Галерея
Интересные факты 1
Актеры 1
Съемочная группа 5
Похожие 20
Отзывы к
фильму
7
Тут и там мелькают пёстрые частицы радуг- беззаботные бабочки, складывая, как в калейдоскопе, узоры из крыльев своих. Перепархивая над замысловатыми переплетениями стеблей трав- над неведомыми письменами Природы, которые насекомые и ветер смешивают на ладонях Земли…
Где-то вдали на дороге возникает точка, которая с каждой минутой растёт: красный извивающийся шарф, клёш, мольберт через плечо, трубка с дымом, сдержанная улыбка сквозь усы, внимательный взгляд из-за очков- перед нами Джон Леннон («the Beatles») на цветущей поляне!
Что он здесь ищет?- «Прикосновения» к природе, внутреннего мира. Гармонии с кем-то или с самим собой? Важна ли ему именно ЭТА стрекоза, именно ТА вспорхнувшая птаха и ароматная земляника, неповторимо именно БЛИЖНЕЕ озеро, а не какое-либо другое?..- Приветливо с неба в улыбках сияет светило, у Леннона совесть спокойна: не делает зла он ни птицам, ни зверям. Природа как фон для него, но не личность, как образ того, кто слабее, защиты кто молит…
Ленивое блаженство и размышления Леннона у озера прерывает разноцветное Нечто, с любопытством изучающее его. Кто этот Разноцветный: маеризовавшийся Дух Природы, Космический Разум, Инопланетянин, Другой Человек или Большой Ребёнок, который понимает не язык слова, но дела?- Вопросы отступают на второй план на время погони Пришельца за музыкантом, с которым он пытается установить контакт.
Как понять другое существо, ДРУГОГО, который дышит, ходит, говорит, мыслит, чувствует совсем иначе, чем ты? Какая будет точка соприкосновения, основа?-
Подражание? Копирование походки, одежды, мимики, жестов- «внешней формы» помогает лишь частично понять зверя, человека. Ведь у них, как и у тени, часто несколько значений-трактовок.-
Что есть вот та вдалеке светло-коричневая шершавая поверхность с замысловатым узором?- Ветви деревьев, растворившееся на их фоне скопление бабочек или насекомых, птицы или змеи (мимикрия)?
Или для изготовления чего несут эти люди металл: подсвечников, утвари, оружия, мостов, цепей, каркасов зданий или вертолётов?
Искусство? Оно включает в себя и «Троицу» Андрея Рублёва и талантливое выполненную скульптуру Пьета (оплакивание Христа) Микеланджело, который, по легенде, для большей правдоподобности изображаемого, убил натурщика.
Любознательность, подобная интересу учёного? Она так же не отвечает на вопрос «для чего (каких целей) познавать?» Воплощение её- и избавляющее от недуга лекарство, и механизм, который «разбирает» щенка на «зап. части» (лапки, ушки), а после не «собирает» в живое лающее целое.
Почему Леннон предпочитает оставить животных, а Многоцветное Нечто- Леннона на свободе, не запирает в клетке? Что определяет выбор между этими двумя полюсами явлений- отражениями двух природ человека, которые присутствуют в теле, любой мысле, действии, чувстве, стремлении?- Этика, применение её на практике.
Что же стало основой взаимопонимания героев, найденного постепенно методом проб и ошибок?- Взаимный интерес к личности другого, этика, доброта.
Этот мультфильм производства СССР когда-то во времена уже нашего нового «молодого» государства произвел на меня сильное впечатление не столько от замечательного музыкального сопровождения Н. Рота, сколько от пугающего вида того самого инопланетянина и реакции главного героя на внеземного гостя. И только сейчас много лет спустя понимаешь всю абсурдность страха перед непонятным разноцветным объектом, словно как и художник, который под конец картины неожиданно для себя осознал, что это всего навсего дружелюбное создание, а не монстр, пытающийся поработить всех вокруг. И это его осознание весьма закономерно: подхватив мелодию, которую пришелец никак не может правильно исполнить, художник выбирает дружбу, как и свободу в случае с бабочкой и птичкой, а не боязнь и желание обладать.
Владимир Тарасов создал гармоничную, добрую и умную картину, приукрасив её яркими цветами и красивой мелодией. Как и в своей предыдущей работе «Зеркало времени» 1976 года автор решил затронуть тему внеземного, только в этом случае с призмы гостя на нашей планете, с помощью которого хочет сказать нам, что человек такой же исследователь вселенной, как пришелец, путешествующий по её просторам, и в тоже время такое же живое создание, как и любая другая букашка на Земле. А нам осталось беречь и ценить всех её обитателей.
Не буду петь хвалебные оды саундтреку Нино Ротта — он бесподобен, а в обработке Поля Мариа, вообще звучит волшебно, перейду к самому главному.
Прочел все отзывы, ни один из рецензентов, почему-то, не написал самого важного: дело не в красотах планеты Земля, не в фантазии художника и режиссера. Вовсе нет. Это мультфильм о ксенофобии и о том, что как бы ни различались формы жизни во Вселенной, у них всегда есть один общий, понятный всем язык — язык прекрасного и язык гармонии.
Мы входим в кадр под чудесную мелодию из «Крестного отца» и наблюдаем увертюру: вот он, главный герой — Художник, идет по лугу, стараясь не смять лишней травинки и не наступить на какую-нибудь зазевавшуюся бабочку. Он наслаждается красотой природы, ясным солнечным днем, к нему на руку садится птица, и он, с ужасом представив себе ее в клетке, улыбается простой и доброй улыбкой, не сгоняя насильно, а дожидаясь, пока та сама не покинет ладонь. Наличие мольберта и палитры говорит нам о том, что Художник вышел рисовать пейзажи, но уж слишком все здорово вокруг для работы, поэтому он просто ложится на песок у кромки озерной воды, и наслаждается днем, напевая себе под нос.
Далее нам демонстрируется инопланетный космический корабль приземляющийся совсем рядом от облюбованного героем озерка. Совершенно очевидно, что это — корабль-разведчик, так как пилота не волнуют кулинарные качества заселяющих планету существ, он просто фотографирует все вокруг, и, в меру своих возможностей, старается их понять, принимая формы заинтересовавших объектов и подражая последним. Кстати говоря, внешний вид пришельца не случаен — он похож на улитку, а трудно найти человека, которому улитка была бы не симпатична — режиссерский ход, во многом определяющий харизматичность всего мультфильма.
Инопланетчик очень любопытен, и его повадки жутко смахивают на поведение собаки: он ощупывает, обнюхивает все привлекшее его внимание. (Обратите внимание — это еще один сильный режиссерский ход: собаки — тоже весьма приятные нам животные).
Наконец, Художник открывает глаза и наблюдает нависшую над собой вышеописанную улитку с песьими наклонностями. Она чужда естественной биосфере Земли, и герой приходит в ужас. Бросается прочь, а в мозгу его рисуются картины, одна страшнее другой. Он не знает, что перед ним, и, поэтому, боится, приписывая неведомому все возможные склонности и ужасы. Налицо ксенофобия, характерная для любого представителя человеческой расы. Нас пугает то, к чему мы не привыкли, и мы по умолчанию считаем его угрозой.
Заставив Художника всласть набегаться от пришельца, режиссер подводит, наконец, зрителя: к главной мысли всего мультипликационного фильма. Случайно услышав при приземлении мелодию, напеваемую героем, инопланетянин старается войти в контакт с землянином, повторяя ноты, и отчаянно фальшивя. И до беглеца доходит, что тот, кто поет с тобой одну песню — просто не может оказаться врагом. Осознав эту простую истину, оба быстро находят общий язык — язык музыки, и в обнимку удаляются, бубня дуэтом сблизивший их мотив.
Еще у Франсиса Карсака проскакивала подобная идея: математика и законы физики во Вселенной могут различаться в зависимости от выбранной точки пространства, а красота, любовь и боль — едины повсюду, Тарасов же ее ярко и лаконично визуализировал.
10 из 10
Мультфильм короткий, но очень красочный и запоминающийся! Поля, луга, голубое небо, идиллия. Особенно подчеркивает это музыка. Казалось бы, всего два персонажа, но за их взаимодействиями интересно следить. Особенную симпатию вызывает непонятное существо. Оно, как маленький ребёнок, любознательно, копирует всё вокруг.
Картина о мировоззрении, каким мы видим мир вокруг нас, и каким видит он нас. Обязательно посмотрите!
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Контакт 1978 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
История о встрече человека и инопланетянина, который пытается изучить Землю посредством имитации увиденного.
Контакт / Kontakt 1978, СССР, комедия, короткометражка, мультфильм, фантастика