Тайна Пикассо

Le mystère Picasso

1956, Франция, документальный

В фильме приоткрыта завеса тайны над творческим процессом Пикассо. Прямо перед камерой великий художник создаёт и уничтожает на стекле 15 оригинальных произведений: сначала монохромный эскиз, затем — яркие цветовые пятна, вереница усложнений и переосмыслений первоначального замысла. Клузо, знавший Пикассо с 1920-х годов, ставит его в жёсткие временные условия, доводя художника до крайней степени творческого напряжения.

BD Rip
PG   1ч 18м КиноПоиск  7.8 IMDb  7.6
Фильм Тайна Пикассо online на emblix

Галерея

Актеры 3
Подборка фильмов с Анри-Жорж Клузо online на Emblix
Self (в титрах не указан)
Подборка фильмов с Клод Ренуар online на Emblix
Self (в титрах не указан)
Съемочная группа 9
Подборка фильмов с Анри-Жорж Клузо online на Emblix
Режиссёр, Сценарист, Продюсер
Подборка фильмов с Клод Ренуар online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Анри Кольпи online на Emblix
Монтажер
Подборка фильмов с Maurice Kaminski online на Emblix
Assistant Camera
Подборка фильмов с Jacques Ripouroux online на Emblix
Camera Operator
Рекомендуем 18
Фильм Капоте online на emblix
2005, США, биография, драма, криминал
Фильм Американский психопат online на emblix
2000, США, драма, криминал, триллер
Фильм Мученицы online на emblix
2008, Канада, ужасы
Фильм Харакири online на emblix
1962, Япония, боевик, драма, история
Фильм Мстители online на emblix
2012, США, приключения, фантастика, фэнтези, боевик
Фильм 12 лет рабства online на emblix
2013, США, биография, драма, история
Фильм Аватар: Путь воды online на emblix
2022, США, фантастика, боевик, триллер, приключения
Фильм Плывущие облака online на emblix
1955, Япония, драма, мелодрама
Фильм Интерстеллар online на emblix
2014, США, приключения, фантастика, блокбастер, драма
Фильм Служанка online на emblix
2016, Корея Южная, драма, мелодрама, детектив, триллер, история
Фильм Годзилла против Конга online на emblix
2021, США, фантастика, боевик, триллер
Фильм Джокер online на emblix
2019, США, триллер, драма, криминал
Фильм Маяк online на emblix
2020, США, ужасы, фэнтези, детектив, драма
Фильм Хороший лжец online на emblix
2019, США, детективы, драмы
Фильм Никто online на emblix
2021, США, боевик, триллер, криминал
Фильм Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах online на emblix
2023, США, фантастика, боевик, триллер, драма, приключения, военный
Фильм Убийца «Святой паук» online на emblix
2022, Франция, триллер, драма, криминал
Фильм Вышка online на emblix
2022, США, триллер
Похожие 1
Сериал Плохой хирург: Любовь под скальпилем онлайн на Эмбликс
2023, Великобритания, документальный

Отзывы к фильму 4

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Когда рисует Пикассо, вдруг обнаруживается, что живопись проникает в природу глубоко, как физика, обращенная к силам, которые держат и формируют мир. Живопись (Пикассо) обнажает эту глубину в момент кульминации, на контрапункте сил, где распадается материя и видно, как брызжет энергия, оставляя следы в виде схем, линий, цветных пятен и полос, точек и штрихов. Эти следы – отпечаток времени. Оно обусловило эти живописные приёмы.

Не вдаваясь в экскурс истории живописи, только о 20-ом веке: мощные энергии, уже неподвластные человеку, вырвались из недр материи и вышибли формы из своих границ. Материя растопырилась углами, обвисла кубами, поползла полосами, расплылась пятнами. Осыпалась, обнажая схемы силовых линий. Это видно в живописи Пикассо. Он и художники его поколения в таких формах писали мир: иногда как трагедию, иногда, как гармонию. Фильм Тайна (или таинство) Пикассо помогает увидеть это.

Первый рисунок – черной тушью «Художник и его натурщица». Он возникает под шорох кисти, как чудо из ничего. Художник как будто небрежен, пренебрегает похожестью, красивостью. В результате, затушеванная картина кажется простой и легкой, чуть иронично изображая творческий порыв живописца.

Дальше вступает музыка. Она привносит ощущение драматизма в процесс (например, под барабанную дробь выстраивается геометрия прямых и окружностей, а в результате мир мужского и женского в соприсутствии являет гармонию целого – «Король и королева»). В другой раз музыка словно выносит на своей волне на обозрение драматический смысл картины. А бывает, что под её аккорды рисунок будто наполняется цветом и светом торжества жизни.

В один момент Пикассо просят рисовать на время. Получается сюрприз. Сначала узоры-схемы превратились в рыбу, рыба – в петуха. Потом почти все было залито черным. На фоне светлеющей ночи красноглазый черт почти заслонил петуха, а внизу появились силуэты (кого?), может быть, съемочной группы. Экспромт художника вдруг оказался ироничным и многозначительным высказыванием.

Во всех рисунках Пикассо присутствуют он – художник и его модель: его женщина, его дом (натюрморты) …, его друг-соперник (Матисс) со своей моделью. У художника сначала удивление, восхищение перед другим талантом, потом Пикассо рисует поединок – коррида («Смерть на арене»). Бык поднял на рога человека, но на его морде не звериная ярость, а скорее удивление. Следующий рисунок – коррида, как праздник («Арена»). И, наконец, цирковая арена, где два художника со своими моделями чуть снижены в своей значимости, в чем-то вторичны.

Этот рисунок Пикассо не стал заканчивать, заскучал. Он сказал, невзирая на возражения, что рисунок довольно поверхностный. «Я хочу пойти глубже. Я хочу рискнуть показать все слои. Я воспользуюсь маслом». Картина «Голова козла» - это кульминационная точка и для художника, и для фильма. Картина никаких личных мотивов не воспроизводит, но углубляется в природу так, что холст просто гудит энергиями. Художник растворяется в своей работе. Он, картина и мир становятся единым целым. Симфонические аккорды сопровождают её появление на экране.

Режиссёр усилил драматизм музыкального сопровождения тем, что с момента, когда очертания рисунка обозначились, картина начала являться этапами (блоками). Словно художник бросал на холст краски, штрихи, готовые детали. Следующий натюрморт-коллаж теряет бытовой мотив и приобретает эпический. И женщина «Читающая» в квадратах коллажей уже не чья-то, а сама по себе. «Грезящая», она драматична во времени, а не в отношениях.

Снова возникает мотив корриды. «Смерть матадора» и «Смерть быка». Появление этих картин сопровождается пением. Под гитару человеческий голос исполняет балладу (как мне представляется) для каждой картины - свою. Поэтому для нас, для зрителей фильма, очевидно драматический сюжет приобретает окраску эпоса. В схватке человека и быка сквозит тема жизни и смерти, тема судьбы, которой человек бросает вызов и рискует жизнью.

Но музыка просто обостряет смыслы, которые художник выразил чисто живописными средствами. Только боль и удивление в нежном лице и широко открытом глазе человека – красиво экипированного матадора, которого бык закинул себе на спину.

На наших глазах художник искал выражение морды быка. Первый набросок: голова животного с маленькими глазками. Затем, попеременно она выражала, мощь и силу, красоту и торжество победителя, свирепость зверя-убийцы. Потом Пикассо изуродовал её, схематичными линиями вырвав из ряда натуральности. И эти три выражения стали выражать удивление и ужас убийцы. Естественно, за этим последовала смерть быка. Бык еще стоит, и даже рога его еще цепляют матадора, но спина уже сломана тонкой шпагой. Это круг неизбежности начал и концов.

«На берегу» Пикассо сначала рисует красочную мозаику пляжа, а потом начинает ее упрощать, снимать шум и мишуру внешней жизни. «Ведь, правда внутри, и только изнутри её и увидишь» – говорит он. Возникает вариант за вариантом. Ему не нравится: «Плохо, очень плохо». Идут еще варианты. Наконец яркий и внятный рисунок превращен в мазню. Но художник говорит: «По крайней мере это картина, теперь я знаю, что делать дальше».

В процессе его работы становится ясно, чего он ищет и чего хочет. А именно: обнажить лики судеб, чтобы зазвучали эти одинокие голоса. «На берегу, вариант № 2» эта идея выражена очевидно и лаконично. Пятна краски простых геометрических форм. На них изображены несколько фигур, даже, можно сказать, символически обозначены. Так обнаруживается одиночество бегуна на длинную дистанцию длиною в жизнь, пусть даже, при ярком солнце и блеске моря.

Очевидна драматургия фильма (была ли она продиктована художником, или это работа режиссера): от личного и частного к обобщению, к высказыванию о человеческой судьбе и своем времени. Художник так незаинтересован собой, так открыт и беззащитен, что в него входит его пространство, где встречаются силы, принесенные его временем. Гений умеет выразить коллизии этой встречи. Он открывает и задаёт смыслы современности. Поэтому искусство не только отмечает, но и определяет шаг истории, его масштаб, ставя зеркало перед глазами современников и потомков.

Клузо - Le mystere Picasso
Анри-Жорж Клузо участвует в документальном эксперименте. Он посвящает свой фильм гению - Пабло Пикассо. На протяжении картины мы следим за двумя напряженными Творцами.

Один напряженно рисует, даже не заботясь о своем внешнем виде. Другой напряженно следит за постановкой. Оба - перфекционисты, следят исключительно за процессом. Слова здесь вторичны.

Пожалуй по самопрезентации в этом фильме, Клузо напоминает мне позднего Скорсезе. Творец стремится к идеалу. Напряженный, ответственный, уверенный в своих способностях, но переживающий за итоговый результат.

Собственно, ни Пикассо, ни Клузо доказывать было нечего. Один был всемирно известен, а карьера второго достигла своего пика. Недавно были сняты признанные шедевры - 'Плата за страх' и 'Дьяволицы'.

Предложенный ими концепт вызывает интерес. Следя за работой Пикассо, на экране перед нами, штрих за штрихом будут создаваться (в самом буквальном смысле слова) его картины.

Я бы сравнил этот фильм с 'Ван Гогом', документальным фильмом о творчестве нидерландского живописца, который был снят Аленом Рене. Если Клузо концентрируется на творческом процессе, вовлекая зрителя в 'соучастники', Рене просто показывает картины. Но, используя все преимущества операторского искусства, Рене делает показ картин таким, что создается эффект присутствия - путешествия по картинам. Такой режиссерский ход мне кажется более интересным, что впрочем никак не умаляет достоинств фильма Клузо.

В итоге: особый приз жюри Каннского фестиваля - справедлив. Картина получилась оригинальной, а участие в ней двух гениев-перфекционистов создает настоящее напряжение и эффект 'соучастия'. Впрочем, для того чтобы в полной мере оценить достоинства этой картины, нужно быть почитателем творчества Пикассо

7 из 10

Не правы те, кто воспринимает этот фильм просто как документалку о Пикассо. Анри-Жорж Клузо – виртуоз триллера, главный конкурент Хичкока, не раз уводивший сценарии у него из-под носа, и этот фильм он тоже превращает в триллер. Он начинается неспешно, с шаловливого этюда, рисуемого в полной тишине; потом включается музыка, рисунки становятся сложнее; затем Клузо заводит 'таймер', заставляя Пикассо писать на время. После этого упражнения Пикассо словно преображается, в его глазах блестит огонь, и он предлагает изменить концепцию: теперь он будет писать по несколько версий картины, одна поверх другой, пока не найдёт ту, что будет его устраивать. То, что происходит дальше, во второй половине фильма, трудно описать словами: это восхитительная, порою леденящая душу схватка художника с холстом и с самим собой, когда каждая картина на наших глазах меняет стиль и технику, и не раз хочется схватить его за руку и крикнуть: 'Остановись!' – столько прекрасных версий он отметает, чтобы поверх них создать совершенно другие. Заключительная часть, минут на 15-20, посвящёна одной картине, изображающей мирный день на пляже – и тут битва принимает поистине эпический размах. Когда стихает грохот оружия, и усталый Пикассо уходит вглубь студии, мы остаёмся на пепелище контуженными и оглушёнными. А кто сказал, что встреча с гением будет безопасна?

'Тайна Пикассо' – это шедевр триллера, и один из лучших фильмов великолепного мастера этого жанра.

Художники без границ
Существуют «Репортеры без границы». Есть «Врачи» без тех же самых пределов. Наконец в бескрайней среде бытует так называемая «Учеба»… Но живут на свете во тьме гнета еще и Художники без границ. И последнее – не движение, не партия, не организация. Художники без границ – состояние души и нечеловечески внеземное сплетение разноцветных нитей таланта. Художник – бог. Художник – везде и нигде. Он – в холодильнике вашей мучительной рациональности, он же – на сковородке чьего-то чувственного сердца… Для художника не существует границ.

Пабло Пикассо – один из художников без границ. Я понял это вчера. Некогда далекий, странный, неродной Пикассо вдруг преобразился. Я его почувствовал. И причин тому много. Разумеется, абсолютно гениальная задумка Клузо, которая могла родиться лишь в нахальном сознании друга – человека, знавшего и, главное, любимого самим Пикассо. Воплощение сей же задумки сим же другом Клузо и удивительным оператором Ренуаром, одна фамилия коего – уже «бренд» и уже подтверждение образности мысли и художественности труда. Молчаливая «антиработа» Орика, темп и размеренность, цветовая гамма, легкость свершившегося и тяжесть происходящего… (На сколько минут вам надо перечислений?) И все же главная причина – сам Пабло Пикассо.

Наверное, да нет, скорее всего, для публики, не видевшей «Тайну Пикассо», нестройные ряды достоинств, перечисленных мной уже во втором абзаце, не скажут ни о чем. Что же такое «Тайна Пикассо»? «Тайна Пикассо» - картина художников о картинах художника. «Тайна Пикассо» - документальный фильм, самодовольно-нагло обнажающий, но не разоблачающий процесс творения неповторимого искусника. «Тайна Пикассо» - почти 70 минут бессознательной страсти, с которой вы будете глядеть, как перед вашим взором пишет Пикассо, пишет, ориентируясь на время, коим нужно заполнить остатки кинопленки. «Тайна Пикассо» - другая сторона холста, за какой вы, «растекаясь мыслию по древу», будете размышлять, к чему может прийти странный странник с чудесно-чудной фамилией Пикассо. Наконец «Тайна Пикассо» - действительно бесконечный мир, познакомиться с которым вы просто обязаны, хоть раз услышав его имя.

Малюя отзыв на яркую, характерную «картину о картинах» Клузо, я, как вы уж заметили, вовсе не касаюсь особенностей, качеств, специфик творчества основоположника кубизма. Дело в том, что, во-первых, критиковать или восхвалять Пикассо бессмысленно. Он у каждого свой. Чаще всего – неподдающийся описанию. А во-вторых, «владелец» голубого и розового периодов – художник в самом идеальном смысле слова. И обращать внимание нужно не на то, что получается в итоге (а получается то уникальное, что большинство признает за аналоги собственных заслуг второго класса), а на то, как получается этот итог. «Следите за процессом», - словно призывает Клузо, доказывая, что настоящее искусство может понять лишь другой художник, знающий, что такое «процесс» (ох, как оказывается важно это слово!). А еще друг Пикассо, позволивший и запретивший приблизиться к гению, в очередной раз аргументирует, что нельзя мастера оценивать по критерию «нравится/не нравится». Нахальный приятель обосновывает, что порой совершенно бессмысленно даже искать смысл (как рекомендовал мой учитель-культуролог), ибо иногда он сокрыт под тысячами мазков и миллионами рек размышлений. Оказывается, главное – почувствовать ту наполненную страданиями работу художника, его бесконечный самопоиск.

И если раньше я только догадывался, что анализ стихотворения или картины, пусть даже в интерпретации обаятельно-гениально-талантливого педагога, есть высосанная из пальца несуразица, то теперь я в этом уверен. Если раньше я знал, что художник отличен от бездаря тем, что может изобразить свою мысль в любом стиле и любой технике, то теперь в это поверил. Если раньше я подозревал, что художник, в первую очередь, творит для себя, а не для среднестатистического мальчика из другого поколения, то теперь я в этом убедился. Думаю, и Пикассо было не столь важно, что выйдет в конечном итоге. Его привлекал и увлекал процесс творения, созидания. И именно за безграничную самоотдачу, самопожертвование музе мучений, именуемых творчеством, Пикассо, чью тайну в очередной раз доказали и не разоблачили, признал мир…

Жаль. Жаль, что я не могу подписать под отзывом «Picasso»…

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тайна Пикассо 1956 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

В фильме приоткрыта завеса тайны над творческим процессом Пикассо. Прямо перед камерой великий художник создаёт и уничтожает на стекле 15 оригинальных произведений: сначала монохромный эскиз, затем — яркие цветовые пятна, вереница усложнений и переосмыслений первоначального замысла. Клузо, знавший Пикассо с 1920-х годов, ставит его в жёсткие временные условия, доводя художника до крайней степени творческого напряжения.

Тайна Пикассо / Le mystère Picasso 1956, Франция, документальный