Галерея
Актеры 13
Съемочная группа 14
Похожие 19
Отзывы к
фильму
7
Спокойный и выдержанный пилот Джон привозит к себе пожилого отца Уиллиса, который к преклонному возрасту обзавелся уймой болячек и вроде как хочет переехать с фермы с другого конца страны и купить дом поближе к сыну. Вот только Джон — гей с налаженной семейной жизнью, а Уиллис — гомофоб, расист, шовинист и женоненавистник, да и вообще крайне мерзкий старик, годами отравлявший жизнь своим близким.
С чем можно поздравить Вигго Мортенсена, для которого «Падение» стало дебютом на поприще драматургии и режиссуры, так это с тактом — он избегает слезливого мелодраматизма, плакатной пошлости и прочих ошибок, которые могут наделать постановщики при реализации похожих сюжетов. Ультралиберализм Джона (семейный гей без вредных привычек с мужем-китайцем и приемной дочерью-латиноамериканкой, голосовавший за Обаму) здесь выступает не клише, а той красной тряпкой, на которую остро и агрессивно реагирует Уиллис, являющийся даже не столько консерватором, сколько закостенелым и отсталым быдляком, застрявшем в собственных понятиях, что есть правильно, а что нет, из-за чего люто, бешено ненавидит все отличающееся (хотя, если честно, будь Джон обычной ориентации, это ровным счетом ничего бы не изменило). Казалось, вот он старт для накаляющихся отношений, прорвавшихся годами сдерживаемых обид, невысказанных вовремя слов и попыток увидеть друг друга с разных сторон в духе гениальной «Осенней сонаты», достигая к финалу катарсиса. Но, к огромному изумлению аудитории, этого важного развития не происходит совсем.
То, что, по сути, должно служить вводными штрихами первые минут 15—20, обрисовывающими персонажей и создающими наше первоначальное представление о них, растягивается Мортенсеном на весь фильм: Хенриксен почти два часа безостановочно бесится по поводу и без, кричит, сквернословит, кидается предметами и обзывает всех подряд шлюхами и педиками, а Мортенсен, в отличие от зрителя, которому уже к исходу первого получаса хочется свернуть старому негодяю шею, терпеливо молчит и закатывает глаза. Так же себя ведут и остальные персонажи, в числе которых непрописанная сестра Джона (Лора Линни), с которой вроде как пытались выстроить свою линию, но быстро вывели её из повествования. Зато кино то и дело дробится флэшбеками, при помощи которых нам настойчиво втолковывают, каким же козлом по жизни был папаша (совершено не похожий на молодого Хенриксена швед Сверрир Гуднасон), но показывают, что счастливые моменты в прошлой жизни вроде тоже как были, хотя по сути лишь одного отцовского оскорбления уже было достаточно, чтобы перечеркнуть любой приятный миг.
Но самое главное — из общения Уиллиса и Джона совершенно неясно, что можно в итоге вынести, поскольку Мортенсен очень туманно объясняет, почему со старым подонком до сих пор кто-то возится и вообще вступает в разговор. Тема всепрощения, с которым нужно подходить к вздорным старикам, находящимся одной ногой в могиле, кажется каким-то слабым оправданием для почти двухчасового наблюдения за безостановочно изрыгающим одни и те же проклятия дедом, с которым практически никто не вступает в нужную конфронтацию, лишь мягко напоминая, что он никого не любит и путает факты из-за деменции.
Наверное, для первых шагов в режиссуре и сценарном мастерстве это еще простительно, поскольку Мортенсен, являясь неважным психологом, все же проявляет наличие крепкой руки и определенного профессионализма, не централизует действие исключительно вокруг себя и позволяет раскрыться отличному Лэнсу Хенриксену, который, несмотря на довольно однобокий образ, находит, как изобразить Уиллиса максимально ярко. Ну и отдельное спасибо за приглашение Дэвида Кроненберга на эпизодическую роль проктолога — не каждый день увидишь, как создатель «Мухи» и «эКзистенЦии» засовывает старому «Бишопу» палец в задницу.
В наше время, когда «либеральные» устои современного общества переиграли ожидания некоторых и захватили добрую часть медийной среды, когда подавляющее большинство фильмов, причём как предназначенных для широкого проката, так и инди-картин на усладу критиков на «элитных» фестивалях, метит в повестку в большинстве случаев исключительно для галочки, и в них расовые, половые и сексуальные проблемы присутствуют просто потому что, даже если никак не нужны для истории. Впрочем, несколько иного я ожидал от режиссёрского дебюта знаменитого актёра Вигго Мортенсена, поставившего и написавшего гей-драму «Падение»; после его участия в великолепной «Зелёной Книге» я ожидал серьёзного погружения в ЛГБТ-тематику без раздражающей попсовой мишуры. Но к сожалению, фильм скорее разочаровал, или даже оставил практически с пустым мешком для впечатлений. И хотя его сложно назвать «толерастическим мусором» или пропагандой, но к сожалению, все затрагиваемые в нём проблемы, и связанные, и не связанные с ЛГБТ, попросту не раскрыты. Но давайте по порядку.
Главный герой — Джон (в исполнении самого Вигго), который привозит своего пожилого отца Уиллиса с заснеженной фермы, где он проводит свои дни лишь в компании лошадей, в солнечную Калифорнию, где он живёт со своим мужем и дочерью. Отец его (Лэнс Хенриксен) гомосексуальность не одобряет и всячески обидно подкалывает, а Джон изо всех сил пытается наладить общение, хотя получается не очень. Другую половину повествования мы от лица героя Хенриксена, только уже в молодости в исполнении Сверрира Гуднасона (кстати, жуть как похожего на молодого Вигго), наблюдаем флэшбэки из детства Джона, о его сложных отношениях с родителями, разводе и прочих не самых счастливых днях.
Как я уже говорил в начале, во многих фильмах ЛГБТ присутствует сугубо ради галочки и не имеет смысла. Дело в том, что почти то же самое я могу сказать и про «Падение»; ключевой темой картины является именно конфликт отца и сына, а то, что Джон является геем, не имеет никакой смысловой нагрузки — этому даже нет никакого обоснования во флэшбэках; вот он подстрелил утку на радость отцу, вот.. моется с ней в ванной.. Что? Зачем это? О чём это? Но даже конфликт поколений не работает здесь как надо, потому что отец Джона как персонаж в начале кажется крутым, хоть и немного инфантильным парнем, но потом вдруг резко ломается и становится в один миг худшим отцом и худшим мужем, разрушая семью и унижая всех своих близких, в угоду самому себе. И годы идут, а Уиллис не меняется; он расист, сексист и попросту хамло, мерзкий и отвратительный старикан, которому попросту не за что сопереживать; его проблемы с кишечником никак не покрывают всё то, что он учинил и продолжает учинять для своей семьи.
Не собираюсь гнать на Мортенсена; фильм выглядит отлично и снят вполне умело — кадры красивые, шикарная работа с цветом, саундтрек хорош (за авторством, кстати, Мортенсена), актёры отлично сработались; пожалуй, только на игре двух главных актёров и строится эмоциональная часть фильма (а ещё мне понравилась игра Ханны Гросс, неожиданно похожей на Лею Сейду, ну и Лора Линни, хотя она по большей части просто сидела заплаканной), поскольку сам по себе он монотонный, малособытийный и, на самом деле, не особо-то драматичный. Фильм в конечном итоге не самый плохой, и от него, пожалуй, можно получить удовольствие при определённом настроении, но он мог быть намного лучше, если бы хоть какие-то из его смысловых линий и посылов были раскрыты и доведены до конца.
6 из 10
У Вигго Мортенсена есть аж три номинации на премию «Оскар», но почему-то большая часть зрителей до сих пор недостаточно серьезно относится к заслуженному Арагорну. А зря: Мортенсен — на все руки мастер, который помимо актерской работы увлекается театром, живописью, поэзией и музыкой. Кажется, это тот самый человек, что любит разнообразие и вообще предпочтет что-то незаметное, но глубокое, любому громкому проекту. Так вышло и с «Падением» — фильмом простым и понятным, далеким, на самом деле, от эзотерических откровений арт-хауса. Чувственный и неприхотливый дебют мог быть снят только методичным и терпеливым творцом, а это есть неплохая заявка на перспективную режиссерскую карьеру.
Опираясь на собственный жизненный опыт, а также затрагивая универсальные темы семьи и горя, Мортенсен с помощью «Падения» переосмысливает отношения со своими реальными родителями. Заботливая мать, тяжелый в общении отец — вещи, сами по себе, не новые, однако они таят в себе эмоциональное богатство. Примерно половина хронометража «Падения» разворачивается во флэшбеках, где раскрываются детали общения внутри отдельно взятой семьи. Сценарий умудряется быть жестким, но при этом и в чем-то нежным. При этом общий сюжет достаточно объективный: это нечто среднее между терапевтическим опытом Шайи ЛаБафа в «Милом мальчике» и «Дикой жизнью» Пола Дано, где горький развод его родителей послужил топливом для костра в голове режиссера.
Художественные преувеличения, конечно, были добавлены ради конъюнктуры: во-первых, Мортенсен играет гея, хотя в реальной жизни это не так. Подобный выбор персонажа усиливает драматизм и конфликт. Во-вторых, бывшая звезда боевиков в лице в Лэнса Хенриксена в кои-то веки получает достойную трагическую роль.
Хенриксен как раз и играет Уиллиса — отца со скверным характером, который даже на старости лет ведёт себя сумасброд. Естественно, что больше всего он презирает своего сына. Интересно, что сам герой Мортенсена не поддается на провокации, а сценарий предпочитает более тонкий подход. «Падение» — это не только отношения отца и сына, сценарий также отражает взаимодействия Мортенсена с матерью. Хотя было бы слишком примитивно утверждать, что протагонист — маменькин сынок, ясен психологический портрет героя: тяжело выйти из психологической тюрьмы, будучи заточенным в ней столь авторитарным деятелем. При этом Мортенсен изящно и почти интуитивно переплетает прошлое и настоящее в своих персонажах, вызывая двусмысленность: принадлежат ли все воспоминания в фильме Джону или это субъективность Уиллиса — попытка сына понять отца?
По мере того, как кинолента все глубже погружается в эту тему, особенности отношений Уиллиса и Джона немного «замыливаются». Вероятно, сами отношения двух мужчин во время просмотра становятся менее убедительными, чем уроки, которые из них можно извлечь. Интересен и вопрос, которыми задается Мортенсен: что есть мужество и стоит ли его ценить, даже если это единственная адекватная черта его отца? Наиболее впечатляющим образом это продемонстрировано в прекрасной финальной сцене (и, как ни иронично, но и в открывающей фильм сардонической фразе отца своему новорожденному ребёнку). Именно в эти моменты кинематографическая поэзия представлена в концентрированной форме и освобождается от инерции сюжета.
А вот как режиссер Мортенсен поставил перед собой сложную задачу. «Падение», кажется, относится к тем видам фильмов, где сам сюжет движется к какому-то искуплению. Тем не менее, всё гораздо сложнее, а Мортенсен — умнее, чтобы закончить всё легкомысленным примирением. Скорее сценарий больше заинтересован в раскрытии вопросах смирения и принятия, причем с более темной стороны, чем обычно. Значительная часть «Падения» лишена фатализма, хотя и вставляет пару ремарок, обратных данному утверждению. Так или иначе, но Мортенсен сделал хорошо прописанную драму с объемными персонажами и, как и следовало ожидать от этого талантливого актера, фильм снят с вниманием к деталям.
7 из 10
Не понимаю, как в России могли порезать фильм про Элтона Джона, но пропустить «Падение». Более проЛГБТшного фильма за последнее время я не встречал. Я шёл вовсе не на такое кино. Я шёл на драму, на отношения между отцом и сыном, где не всегда было гладко. А попал на пособие по позитивной дискриминации, потенциального номинанта на «премию имени Ленина» (как все шутят теперь про Оскар), фильм, в котором геи-азиаты помогают неблагодарному цисгендерному белому мужчине. Который и в молодости вёл себя как мужлан, а на старости лет у него кругом только педики да проститутки.
Расскажу чуть подробнее, хотя думаю многие уже поняли, что постер данного фильма обманка и идти на него не стоит. Но всё же хочу остановиться на тех позитивных моментах, что есть в картине, теме одиночества человека и прекрасной работе оператора. И объяснить чем вызван мой негатив. Я ведь обычно с радостью смотрю ЛГБТ кино и всегда ставлю ему высокие балы. Или почти всегда.
История начинает с того, что нам показывают дожившего до маразма пожилого мужчину, которому помогает его сын гей. А он его за это полощет и унижает. Позже нам показывают, что у сына есть муж азиат и у них есть приёмная дочка. К этой «семейной идиллии» присоединяется сестра, почему-то без мужа, но у которой один из детей тоже гей, а второй похоже ещё не определился. Всё это сопровождается флешбеками, в которых постоянно показывают какой отец парня глупец, ни во что не ставящий никого кроме себя. Глупый эгоист, инфантильный мужлан и ребёнок, не умеющий чувствовать. Тогда как геи его полная противоположность. Один из них работает в больнице, а второй пилот. И то как они общаются с окружающими достойно Иисуса Христа.
И весь фильм бродит вокруг этих чёрных и белых, однозначных героев. Нет здесь ни у кого своей правды. Тут всё чётко и определённо. Эти — хорошие, а этот — плохой, недалёкий. Образы очень далеки от реальных людей, которые редко бывают святы, не важно геи они или нет.
Ещё раз подчеркну хорошую операторскую работу, хорошие сцены раннего детства героя, и тему одиночества человека, человека и природы, человека и моря. Но это всё так мало, что я не понимаю за что ему дали лучший фильм на международном кинофестивале в Сан-Себастьян.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Падение 2019 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Стареющий отец не справляется с одинокой жизнью на ферме и переезжает в Лос-Анджелес в семью сына. Смогут ли отец и сын преодолеть боль, которую они всю жизни причиняли себе и друг другу, и подняться над конфликтом двух точек зрения на мир?..
Падение / Falling 2019, США, драма