Галерея
Интересные факты 4
Актеры 13
Съемочная группа 4
Рекомендуем 22
Похожие 22
Отзывы к
фильму
7
«Я ржал как конь, а не усмехался чуток.» — из золотых россыпей КП
Подобный маленькому действующему вулкану или компактной динамо-машине, чьей энергии хватило бы на освещение города средних размеров, Луи де Фюнес привносил в свои комедии потешные неразбериху, суету и путаницу грандиозных масштабов. Они производили неотразимый эффект, вызывавший у зрителей смех до коликов в желудке. Не стала исключением и «Мания величия», комедийная версия исторической трагедии Виктора Гюго «Рюи Блаз», поставленная Жераром Ури в 1971 году. Романтическая драма плаща и шпаги с обречённой любовью королевы и простолюдина и ярко выраженным социальным подтекстом была неоднократно экранизирована, включая киноверсии с Жаном Maре и Жераром Депардье. Действие фильма Ури формально следует сюжету Гюго, разворачиваясь в Испании 17 века. Но работая над ним, режиссёр включил комические сцены и ситуации, которые должны были высветить сверхъестественную гиперактивность де Фюнеса, его выразительную жестикуляцию, неподражаемую мимику, сочетавшиеся у его героя с гигантским эго в миниатюрной оболочке. Имя знаменитого комика в титрах картины заранее настраивает зрителя на отсутствие в ней серьёзных политических комментариев, взволнованных драматических монологов и стоически трагического завершения оригинальной пьесы.
В центре «Мании величия» злая шутка, которую вознамерился сыграть с королевой Испании богатый и знатный гранд Дон Саллюст де Базан, впавший в немилость и поклявшийся страшно отомстить. Жадный и коварный сборщик налогов, следующий девизу «Богатые должны становиться богаче, а бедные — беднее», Саллюст переодевает своего слугу Блаза дворянином и представляет при дворе под именем своего племянника Дона Сезара де Базана. Привлекательный, остроумный, и обходительный Блаз за короткое время успевает спасти короля от бомбы заговорщиков, получить в благодарность должность своего хозяина, провести ряд политических реформ, вызвавших одобрение народа и недовольство знати, и покорить сердце королевы. От первой и до последней сцены «Мания величия» это стремительный аваланж, подхвативший, закруживший и сталкивающий в нескончаемых комических эскападах Блаза, Саллюста, его племянника Дона Сезара, которого любящий дядюшка продал в рабство кочевникам Сахары, ослеплённого ревностью короля, прекрасную королеву, влюбленную в Блаза, и ее дуэнью, грозную, как Цербер, уродливую, как Гарпия, тоже не устоявшую перед чарами Блаза.
Прирождённый комедиограф, Жерар Ури делал, по его же словам, фильмы о серьёзных вещах, но так, что они смешат зрителей. Его лучшие картины открывают эпоху классических французских комедий, которая началась еще в 1960-ых, когда одна за другой вышли «Разиня» и «Большая прогулка» с великолепным дуэтом Луи де Фюнеса и Бурвиля. Оба актёра прекрасно дополняли друг друга на экране благодаря абсолютно разным темпераментам. Наивная простота и добродушная ироничность, присущие персонажам Бурвиля, деликатно балансировали нахрапистую агрессивность и несносный характер героев Де Фюнеса. «Мания величия» задумывалась как их третий совместный фильм, в котором де Фюнесу предназначалась роль Саллюста, а Бурвилю — Блаза. К сожалению, Бурвиль скончался до начала съёмок, и его заменил Ив Монтан. На удивление и зрителям и критикам, Монтан, чьё имя ассоциировалось у публики с невозмутимыми и зачастую циничными героями серьёзных драм и крутых триллеров, оказался очень обаятельным в роли смекалистого неунывающего мошенника, строящего козни своему хозяину-интригану в лёгкой, искромётной «Де Фюнесовской» комедии.
Высокобюджетная для своего времени «Мания величия» радует глаз красочными декорациями, пышными костюмами, экзотическими местами съёмок и эффектными экшн трюками. БOльшая часть фильма снята в испанском регионе Альмерии, послужившей съёмочной площадкой для многочисленных спагетти-вестернов, что, возможно, вдохновило и музыкальные темы «Мании величия», явно напоминающие мелодии Эннио Марриконе. Но главная её прелесть в том, что основанная на серьёзной драме, тщательно продуманная пародия Ури получилась восхитительно абсурдной, обворожительнo-глупoватой и бесконечнo смешной. И тем смешнее, чем больше осознаются нелепость и невозможность ситуаций, которые создаёт и в которые сам себя загоняет тайфун по имени Саллюст Де Фюнес, одержимый и ослеплённый манией величия. Когда пoдoшло время самой смешной сцены фильма, в которой герой Де Фюнеса, осознав крушение своих грандиозных интриг и потеряв от негодованния дар речи, начинает издавать немыслимые хрюкающие, квакающие и крякающие звуки, от одного взгляда на его ошеломлённое лицо с сорока гримасами в минуту я поползла с дивана вниз. Заливаясь неудержимым счастливым смехом думала я только о том, чтобы ковёр в моей гостиной, который определённо задаёт ей стиль, не был безнадёжно испорчен в той же манере, что и ковёр Чувака Лебовски.
Приятного просмотра, любители французских комедий, поклонники Луи Де Фюнеса, Ива Монтана и Жерара Ури. Веселитесь от души, смейтесь на здоровье и ни в коем случае не подавляйте желание ржать как конь во время самой забавной для вас сцены. Только держитесь подальше от ваших ковров.
Жерар Ури, король французского юмора, подаривший миру такие поистине великие и народные комедии, как «Разиня», «Большая прогулка» (кассовый рекорд этой ленты держался 42 года!), «Супермозг» и др., и самый органичный комедийный дуэт в мире — Бурвиль-Де Фюнес, очень хотел вернуть двух гениев на экраны в еще одном совместном фильме. Ставшие добрыми друзьями Бурвиль и Де Фюнес тоже были рады еще раз поработать вместе. Поэтому на предложение о создании комедийной версии пьесы Гюго о Рюи Блазе откликнулись с восторгом. К сожалению, фантастическая занятость Де Фюнеса и затянувшийся препродакшн картины, которая обещала быть весьма масштабной, и, к тому же финансировалась инвесторами из разных стран, сделали свое дело — начало съемок несколько раз отодвигалось, пока из Парижа не пришла печальная новость — от рака умер Бурвиль.
Работа над картиной остановилась. Роль Рюи Блаза Ури и его дочь Даниэль писали специально для Бурвиля, более того — исходя из его органики (и это хорошо видно в фильме), да и роль была поистине его, ибо никто другой не умел быть на экране настоящим героем из народа, истинным галлом — обаятельным, добродушным, простоватым, при этом хитрым, житейски мудрым и смешным. Он олицетворял на экране галльский характер и был незаменим для ролей «Жаков-простаков», вовлеченных волей случая во всякие приключения.
Ури стал спешно подыскивать нового партнера Де Фюнесу, и остановил свой выбор на Ив Монтане — популярном шансонье и актере, также «выходце из народа», относившемся, правда, к своему происхождению без иронии — он яростно поддерживал коммунистов, и, по словам Де Фюнеса, разговаривать с ним вне съемочной площадки было трудно — он тут же начинал «вести разъяснительные беседы» о классовой борьбе. Великий комик принял Монтана настороженно, собственно, как и всегда принимал новичков, т. к. любил работать в комфортной обстановке, которую ему обеспечивала знакомая команда. Между Де Фюнесом и Монтаном не возникло ни дружбы, ни доверительных отношений, как с Бурвилем, в какой-то степени это мешало работе, но на финальном продукте почти не сказалось. Монтан был хорошим актером, настоящим трудягой и сумел завоевать уважение Луи.
Ури вспоминал, что Монтан паниковал от того, что ему досталась роль другого актера, поэтому днями и ночами просиживал в гостинице, репетируя каждую фразу Блаза, чтобы сделать все иначе, не так, как сделал бы Бурвиль. Эта работа над собой имела свои плоды — хотя местами все-таки проскакивают сценарно чисто «бурвильские» ситуации, Рюи Блаз Монтана тоже оказался весьма убедительным.
Естественно, ни о какой экранизации Гюго не могло быть и речи. Была взята лишь канва и задуманная Салюстом афера, все остальное — типичная комедия Ури-Де Фюнеса, очень яркая, динамичная, взбалмошная, трюковая, гэговая, карнавально-народная, и, конечно, очень смешная. Никаких трагедий покончившего с собой Рюи Блаза и влюбленной в него королевы, никакого убийства Салюста, никаких измученных нищих, свойственных творчеству Гюго. Ури поступает с Гюго как школьник, подрисовывающий в учебнике всем героям усы, хвосты, очки и пиписьки. Оказавшись в «маске», герои как будто вынуждены поступать в соответствии с ее содержанием, как в комедии дель Арте. Получается просто и смешно. Элементы сатиры, конечно, присутствуют, но поданы Ури в развеселом, шутовском виде, лишенном попыток преподать урок истории или морали. Да и зло в лице Де Фюнеса, теряющего на ходу штанишки, настолько мелко, суетливо, напыщенно, неумело, что вызывает даже симпатию. В конце концов, как говорил Лесли Нильсен, человек, который начал смеяться, уже не сможет вас избить.
Бегает, носится, мечется по дворцу, разворачивая паутину интриг дон Салюст, неугомонный Луи Де Фюнес. Каждая его сцена — маленький шедевр, Монтан несет свою идею, свой характер — романтика и борца с классом власть предержащих, но не способен осадить Луи, как умел Бурвиль. Ему приходится подыгрывать и со стороны наблюдать за шумным холериком, остающимся всегда невообразимо гротескным, потрясающе органичным и смешным — в любых костюмах любой эпохи.
Режиссура Ури как всегда отличается четкостью, выверенностью, любовью к деталям. Фильм снимался дорого и был сделан со вкусом. Звук, освещение, ракурсы, декорации, динамика каждой шутки, каждой сцены, обязательность каждого трюка — все было подчинено сюжету и сделано на высшем уровне. Это не просто пародия, это именно комедия положений, вполне тактичная к показанной эпохе, вносящая в нее сумятицу, но вовсе не выходящая за рамки того, что вполне могло быть, окажись на месте Салюста человек с характером Де Фюнеса. Так что «Мания величия» — это еще и костюмный романтический фильм, и приключенческий фильм «плаща и шпаги» и почти комедия «дель Арте». А менее талантливый режиссер превратил бы это все в одномерную пародию-насмешку и получилось бы все плоско и, возможно, не так смешно. Кроме того, сам бывший актер, Ури был стопроцентно «актерским» режиссером, прекрасно понимал актеров, поддерживал импровизации и умел направлять энергию таких стихийных актеров как Де Фюнес, Ришар или Бельмондо в нужное русло. Не удивительно, что в 1971 «Мания величия» стала самым успешным фильмом во французском прокате.
В 70-е у Де Фюнеса было много замечательных работ, и эта — одна из лучших. Да, все эффекты, которыми он пользуется, расцвечивая свою игру — давно разработаны и испытаны, да, отсутствие подлинного жизненного содержания в его карикатурной роли и народной героики (как в «Большой прогулке») мешает этому фильму подняться до по-настоящему больших обобщений. Но это уморительная, восхитительная, эффектная и эффективная, сочная комедия с ожидаемым, но в чем-то неожиданным перевоплощением великого комика. А разве это не самоценно? Когда онемевший Салюст пыхтит и клокочет, выражая вселенское негодование создавшимся положением, Де Фюнес творит со зрителем что-то невероятное! Не сказав ни единого слова, он сказал миллион, он сказал все, что мог сказать актер, сказал так, что ты все понимаешь и заливаешься смехом. Это ценно, это дорого, это неповторимо. Это единственно в своем роде. И это, вместе с замечательной работой всех, кто делал этот фильм, их талантом, энергией и самоотдачей, делает его настоящим шедевром.
10 из 10
«- Монсеньор, Вы… Вы красивы.
— Вы вообще думаете, что говорите?!
— Но я же льщу…»
«Мания величия» — по своей сути является лучшим примером великой эпохи авантюрных комедий, когда происходящее на экране воспринималось легко и непринужденно, а улыбка на протяжении всего просмотра, чередующаяся с взрывом смеха, не сходила у зрителей с лица.
«Мания величия» — картина, которая в полной мере декларирует талант прекрасного французского комедиографа Жерара Ури. Сделав основной акцент именно на курьез момента, режиссер подает классическую драму Виктора Гюго в стиле эксцентричной комедии, граничащей с абсурдом. При этом Ури очень удачно манипулирует сюжетными линиями главных персонажей, создавая для них целый ряд каламбурных ситуаций.
И так, Испания, семнадцатый век. Дон Салюст, министр по финансам и налогам при дворе испанского короля отстаивает интересы богатых аристократов, и душит баснословными налогами простой люд. В меру своей натуры, Дон Салюст соблазняет придворную фрейлину, этим самым вызывает на себя гнев королевы. Лишенный титула, состояния и изгнан из Мадрида, он задумал коварный план — инсценировать сцену измены королевы и заставить короля изгнать ее из Испании. Для этого он «превращает» своего слугу Блаза в дворянина и представляет при дворе короля именем своего племянника Дона Сезара де Базана. Остроумный авантюрист Блаз и должен стать главным звеном в хитроумном плане Салюста…
Отличную идею режиссера Жерара Ури прекрасно реализовывает тандем актеров Луи де Фюнес и Ив Монтан. Имя Фюнеса в титрах уже само по себе создает магический эффект, настраивая зрителей на нужный лад. Роль Дона Салюста, маленького алчного человека, отличающегося гиперактивностью, «страдающего» манией величия, прекрасно попадает в амплуа актера. Фюнес в полной мере раскрыл образ своего персонажа, передавая, порой без единого слова, используя мимику и жесты рук, все эмоции и переживания своего персонажа. Невозможно без улыбки наблюдать за коварными проделками Салюста. При чем, благодаря Фюнесу, главный герой не вызывает у зрителя негативного отношения к своей персоне, лишь иронию и легкую нотку сочувствия.
Понравилась также игра Ива Монтона. В меру флегматичный, изобретательный авантюрист Блаз, постоянно подшучивающий над своим хозяином, в исполнении актера получился очень органичным и колоритным. Не могу не упомнить об Донне Хуанне (Алис Саприч). Не смотря на незначительное количество экранного времени, каждая сцена с ней несет особый заряд юмора.
И тем не менее, львиная доля успеха этого фильма, несомненно принадлежит именно Луи де Фюнесу. Ибо каждое его появления на экране — своего рода театральное действо, каждая шутка и реплика в исполнении актера звучит особенно смешно. Всем поклонникам творчества великого комедиографа категорически рекомендую.
8 из 10
-Я буду в темноте свою готовить месть!
В подполье буду я интриги сети плесть.
Я — изгнан!
- Кто ж нанес удар вам?
- Королева!
Но страшен будет час возмездия и гнева!
В мастерстве Жерара Ури, некоронованного короля французской комедии, сомневаться не приходится. Вот и взявшись за пьесу соотечественника, Виктора Гюго, этот режиссер умудрился соорудить нечто превосходящее оригинал как по накалу страстей, так и по юмористической составляющей. Надо сказать, «Рюи Блаз» написан так, что, в зависимости от задумки, его можно экранизовать как комедию или трагедию, но Жерар Ури потрудился так, что в качестве литературного первоисточника начинаешь подозревать Бомарше, а не Гюго!
Луи де Фюнес в роли Салюста — этим уже всё сказано. Эта роль отлично вписывается в его привычное амплуа; кого-кого, а жадного, хитроумного, проворного, деспотичного и мстительного придворного во французской комедии так может сыграть только Фюнес.
- Месье, наши люди очень бедны.
- Это нормально. Бедные должны быть очень бедными, а богатые очень богатыми.
Естественно, такой сборщик налогов безумно популярен в народе. В честь него даже устраивают костюмированные представления, заканчивающиеся традиционным сожжением чучела Салюста. В общем и целом это нисколько не обижает последнего, но когда ему всё же хочется заряда положительных эмоций, он зовет слугу Блаза и приказывает ему: «Льсти мне!». Как правило, результат бывает крайне противоположным задуманному.
- Монсеньор, вы… вы красивы.
- Вы вообще думаете, что говорите?!
- Но я же льщу…
А что же наш главный герой Блаз? Хотя роль писалась под Бурвиля, вследствие его кончины Блазом стал Ив Монтан, которого весьма непривычно видеть в комедии, да еще и в паре с Фюнесом. И всё же получилось настолько хорошо, насколько это вообще возможно без Бурвиля. Блаз Ури несколько флегматичнее книжного, но в наиболее ответственные моменты, напротив, деятельнее и изобретательнее.
В «Мании величия» очень много небольших сюжетных ответвлений и героев (что вкупе с великолепными костюмами и декорациями создает ощущение масштабности ленты), и если говорить о каждом, то в рецензии не хватит места. Всё же упомяну и двух основных женских персонажей: королеву, чья хрупкая красота столь ужасно дисгармонирует с немецкой речью, и ее дуэнью Хуану — «девицу» в преклонных летах с манерами тюремщика и красотой неясыти. Последняя вносит немалый вклад в комедийную составляющую, когда становится ясно, что эта старая дева и сама не прочь пошалить. О, этот зажигательный стриптиз… хорошо хоть, дальше панталон дело не зашло!
А какая музыка! Мишель Польнарефф заставляет вспомнить работы Морриконе в фильмах Серджио Леоне, и, не останавливаясь на вариациях одной заглавной темы, продолжает импровизировать в разных ключах. Благодаря зажигательному саундтреку, многие сцены смотрятся ещё динамичней.
Невероятные заговоры на каждом шагу, реформы нового сборщика налогов Сезара, нити паутины, сплетенной Салюстом, яды, шпаги и визиты в гостиницу под покровом темноты — полный набор, достойный серьезного исторического фильма про королевский двор в XVII веке. Ну, а вкупе с искромётным юмором, «Мания величия» гораздо лучше обычной истории про дворцовые интриги. Золотой фонд французских комедий — по-другому и не скажешь.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мания величия 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Луи Де Фюнес в роли жадного сборщика налогов, обворовывающего короля. Его слугу Рюи Блаза играет Ив Монтан. Разбитной веселый мошенник постоянно издевается над хозяином и строит ему козни. Так он использует неописуемую алчность и жажду лести человека, считающего, что «бедные должны быть бедными, а богатые должны стать еще богаче», и подбивает Де Фюнеса соблазнить испанскую королеву, на которую сам положил глаз…
Мания величия / La folie des grandeurs 1971, Германия, исторический, комедия