Галерея
Актеры 8
Съемочная группа 5
Рекомендуем 1
Похожие 18
Отзывы к
фильму
10
Я никогда не являлся большим фанатом ни Норвежского, ни Шведского кинематографа, и наткнулся на фильм «Кухонные байки» совершенно случайно. Соответственно, от ленты и не ждал ничего особо выдающегося.
Тем не менее, картина оказалась на редкость хорошей и доброй. К тому же, она на самом деле, несмотря на присутствие некой «скандинавской» стилистики, некого отпечатка северо-европейского педантизма, который здесь, кстати, превосходно и забавно высмеивается, очень близка по своему настроению и духу отечественному кинематографу старой школы. И после просмотра, лично у меня, осталось ощущение, будто я посмотрел советскую трагикомедию семидесятых годов.
«Кухонные байки» действительно кухонные. Фильм повествует об эксперименте, которое проводят шведские ученые из Института исследования быта. Да-да, и такое есть. Изучается образ жизни холостяков Норвегии, для чего в небольшой заснеженный посёлок прибывает группа наблюдателей, обязанных в течение определённого времени следить за бытом нескольких добровольцев, фиксируя все их перемещения по кухне. Якобы, это позволит в дальнейшем применять научный метод в оптимизации устройства кухни и сделать так, чтобы бедные норвежские холостяки совершали по ней меньше лишних телодвижений. В общем, абсурд на абсурде!
Однако ситуация усугубляется ещё и тем, что для сведения к нулю погрешности исследований требуется, чтобы наблюдатели не вступали в контакт со своими подопечными, как бы им этого не хотелось. А запретный плод сладок, и между одним из наблюдателей Изаком Бьёрвиком и «наблюдаемым» Фольке Нильсоном завязывается дружба…
Этот кинофильм о самой настоящей дружбе. О том, что порой надо спуститься с пьедестала и увидеть в человеке человека, а не объект для исследований.
8 из 10
- Мы там на своих пьедесталах сидим наблюдаем за людьми. Да как можно понять людей, просто наблюдая за ними?
Люди должны разговаривать друг с другом.
- такова суть нашего исследования, мы не должны вмешиваться
- может у тебя хоть пиво есть?
Основа, на которой строится весь сюжет, абсурдна до такой степени, что не вызывает отторжения: в неопределенную сельскую местность одной из этих скандинавских стран приезжают специалисты по обустройству кухонь из соседней страны. Приезжают наблюдатели, со своими пьедесталами, которые будут сидеть на кухне и регистрировать, как перемещаются по кухне домохозяины. За домозяйками такое наблюдение уже провели, в этот раз наблюдают за холостяками-домохозяинами.
Наблюдатель и наблюдаемый холостяк — совершенно разные люди. Швед и норвежец, городской и деревенский, одинокий бирюк и один из десятка приехавших наблюдателей. И вот наблюдатель садится на свой высокий стул под потолок в углу кухни, и старается быть невидимым. У наблюдаемого один друг, он приходит в гости. Люди простые, деревенские, им сложно играть в игру, будто наблюдателя нет. И это очень похоже на документалиста, который снимает чью-то жизньи старается остаться незамеченным, а на самом деле влияет на наблюдаемых. А у этих разных наблюдателя и наблюдаемого оказывается гораздо больше общего, чем разного, в первую очередь они оба — люди-человеки.
После того, как шведские ученые досконально изучили поведение домохозяйки на кухне, составив подробную карту ее перемещений, они пришли к выводу, что за год стряпуха преодолевает расстояние, отделяющее ее от Конго. Более рационально перепланировав кухню и использовав принцип заводского конвейера, они вычислили, что это расстояние можно сократить на порядок. В подтверждение данной научной гипотезы прилагался соответствующий график перемещений. Следуя ему, хозяйка существенно сокращала свой маршрут, доходя лишь до Аппенинского полуострова.
Продолжая свои изыскания, неугомонные шведы в начале 1950-х отправили группу наблюдателей в один из отдаленных районов Норвегии, в котором преобладали холостяки. Командированные должны были тщательным образом проследить, как ведут себя на кухне тамошние одинокие мужчины и в подробностях изучить «подопытных», следя за ними со специально изготовленных высоких кресел. Наблюдателям разрешалось приходить и уходить, когда вздумается, но ни при каких обстоятельствах нельзя было разговаривать с хозяевами…
Представьте, что норвежцы, над которыми шведы имеют привычку регулярно подтрунивать, считая их тормозами (так же как, например, русские — эстонцев), решили в ответ постебаться над своими восточными соседями по полуострову, избрав для этого форму «кухонных баек». Они чем-то близки рогожкинским анекдотам про национальные особенности, но только более сдержаны и простодушны, во всяком случае, на столько, чтобы история не превратилась в серию пьяных и сальных острот. Кино Бента Хамера — это симбиоз концептуального Жака Тати, раннего Джима Джармуша и трезвого Аки Каурисмяки…
Хамер проигнорировал соблазн глобальных обобщений и сознательно ограничил себя рассказом всего лишь про двух героев — шведе Фольке и норвежце Изаке. Эволюция их отношений строится на мягких полутонах — неочевидном абсурде, взглядах, брошенных украдкой или искоса, тяжелых вздохах, продолжительных молчаливых паузах, и, в конечном счете, размеренных беседах за жизнь. За всем этим в итоге просматривается некий высший смысл, та сермяжная правда жизни, которую, увы, некоторые из нас так и не успевают познать, уходя в мир иной непосвященными.
Прием наблюдения, избранный режиссером, можно сопоставить с реалити-шоу, с той только разницей, что вместо камеры под потолком здесь на высоком стуле восседает молчаливый субъект, вооруженный блокнотом и карандашом, с помощью которых он выстраивает график перемещений объекта от помойного ведра до раковины или от стола до плиты. Каждое передвижение — не просто линия, а судьбоносный вектор, который после тщательной обработки учеными умами позволит выстроить максимально выгодное расположение шкафов, столов, стульев. И холостяк вместо условных трех тысяч километров в год пройдет всего полторы.
Если у нас в середине прошлого века на волне всеобщей социализации и веры в прогресс запускали спутники в космос, то скромные скандинавы всего лишь пытались превратить кухню в мини-фабрику. Чем не повод для серьезных научных изысканий? Чем не основание для лукавой метафоры и интеллектуальных хохм? Однако Хамер не позволяет себе по этому поводу и толики высокомерия или снобизма. Больше того, фактически он исполняет ироничный гимн во славу коммуникабельности: простая застольная беседа становится высшей формой цивилизации и человеческого бытия.
Оказывается, установить контакт с подобным себе — это так же сложно, как закомплексованному мужчине расположить к себе женщину. Главное — начать. Здесь для установления связи достаточно будет разок воспользоваться хозяйской солонкой. И этот единственный выход за границу отчуждения приведет к целой серии нарушенных запретов и положит конец обособленному существованию на холостяцкой кухне двух нелюдимых маргиналов. А абсурдистский фарс в результате превратится в лирическую драму о встрече двух одиночеств, открывших для себя цену настоящей мужской дружбы.
Отличный фильм! Размеренный, спокойный, тихий. При своей кажущейся невзрачности, он просто прекрасно передает мысли и чувства людей, очень внятно и лаконично раскрывая внутренний мир героев фильма и показывая их таким, какие они есть: со своими слабостями и другими нехорошими сторонами, с которыми соседствуют доброта, дружба, взаимопонимание.
Фильм сделан очень качественно: неспешно и лаконично. Очень хорошо сыграли актеры.
Отдельно хочется отметить чудесный саундтрек.
Очень добрый, светлый и спокойный фильм.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кухонные байки 2003 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В послевоенный период эксперты по дому и домашнему хозяйству обнаружили, что одна лишь правильная организация рабочего места на кухне с использованием принципов заводского конвейера может принести огромные финансовые выгоды домашнему хозяйству. Или, как было сформулировано в шведской рекламе новой идеальной кухни: вместо того, чтобы пройти расстояние от Швеции до Конго за год приготовления пищи, домохозяйке теперь потребуется дойти только до Северной Италии, чтобы поставить обед на стол. После того, как шведские ученые из Института исследования дома составили подробную карту перемещений шведской домохозяйки по кухне и досконально изучили ее поведение, они почувствовали, что готовы преодолеть поставленные перед собой географические и основанные на половом признаке ограничения. В начале 1950-х они отправили 18 наблюдателей в сельский регион Норвегии Ландстад, где был избыток холостяков, чтобы исследовать, как ведут себя на кухне неженатые мужчины. Чтобы быть наготове 24 часа в сутки, наблюдатели будут жить в яйцеобразных жилых автофургонах, установленных рядом с домами обследуемых. С высоких, изготовленных на заказ наблюдательных кресел, стратегически размещенных в каждой кухне, ничто не укроется от этой новой науки. Наблюдателем должно быть разрешено приходить и уходить, когда они пожелают, и ни при каких обстоятельствах с ними нельзя заговаривать или подключать их к тому, что делается на кухне...
Кухонные байки / Salmer fra kjøkkenet 2003, Норвегия, драма, комедия