Галерея
Актеры 6
Съемочная группа 5
Похожие 23
Отзывы к
фильму
21
Мрачный, жестокий, грязный, кровавый. При этом светлый, романтичный, красивый, исцеляющий. Ставлю этот фильм на одну ступень с шедевром Германа «Трудно быть богом». И не понимаю, почему мало кто знает фэнтези с Андреем Мироновым в роли ученого-скитальца, который погибает, спасая других. На мой взгляд, Орландо — его лучшая работа, прорастающая глубоко в душу. Раскрылся бездонный драматический талант Миронова, к сожалению, не сильно востребованный советским кинематографом. Чего стоит сцена средневекового «милосердного» суда, где судьи одновременно дискутируют о том, сколько раз повесить ученого и до какой степени прожарить мясо на ужин.
В это время неугомонный Орландо разворачивает свой огромный плащ-инфографику и сравнивает человеческий организм с устройством планеты! Совершенно не от мира сего хороший человек. Люблю его философское: «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими». Дракон, чума, разбойники, клады и спесивый юноша со злыми собаками — все это было в советском (минуточку, детском!) фильме за 30 лет до «Игры престолов». Сейчас рейтинг «Сказки странствий» был бы 21+, мне кажется.
Если не знаете, что уже бы посмотреть с детьми в рождественские каникулы, посмотрите это совершенно и несоветское, и неголливудское произведение в стилистике «страшной сказки» и фильма-путешествия. По современным меркам, ничего тут страшного, конечно, нет. Но с детства запомнилась одна из самых пугающих сцен тогдашнего детского кино — эпидемия в охваченном чумой средневековом городе, где жители в накидках гуськом покидают заражённые районы, а персонификация чумы в образе нищенки (Татьяна Васильева) заражает их при тактильном контакте. Кто же знал, что через 37 лет сказки про эпидемию будут вовсе даже и не сказки, а заражаться будешь и без всякого соприкосновения очень даже воздушно-капельно.
Сейчас в фильме видны и другие знаки и символы, не читавшиеся тогда совершенно: бухающие за одним столом судья, прокурор и адвокат в одной харчевне с бандитами (привет, Кущевка); суд на основании доноса в пять минут с вынесением «справедливого» смертного приговора (привет, гуманная судебная система); «эффективный» адвокат, выигравший процесс и снизивший наказание обвиняемого с 8-ми смертных приговоров до 5-ти (привет, адвокат Пашаев); умница-учёный (Андрей Миронов), изобретающий в темном Средневековье вещи для счастья человечества (привет, «Трудно быть богом»).
Много чего ещё тут есть, но тогда не обойдёмся без спойлеров.
Кино заслуживает внимания, но, увы, неидеальное, впечатление немного попортят и нелогичность повествования, и несколько истеричная, хотя и забавная игра главной актрисы (Татьяна Аксюта), и недостаток общих планов в картинке. Да и монтаж тут подчас странный. Например, некоторые сцены фигурируют только в комментариях героев, навроде: «Ой, Орландо, смотри, я вижу моего брата, они идут по дороге». Или отсутствие логики в монтажных склейках сцена 1 «ночь, герои сидят в кибитке, снаружи воют волки», сцена 2 «утро, герои выходят из укрытия и видят результаты волчьей охоты», без промежуточной сцены схватки с волками или хоть какой-то реакции на происходящее.
Однако, эти шероховатости не отменяют положительного впечатления от фильма, его позитивного гуманистического посыла, в том числе, со свойственной советским фильмам моралью о порочности излишеств и богатства и с нехарактерной советскому кино идеей о бессмертии души
Фильм очень хороший и об очень важном, о самом главном. Фильм философский. Но все-таки это фильм-сказка. И не только потому, что дух одного из главных героев, Орландо, переселяется в тело Мая, душа которого погибла. Увы, душа действительно может погибнуть навсегда. И это было бы призывом к бдительности, тождественным христианству…
Все здесь о нас и о нашем времени. Все верно: и о судьях, и о рыцарях-обжорах, которые вместо того, чтобы действительно сражаться с драконом, устраивают пир во время чумы. И «зеленая» тема затронута в верном направлении.
Но прометеевский дух Орландо — это то, в чем режиссер ошибся. Марта не раз убеждала Орланда своими поступками, что добро важнее таланта. Спасение человечества уже совершено. Христианину это понятно. И понятно Кем. Режиссер проходит мимо этого. Это не к тому, что человеческий талант не может служить людям. Святитель Лука Войно-Ясенецкий был и хирургом и священником. Но все-таки в фильме, особенно в концовке проступает мысль, что талант тоже может спасти мир, как бы наравне с добром. Однако нет гарантии, что талант этот опять не будет служить злым людям. В жизни, увы, по определенным причинам случается именно так. Поэтому это именно фильм-сказка. Именно так и надо его трактовать, чтобы не ошибиться в акцентах.
Создатель кибернетики Норберт Виннер как бы извинялся за свое изобретение перед человечеством, понимая какие может нести оно угрозы людям. Об этом Дмитрий Перетолчин и Ольга Четверикова на ю-тьюбе. Ученый, поэт, философ часто не знает как отзовутся его слова, его дела. Тютчев хорошо это понимал.
Показательно, что режиссер Александр Митте снялся в фильме «Экипаж» (2016), но его имени нет в титрах к фильму. И это не ремейк его фильма 1979 года. Это совсем другой фильм. Это фильм-катастрофа… В качестве слогана к фильму выбрана фраза: «Когда земля горит, спасенье только в небе». Спасенье всегда приходит с Неба. Но в нем всегда участвуют двое: Бог и человек. Поскольку в фильме-сказке использован средневековый сюжет, может быть, уместно будет закончить максимой Фомы Аквинского, которой, хотелось бы надеяться, пользовалась мудрая Марфа: молись так, как если бы все засисело от Бога, и поступай так, как если бы все зависело от тебя. К сожалению, современному светскому человеку, трудно дается такое простое и ясное для верующих людей понятие, которое на языке философии — служанки богословия — называется синэргия. Синергия Бога и человека в деле спасения души человеческой, ценнее которой нет ничего в мире.
Просто удивительнейший фильм, с глубокой философской линией. Впервые посмотрела в детстве в 80-е, по ТВ. Зацепил сразу, чем — вот даже невозможно это объяснить, каким-то духом, если так можно сказать, самой атмосферой, необычностью финала. Может быть, не до конца тогда еще понимала всю суть, но в сердце запало что-то такое светлое и щемящее, очень взяло за душу, долго потом ждала чтоб его показали снова. А показывали его нечасто, как теперь выяснилось, в те времена он был чуть ли не запрещенным к показу.
Теперь, спустя годы, могу с полной уверенностью сказать, что эта картина- самый настоящий шедевр. И сама история, и заложенные в ней скрытые мысли, параллели. Рыцари, паразитирущие на драконе — разве не то же самое мы творим со своей Землей, совершенно не задумываясь чем могут завершиться такие игры? Или другая мысль из этого же фильма, что Земля наша- это единый живой организм. Кстати, учеными реально выдвигалась версия, что наша планета- это живое чувствующее существо, очень даже возможно, что и разумное. А «справедливый суд» — это ни дать, ни взять то, что происходит у нас в действительности, вся наша система, отношение к человеку. Хоть в средневековье, хоть сейчас — по сути без разницы.
И вот не берусь, конечно, утверждать, но в Сказке, по моему мнению, явственно прослеживается христианская линия. Когда Орландо замуровывают в башню, он произносит «Не нужно сердиться на плохих людей. Знаешь, зачем их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими». А когда Марта на эмоциях выкрикивает «Я убью их!», то он пытается вразумить ее фразой «Кто убивает человека, тот убивает дважды- он убивает человека и в себе». Мысль Не убий и мысль о Всепрощении — случайность ли это, или это реально была какая-то авторская задумка? И еще момент перед полетом, когда Орландо несет к обрыву летательный аппарат. Так вот, если внимательно приглядеться, то там чётко различима форма креста — в руках Орландо, и еще один крест — на заднем плане — там, где держится Марта. Мысль можно выразить, что Орландо несет два креста — свой крест и Мартин, и ведь так оно и было по самому сюжету.
Ну и самый финал картины, его можно трактовать, что к духовно погибшему человеку подселяется светлый дух- с тем чтоб его очистить, передать свой дар, знания, в противоположность предыдущему «учителю», и в этом глубокий философский замысел. Бессмертие души, бессмертие дела. и опять таки ХРИСТИАНСКАЯ идея.
Фильм очень сильный, жизнеутверждающий, дарящий надежду. О любви, верности, самопожертвовании, о смысле нашей жизни, и это в сочетании с волшебной неземной музыкой Шнитке, особенно та, что звучит на финале, когда возрожденный Май рисует на стене крылья. На глаза при этом так просто слезы наворачиваются. Таких эмоций не возникало даже на просмотре знаменитого Титаника.
Сказка Странствий — это самый, пожалуй, особенный фильм из тех, что я видела по жизни — и наших, и зарубежных. Запоминающийся, врезающийся в душу. Могу признаться, что в моей жизни было даже кое-что судьбоносное, связанное с этим самым фильмом. Были жизненные параллели.
Хотелось бы выразить признательность самой картине- за то, что она есть, ну и конечно же — преогромная благодарность и поклон самому режиссеру Александру Наумовичу Митте, и всем остальным кто принимал участие. Всем кто ушел — светлая память…
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сказка странствий 1983 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и наконец встречается с братом. Но оказывается, что найти - еще не значит спасти…
Сказка странствий / Skazka stranstviy 1983, СССР, фэнтези, приключения