Галерея
Интересные факты 9
Актеры 93
Съемочная группа 69
Рекомендуем 22
Похожие 19
Отзывы к
фильму
20
Главная особенность и достоинство фильма — хронометраж пролетает на одном дыхании, а картинка не заставляет скучать. Такие фильмы я называю семейными, поскольку они прекрасно подойдут для зрителя любой весовой категории: здесь и динамика, и эстетика, и драма, и мелодрама — в общем тот коктейль, который старается угодить всем без исключения. Однако, фильм настолько банален, а оператор нарочито старается показать слезоточивость моментов, что вполне понятно — это не об искусстве, это о морали. Все «плаксивые» фильмы настроены на то, как бы ужаснее и свирепее преподнести историю, будь то «Страсти Христовы» Гибсона или же «Капернаум» Лабаки. Цель — вызвать в зрителе сочувствие к угнетенному и жажду мести к угнетающему, но в искусстве данный ход настолько слаб, что он показывает несостоятельность сформировать то, что могло рассказать интересную историю вне штампов. При крепком актерском составе потенциал персонажей пуст — вот злобный дяденька, вот страдающая тетенька, вот добрый дяденька, вот злобная тетенька. Этим и ограничивается повествование.
Бывает и такое, что второстепенные роли вносят в картину изысканные нотки, но и это не в этом случае, поскольку камера практически не отходит от главного злодея и главного мученика. Какого-то «бадимуви» наподобие Шоушенка, где главный герой находит крепкую дружбу внутри конфликта, тоже не получилось, хотя зачатки таились. Для одного вечера фильм подойдет вполне, но на большее он не способен.
Персонажи:
Соломон Нортап и Пэтси:
Фильм начинается с приятного времяпрепровождения Соломона Нортапа в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк в окружении семьи. На дворе 1841 год, Соломон — свободнорожденный афроамериканец. Его жена вместе с двумя сорванцами уезжает на подработку, а к главному герою с весьма щедрым предложением обращаются содержатели цирковой труппы, некие Браун и Хэмилтон — выступить с музыкальным номером в Вашингтоне. Ему обещают приличную плату и покрытие расходов на дорогу. Мистер Нортап соглашается. Отпраздновав, сей удачное мероприятие, Соломон теряет сознание и просыпается на полу холодной и мрачной камеры, закованным в цепи и в нижнем белье. «Хозяева» кличут его Платтом и жестоко избивают за неповиновение. Платта переправляют в Новый Орлеан и продают владельцу крупной плантации — Уильяму Форду, который обходится с ним довольно дружелюбно. После перепалки Соломона со штатным плотником, Уильям говорит, что не сможет защитить его. Так он попадает в руки безжалостного Эдвина Эппса. Нортап становится частью незавидной иерархии в числе невольников, выстроенной Эппсом, что очень дорожит самой «преданной» и прилежной Пэтси. Избегая дальнейших подробностей, Соломон всеми силами старается выжить в этом аду, дабы вновь встретиться с родными, Пэтси жаждет, лишь смерти. Наблюдать за неугасающей надеждой одного и отчаянием другой было для меня невыносимо! Мне стало ясно, насколько пустяковы мои будничные проблемы, по сравнению с их тяготами.
Эдвин Эппс:
Он проводит досуг в молитве и за чтением Библии, берет слово Божье, вырывает из контекста, оборачивая его в свою пользу и с подобным извращенным мировоззрением, идет сеять зло (напоминает судью Фролло — культового плохиша Диснеевской классики «Горбун из Нотр-Дама» (1996)). Эппс крайне суеверен и во всех своих несчастиях обвиняет рабов, коими он, по его мнению, обладает по воле Божьей. Ему самим Небом предназначено карать неугодных и непослушных, купленных им за деньги. Когда же Эдвин видит того (по всем внешним признакам «избранного»), чьи мысли идут вразрез с его убеждениями про привилегии европеоидной расы, наш «пастырь» выказывает тому явную неприязнь. Ведь принять отвращение канадца Басса к рабству, означает, хотя бы из соображения совести отказаться от нажитого капитала или обеспечить платой, жильем и едой сборщиков хлопка, на худой конец, засучить рукава и пойти на плантацию, но такие «унижения» Эдвину и госпоже Мэри противопоказаны, вот и выходит, что вся духовность и благочестие четы Эппс и выеденного яйца не стоит!
Актёрская игра:
На плечах Чиветеля Эджиофора лежала ответственная задача — донести до зрителя страх, боль и превозмогание целого этноса и Чиветель передал это идеально! Лупита Нионго, воплотившая юную Пэтси завоевала меня абсолютной искренностью. Пэтси на протяжении всего хронометража получает кнут, вместо пряника (милости «хозяина» за хорошую службу), она прекрасно понимает свое положение и не решается разорвать этот порочный круг. «Оскар» 2014-го за Лучшую женскую роль второго плана — заслуженное признание таланта Лупиты (жаль, её не удостоили должным вниманием за Аделаиду и Ред в ленте Джордана Пила «Мы» (2019)). Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт, Пол Джаматти и другие именитые звезды подарили нам незабываемые образы, отражающие менталитет и оппозиционные взгляды той эпохи.
Итог: «12 лет рабства» от Стива МакКуина — художественное произведение, поднимающее темы терпимости и равноправия, по всем кинематографическим лекалам. Осознание того, что оно снято на основе реальной трагедии делает просмотр особенно сложным. Не трудно догадаться, выйдя, сей шедевр на экраны в 2020-м, аккурат к очередной жертве полицейского произвола, в России он схлопотал бы рейтинг ниже, чем «отвратительно»! Тем не менее, картина 2013-го стала настоящим хитом, а рассказ чернокожего скрипача тронул сердца миллионов.
10 из 10
Очевидно, Стив МакКуин подобрался к самой сути «философии рабства», что может жонглировать темой с какой угодно позиции. Заметил некоторую общность с его прошлой картиной «Стыд»(2011), где Брэндон (Майкл Фассбендер) был рабом у собственной чувственной природы и если поставить его рядом с Соломонам (Чиветель Эджиофор) и исключить жизненные обстоятельства, то можно заметить, что объединяет их одно и тоже — духовный голод и отчаяние внутреннего человека, самоощущение которого, распространяется не далее собственных кожных покровов. При более внимательном взгляде видно, что этот самый голодом пропитаны все остальные персонажи, а значит, речь ведется не сколько о героях и личностных конфликтах, а скорее о жизненном опыте и человеческой жизни как таковой, где несправедливость и неравенство, как бы это грустно не звучало — непреложная историческая реальность.
Хотя, сюжетный конфликт мало отличается от классических дрязг угнетателей и угнетенных, тем не менее, автору удалось разыграть настоящую, величественную драму, где библейские откровения, под назойливый гул стрекоз и кузнечиков, передают гораздо больше, нежели умилительное сочувствие и наглый произвол господ-рабовладельцев, а это требует немалого таланта. «Раб же тот, кто знал волю господина своего и который не был готов и не делал по воле его, тот бит будет, бит будет много — где много, означает очень много 40, 100, 150 плетей — это библия!»(Фассбендер насмешил). Божье писание справедливо, а значит «справедливо» и все остальное.
Горькая ирония и суровая правдивость МакКуина, должно быть позабавила самых отъявленных эстетов: «И слыша народ дивился учению его» — дивился так, что удостоил наград всех авторитетных кино-сообществ. Без всяких заумных диалогов, с помощью одних лишь эмоций, наполнил всю атмосферу: душевные движения героев настолько отчетливы, что не оставляют ни шанса на сомнение.
Кульминационная сцена, где странствующий плотник Басс (Брэд Пит) снизошел в помощь бедному Соломону и на словах измерил все, что не в силу было выразить невежественным рабам, указывает на умело завуалированное, известное тождество с упоминанием неизменной вселенской истины. В общем то, зритель сам разберется. Очень хороший фильм! Всем советую посмотреть…
Общее впечатление: Экранизация одноимённой автобиографии Соломона Нортапа, ужасает… Конечно, все знают что было рабство и в определенные отрезки времени люди страдали от этого ужасного слова. Но стоит смотреть такие картины, это история, она часть нас, даже если вам кажется, что не стоит касаться, вы глубоко ошибаетесь, иногда стоит прожить тяжелую историю, дабы понять что же было давным давно.
Соломон Нортап (Чиветел Эджиофор) был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Смотреть на скитания Соломона по человечески тяжело, это боль, которая проносится через весь фильм. Так несправедливо, что жестокие люди, покупали себе человека, словно он вещь и делали все что захотят… Рабовладельцы даже не думали сжалиться над такими же людьми как и они, что их различает? Цвет кожи? Но попробуй это объяснить.
Шикарная роль у Майкла Фассбендера — рабовладельца Эдвина Эппса, мерзкий, ужасный человек, который считает что он прав во всем, и все его люди (купленные естественно) должны беспрекословно подчиняться Эдвину. Фассбендер вкусил на себе роль отвратительного человека, у которого ничего святого нет, по сюжету я возненавидела Эппса, и его жену тоже, отвращение, я ждала возмездия, до того противен мне был персонаж.
Чиветел Эджиофор сыграл ГГ, колоссальный спектр эмоций на лице актера от радости до ужаса, говорит о его таланте. Долгие кадры погружали в атмосферу безысходности, ничего нельзя сделать или предпринять, а стоит ли вообще бороться? На этот вопрос отвечает другой персонаж Пэтси, ее сыграла Лупита Нионго. Пэтси собирала для хозяина больше всего хлопка, чем остальные, она была примерной, выполняла все просьбы, но из-за ревности к хозяйки дома (Сара Полсон) страдала больше других. Стоит ли жить, если жизнь эта мука?
Картина поднимает множество вопросов: о человечности, о жизни, о том чего не должно быть никогда. И на протяжении сюжета становится ужасно тяжело от всех этих мыслей, которые буквально переполняют.
Исходя из названия, становится ясно, что для Соломона было всего 12 лет рабства, но не у всех так произошло как у него. Поэтому те, кто ждут что эта история о возмездии или раскрытия других героев, должны понять, это рассказ Соломона, соответственно все раскрывается вокруг него, передавая его глазами: предательство, смерть, злобу, ужас, отчаяние. Вы увидите через что прошел Соломон и как все закончилось именно для него, не для кого-то другого. И это, пожалуй, одно из важных сценарных решений! Помимо точно прописанных диалогов, передаваемых характеров, важная составляющая закручивается и в музыкальной части. Зритель слышит напевы рабов (спиричуэлс), что даже тогда в минуты отчаяния они не теряли надежду.
«12 лет рабства» — получило множество наград, в том числе и Оскар. Я считаю что все это заслуженно! Картина тяжелая, но ее должен посмотреть каждый!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть 12 лет рабства 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
12 лет рабства / 12 Years a Slave 2013, США, биография, драма, история