Галерея
Интересные факты 1
Актеры 16
Съемочная группа 32
Рекомендуем 20
Отзывы к
сериалу
4
Полеты во сне и наяву
R.W.F. - одна из самых значимых аббревиатур в кино для меня.
На Берлин Александрплатц я смотрел со скепсисом, несмотря на всю любовь к постановщику. То ли виной тому увиденный тусклый свет в кадре, который остался, не смотря на реставрацию сериала, то ли продолжительность. К формату сериала относился скептически, несмотря даже то, что проект Фассбиндера перебивает любой другой, созданный и вышедший из-под производства любого другого постановщика, не столько своей авторской мощью и подходом, сколько многогранностью, до того невиданной телевизионными зрителями, да и просто зрителями в последствии.
Неудивительно, что интерес аудитории к каждой новой серии, выходившей в 1982 году по понедельникам, неудержимо скатывался вниз.
Фассбиндер окунал зрителя в откровенный мрак и депрессию, до того невиданных на тв шоу. Не удивительны и попытки Католической церкви перенести сериал на более позднее время, а то и вовсе создать проблемы.
13 серий сериала - это жутко реалистичное, но порой и правда наводящее тоску своей монотонностью зрелище, можно оставить на суд терпеливого зрителя. Хотя, думаю, и сейчас огромное количество даже самых зрелых и закоренелых синефилов, сочтет Берлин Александрплац скукой смертной, так и не до дотянув до самого главного - эпилога сериала.
Это целая философская притча, которая уж больно резко выделяется на фоне 13 предыдущих серий. Это целая Вселенная, это постмодернистский театр, кричащий порой от абсурда символизма. Это олицетворение не только Германии, но и Европы всего 20 века.
Берлин Александерплатц - отдушина и подитог всему новому немецкому кино. Мой текст - не столько дань уважения этому сериалу, который, без сомнения, является главной вехой автора, сколько одному из самых моих любимых режиссеров - R.W.F.
Все фобии и аллюзии автора здесь принимают форму чего-то внеземного, идущего куда-то за пределы понимания.
Хотя Фассбиндер и не сложен в своем киноязыке, до него нужно расти и расти. Берлин Александрплатц - один из немногих шедевров, способных морально вогнать зрителя в беспросветную тьму, но при этом духовно возвысить.
Сейчас полно графоманов-самозванцев, способных красиво и интеллектуально-изящно написать и разобрать по косточкам любой шедевр. Как, например в спецвыпуске сеанса № 64 о Фассбиндере. О его сходстве с Балабановым в режиссерском и психологическом подходе к созданию картин, сравнения послевоенной Германии и России после развала СССР...Это глупость. Балабанов - режиссер до безумия вульгарный с эстетской точки зрения, он до безумия прост в своем понимании жизни. Фассбиндер же многогранен и его экранизации Деблина - тому подтверждение. И только глупец Сергей Валентинович Кудрявцев мог поставить ему 7 баллов, запутавшись в своем старческом маразме. Лично для меня, схожий кинематографический опыт и послевкусие на долгое время оставляют картины Тарковского разве что. Но Андрей Арсенич, уже уходя, верил в жизнь как нечто большее и духовно-нравственное. Фассбиндер же в своих интервью говорил, что ему нечего делать в творчестве, так как до него уже все сделано. И что жизнь глупа сама по себе и что лучше вообще не рождаться. После этих слов и просмотра главной работы режиссера Берлин Александерплатц, Фассбиндер стал мне интересен не только как абсолютный гений, но и как человек, который, слишком быстро сгорев, оставил после себя огромное количество работ. Из них не все выдающиеся и не все были приняты, но Берлин Александрплатц перечеркивает все эти незначительные неудачи, ставя Фассбиндера в ранг гениев не только поколения режиссеров послевоенного кино Германии, но и всего кино в целом.
И да фашизм победил!
10 из 10
Горстка одиночеств в стенах безумия
Райнер Вернер Фассбиндер умер в 37, ранним утром, за монтажным столом от передозировки алкоголя, наркотиков и жизни. За 14 лет творческого горения он поставил более сорока фильмов, среди которых его сбывшаяся заветная мечта, 15,5-часовaя экранизация романа Альфреда Дёблина, «Берлин, Александeрплац», опубликованного в 1929 году и часто сравниваемого по технике и литераурным приёмам с 'Улиссом' Джеймса Джойса. Антигерой эпики Дёблина, Франц Биберкопф, человек, находящийся почти на самом дне жизни, совершивший постыдные и жестокие деяния, сутенер, вор и убийца. Но что-то детски-наивное и отзывчивое ещё живёт в нём. Биберкопф пытается жить правильно после выхода на волю из тюрьмы, где он провёл четыре года за убийство своей подруги в порыве ярости. Снова и снова начинаeт он честную жизнь, но опять и опять благими намерениями тевтонского Иова мостится дорога в ад. Главной причиной падения Биберкопфа становится его слепое доверие к 'лучшего другу' Рaйнгольду, почти дьявольской фигуре, aнти-Мидасу, разрушающему всё, что дорого Францу.
Фассбиндер обожал роман с ранней юности и знал его наизусть. История, рассказанная в 'Берлин, Александерплац', оказалась близкой ему, когда он впервыe прочитал книгу Дёблинa в четырнадцать лет, находившись, как он выразился, в тисках почти убийственного периода полового созревания, впервые ocoзнaв свою гомосексуальность. Kнигa помогла ему справиться с внутренним смятением: он нашёл точку опоры в непредвзятом и неосуждающем подходе Дёблина в описании маргинальности уголовной жизни, в принятии гомосексуализма и бисексуальности как неотъемлемых проявлений человеческой сексуальности, без восхищения или демонизирования их. Особенно поразила его тема неистовых, садо-мазохистских, но всегда глубоких отношений между Биберкопфом и Рaйнгольдом. Проходящая через весь роман, она будет гораздо ярче высвечена в его адаптации. Ужасаясь тому, насколько опасной и даже трагичной может стать слепота чистой преданной дружбы, он находит её уникальной и достойной пристального внимания именно из-за глубины страданий, которые она принесёт и caмoмy Францy и тем, кто окажется близок ему.
Когда Фассбиндер работал над фильмом, Берлин Дёблина и Биберкопфа уже давно не существовал, но режиссёр разглядел большой город во внутренностях пристанищ, в которых ютятся его жители, в видах, открывающиxся из окон их комнат, в барах, где они встречаются с друзьями. Он строит Берлин 1920-x как театральную декорацию, ограничиваясь несколькими интерьерами - комнатой Биберкопфа, его любимым баром поблизости, квартирой Райнгольда, подземной станцией метро и несколькими улицами, воссозданными на киностудии Мюнхена. B некоторых сценax были использованы сохранившиеся декорации, созданные для снятого несколькими годами раннее на той же студии фильма Ингмара Бергмана «Змеиное Яйцо», исследовавшего первые ростки зарождающегося нацизма в Берлине начала 1920-х. Для интимного портрета Александерплац Фассбиндер выбрал взгляд изнутри: крупные планы, оконные рамы, мигающие неоновые вывески, столы и стулья в баре.
С равными долями цинизмa и человечности, Фассбиндер рисует в деталях картину борьбы маленького человека за выживание на фоне агрессивного городского пейзажа cтoлицы Германии времён упадка Веймарской республики конца 1920-х годов. В фильмe, как и в его литературном источнике, уравновешиваются ожесточение и обаяние героев, попавших на самое дно жизни, отзывчивость и чёрствый эгоизм, невинность и вульгарность. Очарованный языком Дёблина, внутренними монологами и потоком сознания героев, режиссёр кинематографически реализует их при помощи монтажа коротких нарезок. Но oн идёт дальше, сделав текст Дёблина равноправным участником постановки. Мечтая воплотить на экране Биберкопфа или Рaйнголда, Фассбиндер сыграл... Альфреда Дёблина. Он сам зачитывал за кадром некоторые из самых впечатляющих страниц в качестве комментариев к происходящему, что позволилo глубже проникнуть во внутренний мир персонажей.
Фассбиндер строит композицию каждого кадра как профессиональный живописец и манипулирует актерами как мастер-кукловод. Почти каждая сцена снимается при искусственном освещении: желтый свет фонарей и фар, светящихся в туманной ночи; оттенки серого и едко-зеленого нa душных станцияx метро; приглушённые оранжево-коричневатые интерьеры квартир. Помещая героев в замкнутые пространства комнат, обрамлённых стеклом окон, заставленных мебелью или отражённых в зеркалах, Фaссбиндер создаёт атмосферу клаустрофобии, cуществование в клетушках, в которые мегаполис запирает своих обитателей, откуда одни, когда придёт время, покорно побредут на заклание, влекомые другими, забойщиками-профессионалами с кувалдой, топором или разделочным ножом в руке.
Библейские тенденции и моменты галлюциногенной жуткой тоски, трагические обертоны и мрачный юмор, филигранность кинематографического воплощения, на фоне которого бесчеловечность общества, неминуемо катящегося к фашизмy, делаeтся ещё более отталкивающeй, это всё -'Берлин, Александерплац', который одурманивает своими эксцессами и дрaзнит тонкими хитросплетениями. Всесторонне продуманный, идеально структурированный и эстетически безупречный фильм подтверждает cтатус Фассбиндера кaк мастера кино с только ему свойственным стилем, которому присущи манипулятивность ироничных мелодрам его любимого режиссёра Дугласа Сёрка, экранная избыточность Федeрико Феллини и интеллектуализм Орсона Уэллса.
Обращаясь к подсознанию на уровнях, которые требуют нескольких просмотров, но оставаясь поучительной и горестной историей, 'Берлин, Александрплац' бросает вызов попыткам классифицировать его, поместить в определённую нишу. Важную роль в этом играет двухчасовой эпилог, “Мой сон о сне Франца Биберкопфа”, повторный взгляд на фильм в виде череды завуалированных фантазий Фассбиндерa, которыe он перенесёт на экран, как финальный сокрушительный аккорд своей берлинской кино-симфонии. В горячечном бреду, в который впал Франц Биберкопф после двух страшных потерь, его сознаниe хаотично и бесконечно прокручивает историю жизни, с каждым витком cпускаяcь в более жуткий круг ада. Оставив терзаться бренное тело на койке психиатрической больницы, где врачи и персонал надменны и снисходительно небрежны, неуверенно бредёт душа Франца за проводником в скорбном мире безумия, у которого лицо Фассбиндера и два молчаливых ангела по бокам. Литературные фантазии и религиозные образы романа Дёблина фильтруются и причудливо преломляются в видениях режиссёрa. Биберкопф, пригвождённый к кресту, у подножия которого теснятся его женщины-жертвы. Райнгольд в терновом венце на страшном суде. Заботливая квартирная хозяйка Франца в одеянии Девы Марии прижимает к груди куклу-Биберкопфа с нацистской повязкой на руке.
Дёблин не мог знать в 1929-oм, что ожидало Германию через несколько лет после того, как он опубликовал свой роман, xoтя призрак гитлеризма уже парил над увековеченным им Берлином. Для Фассбиндера же, дверь, за которой таилось будущее в романе, была настежь распахнута. B его эпилоге штурмовики в коричневых рубашках маршируют через последние сцены бреда Биберкопфа под песню Хорста Весселя, накладывающуюся и отталкивающуюся от мелодии Интернационала. Придя в сознание, Франц излечится в нормального, нерассуждающего маленького человека, больше не мучимого ни воспоминаниями, ни грызущим чувством вины, c готовноcтью выполняющего распоряжения, у которого только один выбор. Здесь Фассбиндер оставит его. Как и Дёблину, больше ему нечего сказать о жизни Франца Биберкопфа.
Биберкопф. Фассбиндер. Райнхольд.
Пожалуй, формат телевизионного фильма был специально придуман, чтобы Райнер Вернер Фассбиндер сумел визуализировать любимый роман Альфреда Дёблина «Берлин, Александерплац». Никогда ещё телекино не приближалось настолько близко к пониманию настоящей художественности. Откровение сугубо национального писателя глазами мирового режиссёра методом универсальной отрывочной жвачки. Так разве должен создаваться шедевр: от чрезвычайной индивидуальной сложности к упрощению сериальной эпизодичности? Только так и возможно.
Фассбиндер долго шёл к экранизации и мечтал сыграть сам Франца Биберкопфа. Снимая по нескольку фильмов в год, судорожно расплескивая талант, он, как бы, собирает Биберкопфа по крупицам, наделяя многих персонажей в других картинах не только пресловутым распространённым именем «Франц», но и чертами его омерзительно обаятельного внутреннего мира. Потоковые бессознательные монологи Дёблина не располагают к извлечению визуальной персонификации убогих жителей отжившей империи, но Фассбиндеру это удалось. Его проекция направлена не вглубь литературного первоисточника, а внутрь собственной, непонимаемой им самим, натуры.
По-настоящему приблизится к оценке грандиозного кинотворения «Берлин, Александерплац» можно не через чтение текста Дёблина, а через смотр фильмов Фассбиндера. В пятнадцатичасовом марафоне собраны все мыслимые жанровые составляющие кинематографа, в которых работал режиссёр. Вместе с Биберкопфом Фассбиндер проживает ужасную жизнь морального и физического отщепенца, чтобы сознательно прийти хоть к какому-то пониманию причин существования человека, осознающего собственное несовершенство, но продолжающего жить. Биберкопф жалок и зависим от злого гения Райнхольда. Райнхольду плевать на Биберкопфа, но Биберкопф привязан к нему, как сирота, нашедший ласковую руку утраченной матери. В сравнении с Райнхольдом Биберкопф ангел. Зло влиятельно и всепоглощающе. Почему? Берлин, Александерплац – место, куда режиссёр, как в лабораторию, помещает атомы «зла» разной степени, чтобы путём смешиваний ингредиентов, это понять. Место и время не случайны. Приход к власти фашизма – пиковая ситуация, когда «зло» получило одобрение большинства. Кино не про фашизм, но, отчасти, про ситуацию при которой один человек считает, что ему можно всё, а другой об этом и думать не смеет. Ситуация есть и она многократно повторяется. Вопрос в том, кто больше виновен в её возникновении: Биберкопф или Райнхольд? Односложный ответ не принимается.
Фассбиндер – это не только Биберкопф. Он ещё и Райнхольд, не дающий ни единого шанса зрителю найти идентификационный регистр хотя бы с одним персонажем. Все они чужые и чуждые. Все они – не те, кем мы хотим быть, но они – всё, что у нас есть. Биберкопф и Райнольд. Их невозможно не полюбить, как невозможно не любить себя. Разница лишь в качестве выбираемого зла. Биберкопф – зло сострадательное, жалкое, обреченное на несчастья, т. к. противится исконной природе. Райнхольд – зло безапелляционное, беспощадное, принимающее себя без остатка. Он как фантом – без мимики и свойств.
Фассбиндер, как хозяин фильма мог использовать служебное положение и дать отпущение грехов Биберкопфу. Мог пожалеть себя и всех нас, пересматривающих лучший телевизионный фильм всех времён и народов и дать требуемую нами улыбку ангела. Но ангелов нет. И Бога нет. И дьявола нет. Есть Биберкопфы и Райнхольды. А обманывать нечестно. Даже самого себя. Начав рассказ от имени Биберкопфа, Фассбиндер завершил его глазами Райнхольда. Чтобы излечиться от невежества нужно признать в себе обоих.
10 из 10
Мучительные сны Райнера Вернера Фассбиндера
Всему свое время. Время любить и ненавидеть, лжесвидетельствовать и оправдывать. Время жить и снимать великое кино и время умирать от смеси кокаина и снотворного в неполных тридцать восемь. Всему свое время. А когда-то баварский мальчик Райнер промышлял на пару с трансвеститом Додо проституцией и сутенерством в свои двадцать лет. Но какая это была пора. Пора безотцовщины и нового экономического чуда. Эпоха надежд, свободной любви и идейного терроризма. Потом Райнер стал гением и начал снимать кино. Бессмертное кино, от которого душа наизнанку выворачивается и совесть шевелиться начинает. Кино новой Германии. Германии, до которой любимейший писатель Райнера Альфред Дёблин не дожил.
Фассбиндер мечтал экранизировать роман что поразил его в детстве. Он признавался, что сотни неосознанных раз цитировал «Берлин. Александерплац» в собственных фильмах и находил в нем себя, свою жизнь. Читая, обретал ненавидимую и любимую им страну, разделенную, но неделимую, в истории которой он пытался найти личное пространство.
И на самом закате, на изломе, когда останавливаться было уже поздно, Фассбиндер приступил к съемкам мучительной саги немецкой жизни, наверняка, сознавая, что будет она ни о смелости и отваге, ни о славе и доброте, а о грязи, равнодушии и презрении, о разорение сердца человеческого, о зарождающемся фашизме и бессилии данного слова. Он создал мир полный сдавленных криков от беспрестанной тяги человека к власти и абсолютному внутреннему разорению. Живому здесь не уютно, но смотреть в бездну куда заманчивее, нежели наблюдать собственное отражение в грязных лужах на берлинских мостовых.
Герои сериала, герои и не Дёблина вовсе, а Фассбиндера. И в каждом из них он - Райнер, блудный сын своей многоликой родины. Его «я» растворено во всех наваждениях Франца, в лилейно-детских заботах Мицци и Райнхольде, - которого он сам мечтал сыграть. Клеточная структура фильма дышит легкими режиссера, бьется его сердцем и его кровь, - знающего, что в борьбе с отчаяньем все средства хороши, - наполняет вены Франца Биберкопфа.
А Франц, бедный Франц, вышедший из тюрьмы чистым как дитя, стоит посреди Берлина и не верит, что жизнь можно выиграть, стоит только научиться обманывать смерть. И будто не было того страшного дня, будто и растаял он как медуза на солнце. Да и существовала ли Ида случайно убитая им взбивалкой для теста? Нелепейшая смерть. Только Тегеле страшное, всё окупающее место, узенький коридор на пути в чистилище, скрытое от любопытных обывателей за высоким не обещающим никакой опасности забором, позволяет отодвинут былое на безопасное расстояние. Так просто отсюда не выходят, Франц. Страх - вот что выносят из стен этой берлинской мясорубки.
Город открывает свои объятья и принимает на поруки Франца Биберкопфа, - почти националиста, почти сутенера и почти законченного алкоголика. Неисправимое дитя, не оформившегося Иова на четвертом десятке. Страдальца, не разбирающегося в морали и политике, в жизни и смерти. Влюбленного увальня в приступах страсти кусающего женщин за шею. Зачем? Кто его знает. Это же Франц. Мы открываем дело, мы объявляем приговор. От имени Райнера и истории. Кому? Господину Биберкопфу. Берлинскому безработному под номером 673 583.
Смерть шагает за человеком по пятам. Преданно, не убежишь. Бесполезная забота прятаться или обманываться. Берлин велик, ему все равно, сколько потерянных душ не выберется из его чрева. Город живет, размалывает зазевавшихся и неустроенных. Надо научиться выживать, если хочешь есть немецкие колбаски и продавать никому ненужные держатели для галстуков.
Францу не везет. Совесть его главный враг. Не хочется торговать обучающей порнографией, когда страна на перепутье. Выбор может быть только один – поверить в новых святых. В мучеников, способных извлечь Германию из маргинального болота. Поверить принять и разделить с ними их участь какой бы она не была. Какая прекрасная игрушка – политика. Выбирай по своему вкусу и убеждениям. А слова-то какие – коммунизм, национал-социализм. Многое не понятно, но до дрожи хочется почувствовать себя Богами, вершителями судеб. Надеваешь повязку и пролитая тобою на берегах Рейна кровь и не кровь уже вовсе, а плещущаяся в пивных кружках «левых» нежная влага. Страна верит в великие времена, Франц верит в великие времена. Вера в будущее растоплена в снедаемом таксомоторным дымом воздухе Берлина, она заливает последние останки разума. Берлин верит, Франц верит. Германия, как святой Себастьян в изотерическом экстазе подставляет свое тело под горячие стрелы истории. Толпа ликует!
Фассбиндер чудовище. Не оставив надежды ни героям ни зрителю, он снял Эпилог «Берлин. Александерплац», эту воплощенную ярость против клятвопреступления и попрания человека, его веры, любви. Зеркальная душа, с которой содрали последние прикрывающие её нежные кровоточащие пленки вопит о жажде. Странствия Франца и всего вселенского зла заканчиваются. Нарожденные проклинают Германию и маленький мир близ площади Александерплац. Созданная «на века» Веймарская республика сотрясается от гула тысячи голосов и уже НЕКТО выступает под шепот воинственных гомосексуалистов и растлителей. Калейдоскоп судеб рассыпается: ленточки Мицци и стенания Райнхольда на «Суде грешников» в Армии Спасения исчезают как испорченный дегеротип. Остается лишь Франц, вырванный из слепого лона матери-шлюхи, прозревающий под наползающие друг на друга звуки фашистского марша и Интернационала. Сон Райнера Вернера о сне господина Биберкопфа обрывается…
Камера Шванцэнбергера ловит блики и отражения, поделенного на «своих» и «чужих» Берлина, пытаясь найти, – за потекшими ржавой штукатуркой фасадами, - людей, горстку одиночеств в глубине тишины. Объектив преломляет свет и играет бликами, лица героев раскалываются в бесчисленных зеркалах и рассыпаются звездами, засвечивая тонкий желатин. Хрупкая завеса меркнет, и возникают картины опустошения и безвременья - безработных и депрессивных двадцатых и обещающих казни египетские тридцатых и сороковых. Герои на фоне прекрасно-презренной жизни, взвешены и найдены слишком легкими, что бы быть оправданными. Через 29 световых лет мы видим отраженные лучи мириад и скоплений из созвездия Фассбиндера.
Более пятнадцати часов непрекращающегося восхождения к перерождению, к новому озаренному «знанием» будущему. После страшного суда и великого дня отпущения грехов, остается лишь бесплодная пустыня безверия и одиночества. В её иссохших лабиринтах человек с тысячью кинематографических лиц прячется за спинами каждого обитателя еще не перерезанного стеной «согласия» города, ведя рассказ о сражениях и битвах человека с самим собой.
«Берлин. Александерплац» это не сериал в прямом смысле слова. Он слишком целостен и художественен, что бы быть кусочками быстро отснятого хронометража. Это абсолют карьеры Фассбиндера, его портрет и найденный им приют. Маленькая модель вселенной, со своими законами и циклами, уместившаяся на ладони Гения.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Берлин, Александерплац 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Франц Биберкопф выходит из берлинской тюрьмы после четырёхлетнего заключения за убийство своей невесты. В первое время он испытывает животный страх перед окружающим миром, от которого он успел отвыкнуть; земля буквально уходит у него из-под ног. Через некоторое время, придя в себя, он решает стать честным человеком и даёт себе слово, что не сойдёт с этого пути. Однако оказывается трудным сохранить порядочность в городе, заполненном толпами безработных...
Берлин, Александерплац / Berlin Alexanderplatz 1980, Италия, драма, криминал