Галерея
Актеры 35
Съемочная группа 27
Рекомендуем 19
Похожие 20
Отзывы к
фильму
10
Луи Маль, блуждающий огонек таланта (часть 2)
Неудивительно, что среди лент Луи Маля, снятых на рубеже 1950-1960-х, «Зази в метро» - единственная цветная, ведь ее просто невозможно представить в черно-белой гамме. Веселый карнавал на несколько дней в Париже, запущенный с легкой руки маленькой девочки, уже бунтарки и анархистки, представляется до самого конца просто нелепым нагромождением абсурда в духе Ричарда Лестера, начавшего снимать, правда, позже, но его «Сноровки» точно бы не было без «Зази в метро». Дух гедонистического угара, жизни как праздника, проникнувший почти во все западные фильмы конца 1960-х, в далеком 1960-м, когда фильм Маля вышел на экраны, был еще в новинку. Однако, финальное побоище в этой картине между разноцветно одетыми весельчаками и силами правопорядка, возглавляемыми новым Муссолини (полицейский одет точно как дуче), с последующим символическим уходом в подполье, - что это, если не умещающееся в рамки логики пророчество о поединке конца 1960-х между разнообразными меньшинствами, социальным Другим Запада и фашиствующими силами системы?
Когда-то Бунюэль рассказывал о том, что был шокирован, увидев на стенам домов и университетов во Франции сюрреалистические лозунги. В этом нет ничего удивительного, ведь протест «новых левых» был не столько социально-политическим, сколь культурным и эстетическим, сверхзадачей гошистов и ультралевых сил была эстетизация реальности, не больше, не меньше. В этом смысле «Зази в метро» - крайне актуальная для 1960-х картина: ребенок как анархистский элемент, запускающий детонацию системы в целом, окруженный странными людьми, чудаками, маргиналами, отброшенными общепринятой этикой на смысловую и жизненную периферию, дают в итоге бой фашиствующим социальным силам (важно, что одеты те в мундиры, и все на одно лицо). Схожая коллизия символически подана позднее Форманом в экранизации мюзикла «Волосы», где бритые наголо военные в униформе противопоставлены длинноволосым бунтарям.
Как и в «Волосах», в «Зази в метро» серая буржуазность отчаянно защищается в поединке с тем, что выходит за пределы ее сознания (так сквернословие Зази – один из компонентов ее нонконформизма). В «Логике смысла» Жиль Делез писал, что абсурд в мышлении и жизни играет конструктивную роль, он заставляет людей расти и перерастать узкие рамки традиционной логики: все что-либо новое поначалу всегда шокирует своей инаковостью. Так и Зази, быстро обрастая новыми связями и знакомствами, оставляет среди окружающих ее людей след свободы, непосредственности и независимости: так буржуа становятся чудаками, а сентиментальные дамы борцами с системой. Настоящим посмешищем в глазах окружающих становится жандарм, и по совместительству чуть ли не педофил, Трускайон (именно он в финале противостоит героям в форме дуче и с его повадками). Этот персонаж – настоящая квинтэссенция буржуазности, по мысли Маля, именно ей дает отпор веселая анархиствующая девчонка Зази и ее компания.
В «Зази в метро» множество веселых гэгов, скетчей и всевозможной игры слов, плохо поддающейся переводу (не будем забывать, что в основе сценария – роман Раймона Кено, видного французского сюрреалиста). Сам Маль, редко перешагивавший границы кинематографического реализма, здесь дал волю фантазии, превратив полуторачасовой фильм в подлинный калейдоскоп шуток и визуальных аттракционов, и цвет тут сыграл важнейшую роль. Здесь важно все: и обстановка в доме дяди Зази (вторая крупная роль еще молодого Нуаре после дебюта у Аньес Варда в «Пуэнт-Курт»), и парижские улицы, содрогающиеся от карнавала шуток и гэгов (Маль явно учился строить их у «Великого Немого»), и яркие одежды персонажей, вступающие в диссонанс с униформой полицейских. Важно и то, что чудаки-весельчаки из команды Зази в итоге ломают декорации, в которые помещены, это собственно и есть эстетизация реальности, превращение жизни в лихой гедонистический карнавал, чуждый любым проявлениям серости, мещанства и буржуазности. Зази уезжает из Парижа, но ее наследие остается.
Зази по Малю
Луи Маль - мастер французского кинематографа, успевший блестяще отметиться до Зази своим американским подходом к кино. Вновь он берется за сценарий и делает это уже по-французски, экспериментируя с сюром на ходу. В итоге получилась смешная, подвижная и увлекательная комедия для детей и взрослых.
Но, если вы окунетесь в мир литературы, то поймете, что 'Зази в метро' Раймона Кено - это вовсе не та Зази, которую описаль Маль. Зази Кено - это острая на язык девочка с комплексом маленькой содержанки, которая больше походит на Матильду в Леоне, преследуя собственные цели, нежели на озорного поверхностного ребенка. Язык, которым написани книга, роднит произведение с Луи-Фердинандом Селиным - бескомпромиссным драматургом и поэтом безнравственности. Поэтому снимать это произведение стоило лет на десять позже, и именно Бертрану Блие, который успешно справлялся с сюрреализмом, комедией и похабщиной в одном ключе - то, чем является Зази по своей сути. Луи Маль произвел адаптацию романа для публики, прикрыв месячные подростка плюшевой вуалью.
Луи Маль: загадки Зази.
Данный бурлеск от Луи Маля впервые предстанет перед зрителем от этого начинающего тогда режиссера, и 3 предыдущие картины совершенно не похожи на 'Зази в метро'.
К сюжету здесь относиться на полном серьезе нельзя, здесь фильм состоит как бы из отдельных сцен, каждая из которых имеет аллегорический смысл, но используются они исключительно все вместе. Полностью свободная в своих рассуждениях и желаниях Зази приезжает с мамой в Париж, Зази отдают на попечение дяде, а беспечная мамаша бросается на руки к очередному любовнику. Но Зази это ничуть не беспокоит, она отправляется со своим дядюшкой путешествовать по Парижу. Этот мир показан глазами маленькой, но уже довольно смышленой девочки, он в ее взгляде смешон, взрослые, как глупые курицы носятся со своими проблемами, которые так комично прописаны для каждого героя.
Этот фильм насыщен пищей для ума, которая представлена трагикомедией, расшифровывать которые предложено зрителю, попробуйте разгадать загадки не скучающей Зази.
7 из 10
Луи Маль: по ту сторону принципа удовольствия
Известно, что фрейдовский принцип удовольствия описывает стремление психики к минимизации напряжения. И вот этой минимизации и посвящен фильм. Пока взрослые люди решают свои странноватые проблемы - будь то выбор кафе, спор с полицией, работа или ревность, яркая и озорная, неуловимая как 'Пеппи-длинный чулок', девочка закручивает озорные комбинации. В ее бунте нет никаких сублимаций. Просто насыщенный Ид (в фрейдовском толковании) направленный как и положено для получения наслаждения. Только взгляните на то, каким уставшим и испуганным выглядит на фоне обычного озорного ребенка такой лощенный и респектабельный герой Нуаре. Его лишний вес тут лишь подчеркивает неторопливый жизненный конформизм взрываемый детскими устремлениями. Зази Маля это своеобразный ответ 'Красному шару' Ламориса. Прощай грусть, да здравствует торжество удовольствия. Тихо и незаметно на гребне 'новой волны' прокрадывается новая общественная коалиция - мир потребителей, в котором WalMart и Икеа станут интернациональными символами хорошего тона. Только заметьте как точно подмечено что ребенок кушает четыре мороженных одновременно, до конца не доедая ни одно из них.
В этом потоке резко сменяющихся гэгов едва ли нам рассказывают путь трудного ребенка. Зази - это откровение для всех обитателей скромного и уютного Парижа, вещающий о том, что жизнь дана людям для удовольствий. Такая вот неожиданная модель личностного бунта, не слишком смотрибельная (ибо минуте на 40-й) все как-то сливается в потоке сознания, высвечивая лишь испуганного Нуаре с ребенком неожиданно взобравшегося на Эйфелеву башню, но зато эффектная в своей визуализации. 'Трудный ребенок', 'Питер Пэн', 'Король рыбак' и все weird-персонажи, все они несут в себе частичку бесшабашности Зази.
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Зази в метро 1960 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Сумасбродные приключения 11-летней провинциальной девчонки Зази в Париже, которая желала во что бы то ни стало увидеть метро, но так и не попала в него за свой недолгий срок пребывания во французской столице. Зази приезжает в Париж вместе с матерью, которая сразу отправляется к своему любовнику, оставив дочь на попечение дяди Габриэля.
Зази в метро / Zazie dans le métro 1960, Франция, комедия, фэнтези