Актеры 16
Съемочная группа 4
Рекомендуем 21
Отзывы к
фильму
8
Герой Иван вернулся домой, победив дракона. Царь награждает его орденом, званием фельдмаршала и предлагает в жены свою дочку. Вот только герою ничего этого не надо, ему мила только Маруся. Так как принцесса осталась незамужней, к ней слетелись женишки из других стран. Заморский король Жан-Жак так воспылал страстью к Марии-Луизе, что, дабы выделиться из рядов соискателей, заявил, что не нужно ему приданное. Царь возмутился, а придворный шут люто затроллил Жан-Жака. Большая ошибка! Униженный заморский царь активировал… робот-танк Карабарас.
Вот здесь я натурально охренел. Смотрю такой типичнейшую сказку, с победитеелями драконов, со сватовством к принцессе, и тут такое. Здрасьте вам через окно. Настоящий стипманк! «Чёрное зеркало» какое-то! Терминатор возвращается! Попытки унитожить Карбарас привели лишь к поломке «переговорного устройства»: теперь роботанк не слышит команды и разрушает всё подряд.
В общем, то, что казалось заурядной сказкой, на деле обернулось хитро замаскированной басней о пользе разоружения. Получилось на удивление наглядно и недурственно.
Одним монстром сыт не будешь
«Раз-два…» обычно хвалят в связи с тем, что это единственный советский фильм, где присутствует огромный монстр, подходящий под определение кайдзю. Не Годзилла и не Ангирус, конечно, но всё-таки. Создать устрашающий образ, способный разрушить весь мир, у режиссёра получилось, но что насчёт остальных аспектов ленты?
А с ними дела плохи. Несмотря на хороший актёрский состав, фильм не может похвастаться глубокими и колоритными персонажами. Олег Табаков играет царя, который по характеру такой же нервный, вспыльчивый и эгоистичный как Кощей в его же исполнении из фильма «После дождичка в четверг». Иностранного принца играет Николай Караченцов, и его главная черта – это тоже нервозность. Свойственна она и всем остальным персонажам, которые погружены в политику и странный мир, который иногда характеризуют как стимпанк. Не самое удачное определение, на самом деле, поскольку тут маловато прогрессивных технологий, но ничего более близкого, пожалуй, и не придумаешь. Охватывая советские киносказки 1980-х, приходишь к выводу, что «Раз-два» стал пиковым в развитии этого жанра. Дальнейшие шаги уже принимались в постсоветское время.
Так чем же плох «Раз-два»? Тем, что очень многое тут неприятно. Диалоги и, тем более, поведение персонажей, вызывают сплошные нарекания за несдержанность. Конфликт тут и вовсе один из самых натянутых в истории советского кино. Отталкивается он не от претензий на богатства или руку царской дочери. Нет, всё дело в имени. Обычном имени, которое используется в сказках настолько часто, что само по себе тоже давно надоело – Иван. Кажется, имена – это единственное, в чём фильм не пытается выглядеть прогрессивным. Показывая главным образом то, как герои друг с другом ругаются, «Раз-два» погрязает в ссорах, и даже в момент наивысшей опасности зритель не особо чувствует сопереживание. Тем более, что длительное время с «кайдзю» сражается самый грубый и малопривлекательный персонаж.
Что же касается качества съёмок, то в принципе тут есть, что хвалить. Количество взрывов довольно велико, и пуска даже они происходят не в городской среде. Другое дело, что уровень спецэффектов тут слишком низкий, особенно для 1988 года. Если в Японии уже четыре года назад сняли обновлённого «Годзиллу» с достоверным макетом Токио, а в США ещё в 1970-е выходили «Звёздные войны» и «Чужой», СССР по-прежнему плёлся позади, и на это при всём желании нельзя закрыть глаза.
Очень противоречивый и местами слишком грубый фильм.
3 из 10
Раз, два - горе не беда
Любимая сказка детства, что готов смотреть ее каждый день. Несмотря на то, что мне уже 32 года. Помню, когда в детстве ее увидел, то сразу в нее влюбился. И я готов согласиться с другими людьми, что сказка несет куда больше смысла, чем мы о ней думаем. Неизвестно как ее воспринимает современное поколение. Хотя мне часто приходилось слышать о том, что солдат Иван – это слишком честный и правильный персонаж. Лично я считаю, что он мой самый любимый. Типичный солдат и труженик, который бескорыстно защищает Родину и готовый терпеть любые невзгоды.
Приятно видеть персонажа, который не является маленьким мальчиком или подростком. Михаил Юзовский смог создать героя, который не похож на юного пионера, который каким-то чудесным образом попадает в прошлое и пытается переучить кощея, принцессу, какого-нибудь царя самодура(хотя тут же это есть) и других подданных, что в мире все одинаковы и только добром можно искоренить зло.
Тут я правда немного отвлекся от темы. Но не суть. Солдат Иван – это хороший пример того, каким должен быть хороший человек. И главное, он не лишен недостатков. Не буду говорить каких, но это уже на усмотрение всех нас. Каждый найдет свое.
Другим видным персонажем является Царь Иван. Антипод солдату, который не искушен властью и деньгами. Мне, кстати говоря, нравится их диалог вначале фильма. Сталкиваются сразу два мира, и ты чувствуешь этот контраст. И главное, каждый друг другу в чем-то не уступает. Олег Табаков смог прекрасно справиться с ролью вспыльчивого и нерадивого царя, который не всегда думает о благе народа и отечества. Впрочем, как и Караченцев сыгравший роль Короля Жан-Жана. У обоих вышел прекрасный дуэт.
Второстепенные персонажи тоже получились неплохими. Хотя, с моей точки зрения, техник Данилов и Принцесса Маша-Лиза были нераскрыты до конца. Они прекрасны и хороши. Но им не хватает изюминки. Принцесса реально очень красива и обаятельна. Но мне кажется, что актриса могла раскрыть ее гораздо лучше. Техник Данилов тоже неплох, но иногда кажется, что актер не вложил харизму в персонажа. Впрочем, это нисколько не портит сюжет.
Прекрасно справились со своими ролями и другие персонажи. Татьяна Пельтцер смогла прекрасно передать образ бабушки, которая заботится о своих внуках и старается наставить на путь истинный. Ну еще и спорит со своей соседкой Андревной, теткой довольно вредной. Актриса смогла показать, что в каждой деревне и семье есть своя паршивая овца. Что очень близко к нашей жизни.
Хорошо сыграл и сын Михала Юзовского, Мичислав. Жаль, что после развала СССР он не играл больше в таких фильмах. Актер действительно талантлив и одарен. Шут Митька также получился умным и сообразительным. При этом, не лишенным доли иронии и юмора. Скажу честно, у этого актера хорошие способности к режиссуре. И замечу, не меньшие чем у отца. Увы, сейчас я о нем ничего слышу. Но надеюсь, что он еще покажет себя.
Хорошо показаны и отношения братьев. Благочестивого Ивана и завистливого Фомы, которому не дает покоя слава брата и перспективы жениться на первой красавице деревни. А именно, на Марусе дочери Андревны. Благо та не пошла в мать. Дай Бог, чтобы современные девушки учились на ее примере. Фома – тоже интересен как персонаж со своими внутренними демонами. Любопытно и то, что он красавец, богатырь и в то же время, он умеет проявлять сочувствие и принимать верные решения.
Ну и само собой война. Она и является главной сюжетной линией и поворотом в истории. Иван победивший дракона создал и нового дракона. В данном случаи, царя который стал считать себя всем. В результате, сам чуть не превратился в дракона. Именно дракон и является внешним и внутренним атрибутом этого произведения. И у каждого он свой. У кого-то жажда наживы. У кого-то желание отобрать невесту и девушку любыми путями. У кого-то бряцать оружием и нарываться (именно, нарываться) на подвиги. У кого-то страх предать ту или иную сторону.
Хорошо показан и Карбарас (сразу возникает аналогия известно с чем) как символ зла как такового. Робот, который в один прекрасный момент понял, что может убивать без чьего-либо приказа и ставший угрозой для всего мира.
Привлекает внимание и то, как оформлены костюмы героев. Возьмем хоть деревенские народные национальные костюмы, костюмы дворянства, царей и королей. И даже «что удивительно» современные костюмы, которые носят на себе некоторые персонажи. Когда я на это смотрел, мне казалось, что я смотрю не фильм, а настоящую жизнь взрослых, переодевшихся в эти костюмы и собирающиеся на настоящую войну. Настолько сильное впечатление оставила во мне эта сказка. Исключением, можно было назвать Обыкновенное Чудо. Где герои также хорошо прописаны и испытывают настоящие человеческие чувства.
Юзовский прекрасно смог показать нам сцены во дворце и все что происходит за ним. Признаюсь, честно, что деревенская жизнь и природа реально выглядят очень хорошо на фоне красивых дворцов и церквей. И что самое главное, в фильме нет как таковых злодеев. Есть только глупость и само бахвальство некоторых персонажей. Однако, сказка не была бы сказкой. Если бы не одно, но, далеко не всегда так все быстро хорошо получается.
Музыкальное сопровождение тоже не оставило меня равнодушным. Что моя любимая песня в начале пути Ивана и что в конце его истории. Когда он рад, что смог вернуться домой и добиться мира между королями. Песня о самопожертвовании ради других, это тоже стоит внимания. Хочется помочь и не отступать в трудную минуту. Песня про войну тоже интересна. Настраивает на нужный лад всех. Как позитивный, так и негативный.
В общем, эту сказку можно сравнить с моими другими любимыми сказками Двенадцать месяцев, Обыкновенное чудо, Конек-горбунок и другие. Ведь они нас учат тому, что волшебство есть и оно живет в нас. В твоих силах сохранить мир и уничтожить его одновременно.
Ну и в конце я хочу сказать. Берите пример с хороших людей. Как наши любимые Иван и Маруся. Они честно выполняют свой долг и не пытаются лукавить. Единственный недостаток в них, это то что они смертны. И на их место могут прийти другие люди. Люди, которые не ценят себя, не ценят других. Для них добро и сострадания являются пустыми словами. В фильме полно и таких персонажей. А вот каким хотите быть вы. Это вопрос решать уже вам.
Ну и последнее, слово. Вечная память режиссеру и гению Михаила Юзовского. Очень жаль, что он так рано нас покинул.
Напишу сегодня о том фильме, который смотрел когда-то в детстве, а сейчас, в 35 лет, наткнулся на его упоминание, когда искал, как снимались советские фильмы. Так вот, тема сегодня - сказка (или не такая уж и сказка), после просмотра которой, я уверен, не один советский ребёнок просыпался в своей кроватке, слыша в ушах злобный хохот бронированного чудовища.
Иносказания и исторические аллюзии в фильме очевидны. Иван-солдат вернулся после победы над страшным противником - драконом, и его страна, возглавляемая туповатым, но обаятельным благодаря Олегу Палычу Табакову руководителем, пытается строить дипломатические отношения с иностранцами, у которых всё подчёркнуто не так, как у наших, и костюмы, и музыка, и маги, и даже карлики. Иностранцев возглавляет харизматичный король в исполнении Николая Караченцова, который, в отличие от нашего, не глуп, уверен в себе, самодоволен и ищет во всём выгоду. Дипломатия проваливается и снова начинается война, в которой в ход идёт оружие массового поражения, вышедшее позже из-под контроля. Практически вся история второй половины двадцатого века перед нами. Вспомните, кто руководил Советским Союзом, и станет очевидно, что фильм мог родиться только в разгар 'перестройки', но никак не раньше.
Я не хочу вставать в позу олда, классического сорокалетнего старика с 'раньше было лучше' и не дай б-г, 'какую страну развалили!', нет, но этот фильм снят действительно круто. Лубочные картинки жизни русской деревни и царского двора с примесью иронично показанной клюквы и ездящих сами собой печек в первой половине фильма контрастируют с картинами войны, которая показана во второй. И вот тогда фильм, по-моему, вообще перестаёт быть детским. В кадре дым от пиротехники, горящие декорации и неумолимо движущееся чудовище, вышедшее из под контроля, с которым уже не могут сладить ни противники, ни те, кто его выпустил с последней командой 'убивать всех и ломать всё'. Меняется музыка, даже манера съёмки, начинают преобладать общие планы. Фильм, замечу, сняли люди, которые хоть и были в то время детьми, но войну всё-таки застали, наверное поэтому и не стали снимать для детей игровую войнушку, они сняли всё реально и страшно. Действительно страшно. Независимо от голливудских кинодеятелей и многих наших подражателей, Юлий Ким и Михаил Юзовский ещё в 1988-м году уловили, что монотонная и неостановимо, но неотвратимо наступающая на зрителя угроза, действует сильнее, чем скример из-за угла. И те самые просыпавшиеся в кроватках с криком советские дети, надо думать, почувствовали это на своих собственных маленьких шкурках. Особым достижением было бы, если бы кто остался заикой после этого фильма. Кто бы что не писал про советское кино, но Карбарас в фильме 'Раз-два, горе не беда', реально страшный. Когда солдат Иван должен был подобраться к нему на пять шагов под шквальным огнём из пушек. Нет, серьёзно, это не детское кино, там даже намёков нет. Эти сцены сопоставимы со сценами из военных фильмов. Конечно, после просмотра мозг как всегда найдёт слабые места в любой идее. Почему, например, было не обойти его сзади - никто даже не попытался это сделать и т.д. Но это больше для самоуспокоения. Фильм ведь иносказателен, как мы уже договорились, и главная его идея при всей её простоте, не доходит до людей во всём мире и не берётся ими, как побуждение к действию. Конечно же, не надо стараться затоптать, победить, уничтожить, стереть с лица земли того, кто даже ещё не твой враг - врагом он станет ровно с того момента, как начнётся процесс уничтожения, или он будет врагом объявлен - а просто того, чья позиция отличается от твоей. Никого и никогда не доводило ни до чего хорошего следование идеям войны и насилия. Для кого это новость? К сожалению, глядя на происходящее в обществе сейчас, понимаешь, что оно опять сворачивает куда-то не туда, опять начинаются потрясания ядерными ракетами, миллиардные военные бюджеты и угрозы радиоактивным пеплам. А ведь простой детской сказкой (или не детской) дети страшного военного поколения пытались показать поздним советским детям другую, правильную идею. Не смогли, судя по всему, а очень старались.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Раз, два – горе не беда! 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Победив страшного дракона, солдат Иван возвращается с войны. Тридевятое царство ликует. Царь, тоже Иван, очень доволен. Он награждает тезку орденом с жемчугами, назначает фельдмаршалом и предлагает в жены собственную дочку Марию-Луизу. Но солдат неожиданно отказывается от всего.
Раз, два – горе не беда! / Raz, dva - gore ne beda 1988, СССР, мюзикл, семейный, фэнтези