Галерея
Актеры 15
Съемочная группа 22
Рекомендуем 11
Похожие 20
Отзывы к
фильму
5
Не рекомендовать документалку Вима Вендерса о Buena Vista Social Club можно только тем, кому абсолютно безразлична латиноамериканская музыка. Быть большим поклонником кубинской музыки вовсе необязательно: в конце концов, сам Вендерс не знал о ней почти ничего до начала съёмок фильма.
Вендерс, к слову, в фильме отсутствует — его нет ни перед камерой, ни в качестве рассказчика. Условным рассказчиком здесь выступает Рай Кудер, однако большую часть экранного времени говорят кубинцы — причём не столько о проекте, сколько о самих себе. Вот девяностолетний Компай Сегундо рассказывает, как он начал курить сигары в возрасте 5 лет. Вот Рубен Гонсалес с улыбкой вспоминает, как уворачивался от ударов слепого Арсенио Родригеса. А вот Ибраим Феррер рассказывает, как он задабривает своего «Лазаря» мёдом и ромом.
Есть нечто трогательное во всех этих старпёрах, многие из которых до записи альбома Buena Vista Social Club давно прекратили выступать. Выяснилось, что пороха в пороховницах у них ещё хоть отбавляй, а благодаря фильму Вима Вендерса о них узнал весь мир. Все они, как это водится на Кубе, люди небогатые, но все они счастливы на старости лет заниматься любимым делом, и радоваться их счастью почти столь же приятно, насколько приятно слушать их музыку.
Если Вы являетесь поклонником кубинских ритмов, то это тот фильм мимо которого нельзя пройти. Не могу сказать, что я большой поклонник документальных фильмов. Мне нравится когда есть развитие сюжета, динамика, загадка… Но в этом фильме есть то, чего нет в других — жизнь.
Как то я была на премьере одного документального фильма, режиссер говорила о том что нет ничего сложнее чем снимать документальный фильм. Какая бы не была идея, то что получится в результате будет в корне отличаться от того что ты ожидаешь. Возможно это будет необыкновенная картина, а возможно пустышка.
Этот фильм не пустышка. Здесь есть все. Ритмы музыки знакомой с детства окутывают тебя, ты не столько смотришь, сколько слушаешь. Ты узнаешь эти мелодии как старых добрых знакомых. Ты видишь людей которые их играют. Эти уже давно не молодые мужчины все еще поют о любви, о жизни, о том что близко каждому. И самое главное, что они делают это с горящими глазами.
«Это Чегевра и Фидель. Играют в гольф. — И кто выиграл? — Фидель, Че ему поддался», — пожилой мужчина показывает пальцем на фотографию великого революционера и говорит о нем как о старом знакомом. Так начинается фильм. Эти музыканты не испорчены славой, в их домах нет следов богатства, более того, из каждого угла кричит бедность. Но кажется что они знают в чем смысл жизни. Они счастливы! Музыка играет в их сердцах, любовь окружает их, рядом друзья и чувство юмора, которое сопровождает их рассказы. Компай Сегундо говорит: «Мне 90 лет. У меня пятеро детей и я работаю над шестым». Не каждый может похвастаться таким жизнелюбием в 90 лет!
Судьбу этих музыкантов нельзя назвать простой. Все их истории разные, но вместе с тем очень похожие. Тяжелое детство, неполные семьи, отсутствие денег, но они не унывали, пели и играли о том что чувствовали. Рано или поздно их талант замечали — так начинался их путь в музыке.
Создается ощущение что кубинцы уже рождаются музыкантами. Они впитывают этот талант с молоком матери. Сложно представить, что эти люди часами наигрывают скучные гаммы. Скорее они просто берут в руки гитару и музыка сама ложиться на струны, их пальцы уже заточены, чтобы извлекать звуки из этого инструмента.
«Музыку я открыл для себя в раннем детстве. Она впиталась мне в кровь. Я засыпал с музыкой и просыпался с музыкой» Так и я живу музыкой, просыпаюсь с ней и засыпаю, она играет в моей голове постоянно. И сегодня это музыка Буена Виста…
Сложно дать оценку документальному фильму, любой из них заслуживает высшего балла, но для меня это
10 из 10
После подробного изучения японской культуры и менталитета в своей трилогии о Ясудизиро Одзу, Ёджи Ямамото и театре Бунраку, Вим Вендерс двинулся на Запад, в Америку. В широкм смысле в Америку. Он начал не только снимать свои художественные фильмы в США, но и нашел нечто особенное в латиноамериканской музыке — кубинских музыкантах середины ХХ века, объединенных в 1997—98 году для записи альбома «Клуб Буэна Виста». При поддержке американского музыканта Рая Кудеры, Вим Вендерс делает наброски записи альбома, кратких биографий музыкантов, выступлений в Амстердаме и Карнеги-Холле, и в конце сводит воедино, представляя миру доселе низведанную, Кубу, нищую, какая она есть, и одновременно очень богатую в культурном плане.
Показывать образ страны через призму ее талантливых граждан — излюбленный прием Вендерса, с помощью которого он достигает невероятного погружения и открытости, за счет чего его документальные фильмы становятся действительно культовыми. На мой взгляд, в качестве документалиста Вим Вендерс гораздо ярче проявляет свои способности. Пренебрегая основными сухими приемами жанра, классик живописует выбранную тему, используя свои художественные наработки. Если профессиональных документалистов практикающих только такое кино, можно назвать карикатуристами-графиками, использующими лишь карандаш, Вендерс красками набрасывает оттенки, углубяет, превращая документальный фильм в шедевр, и ставя его вровень с художественными.
Кубинская музыка мне, честно говоря, не близка, и поначалу «Клуб „Буэна Виста“ не оправдал завышенные ожидания. Неужели весь фильм мы будем смотреть концертные записи и слушать краткий биографический очерк музыкантов, о которых я первый раз слышу. Что здесь уникального? Кто такой Ибрагим Феррер, этот старичок с мальчишеским лицом, и что это за Омара Портундо? В этом смысле, фильм Вендерса можно сравнить даже не с первым актом пьесы, а описанием героев. Но дальнейшее знакомство с кубинской музыкой примиряет с неприязнью к ней, слух начинает привыкать и тебе даже начинают нравиться эти романтичные переливы боссановы. А дальше… а дальше культурный шок.
Когда Вендерс убедительно доказывает значение этих людей для латиноамериканской и мировой культуры, когда зритель понимает, что же режиссера так заинтересовало в этом аспекте искусства, и до крайности бедняцкая Куба воспринимается идеальным ландшафтом для происходящего, выступление музыкантов в Карнеги-Холле, вновь переворачивает представление о «Клубе Буэна Виста». Во-первых, я понял, насколько недооценивал эту музыку, как ни крути, Карнеги-Холл самая престижная музыкальная площадка в мире. Для оперы — это Ла Скала, для эстрады — Карнеги-Холл, и если вам удалось хоть раз в жизни там выступить, то жизнь прожита не зря. И вот, все эти люди, многим из которых уже за восемьдесят, наконец, получают возможность подняться на высокую ступеньку, и получают апплодисменты всего мира. Невероятно милое зрелище, ради этого стоит досмотреть фильм, а еще ради политического подтекста «Клуба „Буэна Виста“».
Вим Вендерс разрушает многолетний барьем между США и Кубой, показывая, что две антогонистические страны могут сосуществовать. В его фильме еще стоят башни-близнецы, а Ибрагим Феррер плачет на американской земле и мечтает показать Нью-Йорк своей жене и детям. Американцы бурно апплодируют кубинскому флагу, раскрытому на главной музыкальной сцене США. Это просто невероятно!
Я обожаю документальные фильмы Венедрса, и как бы далека не была от меня тема, немецкий классик всегда найдет, чем подцепить зрителя, на этот раз теплотой музыки и Солнца, разрушающей самые жесткие государственные границы.
9 из 10
Две гордыни для Вас, пусть расскажут без прикрас,
Что от ваших дивных глаз, вся душа моя зажглась
Станет явью яркий сон, распахнётся к счастью дверца -
И забьются в унисон два родных навеки сердца…
(Dos Gardenias, Ибрахим Феррер)
Средоточием самобытной музыкальной культуры на Кубе в период, предшествовавший революции 1959 года был тогда широко известный Клуб Буэна Виста. Выступать на сцене клуба было большой честью даже для самых талантливых музыкантов, но слава его была недолгой — с приходом Фиделя заведение закрыли. Под натиском тоталитарного режима об островке красивой жизни вскоре забыли даже жители соседних кварталов. Члены кохунто были предоставлены самим себе: кто-то стал выступать за гроши, побираться, чистить обувь или продавать уголь. Спустя почти сорок лет, благодаря инициативе одного единственного человека Клуб Буэна Виста был вновь собран в полном составе для записи альбома и последующих гастролей.
Первоначальной целью проекта было сохранение музыкальной культуры Кубы «старой школы» (1930-х-1950-х годов). Об этом и повествует одноимённый фильм Вима Вендерса, выдвинутый на соискание награды Американской академии киноискусств «Оскар» в категории «документальный фильм» и получивший Европейскую награду в области кино как лучший документальный фильм 1999 года, а так же множество раз признававшийся одной из лучших документальных работ.
Под виртуозные клавишные переборы Рубена Гонсалеса начинается повествование об удивительных приключениях коллекционера различных музыкальных стилей и направлений, блюзмена, слайд-гитариста-композитора и продюсера Райланда Кудера на острове свободы. Так много Кубы я не видел ещё ни в одном фильме: перед глазами предстаёт бедность, во всём её великолепии: от сотен подержаных дореволюционных авто и грязных узких улочек беднейших кварталов с вездесущими проститутками до беспризорной малышни, одетой в лохмотья.
Поначалу Рай собирался делать студийный альбом с африканскими музыкантами, кассету с музыкой которых слышал в семидесятые, но прибыв в студию звукозаписи, обнаружил что африканцы, задержанные в Париже так и не приехали. Тогда он решил писать «как есть», с приглашёнными с улиц Сантьяго-де-Куба музыкантами и наткнулся на настоящую золотую жилу: бесценное культурное наследие того самого Клуба Буэна Виста. От самого здания конечно мало что осталось, но Раю повезло что музыканты ещё живы.
Спустя год, после триумфа альбома Вим Вендерс, друг Рая Кудера выступил режиссёром. Ему получилось показать открытость и теплоту выдающихся талантов, которым уже далеко за восемьдесят. Так, в шутках и прибаутках, пении на улицах Сантьяго-де-Куба, смешных и драматических историях жизни музыкантов Компая Сегундо, Ибрахима Феррера, Рубена Гонсалеса, Барбарито Торреса, Омары Портуондо и многих других рассказывается о том, как родился один из самых красивых и стилистически выдержанных пректов — «Буэна Виста Сошиал Клаб», вошедший в рейтинг 500 лучших альбомов всех времён и народов по версии журнала Rolling Stone.
Жанр документалистики, зачастую предполагает сухое повествование, представляя интересное содержание, но лишённое формы и обаяния художественной ленты. Совсем иное можно сказать о Клубе Буэна Виста — в первую очередь это очень душевный, искренний фильм и заслуга в этом не режиссёра — зритель видит, с какой самоотдачей работает Рай Кудер, как он счастливо пожимает руки музыкантам ансамбля в конце напряжённого дня, сам от усталости едва держась на ногах. К такой работе сложно не проникнуться по крайней мере уважением, ведь как заявляет композитор — это был потрясающий опыт, к которому он готовился всю жизнь. Нечто редкостное, то, что бывает лишь однажды. Последнее выступление Клуба Буэна Виста.
До чего же хороша музыка! Открыл я её для себя в раннем детстве, она впиталась мне в кровь. Я засыпал с музыкой и просыпался… с музыкой. (Элиадес Очоа)
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Клуб Буена Виста 1999 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Кинорежиссер Вим Вендерс, один из самых больших поклонников группы «Buena Vista», был другом Кудеры и сотрудничал с ним более 20 лет. Он попросил сопровождать Кудеру в его поездке на Кубу. Два года спустя они отправились на Кубу, чтобы начать работу над фильмом. Работая с музыкантами, олицетворявшими столетие кубинской музыки, Вендерс показывает их жизнь, их страну, и их песни. Музыканты рассказывают о своем прошлом, шутят в студии и поют на улицах. Вендерсу удалось показать открытость и теплоту этих замечательных талантов, многие из которых сейчас находятся в преклонном возрасте.
Клуб Буена Виста / Buena Vista Social Club 1999, США, документальный, музыкальный