Галерея
Интересные факты 7
Актеры 8
Съемочная группа 6
Рекомендуем 20
Отзывы к
фильму
29
Культ Цоя и больше ничего
Авторская драма Рашида Нугманова и попросту культовое кино с Виктором Цоем в главной роли - этот тот случай, когда решил 'пустить базу по вене' (удачная ирония), но в итоге обломался. Не понравилось. Не понимаю, почему у данной работы культовый статус и необоснованный рейтинг. Можно приводить много аналогичных 'артхаусных' работ, где оценки от аудитории ниже плинтуса, но они изобретательнее как по форме, так и по содержанию. Так что же с 'Иглой' не так?
Во-первых, кино непонятно по лору и сюжету ввиду отсутствия экспозиционных сцен. Да, в духе времени, но в ретроспективе смотрится диковато и сумбурно. Если говорить простым языком, то ты видишь, что что-то происходит, но объяснить смысл происходящего не можешь. Кино пытается не нарушать правила драматургии и следует принципу 'показывай, а не рассказывай', но принимает данное кредо буквально и умножает его в десять раз.
Во-вторых, советский неонуар, и это не плюс в данном случае. Хотели сделать второго 'Таксиста' Скорсезе, но при этом забыли добавить закадровый монолог (зато не чурались вставлять песни группы 'Кино') и опустили вменяемую остро-социалку с анти-героем в качестве протагониста.
В-третьих, малый хронометраж сыграл свое дело. За 'час десять' автор попросту не смог лично до меня донести свою мысль. Срез общества тех лет без какой-либо смысловой нагрузки в финале. В сухом остатке, 'Игла' - это набор мыслеобразов и знаковых чисто визуально сцен, которые почему-то стали популярными и народными, но художественной ценности в этом всем - кот наплакал.
Актерские работы отстраненные, но нормальные. Цой, как актер, вроде бы и ничего. Остальные чисто 'неписи'. Операторская работа и монтаж ок. Саунд хорош, все-таки группа 'Кино'. Пост-продакшен в целом в порядке, хотя липсинк вышел из чата, но это традиция СССРовского аналогового кино.
'Игла' Нугманова - произведение, которое я посмотрел и сказал 'Окей, ознакомился. Движемся дальше. Что там у нас? 'Асса'?'. Именно таким оно мне и запомнится: непонятным, странным, с неплохим концептом, но плохой реализацией. Пожалуй, пока самое неудачное кино в этом году, что я посмотрел. Увы.
5/10
Голубых небес навес
Этот фильм для меня всегда был окружен ореолом какой-то таинственной легендарности. Шутка ли - сам Виктор Цой, да еще с культовыми сценами, да еще с культовыми песнями, да с народными фразами, да еще Мамонов, да еще и флёр позднесоветского артхауса. В общем, в виде шортсов и разного рода нарезок на ютубе я посмотрел ключевые эпизоды 'Иглы' задолго до заседания киноклуба - но надо же когда-то было посмотреть фильм целиком.
И вот, посмотрели.
И тут вот какая штука. Фильм велик, крут и легендарен уже фактом своего существования - потому что сохранил для потомков кинопортрет молодого, дерзкого (иногда, конечно, чересчур - даже по словам самого главного героя) и невероятно харизматичного Виктора Робертовича. Включай 'Иглу' - и смотри на Цоя в его киновоплощении (а уж если учесть, что пересмотр фильмов является своего рода общением...). Когда слушаешь на репите выученные назубок песни (а сегодня, в нынешние времена, Цой нам ой как нужен), такая возможность - это просто чудо. Ну, это как - грубо говоря - Джордан в 'Космическом джеме' или Эминем в 'Восьмой миле'.
Но, конечно, на Цое весь фильм и строится. Убери Цоя, замени его на 'просто актера' (условного Домогарова, например) - и 'Игла' рассыплется на атомы, и не будет в ней уже смерти Кощеевой. Это как бы и плохо, и хорошо - и вот почему. Плохо это потому, что в итоге как самостоятельное художественное произведение 'Игла'... ну, объективно слаба. Равнодушен к Цою - фильм не срабатывает. Хорошо же это потому, что - буду честен - не отвлекает от Цоя. Стандартный сюжет про спасение погрязшей в зависимости подруги, стандартные ходы с имбовым гигачадом, которому полки гопников не страшны - все это суть лишь поводы для того, чтобы вывести на сцену мегакрутого Цоя и продержать его на этой сцене (театральной, а не музыкальной) полтора часа.
И да, Мамонов хорош (оказывается, 'Игла', а не 'Нога' был дебютным его фильмом), и Баширов отыгрывает на своей неповторимой волне, и атмосфера типичная для фильмов того времени присутствует, но главное, все же - Виктор Цой.
Подумал, что можно вообще было не плодить сущностей и сделать так, чтобы ВР играл самого себя - с тем же сюжетом (спасает, дескать, людей из лап наркобарыг в перерывах между гастролями). Но потом понял, что нет, что по законам пост- и метамодернизма Моро требовался как маска, проводящая границу между зрителями и происходящим на экране. То есть все знают, что это Цой, но это вроде как ведь Моро - и один только Моро и не знает, что он на самом деле - великий музыкант Цой. Есть в этом какая-то экзистенциальная драма игровых персонажей.
В общем, люди в мире разделяются на две категории: одни любят 'Кино', и для них 'Игла' - фильм незаменимый; другие любят кино, и для них 'Игла' - фильм программный (для общего развития посмотреть хоть раз нужно).
Отпечатки наших ног
Впервые посмотрел этот фильм, когда он вышел и с этого времени за 35 лет пересматривал его еще несколько раз. Сюжет уже знаком, тем более, что он укладывается в несколько строк: романтический герой, возвращение в родной город, чтобы вытребовать крупный долг, встреча со старой привязанностью, подсела на наркотики, попытка вылечить, спасти, разборки с должником и его командой, разборки с наркодилером - вот собственно и все. И когда сюжет знаком, и более того, когда ты уже знаешь, как Моро положит ноги на стул, и как Спартак будет дергаться на земле, когда ты уже впустил в себя этот фильм и смотришь его снова - вот наверное тогда ты узнаешь его по- настоящему.
Фильм 1988 года, формально проходящий по разряду 'перестроечное кино': свобода от советской цензуры, острейшие социальные темы, приглашенная рок- звезда в главной роли: все это было, было, было. Сейчас многие фильмы остались лишь воспоминанием и вызывают лишь чуть снисходительную оценку, как воспоминание о молодости и пожимание плечами: 'И это нам нравилось ?', настолько очевидны сейчас по прошествии времени их недостатки и понимание того, что стремления выкрикнуть что- то громкое, чего еще никто не кричал, недостаточно.
Но я не зря употребил слово 'формально'. Он проходит совсем по другой категории и он- не устарел. Режиссер Рашид Нугманов создал на основе затертого сюжета яркое, живое, талантливое зрелище с новым для того времени киноязыком, на котором оно спокойно разговаривает с ними и сейчас.
История рассказывается всеми возможными выразительными средствами. В нее вторгаются телевизионные трансляции, воспоминания входят в сюжет, реализм вдруг сменяется гротеском.
Звукоряд вообще живет своей собственной жизнью, транслируя шумы, музыку, иностранные разговорники. Это все совершенно не вредит истории, а наоборот делает ее стереоскопической, раздвигая ее измерения, заставляя нас одновременно следить и за сюжетом, и за средствами его выражения и это сделано здорово. Больше всего манера рассказа напоминает почти одновременно появившуюся 'Ассу' Сергея Соловьева и, как ни странно, они вышли в прокат в один день, так что о заимствованиях говорить не приходится- такой новый язык носился в воздухе и находил авторов, которые были готовы на нем говорить.
Виктор Цой- рок- идол. Даже если бы он ходил в фильме туда- сюда и то успех фанатов был бы для него обеспечен. Но он не делал скидки на свою популярность, а отлично играл свою роль. Вернее 'играл' может быть не совсем верное слово. Он был настолько органичен в образе Моро, что просто сжился с ним и в этом конечно- еще один залог успеха картины.
Новые лица для зрителей: Петр Мамонов в роли криминального врача- наркодилера и Александр Баширов в роли задолжавшего жулика Спартака тоже играют в блестящей гротескной манере и вносят свою лепту в успех фильма.
Песни Цоя... 'Звезда по имени Солнце' в начале и 'Группа крови' в конце: две его лучшие программные песни тоже привносят в фильм дополнительный смысл.
Операторская работа. Картины мертвого Аральского моря, перекати- поле, пролетающие по экрану- это все остается в памяти вместе с сюжетом.
Считаю, что этот фильм стал огромным успехом того времени и среди огромного массива т.н. 'перестроечных фильмов' совсем не затеряется, а скорее станет одним из памятников ему, живущим однако и сейчас.
7 из 10
Парень по прозвищу Моро (Тёмный или Чёрный) возвращается в родной город за долгом. Останавливается у своей бывшей девушки Дины и понимает, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в притон. Моро пытается бороться как с зависимостью Дины, так и с наркомафией в целом. И то и другое бессмысленно.
На примере Дины наглядно показано, что наркомания не болезнь, а образ жизни. «Лечение» сродни исправительным работам: толк будет только если человек сам хочет (и может!) измениться. Вот съездили они на бывшее Аральское море, Моро отобрал ампулы, девушка страдала, «переломалась», вроде теперь в порядке. Но они возвращаются в Алма-Ату, где поставщик, и вот Дина снова сидит со жгутом на руке.
Прекрасно понимаю, почему в год выхода «Игла» стала культовой: известный музыкант в главной роли, замаливавшаяся ранее тема наркомании (плюс гибель Аральского моря). Но для меня как современного зрителя это смотрится каким-то странным боевиком без боевика (согласитесь, завязка звучит, как начало типичного фильма с Лундгреном или Ван Даммом).
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Игла 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Вернувшись в Алма-Ату, Моро не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит её к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город всё начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков.
Игла / Igla 1988, СССР, триллер, драма