Галерея
Интересные факты 10
Актеры 38
Съемочная группа 10
Рекомендуем 15
Отзывы к
фильму
20
Везёт всё-таки москвичам. Я, например, был бы очень рад посмотреть на свой родной город в каком-нибудь фильме 60-х годов. Узнавать или не узнавать какие-то места, смотреть на людей, на улицы и переулки, где не было ничего, а теперь там жилые дома или торговые центры. С помощью кинематографа узнавать историю своего города, это же круто. Да-а-а... Но мой родной город ни в 60-е, ни на пороге 2020-х никому не нужен. Это называется стабильность.
В фильме 'Я шагаю по Москве' проявилась одна из характерных особенностей Георгия Данелия - потрясающе работать с 'прохожими'. Георгий Николаевич это дело любит и умеет. На минуту или чуть больше в кадр входит 'прохожий' - сказать несколько реплик и больше не появиться дальше. Но как это классно прописано и поставлено. За эти несколько реплик 'прохожий' выдаёт себя с головой, раскрывает свой характер, свой образ, либо свою маленькую трагедию, либо своё маленькое счастье. Как ироничен и узнаваем образ всезнающего и всёрешающего важного человека, который подошёл к незнакомым ему людям, указал, кого в больницу, кого на живодёрню, а кого под суд, а затем так же важно удалился. Ну это чистой воды какое-нибудь 'влиятельное лицо' со страниц Гоголя.
А как шикарна прогуливающаяся дама с зонтиком, которая подошла к ребятам и помогла им отпросить Алёну у её мамы. Изящная, грациозная, аристократичная даже, очень характерная дама, но при этом всё понимающая, что называется, 'своя в доску'. Подошла, меткими фразами уточнила обстановку и профессионально, хладнокровно, не дрогнув голосом, выручила ребят. А затем слегка танцующей походкой продолжила свою прогулку. Шикарная женщина.
Я уж не говорю про такого же 'прохожего', несмотря на то, что его образ заперт в квартире – герой Владимира Басова. Он тоже как бы проходил мимо и мог бы и не взаимодействовать с главными героями, но вмешивается в историю ребят, заводит с ними диалог, опять-таки полностью раскрывает свои трагедии, которые сделали его таким, и точно так же исчезает. Гениально.
И, наверное, этот фильм помимо лирической комедии можно назвать и лирическими приключениями молодых людей в Москве. Разнообразие второстепенных героев дарит именно такое ощущение. Это очень приятный, забавный, добрый, ироничный фильм Георгия Данелии. Благодаря рассказанной истории, приятной песне, потрясающим персонажам, независимо от того, главные они, второстепенные или вообще эпизодические, эта кинокартина так понравилась мне. А ещё Галина Польских в этом фильме очень красива.
10 из 10
Все хорошо и будет хорошо
Сибирский писатель и монтажник Владимир Ермаков в Москве проездом и случайно знакомится с шахтером-метростроевцем Николаем. Появляется между ними и девушка - Алена, торгующая в ГУМе пластинками. И ещё с десяток персонажей, встречающихся на пути трио, пока они шагают по Москве.
Знаменита история, как киношное начальство не устроил термин 'несмешная комедия', и Данелия вынужден был заменить его на лирическую комедию, родив этот новый жанр. Лирическая куда как более интересно и правильно по отношению к 'Я шагаю по Москве' определение, потому что фильм-то, в конечном итоге, именно про любовь. Правда, не в сугубо прикладном смысле отношений мужчины и женщины, а как-то банально шире - к Москве, к людям... В общем, сюжет здесь не имеет принципиального значения, а вот любовное настроение... Боюсь показаться сентиментальным, но радость сочится с экрана совершенно диким... нет, просто солнечным образом. И люди добрые, и счастье у них самое простое человеческое и даже полотеры, мелкие воришки, толпа и нервные покупатели с контуженными лошадьми милы до безобразия... Почему-то это не смотрится пропагандистским штампом и украшением действительности и на ум приходит сакраментальное: Верю.
Почти по неведомым причинам именно 60-е, а их аромат в Я шагаю по Москве силён как нигде, стали периодом расцвета страны - несмотря на всякие там Карибы, ракеты и т.п., время было едва ли не впервые в нашей истории мирное, Гагарин слетал в космос, геологи шарили в Сибири, в настоящем все было хорошо, а в будущее смотрели с верой в коммунизм. И при этом Шпаликову, Данелии, Юсову, Петрову, Михалкову, Локтеву, Стеблову, Польских удалось, несмотря на верные приметы соцреализма - Метрострой, романтика дальних комсомольских строек и т.п. - воссоздать лёгкий прогулочный шаг эпохи и ее гуманистическое и доброе измерение. Неслучайно даже личное любовное разочарование заканчивается признанием любви к Москве с рефреном 'Я шагаю...' (и это отнюдь не выспренная усталость и любовь к жизни из другого хита эпохи). Время было доброе.
- И у Вас все хорошо?
- Очень хорошо.
- А ведь так не бывает.
- А вот бывает
Шаги весны
В 1963 году на советские экраны вышла картина, ставшая лейтмотивом (наравне с «Весной на Заречной улице», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и другими фильмами) «оттепели». Лишенная каких-либо политических подтекстов и намеков, она сохранила то настроение – весеннее, праздничное, словно предвкушающее что-то.
Это предвкушение – уже само по себе счастье, это легкое и необременительное томление – такой же безошибочный признак молодости, как звонкий смех или открытый миру взгляд. В ту краткую эпоху, когда казалось, что мир бесконечно молод, что все должны быть счастливыми и окрыленными, советское кино создало свой собственный мир, космос, который видится нам сегодня каким-то ретрофутуристическим раем. И в самом деле, весь мир был молод: Георгий Данелия снимал свой третий по счету полный метр, Никита Михалков был начинающим 18-летним актером, Галина Польских была в самом начале своей кинокарьеры, Геннадий Шпаликов был живой, красивый, талантливый… Много чего случится потом, но а пока на улице весна (или лето – не так уж важно), короткий ливень приносит свежесть, за спиной вырастают крылья и мир не перестает тебе улыбаться.
Сюжет «Я шагаю по Москве» прозрачен: Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он. В метро он знакомится с Колей –метростроевцем, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить, и приглашает его к себе домой, знакомит с семьей. Друга Коли Сашу забирают в армию, но он сегодня женится… Кратко всего не перескажешь, конечно. Но, несмотря на динамичное развитие и обилие событий, фильм не обрастает какой-то ненужной сложностью, он смотрится на одном дыхании, потому что мы сами вовлечены в эту однодневную прогулку-пробежку по Москве, которая так красива и в то же самое время так естественна в объективе оператора Вадима Юсова. Кстати, именно оператор удостоился приза ВКФ в Ленинграде в 1964 году.
Пожалуй, главный секрет успеха ленты «Я шагаю по Москве» - это удивительный сценарий Геннадия Шпаликова, который помимо сценариев писал прекрасные стихи, и во многом стал выразителем «оттепельных» настроений, воплотителем ее духа. Весь сценарий пронизан лиризмом, поэтическим упоением, чуткими образами и яркими характерами. С другой стороны, эта основа поддержана режиссером, можно сказать, что здесь уже четко выявляются типичные для Георгия Данелия приему, формируется его узнаваемый почерк. Интерес к человеку, любовь к нему и смех как способ проявления этой любви – это очень «по-данелиевски». Ни один из героев не вызывает у него раздражение, и вообще режиссер не ставит себя над ними: он как бы среди них – наблюдает, замечает, мысленно иронизирует. В этой теплоте и доброте и кроется секрет непреходящего успеха таких фильмов, как «Сережа», «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза».
Весеннее настроение – понятие довольно условное, не зависящее от сезона. И важно уметь в любое время года находить его внутри себя и дарить окружающему миру. И фильм о вечно молодых метростроевцах – эта наша возможность проживать свое весеннее настроение всякий раз, когда мы смотрим этот фильм.
Говорит Москва
Призванное отражать реальность искусство, тем не менее, возносится порой до высот, где парит лишь чистая поэзия. Таким, в лучшие свои времена было и отечественное кино, одухотворённость которого позволяет без малейшего сомнения отнести его к настоящему искусству. Когда отгремел первый пышный карнавал новогодней ночи и весенний ветер распахнул окна на Заречной улице, режиссёры-постановщики задумались, чем бы ещё расшевелить советского человека, с детства приученного верить в светлое коммунистическое «будущее». И решили открыть ему светлое «настоящее», живущее с ним бок о бок каждый день прямо в родной столице. Говоря об успешном осуществлении поставленной задачи, нельзя ни упомянуть Геннадия Шпаликова – фигуру, имевшую большую значимость для русского кино 60-ых годов. Будучи сценаристом, а, значит, соучастником в создании фильмов тех времён, он и несколько талантливых режиссёров подарили советскому человеку – и отголоском времён современному зрителю - замечательные образцы лирической поэзии киноискусства. Именно в 1963 году впервые появился термин «лирическая комедия», призванный объяснить сухарям-чиновникам, что смеяться можно и не по уставу. Так назвал этот неповторимый жанр Георгий Данелия. Назвал и явил всей стране фильм «Я шагаю по Москве».
Москва. Город июльского дождя, который верит не только слезам, но и простому человеческому счастью. А осознать его несложно, стоит лишь оказаться проездом в столице и стать свидетелем самых непримечательных событий. Так случилось с Володей – совсем ещё молодым монтажником, который едет из далёкой Сибири навестить мать товарища, погибшего на войне. По счастливой случайности его рассказ о суровой правде сибирской жизни прочёл в журнале московский писатель и пригласил пообщаться. Знал ли Володя, стоя ранним весенним утром в аэропорту, смотря, как одинокая девушка кружится в вальсе своих мечтаний, что день сегодняшний закончится расставанием с нежданными, но верными друзьями? Знал ли, что станет гостем на внезапной свадьбе незнакомого призывника, а штаны в парке порвёт злая собака, за которой мальчишка не уследил? Наверняка, нет. Иначе бы все события этого насыщенного, слишком обыденного дня не стали бы для нас такой приятной неожиданностью.
Если хуциевский Сергей в свои двадцать лет пытается осмыслить преемственность послевоенного поколения и разобраться в искренности чувств друзей, то Володя и его новый друг Коля не делают ничего такого, что можно было бы назвать сюжетом. Поездка с иностранцем на такси, когда не знаешь даже английского, поход в ГУМ, где знакомство с продавщицей грампластинок непременно сопровождается приглашением на свадьбу, а серьёзная дискуссия с мнимым писателем - диалогом с полотёром. Все действия персонажей словно только что пришли им самим в голову. Они настолько необязательны, что служат лишь некоторой направляющей, вдоль которой будет течь их жизнь, пока они будут развлекать нас непосредственностью поступков, вдохновлённых мимолётной юношеской прихотью. Случайное расставание здесь – лишь повод для ещё более случайной встречи, а случайно нарисованная лошадь – достаточная причина, чтобы угодить в участок. То ли сон, то ли сказка, то ли жизнь, самая реальная из всех, – настолько она прекрасна здесь.
Поймав с первых же кадров нужную волну, фильм продолжает импонировать зрителю до самого конца. Его герои просто не могут ни вызывать улыбки, потому что ведут себя раскованно, свободно, движимые сиюминутным импульсом, как мы никогда бы не решились, - было бы неловко или нашли бы другую причину. Нежная, мелодичная и шутливая мелодия Андрея Петрова наполняет город и душу мотивами беспричинного счастья и радости даже от бестолкового спора в метро или ночного допроса в милиции. Камера Вадима Юсова порхает, танцует и бродит по городу вместе с Колей и Володей, заставляя восторгаться непривычной живописностью родной Москвы. Песня, написанная Шпаликовым за несколько минут вдохновения и пропетая безусым героем Никиты Михалкова в конце, становится гимном и жизнеутверждающим итогом всей картины и ещё одного прожитого дня. А молодость… Ей всё по плечу, её возможности безграничны, её взгляд не замутнён, её свежестью восторгаешься, в её силы веришь. И если есть у этого фильма итог, основная мысль или символ, то он в протянутой в приветственном жесте руке, который обещает тёплую встречу и дружеское участие от всего сердца. Ведь Москва – добрый город.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Я шагаю по Москве 1963 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом - его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей - молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить. На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам. Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна...
Я шагаю по Москве / Я шагаю по Москве 1963, СССР, мелодрама, комедия