Галерея
Интересные факты 7
Актеры 16
Съемочная группа 20
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
Жаль, что фильмы, подобные этому, воспринимаются порой чересчур прямолинейно и однобоко. Словно бы зрители не видят или не хотят видеть какой-то второй план и подтекст.
Возьмём Анну. Где, с чего некоторые взяли, что она влюбилась в своего таксиста? И режиссер, и актриса дают понять (много раз!) что Анна женщина открытая, прямая, немного наивная, простодушная — и ее согласие пойти в кино вовсе не является проявлением ответной симпатии. Она и ответила-то таксисту на автомате, не задумываясь ни секунды. Просто потому что к тому времени герой Ефремова уже вызывал у нее доверие. А поскольку Анна привыкла слушаться и подчиняться, то в ответ на вопрос сильного, уверенного в себе Мужчины, разумеется, тут же ответила согласием.
И! Мгновенно забыла свое согласие, оказавшись в квартире золовки. Вспомните все последующие сцены — НЕ ждала она судорожно этих 19,00, не наводила марафет, не выглядывала за полчаса в окно…
Хронометраж фильма не очень велик и жаль, что его потратили на сцену разговора таксиста с родственником дедушки из Ташкента. Лучше бы эти секунды отдали на раскрытие его чувств к случайной попутчице. А то как-то слишком быстро получилось: увидел, взял в машину, запала она в душу. Поторопился режиссер, просто дидактически заставил нас верить в то, что чувства появились. А вот экранного времени для показа этого процесса пожалел.
Далее. Я не сторонник Домостроя. Более того — я «антидомостроевец». Но если бы ключ нашелся, и Анна выбежала вниз, это означало бы ее крушение как личности. Дело в том, что Анна в хорошем смысле слова — архаическая женщина. Ее ценности, смыслы, нравственные ориентиры целиком зиждутся на деревенской жизни и ее горизонтах. Любой житель ее деревни — любой! — испытал бы шок, узнав, что жена и мать в первый же вечер после приезда в Москву усвистела на свидание с незнакомым мужчиной. То есть, понимаете весь уровень падения и нравственного краха? Она его вообще не знает, но готова идти, куда он позовет. И ведь речь не идет о какой-то мучительной, долго рождавшей, робкой, но в итоге победившей Любви. Просто ее позвали — и она пошла.
Думаю, золовка была бы в изумлении, увидев пустую квартиру и узнав, где и с кем была Анна. И, конечно, рано или поздно намекнула бы обо всем все брату. Или просто обмолвилась. Люди простые, деревенские.
Что дала бы им эта встреча? Ну, герой Ефремова после нее нафантазировал бы себе еще больше. Если среди моих читателей есть люди старше 30 лет — ну, вспомните, пожалуйста, разве не было в вашей жизни самообмана, полета фантазии, который полностью затмевал образ реального человека, который вас потом разочаровал?
Мне кажется, что герой Ефремова, может быть, и любил бы Анну, но в итоге понял, что он любит созданный им самим образ, а не ее саму.
Для Анны разрыв отношений с мужем и селом был бы сродни полному нравственному краху. Никогда не было бы у нее ощущения внутренней правоты (как, допустим, у ее золовки). Уход от мужа ощущался бы Анной как предательство, как измена самой себе, как измена тем устоям, которые она переняла от родителей. Она превратилась бы в утомленную ночную бабочку с потрепанными крыльями (голыми коленками), что нам показали в начале фильма как антитезу главной героине.
Какие есть причины уйти от мужа? Поженились-то оба по любви. Она по-прежнему его ждет с работы — и это не случайно много раз показано в фильме! Она скучает по ЕГО ласке. Муж не пьет, не поднимает на нее руку. Вся его энергия направлена на семью («Я такой дом отгрохаю! Зимой босиком в нем будешь ходить!»)
Да, ушла романтика первого знакомства, пришла семейная рутина, дочь-подросток начинает проявлять характер… Но разве это ПРИЧИНА, чтобы героиня могла сказать себе: «Всё! Надоело, я достойна лучшего…»
Для мужа уход Анны стал бы потрясением, причину которого он бы никогда не смог осознать. Никогда. Не пью, не бью, не бездельничаю, дети от меня не шарахаются — тогда ЗА ЧТО ты меня бросила? После такого ухода вполне можно возненавидеть мир и женщин в частности.
Кстати, о детях. Они действительно воспринимают отца как родного. Они не сторонятся его, не смотрят, набычившись, из угла. Развод, отъезд от папы в шумную, тесную Москву к незнакомому мужчине, который их ни разу не видел… не имеет опыта воспитания (особенно, подростка). Да это был бы маленький ад для всех!
Есть простое правило: «Делать надо то, что хочется». Если сердце зовет — надо его слушаться. Но если ты забываешь о таксисте уже через пару минут, если затем нерешительно топчешься у окна и прячешься от его взгляда — разве это зов?
И потому забытые на видном месте ключи — не прихоть сценариста, а яркий знак, символ оберегающей Анну судьбы. Ей теперь будет о чем подумать, что вспомнить и заново пережить в своей душе. Она теперь видит себе со стороны, как женщина. Она теперь поймет, почему на нее ТАК смотрит однорукий сосед. Она только теперь может осознать, что достойна большего. Что она действительно не «тёлка» — и именно поэтому имеет право на нежность.
Фактически в финале фильма показано начало духовного перерождения героини. Это словно семя пускает слабый нежный росток после первого весеннего дождя. И я верю, что этот росток окрепнет и у Анны хватил сил и мужества потребовать к себе иного отношения. Либо уйти от мужа, если она его так и не получит.
Увидел этот фильм очень давно. Раскрывался он для меня с разных сторон, постепенно. Сначала просто смотрел — нравились главные герои (да и потому, что на 8-е марта каждый год его обязательно показывали). Потом и из-за машин — лишний раз хотелось увидеть «горбатые» Запорожцы и Москвичи-408, которые ездили в этом фильме по улицам Москвы. Но по-настоящему я оценил «Три тополя» только после того, как услышал песню «Нежность» из этого фильма в исполнении одной моей подруги по вузу под гитару на летней практике 2005 года…
Всегда очень нравилась сцена возле кафе в семь вечера… Незабываемы глаза главного героя. В них без слов сказано всё… Глубокое смирение перед судьбой. Надежда. И одиночество. Страшное одиночество. И пустой безымянный палец на правой руке… Неразрывна со сценой щемящая музыка Александры Пахмутовой — гениального композитора. И каждый раз задаёшься вопросом — почему так часто в жизни происходит — люди, которые могли и хотели бы иметь, не получают в жизни желаемого, а те, кто ничего не ценят, имеют всё?…
10 из 10
Колхозница Нюра (Татьяна Доронина) отправляется в Москву к снохе, помимо чисто утилитарных соображений, ещё и затем, чтобы вправить мозги по поводу развода. Но дорога от вокзала знакомит ее с таксистом Сашей, и это меняет её жизнь…
Фильм-настроение, в котором намного дороже сюжета дождь, «а каппельное» пение, улыбка Дорониной и глаза Ефремова. А ещё дороже то, что Татьяна Михайловна Лиознова умещает в нехитрую историю своё время — доброе, светлое, переломное и драматичное в самом естественном проявлении — личном. И мерить тут можно многими мерками.
Мерка урбанистическая. Почти классическое советское противостояние города и деревни. Противостояние, впрочем, условное — едва слышная, неспешная деревня не видится осуждаемой, а уж Москва — тем более. Скорее, Лиознова просто подчёркивает разницу между этими двумя мирами — парадоксально маленьким, хоть и просторным, миром деревни и миром большой (высокой) Москвы. И этот взгляд сильно пересекается со взглядом Данелии в «Я шагаю по Москве». Тем более что драма Нюры, наверное, лучше выразилась бы названием «Москва: до и после…» А вообще для советского кино 1950—60-х более характерно обратное движение — из порочного столичного мегаполиса в царство возможностей в провинции (типа «Разные судьбы», «Карьера Димы Горина» и т. д.). Впрочем, к неоднозначности города может быть тоже пара аргументов… Например, сомнительная родственница.
Мерка соцреалистическая. Если поковыряться, то можно найти в нашем кино подобные пары. Но навскидку в голову ничего не приходит. Так что оживление скульптурного шедевра «Рабочий и колхозница» припишем Лиозновой, да ещё и помеченное искусством в виде любимой песни Гагарина.
Мерка эпохальная. Тут есть пересечение с урбанизмом, но… Пожалуй, эпоха проявляется больше в мелочах — блокадное прошлое, детали быта, волосатая недевочка, московские улицы, кафе «Три тополя», «Нежность»… В общем, то самое настроение эти детали и создают, но не только они.
Потому что есть ещё и личная, актерская, а в чем-то и литературная мерка. По существу более всего история Нюры — это история пушкинской Татьяны в смысле выбора между любовью и долгом, но в советской оболочке (см. выше). Лиознова добавляет сюда, впрочем, не только личный выбор, сколько случай. Или божественное вмешательство?.. Оттого, наверное, это один из двух фильмов. (второй — «Одинокая женщина желает познакомиться»), которые я лично если и пересматриваю, то выборочно… И не в последнюю очередь из-за Дорониной и Ефремова. Не раз помянутая сцена исполнения песни — одна из лучших в нашем кино. А само кино ещё и о том, что колхозница может быть нежной натурой, хоть и везёт чемодан ветчины, а таксист может не быть бомбилой.
Я люблю эту картину за то, что она во мне пробуждает с каждым просмотром. Это — неловкость и смущение, которые я испытываю, как бы подглядывая за вспыхнувшей влюбленностью главных героев, но, вместе с тем, и раздражение и обиду за Нюру, просматривая в ее судьбе и жизнь моих родителей, которых с самых первых отчетливых воспоминаний я помню, как людей, которые забыли о своих чувствах, погрязнув в быту и иллюзии, что они все силы отдают в попытках устроить свое семейное гнездышко, а на самом деле они позабыли, что значит быть влюбленными — друг в друга, в детей, в эту жизнь. Да и скажем честно, большинство семей так и живет, прозябая на работах-заработках в попытках скопить все больше и больше.
Как будто это было вчера, помню свою первую ревность к маме, которую на какой-то из очередных праздников пригласил папин друг на медленный танец под аккорды Валерия Залкина «Плыл по городу запах сирени, до чего ты была красива…» Я уже тогда, будучи всего лишь 6-летней крохой, понимала улыбки, прекрасные движения в танце как взаимность. Сейчас корю себя, понимая, что женщина хочет и должна быть любима. Пусть и на мгновение или на день она должна вспомнить, что она в первую очередь не чемодан с мясом для продажи, а женщина, которая самим Творцом была создана для созерцания в ней красоты и любви, на которых зиждется Земля.
Хотя ни к коей мере не осуждаю, а скорее восхищаюсь, что и Нюра и ее муж трепетно относят к родителям, с уважением и заботой об их достатке. Открыла с фильмом в себе неприятное качество, до последних кадров надеялась, что она останется, но потом меня как подбросила: я строю из себя высоконравственную девицу, а сама в тайне от всех надеюсь на что? На то, что она бросит детей, родителей мужа и, наплевав на обеты данные в браке, поддастся чувствам?
Для меня все картины с Татьяной Дорониной(сыгравшей главную героиню) — сама нежность, которую она излучает сквозь экран.
Не хочу оценивать этот шедевр. Хочу купить букет роз для мамы, сводить ее в ресторан, сказать, что она самая красивая… И «судьбе сказать „спасибо“»…
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Три тополя на Плющихе 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Какие они, минуты счастья? Конечно, разные. Но есть среди них и такие: сидит в такси женщина и поёт. Вернее, старательно, не очень умело выводит пронзительную мелодию: «… Опустела без тебя земля, как мне несколько часов прожить». Странное иногда случается в жизни. Встретились два человека — симпатичная замужняя деревенская женщина, мать двоих детей, приехавшая в Москву продавать домашнюю ветчину, и московский шофёр, человек немолодой и далеко не словоохотливый.
Три тополя на Плющихе / Три тополя на Плющихе 1968, СССР, мелодрама