Галерея
Интересные факты 33
Актеры 21
Съемочная группа 10
Рекомендуем 21
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
Эта картина имеет гигантскую популярность на постсоветском пространстве. 31 декабря каждого года её показ на федеральных телевизионных каналах стал такой же традицией, как и транслирование внешне более новогодних картин, таких как «Ирония Судьбы», «Морозко» и других.
Леонид Гайдай создал, пожалуй, наиболее экстравагантное и увлекательное произведение в своей карьере, которое интереснейшим образом рассматривает тему путешествий во времени. До выхода этой ленты в прокат и после ни один русскоязычный постановщик не смог так энергично воплотить идею путешествий во времени, великолепно демонстрируя колоритную жизнь русского человека, полную радости и печали, смеха и слёз, простоты и многослойности.
Актёры Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров сыграли в этом фильме, возможно, свои лучшие роли. Визитная музыкальная карточка ленты «Вдруг как в сказке…» настолько изумительна, что многие мюзиклы со своими умопомрачительными песнями стоят молча в сторонке.
Удивительно насколько много в этом фильме родного, что заставляет пересматривать его в новогодние праздники каждый год. И каждый раз вновь смеяться над уже знакомыми сценами и восхищаться творческой задумкой создателей ленты. Совокупность новогоднего настроения и фантазийности картины формирует незабываемое отношение к ней.
Как итог, «Иван Васильевич…» — гениальная классическая комедия о путешествиях во времени, изумительно передающая всё многообразие русского человека, неустанно верящего в лучшее настоящее.
Несколько мыслей о фильме, наполнившем наш быт массой цитат на все случаи жизни, и его литературной основе.
«Иван Васильевич меняет профессию» — одна из советских кинокартин, по определению занимающих большее место, чем просто популярный фильм своей эпохи. По моему наблюдению, нет другой такой ленты, цитаты из которой, порой совершенно неосознанно, мы с завидной регулярностью упоминали бы в повседневном общении. Да, хлесткие фразы из других фильмов тоже обладают таким свойством. Но, думаю, мало кто поспорит, что третья картина Леонида Гайдая о Шурике в этом плане — несомненный рекордсмен.
Выпивая в хорошей компании, мы нет-нет да и вставим вместо дежурного тоста — «Ну, здрав буде, боярин!» Знакомясь с кем-то в непринужденной обстановке, на автомате можем выдать: «Очень приятно. Царь». И уж конечно, завидев что-то необычно красивое, чего не ждали увидеть, частенько вытягиваем: «Красота-то какая. Лепота-аа…»
В очередной раз пересмотрев трилогию Гайдая о Шурике, на этот раз специально с целью написать рецензию на каждый из фильмов, попробую оседлать любимого конька и дать оценку картине через сравнение с литературной основой — пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Соответствующий титр в начале фильма помнят, думаю, все. А вот читали это сравнительно нераскрученное на фоне более известных работ Михаила Афанасьевича произведение, наверное, не многие. Кто не читал — очень советую. Пьеса совсем короткая, на час — полтора спокойного, неспешного чтения. И в процессе вас должно не покидать ощущение, насколько же бережно обошелся Леонид Гайдай с первоисточником. Пьеса не просто взята за основу как сюжетная канва, она едва ли не построчно перенесена на экран. Поправки сделаны лишь в тех местах, которые не вписывались в реалии нового исторического периода.
И от поправок этих выиграл, в первую очередь, образ вора Жоржа Милославского. Может, это субъективное ощущение, но в пьесе он играл скорее вспомогательную роль. Здесь же благодаря прекрасной работе Леонида Куравлева получился обаятельнейший негодяй, не уступающий в этом отношении Бендеру, в уста которого вложены одни из самых запоминающихся оригинальных шуток (есть в фильме, но отсутствуют в пьесе) — «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть» и «Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз».
А вот образ управдома Бунши, напротив, от временных различий несколько потерял колорит. У Булгакова Иван Васильевич — бывший князь, маскирующийся от преследований по классовому признаку легендой о верном социальном происхождении. Его внешнее сходство с царем не то чтобы объясняется этим, но намек дается. Оба вроде как Рюриковичи. Здесь уже инженера Тимофеева лишили зачетной шутки в диалоге с царем Иваном Васильевичем: «В Москве сейчас есть только один князь, да и тот говорит, что он — сын кучера». Но исторические нюансы сценаристы ленты, как могли, компенсировали актуальными социальными реалиями, вложенными в уста Бунши-современника. Мне, например, особенно нравится фраза про «дом высокой культуры быта».
Сам Тимофеев, в образе которого на этот раз предстает повзрослевший Шурик, тоже, конечно, персонаж уже второстепенный. Согласитесь, каждый раз в процессе просмотра фильма есть ощущение, что и без него тут все здорово. Пока в кадре взаимодействуют такие величины как Юрий Яковлев в образе царя и Михаил Пуговкин в роли режиссера Якина, про Шурика мы словно забываем. То же самое — в той части картины, где Милославский с Буншей пытаются не пропасть в реалиях XVI века. И в этом тоже есть некий посыл, скорее всего, невольно получившийся у создателей картины. Шурик — простой советский человек, который по харизматичности, конечно, уступает ярким личностям как из своей, так и из прежних эпох. Но без него ничего ни у кого не получится. Именно на таких Шуриках и держится замечательная страна, объедающаяся «икрой заморской, баклажанной».
Александр Демьяненко, оставаясь любимым актером Гайдая, сыграл здесь, наверное, последнюю яркую роль. Потом ничего хотя бы отдаленно приближающегося по успеху, по оставлению в зрительской памяти среди его работ в кино уже не было. Хотя снимался он много. Наверное, и о Наталье Селезневой, не поработай она с Леонидом Иовичем в двух лентах о Шурике, мы бы сегодня вспоминали совсем редко. Для этих актеров встреча с режиссером стала главным шансом в их карьерах, которым они с успехом воспользовались. Не потеряться в дальнейшем, после работы в таком кино — это ведь сложная задача. И под силу она только по-настоящему великим актерам — тем же Яковлеву, Пуговкину, Этушу, Куравлеву. Или, если брать предыдущие картины Гайдая — Вицину, Никулину.
Сам выбор пьесы для экранизации, кстати, прекрасно отвечает характеру Гайдая, никогда не боявшемуся спорных решений и зачастую идущему на грани цензурной пропасти. Это сегодня та же «Кавказская пленница» кажется безобидной комедией, без которой трудно представить Новый год в нашей стране. А ведь фильм был на грани того, чтобы оказаться на полке, и подвергся определенной цензурной правке. А после ранней, не самой известной работы «Жених с того света» Гайдай вообще чудом остался в профессии. Об этом можно узнать из посвященного юбилею режиссера подкаста на КиноПоиске. Так что совсем не случайным кажется выбор для очередной картины произведения Булгакова, к творчеству которого и при жизни, и после смерти советская цензура относилась с особым пристрастием. Когда люди рискуют, понимают, что могут потерять многое, но при хорошем раскладе — приобрести еще больше, вкладывают при этом всю душу в свою работу — на выходе получается то, что потом назовут классикой и даже легендой.
Для меня «Иван Васильевич меняет профессию» — вершина творчества Гайдая, такая же как и для некоторых актеров, упомянутых выше. К сожалению, и режиссер после этой великой ленты в творчестве пошел по нисходящей. Все последующие картины, несомненно, тоже хороши. Но снять что-то лучше «Ивана Васильевича…» было вряд ли возможно в принципе. И это отнюдь не печально. Ведь настоящее счастье для любого творца — создать произведение, одинаково тепло относиться к которому будут миллионы людей из разных поколений даже спустя несколько десятилетий, когда за окном совсем другие времена. Произведение, которое станет настоящим маяком и символом эпохи.
10 из 10
«Эх, умели в советское время снимать классные комедии» — скажете вы. И будете абсолютно правы. Ниже речь пойдет всего лишь об одном примере из сотни. Но каком!
Сюжет. Инженер-изобретатель Шурик Тимофеев создает машину времени. Из-за определенного стечения обстоятельств управдом Иван Васильевич Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским попадает во времена Ивана Грозного, а царь переносится в современный мир. После этого изобретение ломается, и теперь только начинающему гению под силу починить его и вернуть все на свои места…
Сюжет берет за основу пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которая не для всех может быть легка в прочтении. Комедия блестяще раскрывает суть пьесы, попутно снабжая зрителей уморительными сценами. В редких случаях эпизоды выглядят немного наигранно (как будто смотришь представление в театре), но это не мешает прочувствовать авторский стиль. Немного обидно, что нашлось место и для серьезной ошибки. Ближе к концу ленты Иван Васильевич называет свой год рождения: «1533 от Рождества Христова». Но родился царь в 1530 году, а данный вариант летоисчисления стал применяться гораздо позже. Это очень бросилось в глаза.
Атмосфера. Царит атмосфера веселья и легкого безумия. Из-за сложившейся невероятной ситуации происходит множество комедийных и интересных моментов. А еще в начальных титрах используются специальные буквы с закосом под старину.
Юмор. В фильме есть огромное количество смешных шуток и нелепых (в хорошем смысле) сцен. Благодаря потрясающей игре актеров зритель сможет в полной мере ощутить всю курьезность происходящего на экране. Здорово, что данная картина собрала так много прекрасных актеров вместе: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин… Все они внесли неоценимый вклад в популярность ленты.
Отдельно хотелось бы отметить несколько моих любимых цитат из этого кино, которые впоследствии ушли в народ:
«Если бы вы были моей женой, я бы… повесился!» — Шурик
«Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…» — Жорж
«Вот что крест животворящий делает!» — Иван Грозный
Музыка. Вместе собраны прекрасные песни и мелодии. «Теряют люди друг друга» Нины Бродской, «Кап-кап-кап», «Разговор со счастьем», композиция во время погони за самозванцами… Здесь прекрасно все.
Итог. Одна из лучших советских комедий, прекрасно поднимающая настроение. Спустя столько лет картина по-прежнему часто показывается по ТВ, что говорит о ее культовом статусе.
9 из 10
(90%), Чао!
Моя апокрифичная кошка, ежеминутно и ежесекундно поднимающая все новые и новые вопросы этого бытия, тоже на днях пыталась изобрести свою машину времени. Залезла в свой домик, перевернула там все вверх дном, перекрыв тем самым себе выход. Не помог ей ни крест животворящий, ни сетования соседского Шпака, ни стук в дверь Крачковской. Долго бушевало в глубинах своего цветастого дома мое животное и, наконец, заверещало на своем кошачьем: «Замуровали, демоны!» Благо, лифтер был тут как тут.
Что можно нового сказать об этом фильме? Он органически въелся в поры нашей кожи, мы все любим его, как любимую тележку — и надоела вроде, и все равно от нее никуда не денешься. Нужно сказать, что к актерам, которые играют в этом фильме, я отношусь совершенно равнодушно, то есть, конечно, всегда смотрел и Куравлева, и Юрия Яковлева, но без особенного фанатизма. Из моих любимых актеров здесь только Крамаров. Демьяненко же меня вообще скорее раздражает. Но обо всем об этом не помнишь, ибо и игра великолепная, и о фильме сказать`прекрасно» было бы недостаточным.
Фильм я впервые посмотрел в 12-летнем возрасте, в 1987 году и это был экстаз. Путешествие в сказку. Сбылись все мечты мальчишки. С трудом припоминаю что-то подобное в те годы, смелые перестроечные фильмы еще не подоспели, да в них ничего сказочного уже не было. Может чешская сериальная сказка «Арабела» или «Приключения в каникулы», но это совсем уж в ребяческом возрасте.
«Иван Васильевич меняет профессию» узнается по каждому звуку, по каждой короткой и незначительной фразе. Оу, про Пуговкина и Этуша забыл. «Паки-паки». «Три магнитофона, три портсигара». И жаль, что Филиппову такая маленькая роль досталась. Думаете нам, царям, легко? Человек! Почки царице. У женщин вопрос почек всегда открыт.
А еще гайдаевский фильм теперь сам по себе стал машиной времени. Путешествием в Москву начала 70-х, когда даже меня еще в проектах не было. Выходишь на балкончик, смотришь на Новый Арбат, уже отремонтированный, эхх, лепота. Как сказал один поэт, «лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик». Еще раз пересмотреть, что ли? Да сколько ж можно уже!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Иван Васильевич меняет профессию 1973 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком - точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский. На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий...
Иван Васильевич меняет профессию / Иван Васильевич меняет профессию 1973, СССР, фантастика, комедия, приключения