Наполеон

Napoléon

2002, США, драма, мелодрама, приключения

Ив Симоно показал жизнь французского императора и полководца от начала его карьеры до последних дней жизни на острове Святой Елены в 1821 году...

Страна
США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Канада, Чехия, Венгрия
HD
12+ КиноПоиск  7.3 IMDb  7.3
Наполеон

Сезон 1
7 октября 2002
Сезон 1
Эпизод 4
Сезон 1 Серия 4, 17 октября 2002
Эпизод 4
Эпизод 3
Сезон 1 Серия 3, 10 октября 2002
Эпизод 3
Эпизод 2
Сезон 1 Серия 2, 8 октября 2002
Эпизод 2
Эпизод 1
Сезон 1 Серия 1, 7 октября 2002
Эпизод 1

Галерея

Интересные факты 1

Мини-сериал снят на основе романа историка наполеоновской эпохи Макса Галло.

Актеры 38

Джон Малкович
Charles de Talleyrand
Хайно Ферх
Marquis Armand de Caulaincourt
Себастьян Кох
Maréchal Jean Lannes
Клаудио Амендола
Maréchal Joachim Murat
Мави Хёрбигер
Marie Louise d'Autriche
Анук Эме
Letizia Ramolino
Ален Дуте
Maréchal Michel Ney
Джулиан Сэндс
Klemens von Metternich
Тоби Стивенс
Tsar Alexandre Ier de Russie
Marie Bäumer
Caroline Bonaparte
Людивин Санье
Hortense de Beauharnais
Серж Дюпир
Général Pierre Cambronne
Винсент Грасс
Charles IV d'Espagne
Ален Флик
Ferdinand des Asturies

Съемочная группа 55

Ив Симоно
Associate Продюсер
Мишель Кюссон
Композитор оригинальной музыки
David Craig
Продюсер
Рон Девилье
Продюсер
Delia Fine
Исполнительный продюсер
Марк Ваде
Исполнительный продюсер
Michael Cowan
Co-Продюсер
Sarim Fassi-Fihri
Исполнительный продюсер
Max Gusberti
Co-Продюсер
Marc Jenny
Исполнительный продюсер
Клод Леже
Co-Продюсер
Ян Мойто
Co-Продюсер
Джейсон Питти
Co-Продюсер
David Rogers
Co-Продюсер
Richard Grégoire
Композитор оригинальной музыки
Марк Уэллетт
Композитор оригинальной музыки
Ги Дюфо
Оператор-постановщик
Ив Ланглуа
Монтажер
Martina Kubesova
Кастинг
Ричард Кунин
Постановщик
Lionel Acat
Арт-директор
Паскаль Чаттон
Арт-директор
Моника Эстан
Арт-директор
Пьер Мишон
Арт-директор
Пьер-Жан Ларрок
Художник по костюмам
Марианна Картер
Художник по костюмам
Muriel Baurens
Key Makeup Artist
Серж Лавигёр
Special Effects Makeup Artist
Эдриан Морот
Special Effects Makeup Artist
Michel Perrot
Hairstylist
George Tucci
Special Effects Makeup Artist
Richard Lewis
Sound Re-Recording Mixer
Лори Макдауэлл
Sound Effects Монтажер
Simon Price
ADR Монтажер
Лорен Ана Уолкер
Sound Effects Монтажер

Рекомендуем 14

Тюдоры
2007, США, военные, драмы, исторические, мелодрамы
Красавица-воин Сейлор Мун: Сейлор-звезды
1996, Япония, аниме, боевик, драма, мелодрама, мультфильм, триллер, фэнтези
Елизавета I
2005, США, биография, драма, исторический, мелодрама
Предатель
2008, США, боевик, драма, криминал, триллер
Томминокеры
1993, США, ужасы, фантастика
Тихий океан
2010, США, боевики, военные, драмы, исторические, приключения
Хэтфилды и МакКои
2012, США, военные, вестерны, драмы, исторические, мелодрамы
Отверженные
2002, США, драма, исторический, сериал
Спартак: Кровь и песок
2010, США, боевик, мелодрама, история, драма, приключения, сериал
Молодой Папа
2016, США, драмы
Черепашки-ниндзя
2014, США, комедия, боевик, фантастика, приключения
Декстер: Новая кровь
2021, США, триллер, драма, криминал
Тропы
2013, Австралия, биография, драма, приключения
О деньгах и крови
2023, Франция, триллер, драма, криминал, биография

Похожие 7

Американский оборотень в Лондоне
1981, США, комедия, ужасы
Ярмарка тщеславия
1998, США, драма, мелодрама, сериал
Правонарушитель Морант
1980, Австралия, драма, военный, история
Война и мир
2007, Россия, военный, драма, исторический, мелодрама, сериал
Война и мир
2016, Великобритания, военные, драмы, исторические, мелодрамы
Ярмарка тщеславия
2018, США, драмы
Хоть я и не герой
2024, Корея Южная, мелодрама, фантастика

Отзывы к сериалу 21

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Наконец-то дошли руки до этого очень крутого мини-сериала, который у меня на DVD с года выхода лежал дома, да так и остался лежать. Нехилый (особенно для тех лет) бюджет в 41 миллион евро виден в каждом кадре — огромная массовка в батальных сценах, множество костюмов, отличные декорации (снимали, понятное дело у себя, а дома и стены помогают), мушкеты, пушки, конница — размах здесь конечно поражает. В паре мелких секундных общих планов графика конечно плохенькая, но общей картины это не портит. Актёрский состав здесь бомбический: Кристиан Клавье, Жерар Депардье и его сын Гийом, Джон Малкович, Анук Эме, Изабелла Росселини, Джулиан Сэндс, Тоби Стивенс и куча знакомых европейских лиц на втором плане — все в фактуре и на весь этот золотой ансамбль смотреть чертовски приятно. Удивил Кристиан Клавье, получивший редкую возможность ненадолго уйти от комедийного амплуа, чем он с блеском и воспользовался, ибо артист в кадре просто великолепен! Несмотря на достаточно спокойный темп, смотрится сериал с необычайным интересом, а от сюжетных перипетий не оторваться. Да, какие-то вещи здесь даны достаточно схематично и крупными мазками, но портрет Наполеона здесь вырисовывается чётко и достаточно объёмно. Понятно, что в батальных сценах нет модных киношных пролётов камеры, но и без этого всё смотрится весьма эффектно, учитывая что снималось на натуре и с большой массовкой. Понравилась и главная музыкальная тема — до мурашек пробирает. Шикарный проект получился — покорил моё сердце.

9 из 10

Не все
Этот фильм-биография о Наполеоне Бонапарте не первая экранизация о его пути, жизни.

Удалось поистине невероятное! Актер Кристиан Клавье, который играл комические роли Жакуя, Астерикса, которые близки к положению покорного раба, в этом фильме был выбран на роль Наполеона Бонапарта! И Кристиан Клавье великолепно справился с ролью. Он внешне похож на Наполеона. Но актер сумел в этом кино показать настоящее величие, властность, энергию лидера. Это действительно человек, который поражал своей энергетикой, покорял страны, народы, за которым шли люди. Одни им восхищались, другие нет. И Кристиан Клавье передал эту огромную силу воли Наполеона во взгляде своих глаз спокойном и уверенном в себе, в своей осанке, в своих речах, походке. Актер К. Клавье доказал, что способен играть не только комичных шутов, но и полностью противоположного человека, властного и сильного, показав, что он - актер высокого уровня, подчеркнув, что и комические роли играть непросто. Актер передал и драму личности Наполеона от его первых побед в Европе, в Египте, до встречи достойного сопротивления в России, сохранения достоинства от осознания проигрыша, от изгнания на остров. Выдержать такое испытание - потери власти после триумфа могла по настоящему сильная личность. И когда актер сумел передать это чувство собственного достоинства на острове святой Елены, когда многие бы потеряли веры в собственные силы, пришли в отчаяние. У него этого не было.

Два эпизода в фильме важны. Когда Наполеон начинает разговор с простой женщиной из народа, готовой его покарать за гибель сыновей. И когда он признается, что он - Наполеон, он сумеет ее переубедить. Когда он выходит перед вооруженными солдатами в него со словами: 'Вы готовы стрелять в своего императора?' И не один солдат не выстрелил. Вот она - сила Наполеона, которую передал К. Клавье

И увлечение Наполеоном науками, желание оставить след и в науке.

И его личная жизнь: любовь с Жозефиной, счастье отцовства, которое он познал.

На роль Талейрана Джон Малкович подходит. Его хитрое умение служить разным господам, если нужно, его прагматизм, логичность, отсутствие эмоций, замкнутость. И все это Джон Малкович показал в таких далеких отсюда образов в 'Опасных связях', в 'Воздушной тюрьме', Жавере из 'Отверженных'. А человеческий тип почти один и тот же, почти не изменяется.

Жерар Депардье в роли Фуше. Жерар Депардье - один из моих самых любимых актеров, появление его в любом фильме радует. А умеет он перевоплощаться великолепно!

В роли солдата Мюрата передали его прекрасные качества как солдата, слабость, как управителя.

И все же есть минусы в фильме. Если снимается фильм о Наполеоне, почему практически не показана его военная деятельность в России?! Где Бородинское сражение, где Москва. Это необходимо для полноценного раскрытия образа. Это Европейское кино, которое оставило за невидимыми скобками деятельность Наполеона в России. Где Михаил Кутузов? И Лев Толстой в 'Войне и мире' четко показал в чем ошибка Наполеона, сопоставив М. Кутузова и Наполеона. Наполеон ставил себя выше народа, М. Кутузов ставил себя на одном уровне с народом. Это очень глубокое исследование. Без него, без России личность Наполеона выглядит несколько нераскрытой, атрофированной. Баллы сняты.

И самый главный момент: в фильме Наполеон показан, как герой, как будто он нес спасение в другие страны. Наполеон нес и порабощение, зло, хаос, гибель. В чем-то он - страшная фигура. В фильме этого нет. И остановила его Россия-матушка, как остановила шведов на Чудском озере, как остановила Гитлера, неся в мир покой, благодать и мир.

8 из 10

Одиночество было спутником его жизни
Пару недель назад я взялась читать роман Александра Дюма «Соратники Иегу». С первых же страниц мое внимание привлек молчаливый спутник главного героя, и, поскольку, редко отдаю предпочтение главным героям (тем более у Дюма они все на одно лицо), я решила, что буду сопереживать этому второстепенному, но сразу видно, харизматичному персонажу. Страниц через двадцать выяснилось, что сия загадочная личность — никто иной, как молодой Наполеон Бонапарт. До этого времени Наполеоном я не интересовалась от слова «совсем», и пока знаю о нем примерно столько же, сколько и большинство — то есть лишь общий фон. Но теперь постараюсь заполнить белые пятна в своем кругозоре, ведь кто бы что ни говорил о Дюма и качестве его произведений, но он умел вызвать любопытство к выдающимся людям, изображая их живыми, деятельными, дышащими.

И, безусловно, как это обычно бывает, я тут же начала копаться в памяти в поисках фильмов на волнующую меня тематику. О данном сериале я знала давно, много лет назад даже начинала смотреть, но мне не «зашло» - любви мало, войны много, тем более, я поклонник Средневековья, а ни XVIII-XIX вв. Сейчас же как раз пришел его час. И может даже хорошо, что в вопросе Наполеона я фактически «чайник», потому могу оценивать фильм как фильм, не придираясь к внешности, историческим неточностям и прочим ляпам, от которых ни одно кино не застраховано.

Поскольку я смотрела этот сериал уже целенаправленно, ни ради романтических хитросплетений и приключенческого сюжета, а ради самого Наполеона, то несмотря на то, что лирики там мало, мне он показался захватывающим, легким, погружающим зрителя в атмосферу происходящего. Порой повествование выглядит рваным, возникает ощущение, что что-то «выбросили», потому логика порой хромает, но это не мешает наслаждаться роскошной эпопеей и не отнимает желания смотреть дальше.

В Википедии сказано, что «Наполеон» - самый дорогой европейский мини-сериал: и правда, даже на сегодняшний день 40 млн. евро это круглая сумма, а ведь фильму уже пятнадцать лет! Действительно, с первого взгляда видно, что в съемки вложены колоссальные средства, как на костюмы, декорации, так и на батальные сцены — о том, поражают ли они зрелищностью, можно поспорить, но нельзя назвать их дешевыми или некачественными. К примеру, особенно запал в душу момент после битвы под Аустерлицем, когда Наполеон гордо взирает на плоды своей победы, а мимо него проходят его солдаты — очень красивая, вдохновляющая сцена. Кто-то посетует на отсутствие Бородинской битвы, но учитывая, сколько в сериале всего битв, ее можно и опустить, к тому же, до этого уже показали одну «победу с привкусом поражения» (кажется, при Эйлау), потому, возможно, не захотели повторяться.

Интригу подогревал так же исполнитель главной роли, Кристиан Клавье. Скажу просто: если не знать, что этот актер прославился ролями Астерикса, Жакуя-обалдуя и рядом им подобных, то ни за что не догадаешься, что это комик. Я видела до этого с десяток комедий с Клавье, и тем не менее, пока смотрела «Наполеона», ловила себя на мысли, что ему следовало пойти в трагики. Не буду вдаваться в рассуждения о том, похож ли Клавье на французского императора внешне, но магнетический взгляд Наполеона, о котором Дюма писал, что ни один художник не смог его передать, удался актеру на славу. Его Бонапарт мало эмоционален, он зачастую сохраняет невозмутимое выражение лица, но глаза его пылают, в его взгляде чувствуется мощь, внутренний стержень этого человека. В него хочется верить, за ним хочется идти. Что особенно подкупало, так это его умение держать себя в руках. Он не ронял своего достоинства истериками, криками, слезами, даже в самых критических ситуациях, когда труды всей его жизни шли прахом. Даже удивительно, что такой кремень мог желать себе смерти, но... это скорее говорит не о слабости, а о том, что он был живым человеком, с чувствами и сердцем, которое можно ранить. Наполеон в этом фильме очень выпуклый персонаж, он понятный каждому. Правильно кто-то писал, что автора больше интересуют не победы, а поражения Наполеона, не столько его радости, сколько страдания. Вся эта история изначально вела к трагическому финалу. Сложно судить, насколько такой ангстовый подход правильный, но это избавило фильм от излишнего лоска и пафоса, а так же усилило впечатление в целом.

Кроме того, как многие отменили до меня, в сериале особенно отличился Джон Малкович. Ему досталась яркая, колоритная роль Тарейрана, где была возможность блеснуть аристократическим шармом с налетом таинственности. В тоже время Жерар Депардье, на мой взгляд, здесь был постольку поскольку, возможно, другой актер смог бы изобразить Фуше более запоминающимся, тогда как Депардье попросту терялся, и по большому счету был в «Наполеоне» чисто для галочки. Изабелла Росселлини в роли Жозефины особого впечатления на меня не произвела, да и остался открытым вопрос, любила ли она Наполеона, или он был для нее просто хорошим другом? Вообще, что до женщин, то мне показалось, по крайней мере в этом сериале, что реальные чувства к Наполеону испытывала Мария Валевская, а вот насчет остальных, включая Жозефину... кто знает.

Всех прочих очень много, есть примечательные лица, как, например, русский император в исполнении красавца Тоби Стивенса, но они по существу проходят фоном, потому что цель этого фильма, как подсказывает догадка, вовсе не в отображении многослойного полотна исторической эпохи Наполеоновских войн, а в раскрытии сложной и противоречивой личности самого «диктатора».

Лучшая сцена мини-сериала, его эмоциональный пик — это возвращение Наполеона с острова Эльба, когда он решил покорить сердца французов одним своим присутствием. Я даже прослезилась от радости, когда солдаты опустили оружие при виде распростершего руки императора-изгнанника. Потом мне попалась аналогичная сцена из фильма «Ватерлоо», и, как говорится... не то. Первое впечатление, как правило, самое сильное и повторить его невозможно.

Конечно, назвать данного «Наполеона» идеальным было бы преувеличением. Есть много погрешностей, даже если не затрагивать исторический аспект. Но на сегодняшний день это лучшее, что сняли о Бонапарте, причем исключительно о нем, а не о его времени, как «Война и мир». Кто-то недоволен, что образ Наполеона чересчур «приукрашен», но нужно понимать, что снимали французы, которые его чтят. В начале фильма «Фантомас разбушевался» есть фраза, что в минуту отчаянья на помощь Франции всегда приходит национальный герой — Баярд, Бонапарт, Жанна Д'Арк. Для них он символ, величайшая личность в истории, равная Александру и Цезарю. Таким он и показан здесь, несмотря на все ошибки и недостатки, великим человеком, до которого современникам было очень далеко.

10 из 10

'И луч бессмертия горит' (с)
Очень трудно снимать кино про исторических личностей, особенно такого масштаба, как Наполеон. Его превозносили и низвергали, обожествляли и демонизировали. Очень трудно удержаться от пустословного восхваления, свалившись в бездну липкого пафоса, легче (но не всегда правильней) придумать сказку 'по мотивам' и снять кино про то, в каком контексте эта личность необходима нынешнему зрителю. Можно снять фильм-отношение к нему режиссера - иногда это и честнее, и интереснее. Но как бы ни старались мастера кинематографа, естественно, сложнее всего сделать художественный фильм-исследование, чтоб за пафосом, сказкой и отношением можно было разглядеть максимально правдивый образ, личность, а не один из ее срезов.

Крепкий канадский ремесленник Ив Симоно сделал все возможное, чтобы удержаться от показа привычного Бонапарта. Наполеон здесь меньше всего - монолит, бронзовая статуя или антихрист, коим его 'ласково' величают некоторые особо рьяные хулители. Наполеон здесь - прежде всего, человек, личность. Военачальник, солдат, предатель и преданный, гений, властолюбец, готовый принести в жертву своему тщеславию миллионы жизней, император, не умевший сидеть на троне, неисправимый романтик, мудрец, глупец, интриган, творец, убийца, обманутый муж и обманывавший любовник, отец, друг, брат, сын, любимый кумир и ненавидимый дьявол, победитель и побежденный, 'властитель осужденный', 'могучий баловень побед', поднявшийся на недосягаемую высоту и рухнувший в пучину отчаяния...

Симоно старался избавить Бонапарта от приставок 'великий', 'гениальный', 'непревзойденный' и т.д., очищая от шелухи мифа. Когда смотришь этот впечатляющий фильм, создается ощущение, что режиссера больше интересуют не победы Наполеона, а его поражения. Ибо поражения оставляют на личности не менее (а то и более) глубокие следы, чем победы. Причем поражения не только военные - но и личностные. В дружбе, любви, чувстве собственного достоинства... Этот Наполеон полон слабостей и недостатков, не отрицающих, а подчеркивающих железную волю и фанатичную веру в правильность своего пути. Каждый час он принимает решения, за которыми не только его судьба, но и судьбы многих стран и миллионов людей - делает ошибки, бесится от этого, сокрушается, пытается их исправить, борется с врагами внешними и внутренними, с собственными демонами. В какие-то моменты он трогателен, этот Наполеон. Иногда смешон, романтичен, часто - страшен, коварен и попросту безнадежен. И во всех своих проявлениях этот сильный, амбициозный и сложный человек, тиран, заперший себя в клетку власти - настоящий.

И тут уже вступает в бой мастерство актеров. Когда было объявлено, что 'изгнанника вселенной' сыграет Кристиан Клавье, многих это возмутило. И не похож де, и смешон, и стать не та, и осанка иная, и вообще какой Наполеон из Жакуя-пройдохи? Однако, наплевав на все недоверие, Клавье взялся за роль и заставил забыть всех, кого видели в этой роли до него. Это Наполеон. Настоящий. Живой. Не совсем такой, как в учебниках, но абсолютно достоверный. Клавье стал своему Наполеону адвокатом и судьей, заставляя зрителей вместе с ним любить эту колоссальную личность, судьбу, разрушенную собственным величием, упрекать, оправдывать и не прощать. При этом его Наполеон не лишен самоиронии и иногда сам не понимает, как же вышло, что он - простой солдат с далекой Корсики - император. В финале становится безумно жаль, но даже не Наполеона, а ту божественную искру, величайший дар и фантастическую энергию, которые были потрачены на войны и бессмысленные завоевания. И в итоге фильм оказывается вовсе не о величии Наполеона, а о тотальном одиночестве человека во власти, невозможности победить фатум, управлять своей судьбой, управляя судьбами миллионов, и о бессилии даже самых сильных мира сего перед смертью. Клавье проделывает огромную работу, поднимаясь вместе со своим героем на Олимп и проводя его через все круги ада. Его глаза пылают в моменты триумфа, а в последней серии это совсем другой человек - с потухшим взглядом, пустой, жалкий, умерший задолго до своей физической смерти.

Очень убедительны Изабелла Росселини в роли несчастной Жозефины, мудрой женщины, и, возможно, единственного человека, понимавшего Наполеона, Джон Малкович в роли циничного и абсолютно лишенного каких-либо принципов и совести Талейрана и Жерар Депардье в роли недалекого Фуше, типичного полицая, с трудом успевающего за изменениями в своей стране.

Что касается фильма в качестве исторического эпика, то здесь все несколько хуже. Несмотря на то, что сериал глотается 'залпом', увлекателен и визуально хорош, режиссер, тем не менее, пытался объять необъятное - воспроизвести на экране исторические события, вместо того, чтобы проанализировать их с художественной точки зрения. Художник уступает место натуралисту, скрупулезно воссоздающему облик эпохи, но теряющему при этом любые художественные обобщения. Получается, что на экране идет как будто два фильма - историческая реконструкция, безусловно, отменно сделанная, но не такая уж и необходимая, и биопик. Время от времени режиссеру приходится объединять два этих фильма, сжимая материал в один образный момент - именно поэтому, на мой взгляд, таким куцым получилось нападение на Россию и унизительное бегство оттуда, появившееся лишь как кошмарный сон полководца. И, конечно, такие моменты звучат несколько неубедительно и несерьезно - по сравнению с исторической значимостью.

Однако все это меркнет рядом с чувствами и эмоциями, которые вызывает эта лента. Она не только оживляет знакомые по урокам истории абсолютно безжизненные даты и события, позволяет пережить триумф и падение французской нации вместе с ее лидером, откликается на характеры главных людей той эпохи, представляет их в несколько неожиданно-человеческом виде, свободном от книжных банальностей и стереотипов, навязанных школой, исследует саму эпоху, не выставляя ей никаких морально-этических оценок, делает попытки разобраться в поступках и действиях одной из краеугольных личностей XIX века, творившей историю.

Конечно, ни один фильм не сможет быть стопроцентно правдивым и объективным, тем более, если речь о такой противоречивой и одиозной фигуре, как Наполеон. Но если авторы достаточно искренни и талантливы, у них хватит сил, чтобы убедить зрителя в достоверности показываемых событий и в реальности царствующего на экране персонажа. Создатели 'Наполеона' не позволяют усомниться, что маленький грузный человек по ту сторону экрана - реальный пришелец из далекой эпохи, с документальной точностью зафиксированный на пленке. Это не фильм-мемориал, а фильм-исследование, попытка переосмыслить и принять то, кем и чем был и стал для мира этот необыкновенный человек. И здесь добиваются важного - показывая его в лучшие и в худшие моменты, злодеем и гением, не требуя его любить и ни в коей мере не подлизываясь, они заставляют искренне и глубоко его уважать. А не это ли особенно ценно в век развенчанных мифов, непризнания авторитетов и свержения кумиров?

Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!

(А. Пушкин)

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Наполеон 2002 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Ив Симоно показал жизнь французского императора и полководца от начала его карьеры до последних дней жизни на острове Святой Елены в 1821 году...

Наполеон / Napoléon 2002, США, драма, мелодрама, приключения