Галерея
Актеры 26
Съемочная группа 11
Рекомендуем 16
Отзывы к
фильму
9
Трехчасовой сеанс психотерапии с режиссёром картины
В российском прокате скромным шагом идёт немецкая трехчасовая, отчасти автобиографичная, драма – «Жизнь», сценариста и режиссёра Маттиаса Гласнера. В оригинале фильм называется «Sterben», что дословно с немецкого можно перевести как умирающий, но прокатчики с уважением изменили название, дабы гармонично вписаться на постере. Нужно отметить, что смена названия картины мало повлияло на восприятие, хотя контекст несомненно важен. К тому же, как уверяют источники, автор картины оказался, не против согласится на простой шаг для локализации фильма.
Фильм повествует о немецком семействе Лунис. Каждая история из членов семьи – мать, сын и дочь, поделена на отчетливые главы по ходу повествования. Мать доживает свой век с больным мужем страдающем деменцией. Из последних сил пытаясь помочь не только ему, но и самой себе. Сын глубоко погружен в работу и безустанно готовится к отчётному концерту. Параллельно с этим его возлюбленная рожает ребёнка, но не от него, о чём он вдобавок знает. Дочь прожигает остатки молодости, ведёт беспорядочный образ жизни и кутит каждый вечер в баре. Проснутся на следующее утро с диким похмельем в другой стране для неё становится обыденностью.
Маттиас Гласнер демонстрирует не банальные семейные ценности, которые зрители привыкли видеть в жанровом кино. В нём нет сочувствия и поддержки, нет приятных разговоров по душам. Каждый разговор за обеденным столом обязательно закончится ссорой и выяснением отношений, в конце которых каждый останется при своём в обиде за прошлое друг на друга. Хуже всего если разговор перерастёт в нечто большее и отсылает к оригинальному названию фильма. Каждый персонаж фильма несчастен по-своему, но у каждого остаётся главная проблема это принятие себя и окружающих.
Трехчасовой хронометраж фильма оправдывается только сравнением с монументальным литературным произведением, поделённое на главы как это принято в работе с большими семейными сагами. Однако данное сравнение перестает работать и не идёт на пользу фильму, когда понимаешь, что ничего новаторского и нового в киноязык не приносит. Перед зрителем простой рассказ о жизни и смерти, о любви и тому, что её определяет. На первый план встают родственные отношения и разбираются дотошно во всех деталях. Вот только ни к чему не приводя зрителя оставляя делать выводы не просто самим, как на сеансе психотерапии, но и обесценивая всё выше сказанное. Такой подход, в данном воспроизведении кажется издевательским заставляя зрителя без интереса наблюдать за скучной однообразной историей.
Данный фильм получил приз за лучший сценарий на недавнем Берлинском кинофестивале, этот факт не делает его более выдающимся на фоне остальных участников конкурса, но пройти мимо также нельзя. Просто стоит помнить, что наличие приза не гарантирует, обязательного повышения интереса от всех, особенно от зрителей привыкших смотреть массовое кино.
Режиссёр и сценарист картины опирался исключительно на собственной опыт, намеренно нарушая все правила классической драматургии. В картине нет обычного героя, который решает проблему на протяжении всей картины, а к финалу произведения главная идея выглядит так, будто показанное на экране было больше нужен автору, чем зрителям, разделившим вместе с ним эти три часа. Получается такой односторонний сеанс психотерапии. По одну сторону экрана автор картины, который делится наболевшим, по другую мы (зрители), которые молча смотрим и слушаем, без попытки понять и объяснить, от нас этого не требуется.
Нельзя сказать, что этот фильм очень сильно разочаровал, скорее посеял больше противоречий, чем от него ожидалось. Назвать его гениальным и выдающимся язык не повернётся. Назвать его авторским провал, тоже неправильно.
Жизнь как антоним смерти. Где заканчивается жизнь начинается смерть (если можно так сказать) и наоборот, после смерти одного жизнь продолжается и начинается новая. Всё это больше походит на философские догадки, о которые возможно не задумывал автор. В любом случае ни одно искусство в мире не обязано давать ответы, а задавать вопросы всегда пожалуйста!
на грани
Успех музыкального произведения рождается на тонкой грани. С одной стороны – упрощение замысла, стремление к всеобщему пониманию, скатывание в шлягерность – это китч и пошлость. Сохранение музыкальной идеи во всей ее сложности, неоднозначности, непонятной для большинства глубоко личной интонации – это уход в гетто высокой элитарности, создание произведения, которое может быть понято во всех аспектах только автором. Настоящий успех – на грани между этими крайностями. В картине так размышляет о своей симфонии композитор Бернард. Учитывая, что симфония и фильм в названиях синонимичны (а в оригинале фильм называется «Умирание»), понятно, что эту идею применяет к своему фильму Маттиас Гласнер. Он и строит всю свою трехчасовую семейную сагу на этой тонкой грани.
Грань бытового и экзистенциального. Уход из жизни пожилой четы Лумис – это сочетания предельно бытового и надмирного. Старческих памперсов, испачканных ночных рубашек, завтраков в доме престарелых, папок с документами, сберкнижек, зажитых в подкладку пальто на всякий случай. И на этом фоне – старик в глубоком Альцгеймере выступает штурманом для своей жены, которая за рулем, да ничего не видит. Проблески сознания заставляют старого Герда уходить из пансионата, чтобы помочь супруге Лисси, ведь у нее инфаркт. Чем помочь, куда идти беспомощному старику под дождем – на это сознание уже ответить не может. Еще будет старческая тревога о неоплаченной страховке и папке со счетами, которые на поверку окажутся блокнотами с девственно-чистыми листами. Вот вам та грань бытовой конкретики бумаг с экзистенцией стремления перед уходом расплатиться по счетам, которые вообще не выписаны.
Грань высокой трагедии и бытовой комедии. В фильме трое похорон и ни одной свадьбы. Не слишком весело. Но у пожилых супругов есть дети – дочь и сын. И вот тут-то обхохочешься до слез. Причем, до слез в прямом смысле слова. Дочь Эллен – обаятельная, ироничная, уверенная алкоголичка, которая после веселого вечера утром может с удивлением обнаружить саму себя за завтраком в рижской гостинице, за тысячу километров от родного Гамбурга. И это прямо комедия. А уж выяснение отношений подвыпившей Эллен с ее бойфрендом на рабочем месте – настоящий гиньоль. Эллен ведь помощник стоматолога, а бойфренд по совместительству босс. Потому сложно- развеселый диалог ведется над раскрытой пастью пациента. И снова грань.
Грань социума и личности. Лумисы старшие жизнь прожили в условиях немецкого экономического чуда, торжества немецкой педантичности, точности, аккуратности в делах. Вот откуда все эти папки со «счетами» и сберкнижки, зашитые за подкладку. И стремление бежать на помощь, хотя страсти то уж нет никакой. Кажется, и не было никогда. Это – поколение уходящих стариков. Поколение их детей с удовольствием расстались с этими старческими привычками. Эллен живет одним днем, точнее одним вечером. Ее брат Том, дирижер, музыкант- одна из вершин странноватого любовного квадрата. Он считается полуотцом девочки – младенца, которая родилась прямо у него на руках, но не от него. Второй полуотец – биологический родитель, матерью девочки нелюбим, но надеется переломить ход отношений, к тому же нельзя же разлучать кроху с тем, кто дал ей гены. Соответственно, малышка – это яркий представитель нового немецкого поколения, которая с младенчества будет жить с двумя полуотцами, в диспутах о генах и воспитании. И к чему все это придет – один Бог знает.
Грань сакрального и профанного. Все похоронные церемонии проходят без священников. Какие –то агенты читают по бумажкам типовые речи. И вот этим завершается жизнь? Дети на похороны родителей не всегда успевают и попадают – где-то дела, где-то электромобиль по дороге разрядился (заметный камень в огород зеленой энергетики). Жизнь без Бога завершается вот так: хриплое прерывистое дыхание, последнее усилие убежать от Смерти, рывок с кровати и последнее падение. Отсутствие Творца сводит жизнь к счетам и физиологической борьбе. Но в этом сражении Смерть всегда побеждает.
Грань искусства и жизни. Композитор Бернард – не член семейства Лумисов. Он автор – того произведения, премьерой которого будет дирижировать Том. И в этом смысле Бернард заменяет в фильме отсутствующего Творца. Творец очевидно страдает жутким невротизмом, убежден, что его Творение еще не готово, что все надо отложить, закатывает истерики музыкантам, страдает сам и заставляет страдать других. Творец уйдет из жизни по собственному решению. А Том не сможет друга удержать. Здесь фильм Гласнера вступает на самую скользкую часть пути. По сути, к финалу фильма окончательно формируется модель современного европейского общества, живущего без Творца, который по своей воле решил исполнителей покинуть. Но оставил после себя симфонию. Очень тихую, тягучую и монотонную, как сама жизнь.
«Умирание» при всем его намеренном диссонансе – чего стоят только веселенькие титры под лучезарный диксиленд 50-х годов, оказался фильмом – почти эпитафией. Все заботы, увлечения, романы оказываются миражами. Не свои дети в не своих автомобилях на фоне музыки, автор которой умер. По всем тонким граням Гласнеру пройтись без перекоса все же не получилось. Картина кренится то откровенный стеб, то в малопонятную экзистенциальную драму. Но режиссер сам себе выдал объяснительную записку на этот случай. Самые важные разговоры герои всегда прерываются в самом начале. Телефонным звонком, подошедшим коллегой, внезапными обстоятельствами. Только было подошли герои к принятию судьбоносного решения, как их тут же и отвлекли. Картина и закончится набором абсолютно бессвязных, хаотичных реплик неизвестных нам людей – персонажей массовки. Так это в кино. Но так и в жизни.
Синусоида жизни
Красивая драма рассказывает нам историю семьи Лунис, представляя сначала отдельно каждого её члена, а затем демонстрируя обстоятельства развития. Тяжёлое, мрачное повествование разделено на главы, чтобы зритель подробнее узнал людей и понял их проблемы в этой жизни. У всех проблемы: больная мать, которая вынуждена присматривать за отцом, страдающего болезнью Альцгеймера; сын, который мечется между желанием создать полноценную семью и творческой работой, забирающей все силы и нервы; дочь, которая ведёт маргинальный образ жизни, при этом работая ассистентом стоматолога. Перед зрителем раскрываются беды, как отдельные, так и совместные, когда персонажи так погрязли в своей рутине, что либо не замечают происходящего вокруг хаоса, либо ужасаются тайнам, которые разрушают любовь и добродетель.
Глава первая – Лиси. Экспозиция фильма позволяет нам взглянуть на маленькую девочку, которая детской наивностью передаёт важные качества любви. Далее же зритель погружается в мрачное существование больных родителей, показывая, что не смотря на трудности и беды, пожилые люди остаются одни. Режиссёр Маттиас Гласнер исследует проблемы поколений и нелюбви, чтобы достучаться до зрителей своими героями. Вроде бы одна семья, но в минуты помощи приходится надеяться только на себя. Болезнь отца и трудности матери показаны нам, как надвигающаяся волна, которая в скором времени должна накрыть зрителя с головой. События передаются таким тоном, что ты не рассчитываешь на положительный результат. Грустно смотреть, как больные люди остаются одни, когда они принадлежать сами себе, борясь в одиночку против недуга. Проникновенно и душераздирающе, при помощи великолепной операторской работы и цветовой палитры, зритель следит за одиночеством и увяданием. Сюжет волнообразно проходит этап жизни, раскрывая как положительные её качества, так и отрицательные.
Глава вторая – Том. История сына происходит параллельно событиям первой главы, показывая, как талантливый дирижёр готовится к важному концерту в своей жизни. Картина прекрасна также в плане музыки, позволяя оценить красивые композиции в оркестре. Эта часть повествования демонстрирует, как сын разрывается между семьёй, которая оглушительно разрушается на глазах – серьёзно, ты не знаешь, как ещё сильнее добавить преград и проблем перед героем, а тут тебе выдают также счастье отцовства и знание того, что счастье может быть недолгим – и между ответственностью на репетициях. Приятно видеть, как композитор и дирижёр спорят, выдвигают различные аргументы в плане звучания, тональности, громкости. Это страх перед надвигающимся выступлением, а также демонстрация того, что Том полностью погряз в своей работе. Поначалу зрителю жалко героя, на которого свалилось много ответственности, но вскоре характер его черствеет, душа грубеет, и мы видим, как этот защитный организм утрачивает положительные качества. Не то, чтобы это был ярый антагонист фильма, нет. Это человек, который пытается удержать и отношения, и своё творчество в одной упряжке. Поэтому, когда смешиваются события первой и второй главы, то зритель теперь понимает, почему в истории о Лиси сын ведёт себя подобным образом. Откровения матери под финал этого эпизода ужасают, показывая отдалённость детей от своих родителей.
Глава третья – Эллен. Данный эпизод представляет нам распутную оторву, которая проживает свою жизнь, постоянно купаясь в алкоголе и распутных связях. Выпивка, ночь, похмелье, бурный вечер, выпивка, ночь, похмелье – это замкнутый круг, в котором влачит своё жалкое существование Эллен. Причем девушка страдает от своих же потребностей, постоянно доказывая, что она лучше, чем кто-либо. Интрига на работе, которая позволяет погрузиться в этот круговорот жизни, когда человек берёт то, что ему хочется Здесь и Сейчас, совершенно не заботясь о последствиях. При этом человеку ещё позволяют работать в стоматологической клинике, где мы видим побочные эффекты от такого образа жизни. Вот такие разные члены семьи Лунис, проживающие каждый свою будто бы отдельную жизнь.
Глава четвёртая – Тонкая грань. Здесь режиссёр уже вводит коллаборацию всех членов семьи, показывая, как они влияют друг на друга. Проблемы матери оказывают на сына «холодный» приём, дочь не может разобраться в своей жизни, ломая судьбы других. Том, уже превратившийся из жертвы в зверя, демонстрирует, что ему совершенно безразлично чьё-либо горе. Эпизод с творческим композитором показывает, как может поступить человек, потерявший вкус к жизни. Большая премьера, к который мы также готовились, как и сами персонажи, дарят нам демонстрацию того, что может произойти, что непредвиденные обстоятельства всегда могут быть, но если это крах, раскол, то и необходимо найти поддержку, пройти реабилитацию, а не оставлять всё в разрушенном состоянии.
Поражает в картине то, как члены семьи Лунис, сами того не ведая, могут повлиять на судьбы друг друга. Мать откровенно уничтожает все задатки любви, сын теряет чувства радости и счастья, погружаясь в свои проблемы, дочь рвётся к свободе, совершенно наплевав на себя и на окружающих. Как при этом сохранить прочную ячейку общества? Только наблюдать за разложением.
Глава пятая – Любовь. Откровения достигают своего катарсиса. Сквозь бурю негодования и утраты фильм показывает, как ведут себя главные герои, столкнувшись с самым дном своей направленности, своего стремления. Режиссёр будто нам говорит, что вы не видели ещё самого худшего. Отсюда и рождаются истерики, отсутствие интереса, утрата цели и атрофирование всех положительных эмоций, чтобы показать, как циклична, как непредсказуема судьба.
Эпилог. Красивое завершение этой тяжёлой истории, чтобы зритель оценил, какими стали герои, какие важные уроки они для себя раскрыли. Но знаете что? Это такой образ жизни, такое мировоззрение, такое отношение к себе и к окружающим. Каждый человек раскрывает свои положительные и отрицательные качества, чтобы на примере главных героев показать, чего они добились в своей жизни.
Весьма интересная подача материала и параллельное повествование позволяют погрузиться в жизни каждого персонажа отдельно, чтобы потом понять, как они могут влиять друг на друга. Не смотря на хронометраж в 3 часа, просмотр остаётся комфортным и интересным.
Интересный кино-опыт
Семейная драма из Германии на 3 часа? Я в деле. Честно говоря, услышал о фильме почти что случайно, но узнав подробности, понял, что это будет если не шедевр, то как минимум интересный кино-опыт.
И мои ожидания в чем-то оправдались, в чем-то нет. Если вкратце, фильм оказался сложным, но интересным.
Это самая настоящая тяжеловесная драма со всеми исходящими плюсами и минусами. Режиссер Маттиас Гласнер мастерски миксует грустные и обыденные моменты с каким-то абсурдным и черным юмором, что не дает зрителю заскучать.Этот контраст действительно привлекает и заставляет задуматься о жизни в ее многообразии.
И хотя многие пишут, будто фильм прошел на одном дыхании, лично я не могу с ними согласиться. Хронометраж я ощущал довольно сильно, особенно ближе к середине. Но, в целом, по мере продвижения к финалу волей-неволей ты все глубже погружаешься в историю и смиряешься с темпом повествования.
Сюжет есть, он хороший, (не скажу, что банальный, но и сильно оригинальным, наверное, не назову) и поднимает важные темы — семейные отношения, утраты и поиски смысла. Актерский состав действительно впечатляет: каждый из них привносит что-то уникальное в общую картину, благодаря чему персонажи становятся живыми и многогранными.
По итогу получился фильм для тех, кто готов к эмоциональным испытаниям и глубоким размышлениям. Он требует времени и внимания, оставляя след в душе зрителя. Если вы ищете что-то нестандартное и готовы к долгому погружению в человеческие драмы, этот фильм определенно стоит вашего времени.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Жизнь 2024 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Каждый из членов немецкой семьи Лунис несчастен по-своему. Дирижер Том без остатка отдается работе над новой композицией, его вечно пьяная сестра крутит интрижку с женатым боссом, а мать радуется тому, что отца помещают в дом престарелых.
Жизнь / Sterben 2024, Германия, драма