, приходящие ночью в дом за куском хлеба, где маленький костерок у пруда подобен лесному пожару, где окна домов являются дверями в Зазеркалье- страну логичного абсурда.
Куда тут бедному Бёртону(которого я ТАК люблю за его прежние фильмы), утратившему горение в погоне за коммерческим успехом, со своей пресловутой Алисой до призрачной Страны Чудес Алекса ван Вармердама.
Сейчас, по прошествии некоторого времени, всё встало на свои места.
Я поняла, почему разочаровалась в концовке этого фильма.
Не зная особенностей творчества Вармердама, я настроилась на яркую сатиру, вызывающую только саркастический смех.
Режиссёр же блистательно, неожиданно переиграл повествование. Увел его в глубокий колодец непоправимой драмы, из темноты которого я сначала не увидела звезд.
Лучшая сцена
Почтальон возвращается
Она очень органична и светла.
Ангел- хранитель, длинный и нелепый с виду, Он вернулся.
Жизнь на «краю света» наладится. Ведь он знает, как вернуть её в нужное русло.
Сейчас на экранах кинотеатров идёт новый фильм мастера — «Возмутитель спокойствия». Фильм, увы, не получил пальмовую ветвь на Канском кинофестивале.
Но это не помешает ему завоевать наши сердца.
9 из 10
В киноленте «Северяне» чудаковато-философский взгляд Алекса ван Вармердама на окружающую действительность выражается в утрировании социума до маленького недостроенного городка на севере Нидерландов, каждый житель которого настолько ярок, смешон и трагичен одновременно, что фильм с таким содержанием просто не может не быть интересным и запоминающимся. Да и немногочисленность этих самых жителей, населяющих окруженный геометрически ровно высаженным лесом городок, создает впечатление что на этот раз Вармердам собрал вместе типичных «городских сумасшедших» и будто бы решил посмотреть, что из этого получится.
Но на сколько бы ни был этот городок странным и чудаковатым, все происходящее в нем является достаточно типичным для мира людей, который мы привыкли считать нормальным. Безусловный фарс, полный ненавязчивого юмора и сатиричной карикатурности на рутинный человеческий быт, увядающие семейные ценности, скупое мещанское счастье и жажду наполняющей сердце любви там, где её давно уже нет. В общем всё то, что годами копится за стенами человеческих квартир, но в какой-то момент выплескивается, вырывается наружу, принимая самые неожиданные формы.
Взрослые, которым опостылел их серый быт и обросшие пылью лет проблемы, начинают вести себя наивнее и беспечнее детей, а игры обычного ребенка, пародирующего жизнь взрослых людей, выглядят не менее благоразумно чем поведение взрослых. Но детские игры неминуемо вплетаются во взрослую реальность, исполнение тайных желаний несчастных любовников сулит им лишь новые проблемы, поиск прямых путей к Господу приводит в дом для душевно больных, а висящее на стене ружье обязательно подтвердит известные каноны театрального жанра, особенно если у его хозяина так и чешутся руки из этого ружья выстрелить.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Северяне 1992 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
История о том, как обычная деревенька в голландской глуши превратилась в настоящий сумасшедший дом, где каждый сходит с ума по-своему. Абсурдистская деревушка, невелика — в ней всего одна улица, но зато какие колоритные персонажи ее населяют! Страсти там кипят нешуточные, и это не может не приводить к различным смешным ситуациям. В курсе всех проблем местного населения — любопытный почтальон, который не может отказать себе в удовольствии почитать чужие письма.
Северяне / De noorderlingen 1992, Нидерланды, комедия